Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 7 глава
Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. Слова связаны в предложения по смыслу, грамматически и интонационно. В. Бурмако ¾ Подумай, почему люди понимают или не понимают друг друга? Перед тобой одинаковое количество слов, почему же первый пример совсем не ясен, а второй — ясен совершенно? 1. Кристофера Робина, папа жил и других. английский писатель от Чудесного Леса, поблизости где приключения ослика Иа-Иа Алан Милн, происходили Винни-Пуха, где-то Пятачка, 2. Папа Кристофера Робина, английский писатель Алан Милн, жил где-то поблизости от Чудесного Леса, где происходили приключения Вини-Пуха, Пятачка, ослика Иа-Иа и других. Достаточно ли знать смысл каждого слова в отдельности, чтобы понять всё целиком?
Нужно ли уметь связывать слова в единое целое?
Как называется целое, связывающее между собой слова и выражающее наши мысли и чувства?
½ Упр. 97 Собери слова в предложения, как собирают рассыпанные бусинки. Ищи подсказку. 1. Любил, свете, больше, Айболит, зверей, доктор, всего, на.
2. По-звериному, доктор, научился, давно, говорить, уже. 3. Всё, доктору, каждым, приходило, с, зверей, к, и, днём, больше, птиц. 4. Без, вороны, даже, очков, вылетали, гнезда, старые, не, из. По К. Чуковскому ½ Упр. 98 Помня о том, что предложение — это связанные между собою по смыслу и грамматически слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, раздели предложения знаками препинания — точками. В реке там рыба на бугре
нарядная там кукла в клетке А. Арсирий ½ Упр. 99 Попробуй найти в этом перечне словосочетания и предложения. Чем они отличаются? Подчеркни словосочетания одной чертой, а каждое простое предложение волнистой линией. Отгадай, из каких сказок пришли герои. Ищи подсказку. 1) Алиса так и сияла от радости, уверенная, что она теперь свободно может выйти в заветный сад. 2) Белый Кролик. 3) Я опаздываю! 4) Маленький принц поднялся на высокую гору. 5) Поклонился фонарщику. 6) Лис очень удивился. 7) Майкл вдруг понял, что невозможно смотреть на Мэри Поппинс и не слушаться. 8) Совершенно очарованный. 9) В Вишнёвом переулке. 10) Чиполлино призадумался. 11) Вслед за профессором Грушей явился огородник Лук Порей. ¾ Внимание, подсказка! Выполни ряд действий, пользуясь командами инструкции.
½ Упр. 100 Выпиши пять словосочетаний из следующего текста. В предложениях подчеркни грамматическую основу. Очень скоро я лучше узнал этот цветок. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесённого неведомо откуда. Вдруг на кустике раскрылся бутон. И вот однажды утром лепестки раскрылись. Антуан де Сент-Экзюпери
§18. Виды предложений по цели высказывания ¿ Прочти текст. О чём в нём говорится? Чудесные знаки Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идёт распродажа. По просьбе Гюго секретарь послал издателю записку, в которой вверху стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал: «!». Ты видишь, что знаки препинания, даже в одиночку, несут огромную смысловую нагрузку. ¾ Что же означают знаки препинания в конце предложения? Допиши. Точка ставится в конце предложения, в котором ¿ Знаешь ли ты о том, что все предложения по цели высказывания можно разделить на три группы: повествовательные, вопросительные, побудительные? И если с двумя первыми всё ясно, то что такое побудительные предложения? ¾ Я подскажу! Побудить — склонить к какому-либо действию. Побудительный — побуждающий действовать.
½ Упр. 101 Подчеркни прямой чертой вопросительные предложения, волнистой — побудительные. Ищи подсказку. Семья Трезора Сынок Полкашка пустую тарелку. чтобы деток поднять? Может, дать объявление, Приходите, гости, Н. Горбачёва А теперь прочитай вслух сначала вопросительные, потом побудительные предложения. У нас остались неподчёркнутыми повествовательные. Сколько их? ½ Упр. 102 Перед тобой — три стихотворения. Каждое из них состоит в основном из одинаковых по цели высказывания предложений. Тебе нужно рядом с заглавием написать название каждого вида. Найди и укажи предложения, не соответствующие своей группе. Какие они? Чудесный сон Интересен мой рассказ. Орфограмму учит кот. Не соврал вам ни на грош, У меня возник вопрос У меня возник вопрос: Чем питается енот? О воспитании Принесите мне напиться! Ну, скорей кладите спать!
½ Упр. 103 Придумай по три повествовательных, вопросительных и побудительных предложения. Тему выбери сам. Приготовься к тому, чтобы со своими предложениями участвовать в викторине. §19. Виды предложений по интонации ¿ Почему ты сегодня опоздал на урок? Где тряпка, чтобы стереть с доски? Кто сегодня дежурит по классу? Сколько времени ты будешь разговаривать и мешать всем? ¾ Моя очередь. Я задаю такие же вопросы, только очень громко и резко. Почему ты опоздал на урок? Где тряпка, чтобы стереть с доски? Кто дежурит по классу? Сколько времени ты будешь разговаривать и мешать всем? Чем мои вопросы отличаются от вопросов Пса? Правильно, я произнес их с другой интонацией. Как это можно отразить графически? Какой знак препинания нужен для передачи этой интонации? Правильно, ! ¿ Ты должен запомнить, что все предложения делятся по интонации на восклицательные и невосклицательные. Мои вопросы были какими? ½ Упр. 104 Озаглавь текст. О чём идет речь? Ребята! В предложениях Где я, там предложения ½ Упр. 105 Поставь вместо многоточий нужные знаки препинания в конце предложений. Подчеркни повествовательные предложения одной чертой, вопросительные — волнистой линией. Посчитай, сколько получилось восклицательных предложений. Ищи подсказку. Старый чердак Ах, чердак, таинственный чердак… Возле стен — коробки да кули, Это чьи следы на потолке… По В. Соловьёвой ½ Упр. 106 Поставь вместо многоточий нужные знаки препинания в конце предложений. Посчитай, сколько восклицательных и сколько невосклицательных предложений в стихотворении. Ищи подсказку. Невпопад На помощь… Что делать — опять невпопад… И. Токмакова ½ Упр. 107 Заставь говорить молчащую таблицу, заполнив её пустые графы. Выпиши (придумай) 6 предложений — на все случаи, указанные в таблице.
§20. Члены предложения ¿ Определить член предложения — значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Знакомство с синтаксической ролью мы начнём с главных членов предложения, или, как их называют ещё, грамматической основы.
Итак, на грамматической основе предложения — подлежащем и сказуемом, — как на опорах, держится всё предложение. ¾ Вот один из способов найти подлежащее и сказуемое. Когда перед нами задача — найти Когда обнаружится этот глагол Этот глагол нам необходим Потом от него мы вопросы «Кто? Что?» Тут мы его одною чертой «Радионяня» ½ Упр. 108 Воспользуйся советами «Радионяни», которые тебе прочитал Кот. Выдели в предложениях грамматические основы. Вспомни имя автора и название сказки. Это опять был Белый Кролик. Алиса сразу сообразила, что он ищет веер и белые перчатки. Кролик вскоре заметил Алису, вертевшуюся поблизости. Он повелительно махнул лапкой, показывая, куда бежать. Алиса со всех ног кинулась исполнять приказание. И вот перед ней уже стоял хорошенький маленький домик. На двери домика красовалась начищенная до блеска медная табличка с выгравированным именем владельца: «Б. Кролик». ¿ Запиши правило: Подлежащее — это ¼ Подлежащее может быть выражено не только существительным в именительном падеже. В роли подлежащего могут выступать и местоимения, и прилагательные, и даже целые словосочетания. ¼ Сказуемое может быть выражено не только глаголом. В роли сказуемого могут выступать и существительные в именительном падеже, и краткие прилагательные, и числительные. ½ Упр. 109 Прочти грамматическую сказку. Перескажи научным языком полученную информацию. В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на четыре вопроса — что делает?, каков? (какой?), кто таков?, что такое?. И одевались они тоже по-разному. Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже, прилагательного. Л. Гдалевич, Э. Фудим ½ Упр. 110 Прочти, расставь знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу предложений. Живёт Балда в ? поповом дом до ? свтла всё у ? него пляшт А. Пушкин Вопрос «на засыпку» Прочитай шуточное фольклорное стихотворение-перевёртыш. Какое условие сочетаемости подлежащего и сказуемого здесь нарушено? Ехала деревня мимо мужика, ¿ Пора познакомиться с новой пунктограммой. Твоя задача — обнаружить её, назвать и постараться объяснить. Начни со сравнения предложений: что в них общего, какой поставлен знак, в каком месте он находится? ¾ Ты уже всё за меня подсказал. Мне остается только упомянуть о том, что всё это — пословицы. 1) Высокое небо — отец мой, широкая земля — мать моя. 2) Знание — высшее богатство. 3) Книга — лучший дар дружбы. 4) Лето — припасиха, зима — прибериха. 5) Лучшее дарование — ум, худшая беда — невежество. 6) Узда для языка — голова. 7) Длинный язык — это лестница, по которой в дом входит несчастье. 8) Клин тесать — мастерство казать. 9) Неверный друг — опасный враг. ¿ Если ты всё ещё не догадался, о какой пунктограмме идёт речь, прочти сказку В. Бурмако, а потом запиши правило. Жила-была Связка Быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но, как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла: — В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире. — Хорошо, — соглашалось Подлежащее, — но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределённой формой глагола. — Согласно, — кивало Сказуемое, — но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего — это и мои требования, кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу не. На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего и будущего времени. ¾ Прочитал? Теперь посмотри: со сказуемым, выраженным глаголом в прошедшем времени, предложение выглядит так: Пёс всегда был моим другом. В будущем: Пёс всегда будет моим другом. В настоящем же: Пёс — мой друг. Запиши правило. Тире между подлежащим и сказуемым ½ Упр. 111 Расставь в предложениях знаки препинания. Правильно ли представлены герои А. Милна? Исправь ошибки. Надпиши служебные части речи. Какими членами предложения являются выделенные слова? 1. Винни-Пух это маленький поросёнок, живший в большом-пребольшом дереве с надписью «Посторонним В». 2. Иа-Иа толстый медвежонок, который вечно сочиняет забавные песенки. 3. Тигра это унылый ослик, который однажды умудрился потерять свой хвост. 4. Пятачок это юный тигрёнок, выбирающий, что бы ему съесть и умеющий хорошо прыгать. 5. Любимое лакомство Винни-Пуха мёд. ½ Упр. 112 Расставь недостающие знаки препинания, отгадав шарады. Впиши ответы. Ищи подсказку. ¾ Но сначала — путешествие по страницам словаря!
Например: Первое — нота, А теперь попробуй сам. Не забудь расставить знаки препинания. 1. Первый слог мужское имя, 2. Моё начало буква алфавита, А целое весной жужжит: 3. Начало слова лес, 4. Мой первый слог предлог, 5. Первое нота, второе игра, 6. Слог первый мой предлог; ½ Упр. 113 Расставь знаки препинания, исправь ошибки в определениях. Если возникнут трудности, перечитай правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Подчеркни грамматические основы, укажи, чем выражены подлежащее и сказуемое. 1. Основа это часть слова без приставки. 2. Склонение это изменение существительных по лицам и числам. 3. Имя прилагательное часть речи, обозначающая предмет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|