Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 6 глава





§15. Частица

¿ Как ты знаешь, служебные части речи — предлоги, союзы, час­тицы — не являются членами предложения. Но все они — хорошие помощники слов, так как без них слова никогда бы не соединились в предложения, а предложения — друг с другом.

Так, предлоги, помогая словам сочетаться, устанавливают между ними определённые отношения; союзы соединяют однородные члены и предложения между собой. Частицы почти незаметны: они только при­дают дополнительные значения или оттенки значений словам, группам слов, а также предложениям.

½ Упр. 87

Впиши, какие значения вносят выделенные частицы. После упраж­нения сформулируй правило написания частиц с другими частями речи.

Уж ты, Васенька, дружок,
Ты не бегай на лужок.                                                                          

Из русского фольклора

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?                                                                       

Г. Чичинадзе

Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.                                                                     

Собака кусается. Что ж, не беда.                                                
Тогда почему же собака,                                                                
Хотя и кусается, но никогда
Себя не кусает, однако?!                                                                     

О, если б я это сумел отгадать,                                                    
Опилки пришли бы в порядок.                                                              

Б. Заходер

Даже сахар кислый!                                                                        
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроенье.

Э. Мошковская

Да разве это мой заказ? —                                                             
Вскричал в сердцах Вартан.

пер. С. Михалкова

                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 88

Сочини грамматическую сказку о любопытных частицах.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¾ Ты давно знаешь, как пишется частица НЕ с глаголом. Запиши это правило.

                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 89

В помощь тебе — грамматическая сказка. Подчеркни глаголы с НЕ, объясни их написание.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался ей: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась только отдельно от него. Однако Глагол был постоян­ным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если только докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол и печально отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он явился к своей возлюбленной, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Не годую! Не нави­жу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действи­тельно жить без неё не может.

Ф. Кривин

½ Упр. 90

В стихотворении «Радионяни» о частице НЕ спрятано ещё одно правило — о правописании её не только с глаголами, но и с другими частями речи. Почему и как пишется она в этом случае? Укажи, какими частями речи являются те слова, которые не могут жить без частицы НЕ.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ:

Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¿ На чем основана ошибка в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже»? Рассказ этот длинный, очень интересный, его можно прочитать в книге Ю. Тынянова «Кюхля. Рассказы». Я предлагаю тебе его в пересказе Н. Александровича.

½ Упр. 91

Найди служебные части речи и укажи их названия. Ищи подсказку.

В рассказе описывается случай, имевший место в конце XVIII века.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азначеев назначаются … писарь, повторив дважды к, слепил концовку слова ки и частицу же, и у него получилась лишняя фамилия в приказе.

Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осме­лился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева, и пришлось делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже про­исходят забавные истории. За чужую провинность его высекли и сослали в Сибирь, затем вернули из ссылки, произвели в поручики и женили на фрейлине. Он дослужился до генеральского чина.

Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже внезапно «заболел» и через три дня «умер».

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 92

Найди в стихотворении и выпиши в три колонки союзы, предлоги и частицы. Ищи подсказку.

Хорошо!


Хорошо гулять без дела,
Громко песни распевать,
Подобрав кусочек мела, —
На асфальте рисовать.

 

Хлебных крошек кинуть птицам,
Пробежаться за мячом,

Никуда не торопиться
И не думать ни о чём.

 

Вот уже и солнце село,
В небе туча проплыла…
Хорошо гулять без дела,
Переделав все дела!


В. Соловьёва

Предлоги Союзы Частицы
     
     
     
     

¿ Я опять зову победителей к бою с… контрольной работой.

Контрольная работа по теме «Морфология»

I. Найди и укажи правильные варианты ответа.

1. Буква А в корне:

 


1) мршрут;

2) обрзование;

3) слвесный;

4) сбеседник;

5) трезать;

6) свбода;

7) нзывал;

8) пступок;

9) сюз;

10) мрфология.


 

2. Буква Е в слове:

 


1) ненавидт;

2) стелт;

3) бзопасный;

4) в здани;

5) услышшь;

6) сущствительное;

7) нарече;

8) открот;

9) в пени;

10) жлезный.


 

3. Буква Ь в конце слов:


1) печ;

2) нож;

3) брош;

4) пляж;

5) из-за туч;

6) реч;

7) меч;

8) грач;

9) рож;

10) ёж.


4. Слитное написание:

 


1) пред ? тобой;

2) с ? нами;

3) под ? ногами;

4) под ? говорил;

5) с ? бегать;

 

6) перед ? ний;

7) над ? ним;

8) в ? огне;

9) над ? винул;

10) в ? осторженный.


II. Выбери правильный вариант объяснения написания слов. Ис­правь, где нужно, ошибки.

1. Я написал «о страдание», потому что это...

а) существительное 2-го склонения в предложном падеже;

б) это слово на – ИЕ;

в) это существительное 1-го склонения.

 

2. Я написал «вертит», потому что это...

а) глагол-исключение 2-го спряжения;

б) глагол-исключение 1-го спряжения;

в) глагол 2-го спряжения.

 

3. Я написал «без тебя», потому что это...

а) наречие;

б) существительное с местоимением;

в) местоимение с предлогом.

 

4. Я написал «негодовать» слитно, потому что...

а) слово без НЕ не употребляется;

б) это частица с глаголом;

в) это глагол с предлогом.

 

5. Я написал «сделал бы» раздельно, потому что это...

а) глагол с союзом;

б) глагол с предлогом;

в) глагол с частицей.

 

III. Пронумеруй в тексте орфограммы. Зачеркни ненужные буквы, выбери правильный вариант написания.

1 — предлоги со словами

2 — непроверяемые безударные гласные в корне

3 — слитное написание наречий

4 — проверяемые безударные гласные в корне

5 — окончания глаголов

6 — окончания существительных

7 — окончания прилагательных

8 — – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах

9 — буквы И, А, У после шипящих

10 — проверяемые согласные на конце слов

На ? уступе ската — медведица и два медвежонка.

Медведица только проснулась. Закинула б(а,о)шку в ? верх, з(е,и)ва­(е,и)т. З(е,и)ва(е,и)т и лап(а,о)й брюхо чеш(е,и)т. А брюхо толст(а,о)е, мохнат(а,о)е.

Медвежата тоже проснулись. См(е,и)шны(е,и): губасты(е,и), г(а,о)ло­васты(е,и). Сонными гл(а,о)зами луп-луп, с ? лапы на ? лапу перемина­ют(ь,—)ся, плюшевыми б(а,о)шками покачивают.

Пом(а,о)ргали гл(а,о)зами, пок(а,о)ч(а,я)ли б(а,о)шками — и схв(а,о)­тились б(а,о)рот(ь,—)ся. Л(е,и)ниво спросонок бор(ю,я)т(ь,—)ся. Нехотя. Потом разозлились и сц(е,и)пились всерьё(з,с).

Кряхтят, упирают(ь,—)ся, ворчат.

По Н. Сладкову

Синтаксис и пунктуация


 и пунктуация

Синтаксис и пунктуация

§16. Понятие о синтаксисе и пунктуации

¿ Приветствую знатоков русского языка и приглашаю их на турнир. Форма одежды — рыцарская, оружие — мел или ручка. Победит тот, кто первым преодолеет все препятствия. Победитель назовёт новый раздел, который мы будем изучать, и первым напишет это название в окошки и на доске. Необходимо правильно решить своеобразный кроссворд по повторению, чтобы вписать в клеточки это таинственное слово.

1. Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.

2. С этой буквы пишем название падежа, который узнаём по вопро­су кто?.

3. С этой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней — как?).

4. Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем?.

5. Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.

6. Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.

7. Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием.

8. Эта буква — самый распространённый союз.

9. Звук, который мы слышим на конце слова груз.

Впиши слово в название нового раздела.

¾ Термин синтаксис означает учение о строении предложения и сочетании слов в нём, точный перевод с греческого — строй, построение. У греков слово это употреблялось в военном и государственном деле.

½ Упр. 93

Прочитай историю. Впиши недостающее слово.

Стояли на своих местах в словаре а, не, перо, писать, ум.

— Что же из них можно составить, — размышлял ученик. — О, получается прекрасное предложение: Не пером пишут, а умом! В нём можно выделить словосочетания пишут пером, пишут умом. Так слова связываются в цепочку. Раздел языкознания, изучающий соединение слов — словосочетания и предложения — называется.

В. Бурмако

¿ Подожди, Котик, ещё не всё понятно. Итак, жили-были слова в своих замечательных городах — Имени Существительном, Имени Прилагательном, Наречии, Глаголе, Местоимении. Жили не тужили, почти не общались — свои бы проблемы решить! И вдруг их призвали в соседнее государство — Синтаксис, переименовали — назвали Членами Предложения, Словами в Словосочетании, соединили, покорили, сделали гражданами двух государств Объединённого Королевства Грамматика, заставили общаться, трудиться, влиять друг на друга. Раньше слово было само себе господином, а теперь — стой в предложении, меняй форму, род, число, время…

¾ Зато роль у знаменательных частей речи самая что ни на есть важная! От них зависит, поймут ли сообщение читатели и слушатели, мы с тобой в том числе. Просто каждая часть речи (и даже Предлог тут как тут, хоть он и служебный) как бы получает титул — имя того или иного члена предложения. И может их менять, выбирать, какое на данный момент больше нравится.

Допиши сам, закончив мою мысль:

В разделе науки о языке — синтаксисе — изучаются      
                                                                                                                

¿ Постой-ка! Но в названии параграфа два слова. Что же означает второе?

¾ Пунктуация (от латинского пунктум — «точка») изучает знаки препинания и их постановку.

¿ Давай сделаем перерыв. Ну, рекламную паузу, что ли.

¾ Объявляю рекламную паузу! Помогает нам превосходный русский писатель К. Паустовский. В его книге «Золотая роза» есть глава «Случай в магазине Альшванга». Он поведал нам необыкновенную историю о том, как однажды в редакцию газеты «Моряк» тогда ещё не очень известный писатель Марк Соболь принёс рассказ, интересный по теме, но написанный какими-то издёрганными, путаными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жалко. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись была выправлена.

…Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и сло­весного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова…

— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

— Да просто расставил правильно знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выде­лить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

¿ Как же завершить рекламу знаков препинания? Придумал!

¼ Не забывай ставить знаки препинания, только не переусерд­ствуй! Здесь важно знать меру. Точнее, правила.

¾ Уважай пунктуацию, и ты всегда будешь понят правильно.

¿ Раз уж у нас такое весёлое настроение, предлагаю устроить театр. Роли распределяй сам с одноклассниками или соседями. «Пьеса» — сти­хотворение Н. Горбачёвой.

½ Упр. 94

Сосчитай, сколько здесь «действующих лиц», выпиши, подумай, все ли знаки препинания названы, или есть ещё. Нужна ли подсказка?

Знаки препинания


Знаки препинания
устроили собрание.
Друг с другом препираются,
в общем — «препинаются».

Восклицательный знак
не усядется никак,
вскакивает, орёт:
— Вперёд!

Опаздываем! Пора!
Пожар! Ура!
На бамбук похож.
Бывает, что ж!

Вопросительный знак —
большой чудак,
ко всем пристаёт,
вопросы задаёт:

— Когда? Что?
Зачем? Кто?
Ничего не понимает.
Что ж, и такое бывает?

А запятые — как понятые:
их ещё не зовут,
а они уже тут.

И там, и здесь
спешат пролезть,
покоя не знают,
всех и вся перечисляют,
ко всем обращаются —
в общем, забываются.

А точка с запятой —
вот знак непростой;
кудахчет, как квочка:
— Я вам не точка;
я точка с запятой;
вы все у меня под пятой —
у такой крутой!

Двоеточие в ответ:
— Это бред.
Я смысл раскрываю:
я мысль поясняю.
Я умнее — значит, главнее!

Влезло многоточие:
— И у меня полномочия!
Тут у вас наверчено,


а сказать-то нечего...

Ну и не лезь вперёд,
коли мой черёд!..

Завопил восклицательный:
— Это возмутительно!

Изумился вопросительный:
— А ругаться обязательно?

Тут тире раскричалось:
— Где я оказалось!
Как получилось,
что я здесь очутилось?

Разобрало и точку.
Влезла она на кочку:
— Внимание, внимание,
высокое собрание!

Подобный спор —
ужасный вздор,
до каких же пор
терпеть такой позор?

Мы ж препинанья знаки,
а не цепные собаки!
Мы все важны
и очень нужны,
когда дружны.

Поделюсь советом:
подумайте об этом
и вместе, и в одиночку,
на этом — точка.


                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 95

После каждого знака препинания укажи, для какой цели он используется. Какие знаки не названы? Ищи подсказку.

О пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Берегите знаки препинания!

А. Каневский

¿ Если возникнут проблемы, открой Теорию, и ты найдёшь перечень всех знаков препинания. Нарисуй их все для памяти и не забывай!

Информация к размышлению

Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца ХV в. текст или писался вообще без промежутка между словами, или делился на нерасчленённые отрезки.

Раньше всех была введена точка (с 80-х годов ХV в.), затем запятая (к концу первой четверти ХVI в.). Появившаяся пос­ле них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины ХVI в. уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 г.) появились круглые скобки, которые называли «вместным знаком».

К концу ХVIII в. стали известны тире, кавычки и много­точие. Тире (или «черту») первым начал применять русский писатель и историк Н. Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».

Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наиме­нования: точку с запятой называли «полуточием», вопроси­тельный знак — «удивительным», а перенос — «единитель­ным».

Л. Климчик

¿ Стоп! Стоп! Мы почти закончили параграф, но забыли важнейший термин! Без него правильная расстановка знаков препинания невозможна! Это тоже ошибкоопасное место, но не в слове, а в предложении, называется оно не орфограмма, а                                                

¾ В пятом классе мы выделим шесть                                                    ,
некоторые уже нам известны. Но об этом позже, а пока остановимся, то есть поставим точку.

½ Упр. 96

Расставь в тексте знаки препинания. Назови все знакомые тебе пун­ктограммы. Заметь, в первой и во второй строфе — по два предложения, в третьей — одно. Ищи подсказку. Но прежде — помощь словаря.

 

& Путешествие по страницам словаря

Строфа — в данном случае это четыре строки. В песне стро­фа — это куплет. Стихотворение может состоять не только из четырёхстрочных строф, но и пятистроч­ных, трёх-, шести- и даже четырнадцатистрочных.

Словарь русского языка

Про усы


У кого растут усы
У собаки у лисы
И у мышки и у кошки
И у нашего Серёжки

 

Почему же отчего же
Так состарился Серёжа

После вкусного обеда

Превратился мальчик в деда

 

Папа очень удивился
Бритву дать ему хотел
А Серёжа вдруг умылся
И опять помолодел


В. Соловьёва

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¾ Внимание! Блиц-опрос!

1. Что ты поставишь в конце предложения?

а) Точку;
б) тире;
в) вопросительный знак;
г) двоеточие;
д) восклицательный знак;
е) запятую;
ж) точку с запятой.

2. Что ты поставишь в предложении между однородными членами?

а) Точку;
б) запятую;
в) кавычки;
г) скобки;
д) ничего не поставлю;

е) тире.

3. Какие знаки препинания ты поставишь в прямой речи?

а) Кавычки;
б) скобки;
в) запятые;

г) двоеточие;
д) точку с запятой;
е) дефис;

ж) ничего не поставлю.

§17. Предложение

Несколько слов, взятых из словаря, напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи (и, костёр, небольшой, около, опять, охотник, полночь, сидеть, собака, у). Начинаем собирать слова-бусинки, ставить их в определённой форме и последователь­но нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, из слов — предложение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...