Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 6 глава
§15. Частица ¿ Как ты знаешь, служебные части речи — предлоги, союзы, частицы — не являются членами предложения. Но все они — хорошие помощники слов, так как без них слова никогда бы не соединились в предложения, а предложения — друг с другом. Так, предлоги, помогая словам сочетаться, устанавливают между ними определённые отношения; союзы соединяют однородные члены и предложения между собой. Частицы почти незаметны: они только придают дополнительные значения или оттенки значений словам, группам слов, а также предложениям. ½ Упр. 87 Впиши, какие значения вносят выделенные частицы. После упражнения сформулируй правило написания частиц с другими частями речи. Уж ты, Васенька, дружок, Из русского фольклора Любит кошка на обед Виноград и винегрет. Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе Встретились Бяка и Бука. Собака кусается. Что ж, не беда. О, если б я это сумел отгадать, Б. Заходер Даже сахар кислый!
Э. Мошковская Да разве это мой заказ? — пер. С. Михалкова ½ Упр. 88 Сочини грамматическую сказку о любопытных частицах.
¾ Ты давно знаешь, как пишется частица НЕ с глаголом. Запиши это правило. ½ Упр. 89 В помощь тебе — грамматическая сказка. Подчеркни глаголы с НЕ, объясни их написание. Гордую и упрямую частицу Не полюбил Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался ей: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась только отдельно от него. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если только докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол и печально отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он явился к своей возлюбленной, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Не годую! Не навижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может. Ф. Кривин ½ Упр. 90 В стихотворении «Радионяни» о частице НЕ спрятано ещё одно правило — о правописании её не только с глаголами, но и с другими частями речи. Почему и как пишется она в этом случае? Укажи, какими частями речи являются те слова, которые не могут жить без частицы НЕ. Побывал я однажды в стране, Посмотрел я вокруг с доуменьем: И на взрачной клумбе у будки
И, виляя хвостом уклюже, А за ряхой по травке свежей И навстречу всем утром рано ¿ На чем основана ошибка в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже»? Рассказ этот длинный, очень интересный, его можно прочитать в книге Ю. Тынянова «Кюхля. Рассказы». Я предлагаю тебе его в пересказе Н. Александровича. ½ Упр. 91 Найди служебные части речи и укажи их названия. Ищи подсказку. В рассказе описывается случай, имевший место в конце XVIII века. В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азначеев назначаются … писарь, повторив дважды к, слепил концовку слова ки и частицу же, и у него получилась лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева, и пришлось делать вид, что такой подпоручик служит в полку. Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории. За чужую провинность его высекли и сослали в Сибирь, затем вернули из ссылки, произвели в поручики и женили на фрейлине. Он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже внезапно «заболел» и через три дня «умер».
½ Упр. 92 Найди в стихотворении и выпиши в три колонки союзы, предлоги и частицы. Ищи подсказку. Хорошо! Хорошо гулять без дела,
Хлебных крошек кинуть птицам, Никуда не торопиться
Вот уже и солнце село, В. Соловьёва
¿ Я опять зову победителей к бою с… контрольной работой. Контрольная работа по теме «Морфология» I. Найди и укажи правильные варианты ответа. 1. Буква А в корне:
1) мршрут; 2) обрзование; 3) слвесный; 4) сбеседник; 5) трезать; 6) свбода; 7) нзывал; 8) пступок; 9) сюз; 10) мрфология.
2. Буква Е в слове:
1) ненавидт; 2) стелт; 3) бзопасный; 4) в здани; 5) услышшь; 6) сущствительное; 7) нарече; 8) открот; 9) в пени; 10) жлезный.
3. Буква Ь в конце слов: 1) печ; 2) нож; 3) брош; 4) пляж; 5) из-за туч; 6) реч; 7) меч; 8) грач; 9) рож; 10) ёж. 4. Слитное написание:
1) пред ? тобой; 2) с ? нами; 3) под ? ногами; 4) под ? говорил; 5) с ? бегать;
6) перед ? ний; 7) над ? ним; 8) в ? огне; 9) над ? винул; 10) в ? осторженный. II. Выбери правильный вариант объяснения написания слов. Исправь, где нужно, ошибки. 1. Я написал «о страдание», потому что это... а) существительное 2-го склонения в предложном падеже; б) это слово на – ИЕ; в) это существительное 1-го склонения.
2. Я написал «вертит», потому что это... а) глагол-исключение 2-го спряжения; б) глагол-исключение 1-го спряжения; в) глагол 2-го спряжения.
3. Я написал «без тебя», потому что это... а) наречие; б) существительное с местоимением; в) местоимение с предлогом.
4. Я написал «негодовать» слитно, потому что... а) слово без НЕ не употребляется;
б) это частица с глаголом; в) это глагол с предлогом.
5. Я написал «сделал бы» раздельно, потому что это... а) глагол с союзом; б) глагол с предлогом; в) глагол с частицей.
III. Пронумеруй в тексте орфограммы. Зачеркни ненужные буквы, выбери правильный вариант написания. 1 — предлоги со словами 2 — непроверяемые безударные гласные в корне 3 — слитное написание наречий 4 — проверяемые безударные гласные в корне 5 — окончания глаголов 6 — окончания существительных 7 — окончания прилагательных 8 — – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах 9 — буквы И, А, У после шипящих 10 — проверяемые согласные на конце слов На ? уступе ската — медведица и два медвежонка. Медведица только проснулась. Закинула б(а,о)шку в ? верх, з(е,и)ва(е,и)т. З(е,и)ва(е,и)т и лап(а,о)й брюхо чеш(е,и)т. А брюхо толст(а,о)е, мохнат(а,о)е. Медвежата тоже проснулись. См(е,и)шны(е,и): губасты(е,и), г(а,о)ловасты(е,и). Сонными гл(а,о)зами луп-луп, с ? лапы на ? лапу переминают(ь,—)ся, плюшевыми б(а,о)шками покачивают. Пом(а,о)ргали гл(а,о)зами, пок(а,о)ч(а,я)ли б(а,о)шками — и схв(а,о)тились б(а,о)рот(ь,—)ся. Л(е,и)ниво спросонок бор(ю,я)т(ь,—)ся. Нехотя. Потом разозлились и сц(е,и)пились всерьё(з,с). Кряхтят, упирают(ь,—)ся, ворчат. По Н. Сладкову Синтаксис и пунктуация
Синтаксис и пунктуация §16. Понятие о синтаксисе и пунктуации ¿ Приветствую знатоков русского языка и приглашаю их на турнир. Форма одежды — рыцарская, оружие — мел или ручка. Победит тот, кто первым преодолеет все препятствия. Победитель назовёт новый раздел, который мы будем изучать, и первым напишет это название в окошки и на доске. Необходимо правильно решить своеобразный кроссворд по повторению, чтобы вписать в клеточки это таинственное слово. 1. Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет. 2. С этой буквы пишем название падежа, который узнаём по вопросу кто?. 3. С этой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней — как?). 4. Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем?. 5. Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. 6. Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. 7. Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием. 8. Эта буква — самый распространённый союз. 9. Звук, который мы слышим на конце слова груз. Впиши слово в название нового раздела. ¾ Термин синтаксис означает учение о строении предложения и сочетании слов в нём, точный перевод с греческого — строй, построение. У греков слово это употреблялось в военном и государственном деле. ½ Упр. 93 Прочитай историю. Впиши недостающее слово. Стояли на своих местах в словаре а, не, перо, писать, ум. — Что же из них можно составить, — размышлял ученик. — О, получается прекрасное предложение: Не пером пишут, а умом! В нём можно выделить словосочетания пишут пером, пишут умом. Так слова связываются в цепочку. Раздел языкознания, изучающий соединение слов — словосочетания и предложения — называется. В. Бурмако ¿ Подожди, Котик, ещё не всё понятно. Итак, жили-были слова в своих замечательных городах — Имени Существительном, Имени Прилагательном, Наречии, Глаголе, Местоимении. Жили не тужили, почти не общались — свои бы проблемы решить! И вдруг их призвали в соседнее государство — Синтаксис, переименовали — назвали Членами Предложения, Словами в Словосочетании, соединили, покорили, сделали гражданами двух государств Объединённого Королевства Грамматика, заставили общаться, трудиться, влиять друг на друга. Раньше слово было само себе господином, а теперь — стой в предложении, меняй форму, род, число, время… ¾ Зато роль у знаменательных частей речи самая что ни на есть важная! От них зависит, поймут ли сообщение читатели и слушатели, мы с тобой в том числе. Просто каждая часть речи (и даже Предлог тут как тут, хоть он и служебный) как бы получает титул — имя того или иного члена предложения. И может их менять, выбирать, какое на данный момент больше нравится. Допиши сам, закончив мою мысль: В разделе науки о языке — синтаксисе — изучаются ¿ Постой-ка! Но в названии параграфа два слова. Что же означает второе? ¾ Пунктуация (от латинского пунктум — «точка») изучает знаки препинания и их постановку. ¿ Давай сделаем перерыв. Ну, рекламную паузу, что ли. ¾ Объявляю рекламную паузу! Помогает нам превосходный русский писатель К. Паустовский. В его книге «Золотая роза» есть глава «Случай в магазине Альшванга». Он поведал нам необыкновенную историю о том, как однажды в редакцию газеты «Моряк» тогда ещё не очень известный писатель Марк Соболь принёс рассказ, интересный по теме, но написанный какими-то издёрганными, путаными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жалко. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись была выправлена. …Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова… — Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали? — Да просто расставил правильно знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. ¿ Как же завершить рекламу знаков препинания? Придумал! ¼ Не забывай ставить знаки препинания, только не переусердствуй! Здесь важно знать меру. Точнее, правила. ¾ Уважай пунктуацию, и ты всегда будешь понят правильно. ¿ Раз уж у нас такое весёлое настроение, предлагаю устроить театр. Роли распределяй сам с одноклассниками или соседями. «Пьеса» — стихотворение Н. Горбачёвой. ½ Упр. 94 Сосчитай, сколько здесь «действующих лиц», выпиши, подумай, все ли знаки препинания названы, или есть ещё. Нужна ли подсказка? Знаки препинания Знаки препинания Восклицательный знак Опаздываем! Пора! Вопросительный знак — — Когда? Что? А запятые — как понятые: И там, и здесь А точка с запятой — Двоеточие в ответ: Влезло многоточие: а сказать-то нечего... Ну и не лезь вперёд, Завопил восклицательный: Изумился вопросительный: Тут тире раскричалось: Разобрало и точку. Подобный спор — Мы ж препинанья знаки, Поделюсь советом: ½ Упр. 95 После каждого знака препинания укажи, для какой цели он используется. Какие знаки не названы? Ищи подсказку. О пользе знаков препинания Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в его собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания! А. Каневский ¿ Если возникнут проблемы, открой Теорию, и ты найдёшь перечень всех знаков препинания. Нарисуй их все для памяти и не забывай! Информация к размышлению Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца ХV в. текст или писался вообще без промежутка между словами, или делился на нерасчленённые отрезки. Раньше всех была введена точка (с 80-х годов ХV в.), затем запятая (к концу первой четверти ХVI в.). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины ХVI в. уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак. В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 г.) появились круглые скобки, которые называли «вместным знаком». К концу ХVIII в. стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или «черту») первым начал применять русский писатель и историк Н. Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой». Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», вопросительный знак — «удивительным», а перенос — «единительным». Л. Климчик ¿ Стоп! Стоп! Мы почти закончили параграф, но забыли важнейший термин! Без него правильная расстановка знаков препинания невозможна! Это тоже ошибкоопасное место, но не в слове, а в предложении, называется оно не орфограмма, а ¾ В пятом классе мы выделим шесть , ½ Упр. 96 Расставь в тексте знаки препинания. Назови все знакомые тебе пунктограммы. Заметь, в первой и во второй строфе — по два предложения, в третьей — одно. Ищи подсказку. Но прежде — помощь словаря.
Про усы У кого растут усы
Почему же отчего же После вкусного обеда Превратился мальчик в деда
Папа очень удивился В. Соловьёва ¾ Внимание! Блиц-опрос! 1. Что ты поставишь в конце предложения? а) Точку; 2. Что ты поставишь в предложении между однородными членами? а) Точку; е) тире. 3. Какие знаки препинания ты поставишь в прямой речи? а) Кавычки; г) двоеточие; ж) ничего не поставлю. §17. Предложение Несколько слов, взятых из словаря, напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи (и, костёр, небольшой, около, опять, охотник, полночь, сидеть, собака, у). Начинаем собирать слова-бусинки, ставить их в определённой форме и последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, из слов — предложение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|