Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 3 глава
½ Упр. 35 Вставь в слова пропущенные буквы. Выбери пять любых слов и составь небольшой фантастический рассказ для Сборника Удивительных Диктантов. Сезжать, обединиться, бётся, исчез, зверё, шю, степю, вются, исполнял, булон, дверю.
½ Упр. 36 Вставь пропущенные буквы. Выпиши в две колонки слова с Ъ и Ь. Изездил, вюга, подезд, бёт, вётся, обяснение, сёмка, шёт, пёт, обявление, барер, подём.
¿ Дорогой пятиклассник! По-моему мы с тобой достаточно долго бороздили орфографические моря и океаны, продирались сквозь чащи ошибок, не боялись встречаться лицом к лицу с полчищами орфограмм. Не хочешь ли ты ещё раз почувствовать себя победителем? Перед тобой — новая высота. ¾ Подсказки, как обычно, в конце книги. Контрольная работа по теме «Орфография» I. Найди и укажи правильные варианты ответа. 1. Буква А в корне:
1) рбота; 2) отпрвляться; 3) кртина; 4) ткрыл; 5) плевой; 6) ухдите; 7) прситель; 8) захтела; 9) тварищ; 10) подри.
2. Буква Е в корне:
1) встрчает; 2) дление; 3) бздонный; 4) свдетель; 5) фналист; 6) чслительное; 7) прлагательное; 8) древья; 9) срдитый; 10) шрина.
3. Ъ в словах:
1) бётся; 2) необятный; 3) вются; 4) сёмка; 5) счасте; 6) булон; 7) речю; 8) подезд; 9) разярённый; 10) выпю.
4. Ь в словах:
1) печю; 2) обём; 3) семя; 4) изявление; 5) сезд;
6) коля; 7) отявленный; 8) седобный; 9) лётся; 10) сёжился. II. Выбери правильный вариант объяснения написания слов. Исправь, где нужно, ошибки. 1. Я написал «молодьба», потому что... а) это словарное слово и его написание надо запомнить; б) согласный в корне можно проверить словом молодой; в) согласный в корне можно проверить словом молотить.
2. Я написал «шитьё», потому что... а) безударный гласный в корне можно проверить словом шить; б) нужно написать И, так как это орфограмма «буквы И, А, У после шипящих»; в) в этом случае нужно писать так, как слышишь: шытьё. 3. Я написал «лестный», потому что... а) написание можно проверить с помощью слова лестница; б) написание можно проверить с помощью слова лесть; в) написание можно проверить с помощью слова леса. 4. Я написал «объявление», потому что... а) после приставки на согласный перед корнем, начинающимся c Е, Ё, Ю, Я, следует писать Ъ; б) в корне слова следует писать Ъ; в) это словарное слово, его написание следует запомнить. 5. Я написал «вьюга», потому что... а) в корне слова следует писать Ь; б) после приставки на согласный перед корнем, начинающимся c Е, Ё, Ю, Я, следует писать Ь; в) это словарное слово, его написание следует запомнить. III. Пронумеруй орфограммы в тексте. Зачеркни ненужные буквы, выбери правильный вариант написания. 1 — безударные гласные в корне, проверяемые ударением 2 — непроверяемые безударные гласные в корне 3 — буквы И, А, У после шипящих 4 — разделительный Ь 5 — Ь на конце существительных третьего склонения 6 — непроизносимые согласные 7 — проверяемые согласные на конце слов Ж(и,ы)л я в г(а,о)рах один. П(а,о)латку поставил в л(е,и)сном ущел(ь,—)е. Называлось ущел(ь,—)е «Чёртова щел(ь,—)». Была в(е,и)сна. Со(л,—)нце нагрело воздух. Сне(г,к) сошёл. Выгл(е,и,я)нул я из п(а,о)латки — а на дв(а,о)ре ноч(ь,—) глухая! Лес тихий, наст(а,о)роженный, чёрный. Тучи з(е,и)лёные прямо по в(е,и)рш(и,ы)нам елей в(а,о)лочатся: клубятся, п(а,о)лзут, ш(е,и)велятся. А что св(е,и)тло — то от луны. Луна в тучах, как золотая рыба в з(е,и)лёных в(а,о)лнах, ныряет. Тиш(и,ы)на. Холодина. По Н. Сладкову Грамматика. Морфология §7. Части речи ¾ Мы прибываем в государство Морфология, в котором будем гостить почти три года. В этой стране много крупных городов — частей речи, которые ты легко вспомнишь и перечислишь. Главное — ещё раз повторить, что изучает Морфология. Запиши сам.
¿ Вспомни, что же это такое — части речи? Какие ты знаешь части речи? Чем они отличаются друг от друга? Тебе поможет стихотворение Н. Горбачёвой. Какие части речи не названы? Грамматика двоечника Существительным ученье надо очень дорожить, потому что, к сожаленью, есть такой глагол учить. Нынче я (местоименье) схватил числительное два. Обозначу настроенье лишь наречием едва. Не помогут мне частицы не тужить и ни за что не дожить до единицы (у меня и так их сто!). Мой дневник откроет мама (междометия: ой, ай!) Мама, что ж ты так упряма? Трусишь — так не открывай. Я ведь, мама, не нарочно. И устал я, и продрог. Надо нам обедать — срочно. Ну, пойдём к столу (предлог). — Папа дурь твою подлечит, — мама сердится, — ремнём! Повторяйте части речи Утром, вечером и днём! ¾ Сейчас ты получишь невероятное задание! Тебе придётся «перевести» с зазеркального языка текст, позаимствованный из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». ½ Упр. 37 Надпиши, какими частями речи являются «зазеркальные» слова. Ищи подсказку. Бармаглот Варкалось. Хливкие шорьки О, Бойся Бармаглота, сын! Но взял он меч, и взял он щит, Он встал под дерево и ждёт, Летит ужасный Бармаглот О светозарный мальчик мой! Варкалось. Хливкие шорьки перевод Д. Орловской. ¾ Как ты догадался?
Согласись, нам понятно грамматическое значение этих слов, делающее их узнаваемыми. Возьмем одно «зазеркальное» слово — хрюкотали. Какая это часть речи? А если я скажу: хрюки, хрюками, хрюков — на какую часть речи это похоже? А если хрюкотный, хрюкотливый? Хрюкотно? Мы не можем точно понять смысл корня, то есть лексическое значение слова, но грамматическое значение нам открыто. ½ Упр. 38 Прочти текст русской сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Вставь пропущенные буквы, укажи известные тебе части речи. …Жли-были пузырь, соломинка и лапоть. Пшли они как-то в лес дрова рубить, дшли до реки, не ? знают, как через реку прейти. Лапоть говорит пузырю: — Пузырь, давай на тебе преплывем? — Нет, лапоть, пусть лучше соломинка претянется с ? берега на ? берег, а мы прейдём по ? ней. Соломинка претянулась; лапоть пшёл по ? ней, она и преломилась. Лапоть упал в ? воду, а пузырь хохотал, хохотал — да и лопнул! ¿ Вот так друзья! Даже жалеть их не хочется, хоть и попали они в беду. ½ Упр. 39 Найди правильный вариант ответа и обведи его кружком. Ищи подсказку. 1. Глагол: а) сделка; 2. Прилагательное: а) горничная; 3. Числительное: а) двойка; 4. Наречие: а) вдвоём; 5. Местоимение: а) мой; 6. Существительное: а) ты; ¾ Мы оставляем тебе место, нарисуй и раскрась рисунок: мы с Пёсиком обсуждаем важную тему, которую предстоит объяснить. ¿ Я начну. Слушай же внимательно. Все части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные. В государстве Морфология крупнейшими городами являются Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Глагол, Местоимение, Наречие — самостоятельные части речи. Они независимы, имеют своё «лицо», свои особенности (морфологические признаки). А главное, каждый город может быть почётным членом предложения другого государства Объединённого Королевства Грамматика — Синтаксиса. Запоминай, всё это нужно тебе для составления карты.
Другие же части речи, служебные — Предлог, Союз, Частица, — на этой карте выглядят узлами связи. Они во всём подчиняются городам и выполняют их прихоти, соединяя их между собой, придавая им новые оттенки значения. ¾ Самостоятельные части речи — это слова-этикетки, они говорят обо всём, что есть в мире. Служебные же обслуживают их, организуя связную речь, состоящую из предложений. Служебные высокого мнения о себе, они как бы говорят самостоятельным: «Хотели бы мы посмотреть, как бы вы без нас обошлись! Без нас далеко не уедёшь!» §8. Имя существительное ¿ Допиши необходимую информацию. ¼ Имя существительное — часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы. ½ Упр. 40 Прочитай сказку, впиши названия падежей в нужное место. Сказка о падежах Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его. Родился — и стал. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его называли. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал. Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь. Л. Воробьёва ½ Упр. 41 Отгадай загадку. Подчеркни все имена существительные. Вспомни, какие ты знаешь склонения. Над каждым существительным укажи его склонение. Все ли склонения представлены? Приведи свои примеры. Ищи подсказку. Мудрец в нём видел мудреца, Овцу в нём видела овца, К. Чуковский ½ Упр. 42 Прочитай стихотворение. Выпиши в три колонки имена существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений. Какие из слов не попадут ни в одну из колонок и почему? Укажи, какими частями речи являются омонимичные слова и формы слов. Ищи подсказку. Ходит горюшко-напасть, ищет, на кого напасть. Посмотри на эту пасть! Убралось бы лучше с глаз, а не то напустит сглаз! Нет для горюшек оков, вот ведь нрав у них каков! Чтобы горюшко не мыкать, лучше горюшку не тыкать. С горем встретиться — морока, лучше убежать... в Марокко. Или скрыться в Дании от с горюшком свидания! Н. Горбачёва
¿ Впиши вопросы, соответствующие каждому падежу: именительный — Информация к размышлению В современном русском языке 6 падежей, однако в разных языках их может быть разное количество. В финском, например, 15 падежей, а в венгерском — 22. А. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей. Реально это число колеблется от нуля (в китайском) до 52 (в табасаранском — одном из языков Дагестана). ½ Упр. 43 Перед тобой — отрывок из сказочного текста. Какого? Выпиши имена существительные, укажи их падеж. Сколько их получилось? Какой падеж не представлен в тексте? Поддержи его, приведи свои примеры. Ищи подсказку. Однажды по пустыне шёл большой караван. На беспредельной равнине, г де видишь только небо да песок, издалек а уже слышались колокольчики верблюдов и серебристые бубенцы лошадей; густое облако пыли, предшествовавшее ему, возвещало о его приближении, а когда порыв ветра рассеивал облако, блеск ор у жия и пестрота одежд слепили глаза. ¾ Без меня тебе не обойтись, дружок. Это только начало известной сказки «Кали ф -аист» знаменитого немецкого писателя, чьё имя ты узнаешь, соединив выделенные буквы. ½ Упр. 44 Вставь пропущенные буквы. Выпиши сначала имена существительные (по типам склонения), затем другие части речи, объясни правописание Ь после шипящих. Ищи подсказку. 1. — Ты возьмёш меня на пляж? — Что ты мне за это даш? — Очини мне карандаш! — Алик, дедушке поможеш 2. — Здравствуй, — Ёж сказал Чижу. — Здравствуй, — Чиж сказал Ёжу. — Где ты был, приятель Чиж? — Это лож! — воскликнул Ёж. В. Лифшиц ½ Упр. 45 Вставь Ь, если это необходимо, и выпиши по одному слову каждой части речи. Укажи склонение имён существительных, оканчивающихся на шипящую. Знак интересный — мягкий знак. или мяч, и малыш, а это — рож. и эту тиш. Н. Горбачёва ½ Упр. 46 Объясни правописание существительных с основой на шипящий. Допиши недостающие слова. Не шумит в реке камыш, В этот час такая тиш! И. Демьянов Темноту замкнув на ключ, Г. Белозёров
½ Упр. 47 Придумай грамматическую сказку на тему «Как ведёт себя Ь после шипящих на конце существительных» или составь текст для Сборника Удивительных Диктантов. ¾ Подсказка для следующего правила — окончания имён существительных. Правда, ею может воспользоваться только тот, кто разгадает тайну молчащей таблицы. ½ Упр. 48 Заполни молчащую таблицу, заставь её говорить, озаглавь.
¿ Итак, ты уже понял, что окончания имён существительных в различных падежах зависят от склонения. Запомни волшебные слова — они помогут тебе написать правильно окончание любого имени существительного: для первого склонения — рука, ½ Упр. 49 Вместо имён существительных подставь одно из волшебных слов, но так, чтобы их склонения совпадали. Ненужную букву зачеркни. На речк было много ребят: одни сидели на травк Например: на речке (на руке), на сердце (на плече). ½ Упр. 50 Пользуясь волшебными словами, вставь пропущенные буквы. Рассказать о выставк, побывать в башн крепост, бродить по отмел, играть на роял, спорить о геро книг, на будущей недел, играть в зелен деревьев. ½ Упр. 51 Обведи кружком нужный вариант ответа. Ищи подсказку. 1. Окончание имени существительного – е: а) в алле; 2. Окончание имени существительного – и: а) о счасть; 3. Имя существительное 1-го склонения: а) дочерью; 4. Имя существительное 2-го склонения: а) с дерева; 5. Имя существительное 3-го склонения: а) в лесу; ½ Упр. 52 Составь словесный портрет имени существительного, нарисуй его костюм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|