Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 9 глава
— Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю на вопрос какой? и поэтому могу быть ещё и определением, ведь слово дом — предмет, а не действие. — Вот загвоздка, — проговорил Синтаксис. — Это и определение, и обстоятельство вместе? Выбор стула зависит от вас. Какой зададите вопрос, такой и выбирайте стул. Дополнение или определение: мысль о поездке — о чём? какая? Дополнение или обстоятельство: оповестить через газету — через что? как? Определение или обстоятельство: дом у дороги — какой? где? ½ Упр. 129 Какими членами предложения являются выделенные наречия? Запиши на строке. Ищи подсказку. 1. Справа и слева громоздились утёсы. 10. На завтрак поданы яйца вкрутую. ¾ Подскажу: наречия могут быть сказуемыми, определениями и обстоятельствами. ½ Упр. 130 Выбери правильный ответ и обведи его кружком. Подчеркни второстепенный член предложения, о котором идёт речь. Ищи подсказку.
1. Предложение, в котором есть определение, выраженное существительным: а) Я видел озеро в огне, собаку в брюках на коне… Из зарубежного фольклора б) Ведь был полнёхонький горшок? 2. Предложение, в котором есть дополнение в винительном падеже: а) Собака кусается. 3. Предложение, в котором есть обстоятельство, выраженное существительным с предлогом: а) Иду вперёд. 4. Предложение, в котором есть обстоятельство, выраженное наречием: а) Не мог зарыться он в песке. 5. Предложение, в котором есть обстоятельство, отвечающее на вопрос где?: а) Котлета, представьте, всплеснула руками: «Ах, как же я счастлива встретиться с вами». 6. Нераспространённое предложение: а) Встретились Бяка и Бука. б) И сразу куда-то исчезла котлета. Б. Заходер §25. Словосочетание ¿ Представь: идут двое — мама Собака и маленький Пёсик, идут и держатся за лапы. Так можно изобразить простое словосочетание, которое состоит из двух знаменательных слов: видеть собак. В словосочетании есть главное слово (мама Собака), ему подчиняется зависимое (Пёсик). Эти слова соединены между собой по смыслу (родственники) и грамматически (мама Собака держит сына за лапу). ½ Упр. 131 Составь словосочетания из данных слов: внимательно, высокий, слушать, узкий, дерево, платье. Все ли словосочетания возможны? Почему нельзя сказать узкое дерево, высокое платье?
½ Упр. 132 Поставь слова, стоящие в скобках в нужную форму, подобрав, если нужно, подходящие для этого предлоги. Ищи подсказку. Отношение (кот) ¾ Давай опять поиграем! На каждом столе в первом ряду — лист. Сидящие за партой записывают на своём листе понравившееся имя существительное и передают лист в средний ряд. Здесь к существительному подбирается прилагательное. Третий ряд конструирует предложение. 1. кот; 2. сиамский кот; 3. Сиамский кот весело смотрел на мышь. Что такое словосочетание?
¿ Давай прочитаем словосочетания, которые составляли ученики, сидящие на среднем ряду. Какое слово главное, какое зависимое в словосочетании сиамский кот? ½ Упр. 133 Выпиши все возможные словосочетания из предложения. На крыльце дома сидел и дружелюбно поглядывал на прохожих большой лохматый щенок. ¼ Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
½ Упр. 134 Найди и выпиши спрятанные в словах песни словосочетания. В чудетство откроешь окошки. М. Яснов ½ Упр. 135 Выпиши из текста словосочетания. Сколько их получилось? Конечно, ты догадался, что это шуточное стихотворение и такие словосочетания не всегда возможны. За какие за грехи а котёнок в ту минуту загнал ватрушку под буфет... Н. Горбачёва
§26. Разбор словосочетаний ¿ Проведём взаимоопрос. Расскажи соседу по парте, а затем запиши, что такое словосочетания и какими они бывают. Является ли словосочетанием грамматическая основа? Как различить главное и зависимое слово? Примеры возьми из домашней работы. ¾ Знаешь ли ты, как разбирать словосочетания?
½ Упр. 136 Отгадай загадки, затем выпиши словосочетания глагол + существительное. Ищи подсказку. 1) Красный петушок по жёрдочке бежит. 2) Около прорубки сидят белые голубки. 3) В тесной избушке ткут холсты старушки. 4) В болоте плачет, а из болота нейдёт. 5) Сидит баба на грядках вся в заплатках. Кто ни взглянет, тот заплачет. ½ Упр. 137 Вставь пропущенные буквы, вспомни правила. Выпиши пять словосочетаний глагол+существительное. Я шёл зимою вдоль ? болота Я побежал скорее к ? речк, И долго я стоял у ? речк, Д. Хармс ½ Упр. 138 Укажи в словосочетаниях главные слова. Составь с ними связный текст и запиши. Вдумчивый пёс, мой пёс, прибежал ко мне, громко лаял, выполнил команду, виляющий хвост, услышал сразу, по первому приказу, рассказ о собаке, ветер в голове. ½ Упр. 139 Нарисуй Кота, придумай для него наряд и раскрась его в разные цвета. Составь и запиши двадцать словосочетаний разного типа: 1. существительное + прилагательное; 2. глагол + существительное; 3. существительное + существительное; 4. глагол + наречие. Придумай предложение со всеми этими словосочетаниями.
§27. Подчинительные и сочинительные словосочетания ¿ Теперь, когда ты легко находишь в предложении словосочетания, можешь обнаружить слова-командиры и слова-подчинённые, самое время раскрыть секрет: такие словосочетания называются подчинительными, ибо одно слово в них всегда подчиняется другому. ¾ Лучше бы ты начал не с этого, дорогой Пёсик. Ты бы объяснил нашему другу, что все словосочетания делятся на две большие группы: подчинительные и сочинительные (помни, сочинительные — не от слова сочинять!). ¼ Сочинительные — означает равноправные, в которых слова не зависят друг от друга. ½ Упр. 140 Найди два вида словосочетаний — подчинительные и сочинительные. Выпиши по 5 примеров в соответствующие колонки. Укажи все части речи в 4-м предложении. Зачеркни ненужные буквы. Вспомни и запиши имя автора сказки. 1) Это будет уд(е,и)вительный д(е,и)ревянный человечек: я научу его пл(е,я)сать, фехтовать и кувыркаться в ? воздухе. 2) Затем Джеппетто взял шальное полено под ? мышку и отправился д(а,о)мой. 3) Сначала мастер сделал ему волосы, потом ло(б,п) и наконец гл(а,о)за. 4) Пиноккио быстро и вес(е,и)ло прыгал через ? холмы, густой и колючий кустарник и канавы с ? в(а,о)дой. 5) Мой отец и Говорящий Сверчок были правы.
¿ Я уже чувствую, что без меня тебе не справиться, поэтому будь внимателен. Сочинительные словосочетания — это не грамматическая основа предложения, то есть не подлежащее и сказуемое, а то, что ты знаешь со второго класса: однородные члены предложения. И они могут быть разными: и однородными подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и определениями, и обстоятельствами. Постарайся найти их в каждом предложении о деревянном человечке Пиноккио. ¾ Пёсик, не забудь сказать о том, что подчинительные словосочетания легче всего найти, отталкиваясь от грамматической основы; сначала словосочетания подлежащего с зависимыми словами, а затем — сказуемого с зависимыми словами. При этом однородные члены — сочинительные словосочетания — могут входить в подчинительные по очереди:
¿ Подумай, согласен ли ты, что для нормального существования словосочетаний необходимы три условия?
½ Упр. 141 Расположи эти слова, соединив их в словосочетания и предложения, — и обнаружишь знакомую считалочку. Ищи подсказку. честных, крыльце, царевич, и, говори, сидели, добрых, портной, ты, кто, златом, король, такой, сапожник, На, царь, поскорей, не задерживай, королевич, людей. ½ Упр. 142 Найди словосочетания. 1. Существительное + прилагательное: а) едем направо; г) помощь друга; 2. Существительное + существительное: а) беседуем за столом; г) на вершине ели; 3. Глагол + существительное: а) объясняем пример; б) вырос гриб; в) поздним вечером; г) растаяли снега; 4. Глагол + наречие: а) на весёлом карнавале; г) прибежал мальчик; ½ Упр. 143 Выпиши из текста сначала все сочинительные словосочетания, а затем по одному примеру подчинительных разных типов (подсказка в предыдущем упражнении). Акула Раз огромная акула Мы глазам своим не верим, У акулы сто зубов, Только гостье нашей вскоре С. Погоняев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|