О дифференцированном влиянии техник интегративной психотерапии на показатели самоактуализации
Л.В. Мялкина (Ярославль) Исследования сферы применения интегративных методик и техник работы апробируются более пятнадцати лет, множество смыслов холистического подхода в работе с личностью не распаковано. " Терапевтическое действие оказывает все, что влечет за собой рост и цельность… Любой опыт может оказаться терапевтическим" (К. Витакер, [20]). Разнообразие психотерапевтических технологий основано на том допущении, что человек суть нечто цельное, и проблема у него существует одновременно во всех его проявлениях. Нет принципиального различия, каким путем идти к этой проблеме - через когнитивную сферу, через эмоциональную или через проявления тела(Колошина Т.Ю.). Задача нашего исследования заключалась в изучении влияния интегративной телесно-ориентированной терапии (ИТОТ) в контексте интегративной психотерапии (ИП) на последующую самоактуализацию клиента (всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности). Уникальность профессиональной ИТОТ состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный. Метод ИТОТ - физический контакт в групповом взаимодействии, включает физический параметр в групповой опыт, и предлагают альтернативу рассудочным групповым методам. Перечисленные параметры позволяют объединить в рамки обозначения ИТОТ такие подходы как ТОП и ТДТ, связанные с движением
методики Терапии Искусством (арттерапии), так как пусть и с различными задачами, они используют единый арсенал, единый ресурс – взаимосвязи и взаимозависимость тела и психики.
Опираясь на схему позиций и отношений ТДТ, Психотерапии (ПТ), ТОП, ТИ (арттерапии) А. Гиршона, ввели две дополнительные переменные, получили следующую приблизительную схему их взаимосвязи (рис. 1). Каждая очерченная область, являясь самоценной, соприкасается с соседству-ющими, объединяясь в основе своей Рис.1. Схема позиций ТДТ, ПТ, ТОП, ТИ.
«Различные системы, ориенти-рованные на тело, развившиеся независимо в разных местах земного шара, имеют много общего. Все они предпочитают релакси-рованные действия напряженным, все стараются научить человека уменьшить привычные напряжения в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как одно целое, текущий психофизиологический процесс, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части» (Козлов В. В., 2005 [20]). ИИПТ - объединяющее название для различных методов работы. Основной психотехнологической опорой при этом остаются сессии (процессы) связного осознанного дыхания, во время которых клиент достигает измененных состояний сознания (Козлов В. В. 1999 г.). ИТОТ как техника ИИПТ – один из путей духовного роста, самоактуализации индивида. Исследование показателей самоактуализации клиентов, принимавший участие в тренинге с применением техник ИТОТ в рамках ИИПТ (автор и ведущий – В. В. Козлов, д.пс.н., проф., академик РАСО, БПА, исполнительный директор МАПН)*, наравне с основными результатами**, показало дифференцированное половозрастное влияние человека: 1. В целом в ЭГ уровень гибкости поведения выше, чем в КГ. 2. Люди, неоднократно посещающие тренинги с использованием ИТОТ, имеют более низкий уровень самоуважения относительно людей, не посещающих эти занятия. 3. Мужчины, не посещавшие тренинги, имеют низкий показатель самопринятия, относительно других групп, тогда как женщины КГ демонстрирую довольно высокий показатель. Однако, мужчины, посещающие тренинги ИИПТ, в зависимости от количества лет, показывают более высокие результаты, чем сверстницы женщины. Показатели мужчин и женщин ЭГ сблизились в отметке 23 лет.
4. Шкала Синергии демонстрирует ту же закономерность, что и шкала самопринятия. Одно лишь отличие заключается в отсутствие рекордных показателей по группе КГЖ, в этой характеристике они совпадают по волновому колебанию с группами ЭГ1Ж, ЭГ1М, КГМ, ЭГ2Ж. То есть график отчетливо иллюстрирует большее положительное влияние ИИПТ на респондентов мужчин в возрасте от 19 до 23 лет, чем на испытуемых женщин того же возраста. 5. График показал существенное превосходство ЭГ1 и ЭГ2 над КГ по уровню Познавательных потребностей, что говорит о характере воздействия тренинга по ИИПТ, примечателен факт наиболее организующего действия использованных методик на респондентов женского пола. 6. Неоднократное посещение ИТОТ в рамках ИИПТ благотворно влияет на степень креативности участников мужчин (особенно в период от 18 до 23 лет) и женщин, показатели которых сближаются к 23 - 24 годам. Таким образом можем нарисовать приблизительный словесный портрет юноши и девушки возраста 17 – 25 лет неоднократно посещающих тренинги по ИИПТ: Юноша 21- 22 года, имеющий незаконченное высшее или высшее образование, способный, относительно своих сверстников, более быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, реализующий свои ценности в поведении, адекватно взаимодействующий с другими людьми. Вне зависимости от оценки другими свих достоинств и недостатков, он: креативен, принимает себя таким, какой он есть, понимает целостность мира в его противоположностях, на несколько степеней превосходя в этом молодых людей далеких от ИИПТ. Своим сверстникам он уступает лишь в способности ценить свои достоинства и положительные стороны характера. Девушка 21 - 22 лет, имеющая незаконченное высшее или высшее образование, испытывающая больше трудности (нежели сверстницы) в способности уважать себя за положительные свойства характера и принимать себя целостно в единстве достоинств и недостатков. Недостаточно целостна ее картина восприятия мира, понимание связи противоположностей. Однако, она креативна и у нее сильнее развита потребность в познании окружающего мира даже больше чем у молодых людей, посещающих тренинги по ИИПТ. Приведенные данные иллюстрируют зависимость от пола и возраста действия методики ИПТ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|