Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т.В. Федосеева (Волгоград)




В данной статье мы предприняли попытку обобщить и проанализировать опыт групповой психокоррекционной работы в рамках Школы психодуховного развития «Орион» г. Волгограда.

Создание Школы было обусловлено следующими факторами:

1. Потребностью людей в переживании трансцендентного опыта и интеграции его в материальный мир для целостного развития личности и самоактуализации.

2. Стремлением познакомить людей с древними эзотерическими традициями и с современными направлениями в области психологии.

3. Необходимостью обучить современным технологиям работы с сознанием.

Группа, посещающих занятия в Школе включает в себя от 5 до 15 участников, гетерогенна по возрасту, полу и образовательному уровню. Частота встреч варьируется от 2 до 3 в неделю. Группа является открытой для новых участников, однако имеет сформированное ядро, состоящее из 5 человек. Длительность существования группы на настоящий момент – 3 года.

С целью решения вышеперечисленных задач в 2002 году была создана программа Школы. Программа включает в себя следующие разделы:

Цели.

1. Содействие самореализации отдельных лиц, пар и групп, т.е. создание условий для выявления потенциальных возможностей их роста и воплощению этих возможностей в действительность. Указанная цель может быть сформулирована также как приближение к пониманию жизненного предназначения отдельных лиц, пар и групп.

2. Расширение своих возможностей, которые могли бы послужить другим во благо.

3. Восстановление целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем.

Принципы:

1. Я – творец собственной жизни.

Я источник всего, что со мной происходит.

2. Любовь к себе.

3. Мирное сосуществование.

4. Гибкость контекста.

5. Активное доверие.

На кого рассчитана программа.

Основным адресатом программы является личность как базовый элемент семьи, группы, общества. Программа рассчитана на всех людей, независимо от возраста, уровня их образования, социального положения, степени подготовленности и рода занятий, а также национальной, культурной и религиозной принадлежности, мотивированных к духовному развитию и личностному росту. Поскольку программа строится на принципе саморазвития человека, она предполагает личную вовлеченность участников и эффективна только в случае, если они сами решают в нее включиться. Поэтому программа рассчитана на всех людей, которые хотят познать себя и самореализоваться.

Она особо рекомендуется тем, кто работает с людьми и тем, чья деятельность предъявляет особые требования к внутреннему равновесию и устойчивости личности. Особо рекомендуется тем лицам, кто находится в состоянии острого личностного кризиса, а также тем, кто ощущает недостаток в эмоциональном самовыражении.

Предлагаемые средства:

Для достижения указанных целей программа предлагает ряд средств, к числу которых относятся:

1. Тематические занятия (лекции, семинары), посвященные изучению древних традиций, религиозно-философских школ восточных и западных цивилизаций, наиболее важным аспектам духовных практик.

2. Тренинговые программы, разработанные в трансперсональном и интегративном психологических подходах, направленные на развитие навыков самопознания и саморегуляции.

3. Регулярные занятия духовными практиками.

4. «Полевые» тренинги.

5. Индивидуальные консультации.

В работе используется интегративный подход, включающий в себя:

- Работу с телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело, телесно-ориентированные психотехники, направленные на расширение осознания тела и телесности, ци-гун, тайцзицуань, процессуально-ориентированная техника А. Минделла, трансовые танцы, система рейки, анапана, випассана).

- индивидуально-психологический уровень (ребефинг, холотропное дыхание, тренинг релаксации, направленная визуализация, медитация, работа со снами, мандалотехника, терапия искусством (медитативная живопись).

- социально-психологический уровень (групповая дискуссия, гештальт; различные форматы работы: процессы «спина к спине», «глаза в глаза», групповые песнопения, групповые ритуальные взаимодействия, игровые коммуникативные процессы, динамическая медитация в процессе походов в горы).

- психодуховный аспект (буддийские и даосские техники самоисследования, трансцендентальные медитации, психотехники дзен, дзогчен, молитвенные практики, направленные визуализации и идентификации, различные инициации).

В разработке программы, целью которой является целостное развитие и самореализация личности, мы использовали системный подход в понимании личности.

Системный подход, предполагающий полисистемное знание, нацелен на раскрытие системности самого мира, а отдельного предмета - как «элемента» многих разнопорядковых реальностей (систем) данной природной и общественной среды.

Рассматривая личность как активный компонент более широких развивающихся систем, мы наметили общие пути достижения интеграции и самореализации личности, выделив восемь сфер пространства личности, необходимых для освоения.

1. Духовная сфера – способность жить с увлечением, в радости и любви, в созидательном творчестве, стремление к переживанию и освоению трансцендентного опыта.

2. Ментальная сфера – развитие мыслительного аппарата. Готовность к восприятию и переработке новой информации. Желание учиться.

3. Психоэмоциональная сфера – умение воспринимать сигналы собственного тела. Восприимчивость к широкому диапазону сигналов извне. Управление чувствами и эмоциями.

4. Физическая сфера – развитие физического тела. Обретение физической силы, гибкости, пластичности и выносливости.

5. Предметно-манипулятивная сфера – развитие способности создавать предметы искусства, формы своими руками.

6. Предметно-экологическая сфера – развитие способности чувствовать мир природы понимать его язык и нужды, жить в единстве с ним.

7. Социальная сфера – овладение моделями оптимального социального поведения.

8. Космическая сфера – осознание себя человеком Вселенной, ощущение единства с ней и вселенской ответственности за свои поступки. Знание и сознательное взаимодействие с космическими феноменами, ритмами, использование их для гармонизации жизни на Земле и своей жизни.

Применение системного подхода к различным целостным многокачественным явлениям всегда предполагает вычленение системообразующих оснований этих явлений. В пространстве личности таким системообразующим основанием, «ядром» личности, на наш взгляд, является духовная сфера или уровень трансцендентального сознания, включающий в себя всю систему общечеловеческих ценностей, духовные идентификации, высшие эталоны человеческой жизни, духовные идеалы и, что самое важное, огромное количество смыслов, касающихся самосовершенствования и самореализации. Кроме того, духовная сфера личности - единственная структура, которая связывает личность как объект, атрибут с пространством существования подлинного субъекта – сущности или «самости», выходящей за пределы личности и являющейся, по мнению В.В.Козлова иной психической инстанцией. Именно эта сфера с давних пор привлекает внимание лучших умов человечества - поэтов, философов, мистиков, ученых, ищущих подходы к ее познанию и описанию. Качественное описание, определение сущности, «самости» согласно древним восточным религиозно-философским традициям вообще не возможно, поскольку принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ему языка описания.

Самость по К. Уилберу, есть пространство, где все субъекты трансцендированны. Самость заключает в себе весь космос. Согласно К. Уилберу, область трансцендентального сознания переходная стадия реализации самости к высшей стадии личностного роста – космическому сознанию. Трансцендентальное сознание обычно вызывается медитацией и переходит в следующую стадию при своем непрерывном и постоянном развертывании в состояниях бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна.

В трансперсональной психологии («Трансперсональный» - надличностный), изучающей все уровни сознания, уровень самости определяется как пространство чистого сознания, из которого все остальное, в том числе и все сферы сознания-личности, разворачиваются в качестве содержания перцептивного поля. Для современной психологии важно не только описание личности, но и вычленение самости как наиболее существенного компонента в том содержании, которое мы обозначаем как личность.

Мы придерживаемся той точки зрения, что самость присутствует и управляет всеми сферами пространства сознания личности (духовной, ментальной, физической и т. д.). Из этого следует признание важности медитативных практик для полноценного развития каждой из сфер, т.к. в каждой из сфер может происходить непрерывный процесс трансцендирования сознания, духовного развертывания и развития самости, что в свою очередь ведет к достижению сбалансированного, интегративного развития личности в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...