Богатства и ценности человека
Двигателем жизни современной цивилизации является материальное богатство, а самоценность личности не является значимой. Когда большинство людей смогут осознать приоритет ценности человека над остальными видами богатств, качество двигающих цивилизацию сил изменится, и научно- технический и социальный прогресс существенно ускорятся. В последнее десятилетие российское общество переживает быструю и решительную смену политико-правовых, нравственных и культурно-цивилизационных ценностей, изменение вековых традиций ментальности, трансформацию социальных устоев и переоценку принципов, образующих гражданскую культуру. Это связано с утверждением реального социально-экономического и политического плюрализма в России и развитием демократических основ жизни, развитием правовой культуры и совершенствованием законодательной базы и функционирования государства. Возникает новый этап исторической и социально-правовой реальности, требующей появления гражданина – нового типа субъекта экономической, культурной, политико-правовой деятельности и гражданских отношений. Именно поэтому гражданское образование и воспитание нового поколения выступает сейчас приоритетной и социально-значимой задачей, как для государства, так и для всего российского общества. Потребность в гражданах – не только образованных, эрудированных в пределах своей компетенции и политико-правовом отношении, но и обладающих целостной системой гражданских личностных качеств, позволяющих осознать себя как активного субъекта, от деятельности которого зависит процветание и стабильность общества, - осознана всеми. Вот почему гражданское образование выдвигается на первый план сложного комплекса образовательных задач педагогических учреждений России. Гражданскую эрудицию, ответственность и культуру формирует само развивающееся в стране гражданское общество, информационно-пропагандистская система, утверждающая его идеи и ценности, политическая практика, общественно-политические идеалы и приоритеты. Но при всем этом решающая роль принадлежит системному и целенаправленному формированию гражданских качеств теми педагогическими учреждениями, которые призваны отвечать за развитие гражданской, профессиональной и социальной компетентности, эмоционально-нравственной готовности людей лично участвовать в материальной, духовной и в политико-правовой жизни, активно совершенствовать облик окружающего социально- политического и культурно - цивилизационного мира. Нам очень импонирует авторский подход и программа решения данного вопроса, наших коллег из Казани [2] во-первых, глубокое уважение к труду, опыту и профессионализму педагогов –главных исполнителей тех ролей, без которых задача становления современного гражданского образования в России была откровенно нереальной.
Учитывая наличие серьезного когнитивного и методического потенциала и опыта практической педагогики гражданского образования, указанные выше авторы, во- вторых, отказались от подобного анализа всего богатства арсенала педагогического подвижничества и перессказывания общеизвестных истин, сконцентрировали свое внимание на выявление тех новых интеллектуальных ресурсов ускорения процессов становления гражданского образования, которые менее знакомы педагогам-практикам. Это, прежде всего – концепция культуры мира и толерантности как ее важнейшего инструмента, предложенная в конце века идеологами ЮНЕСКО мировому сообществу, как шанс овладеть мирными технологиями разрешения конфликтов без применения силы и обеспечить надежный мир.
Многие педагоги средней и высшей школы ощущают свою «беспомощность» без надежной идеологической платформы в преподавании обществоведческих дисциплин и «оформление» нравственного облика современной молодежи. В данном случае система идеи и ценностей культуры мира дает возможность эффективно работать по формированию современного демократического гражданского сознания, включая тем самым Россию в международное образовательное сообщество, которое также занято поиском позитивных идей воспитания молодых поколений. Россия не может оказаться в стороне от международного образовательного пространства. Современный образовательный человек – это новый субъект политической деятельности и гражданских отношений, способный включить в международный политический дискурс, открытый новому пониманию межэтнических проблем, признающий факт интернационализации международного образовательного пространства. Именно этим соображение вызвано включение российской образовательной системы (школьной и вузовской) в Болонский процесс и ее активное участие в международных инновационных образовательных программах и программах ЮНЕСКО. Интеллект (от лат. intellectus)- познание, понимание, ресурсная интеллектуальная способность человека. По определению социологов, интеллектуальный слой – это совокупность лиц, обладающий уровнем образования, качественно отличающим их от общей массы населения, либо выполняющие функции интеллектуального труда. Обычно качеством этого слоя определяется уровень развития, которого общество достигает. Или пока не достигает, но стремится достигнуть. Иными словами, интеллектуальный слой определяет лицо общества- не только в глобальном, но и в любом локальном смысле. Часть интеллектуального слоя входит в него «по должности» - занимаясь управлением Россией, Тверью или Вышним Волочком, часть – входя, в так называемую бизнес-элиту,- управляет более или менее крупными экономическими процессами. В идеале управляющие группы всех категорий должны отличаться наивысшими качественными, интеллектуальными, нравственными характеристиками. Успешное развитие государства, города, региона и их экономики в большей степени зависит от того, насколько удается совместить элиту интеллектуальную с элитой управленческо - политической и экономической. Все это называется «идеей ранга». Общество - будь то город, страна или бизнес-корпорация – должно обеспечить продвижение по служебной лестнице если не наиболее одаренных, то хотя бы наиболее образованных людей в профессиональном и нравственном плане.
На сегодняшний день в Твери и тверской области зарегистрировано более 37 вузов. Среди них как старые, с наработанными в советское время традициями, так и новые – чаще всего филиалы крупных учебных заведений из других регионов. По статистике, в Твери и области учится сорок две тысячи студентов. Чаще всего это выпускники 43 школ и колледжей Твери. Кто-то может не согласиться, но, на наш взгляд, понятия «высшего» и «среднего» образования весьма относительны. Авторитетный российский историк и социолог Сергей Волков утверждает, что важны не только постсоветские анкетные термины, а степень отличия представителя интеллектуального слоя от уровня знаний и культуры основной массы. Противопоставления «элиты» и «основной массы» пугаться не стоит: согласно социологическому анализу, доля элитных слоев в любом обществе более или менее константна и колеблется от двух-трех до десяти процентов. Ведь очевидно, что никакое волевое решение никакой власти не может превратить треть населения в мастеров спорта – физкультурную элиту нации. Так и в любом другом деле, будь то элита бизнеса, юридическая элита или элита управления. Впрочем, последнее – хотя бы в одной, отдельно взятой Твери – для многих вовсе не очевидно: филиалы малоизвестных расплодившихся как грибы «вузов» и «академий» лихо дают тверским парням и девчатам мастер-классы в самых невообразимых сегментах менеджмента, бизнеса и «экономических взаимоотношений». Говоря об образовании и образованности обратимся к истории. До революции уровень общей культуры выпускника гимназии или реального училища ярко выделял его из общей массы населения. В этом смысле не было принципиальной разницы между выпускником гимназии и университета – второе не было чем-то принципиально высшим, но лишь продолжало, дополняло и развивало высокое первое. В советское время качественное отличие между «среднеобразованной» массой и интеллектуальной элитой могли обеспечить лишь несколько лучших вузов или аспирантура, да и то не всегда. Особняком стояли выпускники элитных спецшкол при серьезных университетах – эти учебные заведения были удачной попыткой власти готовить для страны достойные кадры: культурную, экономическую и политическую элиту. Образование в гуманитарных московских и ленинградских спецшколах было действительно добротным, хотя до подлинно классического образования заурядной тверской гимназии начала двадцатого века ему было плыть почти так же далеко и малоперспективно, как, например, Генриху Шлиману до счастливой Платоновой Атлантиды.
Классическое образование подразумевает приоритетное изучение, прежде всего, древней истории и языков. Глубокое знание мировой и отечественной истории – конкретики и обобщений – образовывает и воспитывает человека, в подлинном смысле этого слова. Образование без воспитания не формирует человека, а только разнуздывает и портит его. Параллельно с воспитанием неразнузданности (немаловажное качество для высокого мастера политики или бизнеса) изучение латыни и древнегреческого давало ученику бесценную культуру и логику мышления. До сих пор мировой педагогический опыт не придумал лучшего «тренажера» для накачивания мышц души и ума, чем осмеянные и выброшенные на помойку советского и постсоветского образования древнегреческий и латынь. На мощном классическом фундаменте впоследствии возводилась видимая часть прекрасного и полезного здания. Минимум два новых языка, отечественная и мировая литература, точные науки и музыка – мы говорим сейчас только о «средней школе того счастливого времени, когда качественные характеристики управляющих групп были максимально высокими по отношению к прочему интеллектуальному слою- с соответствующими последствиями для «региональной» и общероссийской экономики. Некоторые ответственно мыслящие отечественные бизнесмены уже начали вкладывать деньги в воспитание и образование подлинной российской элиты, т.к. серьезное образование – это серьезный бизнес. Дело сдвинулось с мертвой точки. В России куется новая интеллектуальная элита. Через десяток-другой лет всем в отечественной политике и экономике станут очевидны ее элитарность и востребованность. Также, вероятно, станет очевидной и ее катастрофическая нехватка [3].
Специальное высшее образование обеспечивает подготовку кадров для той или иной конкретной сферы профессиональной деятельности, но его первоочередная цель – удовлетворение культурно-творческих потребностей человека, формирование целостного миропонимания и миропереживания, воспитание гражданских качеств, а в целом – сохранение исторической преемственности поколений и развитие национальной культуры. Поэтому любое образование (в том числе естественнонаучное, инженерно-техническое) есть гуманитарная проблема. Речь идет не о «гуманитарной составляющей» знания. А о гуманитарном (человеческом) смысле образования. Образованность, конечно, означает информированность и профессиональную компетентность, но в первую очередь характеризует личностные качества человека как субъекта исторического процесса и индивидуальной жизни [1]. Истина о сущности образования как единства трех задач: обучения, развития и воспитания – в течение веков существует как аксиома. Современные вузы все более ориентируются на прагматическое обучение, подготовку профессионалов-функционеров. Образование направлено на потребности профессии, а не человека. В государственных стандартах, определяемых УМО для той или иной специальности, понятие «воспитание» вообще исчезло. Моделью образования стал человек-фактор, человек-функция, быстро достигающий, (часто с завидным профессионализмом) практических целей, принципиально не связанных с гуманистическим смысловым контекстом его деятельности. Как видим, налицо тенденции дефундаментализации, дегуманизации образования. Они особенно остро переживаются в России, где основательность знаний и гуманизм традиционно были сильной стороной высшей школы. Объективный взгляд на образование в контексте его мировых стратегических тенденций, в том числе и на динамику болонского процесса позволяет обнаружить стремление к преодолению его сугубо инструментально-операционной ориентации. Это обстоятельство ни в коей мере не означает отказ от направленности образования на рынок труда. Стратегическая цель образования «Учиться быть». С 1999 года ООН стала публиковать ежегодные «Доклады о развитии человека», в которых совокупный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается на основе всего трех показателей: 1) индексом уровня жизни 2) индексом ожидаемой продолжительности жизни 3) индексом образования. Традиционное образование не замыкается рамками профессии. Оно ориентировано на развитие личности и обучение в течение всей жизни, на формирование гражданственности как краткосрочной, так и долгосрочной социальной направленности, на укрепление социальной сплоченности, с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному культурному пространству. Воспитанная способность к постижению и уважению разнообразия мира – одно из важнейших качеств личностного развития. Задача сегодняшнего образования – создание креативного человека, обученного не только тем или иным навыкам и владеющего профессионально необходимыми знаниями, но и способного к постижению нового, исходя из реалий жизни сегодняшней, готового к самостоятельным гибким решениям. В своей публикации мы не ставим целью изложить все проблемы данного вопроса т.к. ограничены по количеству публикуемого материала. Гражданское образование, на наш взгляд, является тем магистральным направлением, которое способствует формированию нового человека, человека ХХI века.
Литература: 1. Хайрулин Н.Г., Тагиров Э.Р. и др. Высшая школа: приоритеты модернизации. Казань – 2006. с.114-119. 2. Шайхалисламой Р.Ф., Тагиров Э.Р. Гражданское образование. Гуманитарный вектор. Казань -2007. с.7-9. 3. Сухинин Д.Н. Тверской бизнес-журнал. М., 2007. с.2-3. 4. Уляков П.И. Биополяторы в энергоинформационном пространстве. Парапсихология и психофизика. Материалы III-й Международной конференции. «Особое состояние сознания человека. Экспериментальные исследования в парапсихологии». М.: 1997. с. 46-47.
РИСУНОК «СЕМЬИ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ» КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА Гирфанова М.С., Акопов Г.В.
В наше время имеются исследования, в которых анализируются аспекты психического развития ребенка, на которые влияют внутрисемейные отношения. В систему внутрисемейных отношений входят отношения между супругами. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности. Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена в гармоничных и дисгармоничных семьях. Именно по отношению к ним, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, оказывается чувствительным психическое, нравственное и умственное развитие ребенка. Установлено, что гармоничность и эмоциональная полноценность взаимоотношений в семье самым положительным образом влияют на формирование у ребенка такого важного качества, как быстрая адаптация в коллективе посредством общественной активности и целого ряда черт (самостоятельности, решительности, настойчивости, энергичности), которые проявляются в его общественной деятельности. В семье с согласованными и гармоничными супружескими отношениями ребенку наглядно преподается пример человеческой солидарности, заботы и беспокойства друг о друге, уважения, доверия, и других высоко нравственных качеств. Другими словами, в этих семьях налицо все предпосылки для формирования у детей культуры чувств, высокой нравственности. Таким образом, можно говорить о том, что семья является важнейшим институтом воспитания и развития гармоничной и целостной личности, она определяет: - возможность развития определенных психических свойств личности; - заторможенное развитие отрицательных качеств; - приобретение подходящих качеств, свойств, форм поведения; - получением достаточного количества знаний, опыта, навыков и привычек, необходимых для жизни. Поэтому есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия семьи в жизни ребенка, могут привести к сильному искажению представлений ребенка о своей семье, которая в последствии будет отражаться на особенностях его личностного развития; его эмоционального самочувствия, самооценку, отношении к окружающим людям. В связи с этим становится необходимость изучения структуры семейных взаимоотношений в восприятии ребенка младшего школьного возраста. В связи с этим становится необходимость психологу-консультанту уметь выявить проблемные отношения в семье, и отражение их в развитии ребенка, чтобы сразу увидеть какие неблагоприятные факторы воспитания влияют на развитие, и попытаться устранить их. Поэтому проективные методики находят свое применение сейчас во многих областях прикладной психологии. Психолог-консультант из материала проективных методик «вычерпывает» личностный смысл целей и обстоятельств действий и, прежде всего — обстоятельств, имеющих для ребенка конфликтный смысл. Так как одной из задач психолога-консультанта является проникнуть во внутренний мир конкретной личности. Для этой цели и служат проективные методики. Ценность и главное назначение проективных методик — выявление присущих личности способов структурирования ее «жизненного пространства», ее субъективного внутреннего мира. Общение со взрослым является ведущим фактором развития ребенка, в том числе становления его самосознанию и личности. В ходе общения в семье у ребенка складывается образ другого человека и образ самого себя, которые выступают как аффективно-когнитивные образования, отражающие развитие самосознания и самооценки ребенка. В настоящее время психолог-консультант, занимающийся проблемами семьи, ощущает нехватку адекватных методик исследования личности. Среди диагностических средств познания личности ребенка, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методики стоят на первом месте. Но, несмотря на достоинства проективных методик, их практическое использование вызывает некоторые затруднения, например, оценка актуального эмоционального состояния ребенка, затрачивается много времени на проведении данных методик. Следовательно, очевидна необходимость создания диагностических методик, направленных на оценку особенностей восприятия семейных отношений ребенком. В качестве одной из таких методик мы предлагаем использовать разработанную нами проективную методику «Семья несуществующих животных» и ее модификации: «Семья злых несуществующих животных», «Счастливая семья несуществующих животных». Отличительной чертой данных методик является создание ребенком свой «образ семьи», создавая, тем самым свое представление об окружающих его людях и о собственном месте рядом с ним. Это позволяет расширенно использовать феномен проекции, а именно, у ребенка сознательные установки срабатывают значительно слабее, так как в этом случае изображается не собственная семья, а абстрактная. В итоге, оказывается, что не задействованы защитные механизмы, искажающие образ и проекция становится более полной. Данная методика в первую очередь предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. Использование этой методики особенно важно при выявлении неосознаваемых представлений о характерах взаимоотношениях в семье, тем самым, демонстрируя обширную диагностическую информацию для психотерапии. При этом следует учитывать, что для выработки тактики и стратегии психотерапии в постановке семейного диагностика любой метод психодиагностики является вспомогательным. Рисование «Семьи несуществующих животных» дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что ребенок знает и переживает. При словесном описании у детей иногда возникают затруднения. Например, при исследовании данной методике между частной школы и общеобразовательной, получилось, что в частной школе встречаются больше конфликтных отношений ребенка со своими братьями и сестрами. Дети не рисовали своих сестер или братьев, с которыми находились в конфликтных отношениях (например, ревностные отношения), либо присутствовало полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком (62%). Часто первым изображался член семьи, наиболее значимый для ребенка - в основном папа (у 46% детей) по сравнению с мамой (32%) как и в частной школе, так и в общеобразовательной школе. Также было выявлено, что в частной школе мальчики неадекватно идентифицирует себя, они либо идентифицируют себя женским полом либо обезличивают себя («ребенок», «кокюша» и т.д.) по сравнению с общеобразовательной школы (здесь больше девочки). Данную методику следует применять в тех случаях, когда не требуется дать однозначную информацию. Проективные методики больше нужны для понимания «образа семьи» ребенка, как средство построения различных гипотез, которые в дальнейшем проверяются. Поэтому данная методика может быть полезным инструментом в работе психолога-практика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|