Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 7 глава




Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра.

Слова связаны в предложения по смыслу, грамматически и инто­национно.

В. Бурмако

¾ Подумай, почему люди понимают или не понимают друг друга? Перед тобой одинаковое количество слов, почему же первый пример совсем не ясен, а второй — ясен совершенно?

1. Кристофера Робина, папа жил и других. английский писатель от Чудесного Леса, поблизости где приключения ослика Иа-Иа Алан Милн, происходили Винни-Пуха, где-то Пятачка,

2. Папа Кристофера Робина, английский писатель Алан Милн, жил где-то поблизости от Чудесного Леса, где происходили приклю­чения Вини-Пуха, Пятачка, ослика Иа-Иа и других.

Достаточно ли знать смысл каждого слова в отдельности, чтобы понять всё целиком?

                                                                                                                

 

Нужно ли уметь связывать слова в единое целое?

                                                                                                                

 

Как называется целое, связывающее между собой слова и выражаю­щее наши мысли и чувства?

                                                                                                                

 

½ Упр. 97

Собери слова в предложения, как собирают рассыпанные бусинки. Ищи подсказку.

1. Любил, свете, больше, Айболит, зверей, доктор, всего, на.       
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

2. По-звериному, доктор, научился, давно, говорить, уже.            
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

3. Всё, доктору, каждым, приходило, с, зверей, к, и, днём, больше, птиц. 
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

4. Без, вороны, даже, очков, вылетали, гнезда, старые, не, из.     
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

По К. Чуковскому

½ Упр. 98

Помня о том, что предложение — это связанные между собою по смыслу и грамматически слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, раздели предложения знаками препина­ния — точками.

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

А. Арсирий

½ Упр. 99

Попробуй найти в этом перечне словосочетания и предложения. Чем они отличаются? Подчеркни словосочетания одной чертой, а каждое простое предложение волнистой линией. Отгадай, из каких сказок при­шли герои. Ищи подсказку.

1) Алиса так и сияла от радости, уверенная, что она теперь сво­бодно может выйти в заветный сад. 2) Белый Кролик. 3) Я опаздываю! 4) Маленький принц поднялся на высокую гору. 5) По­клонился фонарщику. 6) Лис очень удивился. 7) Майкл вдруг понял, что невозможно смотреть на Мэри Поппинс и не слушаться. 8) Совершенно очарованный. 9) В Вишнёвом переулке. 10) Чипол­лино призадумался. 11) Вслед за профессором Грушей явился огородник Лук Порей.

                                                                                                                
                                                                                                                     

¾ Внимание, подсказка! Выполни ряд действий, пользуясь командами инструкции.

¼ 1. Выдели грамматическую основу: если она есть — перед тобой предложение. 2. Проследи за интонацией: понижение голоса к концу означает интонацию законченности (это тоже один из признаков предложения). 3. Выражена ли в речевом отрезке законченная мысль?

½ Упр. 100

Выпиши пять словосочетаний из следующего текста. В предложе­ниях подчеркни грамматическую основу.

Очень скоро я лучше узнал этот цветок. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесённого неведомо откуда. Вдруг на кустике раскрылся бутон. И вот однажды утром лепестки раскрылись.

Антуан де Сент-Экзюпери

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

§18. Виды предложений по цели высказывания

¿ Прочти текст. О чём в нём говорится?

Чудесные знаки

Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьёзным, но иногда любил пошутить.

В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идёт рас­продажа. По просьбе Гюго секретарь послал издателю записку, в которой вверху стоял один только вопросительный знак: «?».

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал: «!».

Ты видишь, что знаки препинания, даже в одиночку, несут огром­ную смысловую нагрузку.

¾ Что же означают знаки препинания в конце предложения? Допиши.

Точка ставится в конце предложения, в котором
                                                                                                                
Вопросительный знак ставится, если   
                                                                                                                
Восклицательный знак ставится в конце предложения, в котором                                                                                          
                                                                                                                

¿ Знаешь ли ты о том, что все предложения по цели высказывания можно разделить на три группы: повествовательные, вопросительные, побудительные? И если с двумя первыми всё ясно, то что такое побудительные предложения?

¾ Я подскажу! Побудить — склонить к какому-либо действию. Побудительный — побуждающий действовать.

½ Упр. 101

Подчеркни прямой чертой вопросительные предложения, волнис­той — побудительные. Ищи подсказку.


Семья Трезора
живёт у забора,
по округе рыщет,
пропитанье ищет.

Сынок Полкашка
нашёл промокашку,
дочка Жучка —
хорошую взбучку,
Белка и Стрелка —

пустую тарелку.
Правда, Дружок
отыскал пирожок.
Да на такую семейку
раздели-ка сумей-ка!
Тоскует Трезор:
— Голодаем! Позор!
Что предпринять,

чтобы деток поднять?

Может, дать объявление,
что у меня день рождения?
Мол, приглашаю гостей
всех мастей.

Приходите, гости,
приносите кости!
Без всякой опаски
тащите колбаски!
Не точите лясы,
приносите мясо!
А будет мало,
сойдёт и сало!


Н. Горбачёва

А теперь прочитай вслух сначала вопросительные, потом побуди­тельные предложения. У нас остались неподчёркнутыми повествователь­ные. Сколько их?                     

½ Упр. 102

Перед тобой — три стихотворения. Каждое из них состоит в основ­ном из одинаковых по цели высказывания предложений. Тебе нужно рядом с заглавием написать название каждого вида. Найди и укажи предложения, не соответствующие своей группе. Какие они?

Чудесный сон 

Интересен мой рассказ.
Захожу я утром в класс.
Вижу — слон сидит за партой.
Лев стоит у стенда с картой.

Орфограмму учит кот.
Ему мыши смотрят в рот.
А проказница-мартышка
С умным видом смотрит в книжку.

Не соврал вам ни на грош,
Просто очень сон хорош.

У меня возник вопрос 

У меня возник вопрос:
Почему зимой мороз?
Кто меняет зайцу шубу?
Вырезает листья дубу?

Чем питается енот?
Как одет и где живёт?
И зачем лисице хвост?
И какой у волка рост?
Должен многое спросить,
Ведь хочу я умным быть.

О воспитании 

Принесите мне напиться!
Попрошу поторопиться!
Ах, подвиньтесь, не мешайте!
А ещё поесть мне дайте!

Ну, скорей кладите спать!
Постелите вмиг кровать!
А потом читайте книжку
«Воспитание малышки».

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 103

Придумай по три повествовательных, вопросительных и побуди­тельных предложения. Тему выбери сам. Приготовься к тому, чтобы со своими предложениями участвовать в викторине.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

§19. Виды предложений по интонации

¿ Почему ты сегодня опоздал на урок? Где тряпка, чтобы стереть с доски? Кто сегодня дежурит по классу? Сколько времени ты будешь разговаривать и мешать всем?

¾ Моя очередь. Я задаю такие же вопросы, только очень громко и резко. Почему ты опоздал на урок? Где тряпка, чтобы стереть с доски? Кто дежурит по классу? Сколько времени ты будешь разговаривать и мешать всем?

Чем мои вопросы отличаются от вопросов Пса?

Правильно, я произнес их с другой интонацией. Как это можно отразить графически? Какой знак препинания нужен для передачи этой интонации? Правильно,              !
Поставь его в тексте после каждого вопросительного.

¿ Ты должен запомнить, что все предложения делятся по интонации на восклицательные и невосклицательные.

Мои вопросы были какими?                                                                
А вопросы Кота?                                                                                   
Как их различить в тексте?                                                                  
А в речи?                                                                                                

½ Упр. 104

Озаглавь текст. О чём идет речь?

Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.

Где я, там предложения
С особым выражением
Произносить должны!

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 105

Поставь вместо многоточий нужные знаки препинания в конце предложений. Подчеркни повествовательные предложения одной чертой, вопросительные — волнистой линией. Посчитай, сколько получилось восклицательных предложений. Ищи подсказку.

Старый чердак

Ах, чердак, таинственный чердак…
Тишина, покой и полумрак…

Возле стен — коробки да кули,
Связанные стопками газеты…
Узкий луч купается в пыли,
В тусклое окошечко продетый…

Это чьи следы на потолке…
Это кто вздыхает в уголке…
Это кто крадётся за спиной…
Это кто смеётся надо мной…
Эй, чердак, я знаю твой секрет… —
Никого здесь не было и нет…
Тихо тень от ветра шевельнётся…
Я уйду, а тайна остаётся…

По В. Соловьёвой

½ Упр. 106

Поставь вместо многоточий нужные знаки препинания в конце предложений. Посчитай, сколько восклицательных и сколько невосклица­тельных предложений в стихотворении. Ищи подсказку.

Невпопад

На помощь…
В большой водопад
Упал молодой леопад…
Ах нет… Молодой леопард
Свалился в большой водопард…

Что делать — опять невпопад…
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард…
Опять не выходит впопард…

И. Токмакова

½ Упр. 107

Заставь говорить молчащую таблицу, заполнив её пустые графы. Выпиши (придумай) 6 предложений — на все случаи, указанные в таблице.

                            Знаки препинания в конце предложения
повествовательное     невосклицательное восклицательное              
вопросительное     невосклицательное восклицательное              
побудительное невосклицательное восклицательное              

                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                          

§20. Члены предложения

¿ Определить член предложения — значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Знакомство с синтаксической ролью мы начнём с главных членов предложения, или, как их называют ещё, грамматической основы.

& Путешествие по страницам словаря

Основа — внутренняя опорная часть предметов, остов; источник, главное, на чём строится что-нибудь.

Словарь русского языка

 

Итак, на грамматической основе предложения — подлежащем и сказуемом, — как на опорах, держится всё предложение.

¾ Вот один из способов найти подлежащее и сказуемое.

Когда перед нами задача — найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.

Этот глагол нам необходим
В нашей работе школьной.
Он будет сказуемым — и не простым,
А даже простым глагольным.

Потом от него мы вопросы «Кто? Что?»
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнём без сомненья.
И полюбуйся — перед тобой
Главные члены предложения!

«Радионяня»

½ Упр. 108

Воспользуйся советами «Радионяни», которые тебе прочитал Кот. Выдели в предложениях грамматические основы. Вспомни имя автора и название сказки.

Это опять был Белый Кролик. Алиса сразу сообразила, что он ищет веер и белые перчатки. Кролик вскоре заметил Алису, вертевшуюся поблизости. Он повелительно махнул лапкой, показывая, куда бе­жать. Алиса со всех ног кинулась исполнять приказание. И вот перед ней уже стоял хорошенький маленький домик. На двери домика красовалась начищенная до блеска медная табличка с выгравированным именем владельца: «Б. Кролик».

¿ Запиши правило:

Подлежащее — это                                                             
                                                                                                                
обычно выражено                                                                
                                                                                                                
Сказуемое — это                                                             
                                                                                                                
обычно выражено                                                             
                                                                                                                

¼ Подлежащее может быть выражено не только существитель­ным в именительном падеже. В роли подлежащего могут выступать и местоимения, и прилагательные, и даже целые словосочетания.

¼ Сказуемое может быть выражено не только глаголом. В роли сказуемого могут выступать и существительные в именительном падеже, и краткие прилагательные, и числительные.

½ Упр. 109

Прочти грамматическую сказку. Перескажи научным языком полу­ченную информацию.

В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Ска­зуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Правда, занятия у них были разные. Король Подле­жащее отвечал на вопросы кто? и что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на четыре вопроса — что делает?, каков? (какой?), кто таков?, что такое?. И одевались они тоже по-разному. Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже, прилагательного.

Л. Гдалевич, Э. Фудим

                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                          

½ Упр. 110

Прочти, расставь знаки препинания и пропущенные буквы. Под­черкни грамматическую основу предложений.

Живёт Балда в ? поповом дом
спит себе на ? солом
ест за ? четверых
работат за ? семерых

до ? свтла всё у ? него пляшт
лошадь запряжт полосу вспашт
печ затопт всё заготовт закупт.

А. Пушкин

Вопрос «на засыпку»

Прочитай шуточное фольклорное стихотворение-перевёртыш. Какое условие сочетаемости подлежащего и сказуемого здесь нарушено?

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.

                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                          

¿ Пора познакомиться с новой пунктограммой. Твоя задача — обнаружить её, назвать и постараться объяснить. Начни со сравнения предложений: что в них общего, какой поставлен знак, в каком месте он находится?

¾ Ты уже всё за меня подсказал. Мне остается только упомянуть о том, что всё это — пословицы.

1) Высокое небо — отец мой, широкая земля — мать моя. 2) Знание — высшее богатство. 3) Книга — лучший дар дружбы. 4) Лето — припасиха, зима — прибериха. 5) Лучшее дарование — ум, худшая беда — невежество. 6) Узда для языка — голова. 7) Длинный язык — это лестница, по которой в дом входит несчастье. 8) Клин тесать — мастерство казать. 9) Неверный друг — опасный враг.

¿ Если ты всё ещё не догадался, о какой пунктограмме идёт речь, прочти сказку В. Бурмако, а потом запиши правило.

Жила-была Связка Быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но, как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

— В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире.

— Хорошо, — соглашалось Подлежащее, — но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределённой формой глагола.

— Согласно, — кивало Сказуемое, — но я тоже ставлю свои усло­вия: требования Подлежащего — это и мои требования, кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу не.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего и будущего времени.

¾ Прочитал? Теперь посмотри: со сказуемым, выраженным глаголом в прошедшем времени, предложение выглядит так:

Пёс всегда был моим другом.

В будущем:

Пёс всегда будет моим другом.

В настоящем же:

Пёс — мой друг.

Запиши правило.

Тире между подлежащим и сказуемым         
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 111

Расставь в предложениях знаки препинания. Правильно ли представлены герои А. Милна? Исправь ошибки. Надпиши служебные части речи. Какими членами предложения являются выделенные слова?

1. Винни-Пух это маленький поросёнок, живший в большом-пре­большом дереве с надписью «Посторонним В». 2. Иа-Иа толстый медвежонок, который вечно сочиняет забавные песенки. 3. Тигра это унылый ослик, который однажды умудрился потерять свой хвост. 4. Пятачок это юный тигрёнок, выбирающий, что бы ему съесть и умеющий хорошо прыгать. 5. Любимое лакомство Винни-Пуха мёд.

½ Упр. 112

Расставь недостающие знаки препинания, отгадав шарады. Впиши ответы. Ищи подсказку.

¾ Но сначала — путешествие по страницам словаря!

 

& Путешествие по страницам словаря

Шарады — это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено или описано самостоя­тельно. По этим описаниям и нужно разгадать целое слово.

Словарь русского языка

 

Например:

Первое — нота,
Второе — тоже,
А целое — на боб похоже.

А теперь попробуй сам. Не забудь расставить знаки препинания.

1. Первый слог мужское имя,
Буква гласная второй.
Слово в целом знак почтовый,
Угадайте вы, какой?
                                                                                                            

2. Моё начало буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся

А целое весной жужжит:
То сядет на цветок, то снова полетит.
                                                                                                       

3. Начало слова лес,
Конец стихотворенье,
А целое растет,
Хотя и не растенье.
                                                                                                            

4. Мой первый слог предлог,
Второй сигнал беды.
А весь я иногда
Вам нужен для воды.
                                                                                                            

5. Первое нота, второе игра,
Целое встретится у столяра.
                                                                                                            

6. Слог первый мой предлог;
Второе летний дом;
А целое порой
Решается с трудом.
                                                                                                            

½ Упр. 113

Расставь знаки препинания, исправь ошибки в определениях. Если возникнут трудности, перечитай правило о постановке тире между подле­жащим и сказуемым. Подчеркни грамматические основы, укажи, чем вы­ражены подлежащее и сказуемое.

1. Основа это часть слова без приставки.
                                                                                                                     

2. Склонение это изменение существительных по лицам и числам.
                                                                                                                     

3. Имя прилагательное часть речи, обозначающая предмет.
                                                                                                                     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...