К вопросу создания условий для развития
ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Волобуева Н.В. (Курск)
Высокие требования, предъявляемые современной социальной действительностью к специалисту, определяют необходимость создания в процессе вузовского обучения условий для развития общей способности к саморегуляции. Понятие общая способность к саморегуляции (О.А.Конопкин, 2004) отражает проявление осознанной саморегуляции как инициативно-творческого модуса установления человеком действенных отношений с окружающим предметным и социальным миром на основе активного, самостоятельного и успешного овладения разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений. Одной из важных психологических проблем, стоящих перед современной системой образования, является реализация в высших образовательных учреждениях программы, которая будет способствовать развитию у будущих специалистов общей способности к самостоятельному осознанному построению регуляции в новых видах и формах деятельности. В структуре самосознания студентами выделяются необходимые для успешной учебно-профессиональной деятельности качества саморегуляции. Однако, даже осознавая свою недостаточную личностную готовность к деятельности, испытывая серьезные затруднения в овладении учебной программой, постоянно в процессе обучения находясь в состоянии психического напряжения, большинство студентов не приходят к необходимости развития общей способности к саморегуляции. Следовательно, формирование у будущих специалистов способности к продуктивной творческой саморегуляции является специальной педагогической задачей, которая должна решаться в вузах при разных формах психолого-педагогического взаимодействия.
Одной из таких форм мы считаем работу с творческой группой студентов, интересующихся проблемами психологии и педагогики. По нашему предположению, творческая группа студентов, деятельность которых протекает в свободное от учебы время, должна была удовлетворить потребность обучающихся в творчестве и способствовать их личностному росту, формированию безальтернативной установки на своё профессиональное будущее, а также развитию общей способности к саморегуляции. Методологической основой нашего исследования по выявлению особенностей влияния группы на развитие общей способности к саморегуляции явилась концептуальная модель процесса осознанной саморегуляции Конопкина О.А. (1980) и концепция обучения и воспитания личности через ее активное включение в систему отношений и совместную деятельность группы (научная школа Л.И.Уманского - А.С.Чернышева). Полученные в работе результаты подтверждают справедливость высказанной нами гипотезы о влиянии группы на формирование общей способности к саморегуляции. Следует отметить, что подобные творческие студенческие коллективы особенно важно создавать в высших учебных заведениях (особенно негуманитарного типа), так как именно в этих вузах в отсутствии разветвленной системы психолого-педагогической подготовки необходимо психологическое обеспечение продвижения студентов в пространстве профессионализации и личностного становления. Практика показала, творческие группы студентов обладают очень важной функцией, которая не присуща студенческим научным кружкам: «они могут выступать и как один из дополнительных каналов социализации личности, и как средство определенного расширения и обогащения социальной жизни студентов» (С.Г. Елизаров, 2001). Творческие группы, студенческие клубы помогают будущему специалисту не только обогатить свои профессиональные знания, навыки и умения, но и позволяют повысить личностно-профессиональную заинтересованность, а также поддерживают стремление к совершенствованию в избранной профессии.
В процессе группового взаимодействия будущий специалист приобретает все более сложную и эффективную детерминацию своих действий. Следовательно, включаясь в среду своих сверстников по личной инициативе, и решая задачи без посторонней помощи (специально составленные психологом), у будущего специалиста появляется возможность поднять регуляторику на качественно новую ступень - осознанную целенаправленную регуляцию, что является одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта.
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР. Голубев А.А. (г. Тверь)
Во все времена и у всех народов находились люди, которые пытались понять, почему жизнь в обществе такая неустроенная и в чем причина несчастий человека? Что только ни выдвигали они в качестве первопричины бед и несчастий в обществе: торговлю, деньги, машинизацию производства, «плохого царя», «плохого президента», «дурные законы» и т.д. Казалось, что стоит только удалить источник бед, мешающий людям жить и реализовывать себя, и общество достигнет благоденствия. В том-то и дело, что источник бед не в самих деньгах и машинах, торговле и собственности, ибо отмена их в обществе не устраняет у людей стремления к ним. Источник бед - человеческие отношения в обществе по поводу всех этих вещей, т.е. общественная мораль. Реформисты и революционеры всех времен и народов направляли свои усилия на претворение в жизнь законов, которые, по их представлениям, должны были привести общество к гармонии и справедливости. Принятием закона они пытались создать идеальный общественный порядок, но жизнь неизменно обманывала их ожидания. Почему же до сих пор никому не удалось установить в государстве законы, способствующие всеобщему благоденствию? Ответ прост: общество- это динамическая (постоянно изменяющаяся) система, и новые условия её существования требуют новых законов. Если в обществе нет условий для их принятия или изменения старых, то возникают противоречия, выражающиеся в накоплении и всё большем усилении недовольства отдельных слоёв населения, которое в итоге выльется в бунт, революцию, гражданскую войну. Но если в основу государственных законов положены этические принципы, то в обществе создаются условия для обязательного решения возникающих социальных противоречий, т.е. происходит общественное развитие – эволюция.
Общественные проблемы должны решаться своевременно и независимо от того, кто стоит у власти: коммунисты, демократы или либералы. А для этого необходимо, чтобы в решении этих проблем принимали участие не только те, кто управляет, но и те, кем управляют. Пока сами граждане не начнут оказывать влияние на политику и принятие законов, будут существовать и «плохие цари», и «дурные законы». Любая конституция, состоящая из конкретных законов, обречена на ее несоблюдение именно из-за постоянно изменяющихся социальных условий. В конституции должны быть отражены только принципы и цели и дана возможность постоянной творческой работы над государственным устройством. Мы прекрасно понимаем, что создание условий для изменения общества не означает предотвращения его гибели от дурных законов, которые по недомыслию могут принять всем миром граждане страны. Должны быть четкие ориентиры, что можно принимать, а что нельзя. Должно быть ясное представление, зачем государство нужно человеку. Если для того, чтобы копить богатство, то каким должно быть богатство? Начиная с XVII века, философы и экономисты спорили о том, что является источником богатства. Назывались различные его виды: торговля, плодородие почв, минеральные ресурсы, земельная рента, прибавочная стоимость, идеи. Но богатство- это не только все перечисленное и не только то, что мы обычно понимаем под богатством: деньги, одежда, пища, утварь, жилье, но и знания, технологии, навыки, способности человека, моральные достижения. К особому виду богатство следует отнести возможность в любой момент приобрести любую необходимую вещь или сделать её, или взять её у кого- то для своей цели. Другими словами, богатством можно назвать то, что дает возможность цивилизации выжить и добиться процветания. Под ценностью мы понимаем все то, что способно производить богатства общества.
Гуманизм провозглашает главной ценностью и источником всех богатств- человека, потому что все реализуется посредством человека. Все, что созидает человека, является богатством. А это, прежде всего, человеческие отношения (мораль). Именно они организуют общество, если строятся на живой морали (способствующей выживанию) или дезорганизуют его, если подчинены другой морали. И чем выше моральные принципы во взаимоотношениях людей тем больше возможностей у члена общества реализовать себя, тем богаче становиться государство. (Здесь мы имеем в виду мораль, не которая декларируется, а которая исполняется в обществе). Чем человек моральней, тем он талантливей. Человек с гордостью назвал себя Homo sapiens (Человек разумный), но разум без морали мертв, а что может родить мертвое? Без морали разум подобен топору, которому все равно что, рубить – дрова или головы. Аморальные люди производят лишь хаос и разрушение, и особенно опасно, если в их руках государственные бразды правления: они умудряются обесценить и обессмыслить жизни миллионов людей. Мы сейчас подходим к рубежу, когда Человечество осознает приоритет морали над разумом, и, перешагнув этот рубеж, человек будет иметь право называться Homo moralis. Мораль отражает уровень достижений цивилизации. Сегодня считается, что политикой могут заниматься профессионалы, предпочтительно юристы. Но для политика недостаточно иметь юридическое, историческое или экономическое образование. Главное для него - быть глубоко моральным человеком, чтобы он мог быть примером для подражания, а это не «продукт» образования, а результат воспитания. Вторым по значимости богатством являются знания, или, говоря языком Станислава Лемма, сумма технологий цивилизации. Соответственно, ценностью является то, что позволяет получить эту сумму, т.е. творчество. Чтобы России стать богаче других стран, нужно не пытаться их догонять, а создать условия для реализации творческого, интеллектуального, и прежде всего, духовного потенциала, тогда можно будет достичь не только уровня развитых стран, но и встать на одну ступень с другими космическими цивилизациями. Уровень развития науки также определяется уровнем морали, поскольку моральные принципы конструируют алгоритмы мышления и поведения. Еще совсем недавно наука рассматривала Мироздание как единственную материальную Вселенную, совершенно игнорируя духовный мир, за который так ратовала религия. Духовному (информационному) миру не было места в научных моделях, планах, мыслях. Сегодня наука исследует Мироздание как комплекс двух миров, в котором Тонкий (Духовный) Мир занимает не просто равноправное положение, а значительно превосходит материальный мир и управляет им [4]. Чтобы заниматься наукой, необходимо получить образование не только экономическое, юридическое, но и нравственное. Именно на этом вопросе нам хотелось бы остановиться подробнее, т.к. он ближе всего находиться к нам по роду нашей деятельности.
К третьему виду богатства относятся материальные ценности: полезные ископаемые, природные источники энергии (солнечная, геотермальная, энергия приливов и пр.), лесные и речные ресурсы, плодородие почв, разнообразие ландшафтов, животного и растительного мира, а также све предметы, производимые человеком или с помощью человека. Соответственно ценностью является человеческий труд, преобразующий природные богатства в предметы потребления (см. таблицу 1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|