Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 11 глава
½ Упр. 157 Расставь в предложениях знаки препинания, выдели вводные слова и предложения. 1) На мой взгляд внешность этого человека удивительно соответствовала его специальности. 2) Ей надо было передать очень важное и наверное невесёлое письмо. 3) Моя душа я помню с детских лет чудесного искала. 4) Предусмотрительный командир ещё до приезда разведки приехала она ночью выставил усиленную охрану. ½ Упр. 158 Найди вводные слова. Обрати внимание на их место в предложениях. Расставь знаки препинания и в конце предложений, укажи, какие они и сколько их. Ищи подсказку. 1. Одну простую сказку Э. Успенский 2. И вот однажды поутру Е. Благинина 3. На этот раз А иногда Р. Сеф 4. Наверно у старушек Э. Мошковская §31. Сложное предложение. Бессоюзные и союзные предложения ¿ Давай-ка поработаем со значением нового термина. Итак, что это такое — сложное предложение? ¾ Я подскажу. Сложное — значит не простое. ¿ Совершенно верно. Тогда уж напомни, а что такое простое предложение? ¾ Это знает каждый. В простом предложении, как в домике, живут подлежащее и сказуемое, его грамматическая основа. ¿ Правильно, а сложное предложение — это не только не простое, а несколько (два и больше) простых, то есть две (или больше) грамматические основы.
Представь себе, как советует В. Бурмако, несколько домиков. Как можно объединить их в один большой дом? Ведь сложное предложение не просто включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое. Вот сложное предложение: Как петух в печи пироги печёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, В этом большом (очень сложном!) предложении есть общая «крыша» — интонационная и смысловая законченность. Сколько в нём грамматических основ (считай: простых предложений)? Выпиши их. Вот ещё пример: Тигры сильны числом, а люди — единством. Здесь общая не только «крыша» (интонационная и смысловая законченность), но и «стены» — общий член предложения — сказуемое сильны, поэтому оно не повторяется, вместо него стоит тире. Сложное предложение богаче объединившихся в него простых. Перед тобой предложение: Записка была на немецком языке. Сержант не понял её. Кроме того, что написано, ничего извлечь нельзя. Фантазии и предположения не в счет. Читаем сложное предложение: Записка была на немецком языке, и сержант не понял её. Мы дополнительно узнаем, что сержант не знал немецкого языка, хотя прямо об этом не говорится.
Переменим союз: Записка была на немецком языке, но сержант не понял её. Это дает новые сведения: сержант знал немецкий язык. И, наконец, ещё раз переменим союз: Хотя записка была на немецком языке, сержант не понял её. Дополнительный смысл: сержант должен был понять эту записку. Эти дополнительные сведения появились потому, что части сложного предложения вступают в разные отношения друг с другом. А происходит это оттого, что соединение частей рождает новое качество. ¾ Остановись, Пёс. Ученику пора самому немного потрудиться. ½ Упр. 159 Прочти отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. Сосчитай, сколько всего в трёх сложных предложениях простых, подчеркни грамматические основы как положено. У моря Солнце яркое блестит, Мы от горлышка до ног ¿ Посмотри на стихотворение, и ты увидишь, что все сложные предложения (они встречались тебе в каждой строфе) состоят из простых, а эти простые соединены разными способами: с помощью союза или без помощи союза. ½ Упр. 160 В каждом предложении подчеркни союз, если он есть, или знак препинания, если союза нет. Ищи подсказку. 1. Коль хотите, чтобы вас Из зарубежного фольклора 2. Старый заяц сенокосит, Из русского фольклора. 3. До зари, до зари В. Соловьёва 4. Если мальчик конопат, 5. Если бы я был девчонкой, Э. Успенский 6. Носит Сеня в сани сено, Из русского фольклора 7. Чтоб моряк держался стойко, В. Погоняев Внимание! Перед тобой три типа предложений, и не простых, а сложных: сложносочинённое, бессоюзное, сложноподчинённое. ¾ Не пугайся сразу. Найди сначала то, что попроще. Думаю, бессоюзное проще: нет никакого союза, только знаки препинания. Они могут быть разные: и запятая, и точка с запятой, и двоеточие, и тире. Предложение хоть и бессоюзное, но разборчивое: любит разнообразие, капризничает. Да это и понятно: союзов нет, надо себя как-то выделить, приодеть.
А теперь вспомни тему «Словосочетание». Совсем недавно мы говорили о том, что словосочетания бывают сочинительными и подчинительными. Как тебе известно, сочинительные состоят из независимых слов, а в подчинительных обязательно есть главное слово. Так и предложения: сложносочинённые состоят из независимых частей (часто их можно поменять местами), у них простые союзы: а, и, но, да, или. А сложноподчинённые — иные: в них одно предложение зависит от другого, а зависимое — подчинённое — как бы отгораживается от своего «начальника» союзом, чтоб не очень командовал. А союзов-то здесь! Тьма! Самые разные: что, когда, потому что, если, хотя — и многие другие. Подчинённость легко обнаружить и в том, что друг без друга предложениям не обойтись: крепко связаны. ¿ Кот, а я могу хоть словечко вставить? ¾ Объяви поэтическую загадочную паузу! ½ Упр. 161 Отгадай загадки, подчеркни союзы. В конце каждого стихотворения оставлено место для отгадки и цифры. Выбери нужную из четырёх цифр, зная, что 1 обозначает сложносочинённое предложение, 2 — сложноподчинённое, 3 — бессоюзное, 4 — простое. Если не сумеешь выполнить упражнение самостоятельно, ищи подсказку. а) Теремок ползёт, б) Лежит — молчит, в) Махнула птица крылом, г) Жёлтый Антошка д) Не видит, е) Хожу-брожу не по лесам,
ж) Шумит он в поле и в саду, з) Друг на друга мы похожи. и) Я конём рогатым правлю. к) Два братца ½ Упр. 162 Из любого текста выпиши по два сложных предложения разных типов: два сложносочинённых, два сложноподчинённых, два бессоюзных. ½ Упр. 163 Напиши текст для нашего Сборника Удивительных Диктантов. В этом тексте должны встретиться сложные предложения разных типов.
Вопрос «на засыпку» Озаглавь стихотворение. Сколько в нём пунктограмм? Объясни, что означают выделенные сочетания слов. Всё мне в жизни непонятно. Почему бушует пламень? Совершенно непонятно, Почему ругает мама Почему короче прямо, А на чём лежит в болоте Почему бушует море? То и это неизвестно, Н. Горбачёва §32. Прямая речь. Диалог ¿ Сначала мы поиграем и от души повеселимся. Я нашёл для тебя предложения, в которых знаки препинания поставлены кое-как. Эта путаница совершенно изменяет смысл. ½ Упр. 164 Твоя задача — восстановить справедливость, то есть правильность пунктуации и смысла. 1) В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней, кур. 2) Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо. 3) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. 4) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. 5) — Все ли здесь? — Нет, здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя ещё не пришли. Н. Александрович 6) Мы долго молча отступали. О, русские штыки!» М. Лермонтов ¾ Как только ты правильно расставишь знаки препинания, комический смысл исчезнет. ¿ Прочти стихотворение Н. Горбачёвой. Подчеркни прямую речь. Горевала мама: это очень неприятно». Согласился папа: «Да! «Больно вы речистые! ¾ Обрати внимание: прямая речь всегда состоит из двух частей. ¿ Сегодня мы познакомимся с двумя способами передачи прямой речи. Вообще-то этих способов много, но пока мы будем говорить только о прямой речи и диалоге. Начнём с прямой речи. Две части, о которых говорил Кот, это сама прямая речь и слова автора. Обозначим их соответственно П и А. Таким образом, три подчёркнутые тобой предложения схематично выглядят так: «П?» — а. ¾ Запоминай правила. Правило первое.
Правило второе. ¼ Прямая речь всегда начинается с большой буквы, где бы ни стояла. Правило третье. ¼ Прямая речь всегда заключается в кавычки. Правило четвёртое. ¼ Если прямая речь стоит перед словами автора, после неё ставится тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. Правило пятое. ¼ После прямой речи перед словами автора могут стоять вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, в зависимости от интонации. ½ Упр. 165 Расставь знаки препинания. Если будут затруднения, несколько раз прочти предложения вслух. Составь схему каждого предложения, обозначая П и А (прямую речь и слова автора). А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса. Уходи пожалуйста я совсем не хочу с тобой разговаривать ответила Серая Шейка. Мальчишки бежали следом, крича без устали Маленький Мук Маленький Мук. Я слыхал что ты издевался над добрейшим Муком сказал отец очень грозным тоном. Старушонка из окна закричала нараспев Сюда поспела всем еда стол давно уже накрыт кто придёт тот будет сыт соседи все сюда поспела вам еда! ½ Упр. 166 Составь текст для Сборника Удивительных Диктантов. В диктанте должно быть четыре-пять предложений с прямой речью разного типа. ¿ Следующий способ передачи речи — диалог. Он отличается от прямой речи тем, что каждая реплика говорящего пишется с новой строки (реплика может содержать одно или несколько предложений). Поскольку диалог часто не включает слов автора, то после реплики одного из собеседников следует ответ другого. Поэтому надо мысленно разделить весь диалог на части, хорошо разобраться в вопросах и ответах, чтобы знать, кто и что говорит, — иначе напутаешь в знаках препинания и не поймёшь смысла разговора. Каждое обращение (реплику) пишем с новой строки и перед ней ставим тире. Вот примеры: 1. — Медведя поймал! — Веди сюда!
2. — Федул, что губы надул? — Да кафтан прожёг. ¾ Когда ты слышишь или читаешь диалог, сначала реши, сколько говорящих. Обычно их двое. В первом примере — это человек, «поймавший» медведя, и любопытный. Во втором — Федул и его собеседник, сочувствующий. ¿ Сосчитай количество говорящих и расставь в диалогах знаки препинания. 1. Чего ищешь? Да рукавицы. 2. Чего везёшь? Сено. ½ Упр. 167 Расставь знаки препинания в стихотворении Н. Горбачёвой «Прерванная речь». Первую строфу оформи как прямую речь, вторую — как диалог. Говорила в классе Зойка
И девчонкам и мальчишкам ½ Упр. 168 В диалоге А. Шибаева «Забыл» расставь знаки препинания. Федя сбегай к тете Оле Ох, и долог Федин час. Ну, явился наконец. А потом? А потом? А потом? А потом? Щуку? ½ Упр. 169 Составь диалоги, состоящие из двух реплик. — — — — ½ Упр. 170 Перед тобой английская считалочка. В этом тексте отсутствуют абзацы и — частично — знаки препинания. Прочти, перепиши, сделав абзацы и расставив знаки препинания. Можно войти сэр? Нет сэр. Отчего сэр? Я простужен сэр. Где вы простудились сэр? На Северном полюсе сэр. А что вы там делали сэр? Ловил медведей сэр. И много поймали сэр? Одного двух трёх четырёх сэр. ½ Упр. 171 Прочитай шуточные диалоги из русского фольклора, расставь знаки препинания. 1. Где ты брат Иван? 2. Ты пирог съел? 3. Лень отвори дверь сгоришь! ½ Упр. 172 Сочини диалог, в котором было бы не менее 8 реплик, для Сборника Удивительных Диктантов. ¿ И снова — испытание. Проверь себя! Контрольная работа по теме I. Найди и укажи правильный вариант ответа, расставив или исправив, если нужно, знаки препинания. 1. Словосочетание: 1) Винни-Пух понял; 2) для работы; 3) мой медвежонок; 4) столпились вокруг него. 2. Простое предложение: 1) Громко вскрикнула.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|