Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная сложность как один из показателей уровня развития социального интеллекта




Грачева Е. М.

 

Наряду с академическим интеллектом, отвечающим за успешное усвоение знаний абстрактного характера, психологи также выделяют социальный интеллект, под которым понимается умение действовать мудро в отношении других людей, правильно оценивать чувства и состояния, быть социально приспособляемым. Взаимосвязь этих двух видов интеллекта пытались изучить многие ученые. Тем не менее, на данный момент в психологической науке нет однозначного ответа на этот вопрос [1].

В своей работе мы попытались изучить взаимосвязь академического и социального интеллекта в подростковом периоде развития и поставили перед собой задачу изучить одну из интеллектуальных характеристик – когнитивную сложность.

Интеллект в общем виде представляет собой систему психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего [3]. Вероятно, процесс построения этой субъективной картины идет по-разному в зависимости от тех реалий, с которыми взаимодействует человек.

К одной из характеристик, определяющих форму организации индивидуального ментального опыта, относится когнитивная сложность, которая отражает способность человека видеть мир многомерно. «Когнитивно сложные» субъекты более дифференцированно относятся к людям, делают более точные выводы о системе представлений человека после краткой беседы с ним, умеют посмотреть на происходящее с разных точек зрения [4]. Все это дает основания предполагать, что существует положительная связь между такими личностными характеристиками, как социальный интеллект и когнитивная сложность.

В результате проведенного эксперимента, в котором принимали участие учащиеся 6-х, 8-х и 10-х классов общеобразовательных школ г. Вологды, было установлено следующее.

Связь между академическим и социальным интеллектом наблюдается в младшем подростковом возрасте и исчезает к старшему подростковому возрасту. Это может означать, что первоначально социальный интеллект опирается в своем формировании на общие способности, постепенно превращаясь в интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации. Основой социального интеллекта служит общий интеллект. Однако одного лишь высоко развитого общего интеллекта недостаточно для развития высокого социального интеллекта, поэтому в более старших возрастных группах испытуемых связь общего и социального интеллекта распадается.

Установлено наличие значимой положительной связи между показателями когнитивной сложности в сфере социальных отношений и уровнем развития социального интеллекта, это может свидетельствовать о том, что социальный интеллект возрастает с увеличением значения когнитивной сложности индивида. Ментальный опыт, который накапливается у человека в сфере социальных отношений, постепенно структурируется, выстраивается в иерархизированную систему, которая позволяет ему более быстро и точно находить нужную информацию, способ действия в определенной ситуации. Когнитивная сложность является показателем того, насколько эта информационная система хорошо структурирована. Человек с высокой когнитивной сложностью в сфере социальных отношений будет обладать более высоким социальным интеллектом.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что социальный интеллект по своей структуре схож со структурой общего интеллекта, т.е. он представляет собой форму организации опыта взаимодействия с другими людьми. Опыт общения фиксируется в определенных конструктах, которые, накапливаясь, структурируются в некоторой взаимосвязи друг с другом. По мере развития человека эти структуры становятся более иерархизированны. Степенью иерархичности этих структур является когнитивная сложность.

Безусловно, социальный интеллект не сводится к одной лишь когнитивной сложности, однако последняя характеристика является одной из основных в содержании социального интеллекта.

 

Литература:

1. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения.// Теоретические и прикладные вопросы психологии./ Под ред. А.А. Крылова СПб, 1996. – стр. 48-60.

2. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272с.

4. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. – Ростов – н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1994. – 154 с.

 

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Грего О.Е.

 

Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии лично­сти. Представители различных психологических направлений и школ основ­ное внимание в своих исследованиях сосредоточили на изучении структуры личности, различных психических образований, выяснении их функций, раскрытии условий формирования разных свойств личности и т. д. Динамический подход имеет целью изучение качественных изменений в личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности.

Жизнь человека в одном из своих измерений может рассматриваться как процесс реализации ее личностного смысла. В таком случае этот процесс может оцениваться по тому, насколько он «продвинут» в сторону приближения к своему идеалу – полному воплощению в жизнь личностного смысла. Мерой приближения результатов усилий человека к этому идеалу является УСПЕХ.

В русском языке это слово имеет несколько взаимосвязанных значений: удача в достижении чего - нибудь; общественное признание; хорошие результаты в чем-либо (в работе, учебе, у женщин, у мужчин и т. д.). На основе этих значений формируется понятие «успех». «Успех – это последовательное достижение намеченных личных целей», считают Т. Пауэл и Дж. Пауэл.

Успех, он определенным образом связан с карьерой. В переводе с итальянского «карьера» – это бег, жизненный путь, поприще.

Согласно большому энциклопедическому словарю, карьера имеет три взаимосвязанных значения:

1. продвижение в какой-либо сфере деятельности;

2. достижение известности, славы, выгоды;

3. обозначение рода занятий профессии.

В научной литературе различают: широкое понимание карьеры, как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, как переход от одного уровня профессионализма к другому; и более узкое, как должностное продвижение, достижение определенного социального статуса.

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отно­шений общества. «Вне этих отношений, — пишет А. Н. Леонтьев, — человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует определя­ется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться ина­че как в деятельности конкретных людей» [5]. Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, це­ленаправленный труд, главные характеристики кото­рого присущи и профессиональной (предметной) дея­тельности [5].

В процессе профессиональной деятельности че­ловек (индивид) неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми, и толь­ко в системе общественного производства веществен­ные орудия «оживают», обогащая возможности че­ловека.

Профессиональную деятельность можно рассмат­ривать как способ социально-экономического и ду­ховного взаимодействия индивида и трудового коллек­тива. Это создает необходимость учета соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей в системе производства. Человек производит матери­альные ценности, чтобы существовать, но он сущест­вует не только для того, чтобы их производить. В процессе труда внешние цели (материальные цен­ности) в определенной мере теряют для человека ви­димость объективной необходимости и становятся целями, которые ставит себе индивид, — целями самоосуществления. Как отмечал В. И. Ленин, «реализовать себя, дать через себя самого объективность в объективном мире...» [6], это значит осознанно реализовать свои способности и возможности.

Итак, одним из основополагающих признаков профессиональной деятельности является ее социальный характер, обусловленный, с одной стороны, развитием производственных отношений в обществе, а с другой — субъективным отражением этих отношений личностью. К. Маркс различал деятельность, выполняемую как социальную обязанность и как естественную необходимость [7],когда последнее становится насущной потребностью свободно реализуемой человеком.

Прежде чем рассматривать остальные признаки профессиональной деятельности, необходимо остановиться на том, что означает понятие «профессия», так как именно оно раскрывает основную суть профессиональной деятельности. Единого определения понятия «профессия» не существует, оно многозначно; «... профессия — общность всех людей, занять данным видом труда» [8]; «профессия - это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей» [10]; «профессия — некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности» [10]. Профессией также называют «необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил чело­века, дающую ему возможность существования и развития»; профессия характеризуется как «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку» [8]. Эти значения раскрывают со­циальную, экономическую, правовую, психологиче­скую и физиологическую сущность профессии как сложного многопризнакового явления, обусловлива­ющего профессиональную деятельность субъекта труда.

Целесообразная деятельность, или труд, предмет и сред­ства труда. Каждый из названных компонентов тру­дового процесса как единого целого обладает мно­жеством разнообразных признаков, обусловленных, с одной стороны, объективно-предметной реальностью, а с другой — субъективным отношением индивида к этим признакам. При этом каждый признак являет­ся системой свойств, предопределяющих взаимосвязи между объективной предметной реальностью и чело­веком или группой людей (например, бригадой) в процессе конкретной профессиональной деятельности. Так, у человека, исполняющего профессиональную деятельность, т. е. у субъекта труда, можно выделить следующие свойства: личностные, психологические, физиологические, анатомические, индивидуально-ти­пологические. Каждое из этих свойств имеет харак­теристики, представленные в целом ряде психологи­ческих, физиологических, медицинских и социологиче­ских исследований.

Другие, так называемые объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и усло­вия труда) также обладают разнообразными свойст­вами, обусловливающими конкретную профессиональ­ную деятельность человека. Этими свойствами явля­ются: размеры, форма, фактура, нормативные харак­теристики предмета и результата труда; характер специфических действий и точность их исполнения, заложенные в профессиональной задаче; пространст­венные, временные, информационные и операциональ­ные характеристики орудий труда; санитарно-гигиенические, социально-психологические и морально-пра­вовые характеристики условий труда, зафиксирован­ные в документации технической, технологической, инструкционной и правовой.

Итак, можно заключить: профессиональная дея­тельность — это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуще­ствляющий взаимодействие всех компонентов систе­мы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.

При изучении профессиональной деятельности познание предмета, средств и условий труда является лишь необходимым объективным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта труда как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности является регулятором его поведения в деятельности.

Субъективное отражение объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому «психологию интересует прежде всего деятельность индивидов, инди­видуальная деятельность» [1], а затем уже ее проявления в совместной деятельности людей, ре­шающих «конкретную профессиональную задачу».

Для психологии наиболее важным является изуче­ние характера, формы и динамики отражения объек­тивной реальности субъектом труда и факторов, обу­словливающих конкретные типы этого отражения и профессиональной деятельности. Среди факторов четко выделяются две самостоятельных, но взаимо­действующих группы:

1) объективные факторы;

2) субъективные (субъектные) факторы.

К первой группе относятся: социальные, производственно-тех­нические, экономические, организационные и санитарно-гигиенические характеристики профессиональ­ного труда.

Вторая группа факторов включает: лич­ностные, профессионально-психологические, психофи­зиологические и индивидуально-типологические каче­ства субъекта труда. Изучение последних должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломля­ется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение и на результаты труда. Для этой цели можно использовать психоло­гические признаки труда и их градации, разработан­ные Е. А. Климовым [4].

Первый признак — это осознание социальной ценности резуль­тата труда. Уровень данного осознания определяет­ся на основании:

а) степени представленности у субъ­екта труда знаний о требованиях к результату труда;

б) характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу);

в) эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.

Второй признак — сознание обязательности вы­полнения порученного дела в заданных нормах. Уро­вень представленности данного признака определя­ется на основании:

а) оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;

б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.

Третий признак — сознательное применение ору­дий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности по следующим харак­теристикам:

а) степени теоретической подготовлен­ности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда);

б) степени сформирован­ное профессиональных умений и навыков;

в) адек­ватности эмоциональных проявлений соответственно уровню профессиональной готовности субъекта труда.

Четвертый признак — осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуще­ствляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он ис­пользует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценно­стей. А также и на основании характера эмоциональ­ного переживания отношений к людям труда цен­ностям, которые они создали.

Изучение представленных психологических при­знаков профессиональной деятельности раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, ког­нитивных, операторных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными уста­новками, профессиональной направленностью и под­готовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.

Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах со всей остротой ставят вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых происходит. Без решения этих задач невозможно успешность профессиональной деятельности.

Высокая практическая значимость иной проблематики обусловливает учение представителями различных наук в том числе и психологии. С точки зрения психологии, трудности изучения процесса профессионализации осложняются тем, что учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ ее выполнения [2]. Поэтому не выделяются уровни профессионализма, а учитываются только возраст и время работы по специальности.

 

Литература

1 Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука,1980

2.Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект; Автореф.докт.дис.М.,1995

3.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. МГУ,1987

4.Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Ин-т практ.психол.; Воронеж:НПО «МОДЭК»,1996

5.Леонтьев А.Н. Избр.психол.произведения: В2т. М.: Педагогика,1983

6.Ленин В.И. В 2т.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.,1955-1967

8.Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М.:ин-т психологии РАН,1998

9.Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.: Изд. Корпорация «Логос»,1994

10.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука,1978

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...