Интегративный подход к психике человека
Шемет И.С. (Кострома)
Интеграция психики – это приведение психики к состоянию большей целостности, внутренней согласованности. Психику мы понимаем как индивидуальную систему управления жизнью и поведением человека. При этом психика рассматривается как целое, в её системных свойствах, основополагающих для понимания объекта психологического исследования – человека в целом. Данный подход преодолевает аналитическое рассмотрение психики как совокупности свойств, процессов и состояний, господствующий в экспериментальной психологии 20 века. Интегративный подход понимает психику со стороны её главной функции – управление жизнью и поведением человека, при этом под жизнью понимается функционирование тела, а под поведением – взаимодействие человека с окружающим миром. Данный подход является операциональным или функциональным, рассматривающим психику как инструмент. С позиции этого подхода нами выстраивается шкала «хорошо – плохо» применительно к психике и выявляются критерии прогрессивности, оптимальности и эффективности психики. С нашей точки зрения, сложнейшая система психики принципиально противоречива, т. к. в её структуре заложено несколько автономных контуров управления: Я (дух), сознание и бессознательное – кроме того, существуют прямые внешние влияния, которые психика лишь опосредует в той или иной мере. Данные конструкты управления сложились по мере эволюции психического и отражают усложнение внешней среды жизни человека: природа, социум, цивилизация. Мы считаем, что в каждый момент времени набор поведенческих программ в психике потенциально не ограничен, то есть душевная жизнь человека и пространство его решений многомерны. С другой стороны, жизнь в реальном пространстве, то есть в материальном мире трёхмерна, ограничена, кроме того, она линейна по времени, что требует так же линейности, последовательности, преемственности в поведении.
Таким образом, существует противоречие между потенциальным и актуальным в психике (поведении) человека. Внутренняя конфликтность психики выражается в нескольких феноменах: 1. Противоречие между различными внутренними управляющими импульсами (борьба с самим собой). 2. Противоречие между внешними и внутренними управляющими импульсами (между человеком и обществом). 3. Противоречие между управляющими импульсами и реальной возможностью их реализации (меду желаниями и возможностями). 4. Противоречия между реализованными и нереализованными управляющими импульсами, при этом нереализованных на порядок больше (между желаемым и действительным). В условиях принципиальной противоречивости психики необходимы механизмы для поддержания её целостности (интегративные механизмы). Мы считаем, что психика человека имеет такие механизмы, часть из которых имеет естественную природу (сон и сноподобные состояния, дыхание, движение, эмоциональная память, переживания), а часть имеет искусственную природу (осознавание, творчество, проговор и др.). Мы полагаем, что очередным этапом эволюции психики является этап интенсивного развития интегративных механизмов, позволяющих оптимизировать психическую деятельность в условиях нестабильной цивилизационной среды Профессионально-личностная готовность абитуриента социолого-психологического факультета М.М. Шехтер ( Иваново) При наличии тщательно разработанного учебного плана и квалифицированного преподавательского состава учебное заведение может выпускать хороших специалистов только в том случае, если в результате отбора, студентами станут способные и заинтересованные в профессии люди.
Подбор абитуриентов, как и набор студентов, должен осуществляться не официальными образовательными учреждениями, а учреждениями социальных служб и общественностью. Потенциальные студенты должны располагать информацией о разных социальных службах, которые могут стать местом применения знаний по завершению учебы. Отбор студентов на факультеты социальной работы необходимо проводить, опираясь на следующие критерии: Достаточная предшествующая подготовка в области поведенческих и социальных наук, которые имеют непосредственное отношение к развитию навыков социального воздействия, а также сформированный интерес к избранной профессии. Предварительный опыт работы в качестве добровольца или оплачиваемого сотрудника с людьми, нуждающимися в социальной помощи. Такой опыт может быть приобретен в самых различных ситуациях, но важно, что студент уже проявил искренний интерес к этой деятельности и имеет представление о том, что значит стать профессиональным социальным работником. Личное обоснование потенциальным студентом: а) причин выбора им именно этой профессии, б) целей профессиональной карьеры, в) желания работать с притесняемыми и нуждающимися группами населения, людьми разного вероисповедания, представителями меньшинств, людьми, обладающими ограниченными возможностями из–за трудностей психического развития, с инвалидами, с разными возрастными группами и так далее. Рекомендации преподавателей, профессиональных социальных работников, администрации социальных служб или других людей, способных дать оценку данному претенденту как потенциальному социальному работнику. Перечисленные критерии могут быть стандартизированы с целью придания большей упорядоченности процедуре отбора студентов с тем, чтобы с их помощью можно было соответствующим образом оценить результаты и отобрать лучших студентов. Социализация в профессии включает овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов профессиональной помощи клиентам, в результате чего развивается чувство «принадлежности» к профессии. Образование – процесс не только овладения специальными знаниями, но и изменения самого человека. В процессе социализации социальный работник узнает новый язык понимания и восприятия действительности. Социальная работа – это деятельность, в основе которой лежит социальный и политический выбор, так как зачастую её цели весьма проблематичны. Для достижения общезначимых целей социальные работники, как правило, слишком ограничены в средствах, не всегда имеют поддержку общественности и законодательства. Таким образом, эта профессия представляет собой нечто большее, чем работу, так как социальные работники должны проявлять инициативу и готовность работать в таких неблагоприятных условиях.
Гендерные различия учебной мотивации студентов педагогического вуза Т.А. Ширяева (Ярославль) В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение знаниям, умениям, навыкам, а формирование личности учащегося как активного субъекта деятельности. Анализ потребностно-мотивационной сферы личности студента позволяет ответить на вопрос о причинах неуспеваемости студента. Ильин Е.П. отмечает, что фактор мотивации для успешной учебы оказывается сильнее, чем фактор интеллекта [Е.П. Ильин, 2002]. По данным М.Д. Дворяшиной [М.Д. Дворяшина, 1980] успехи в учебе не обнаружили тесной и достоверной связи с интеллектом студентов, в то время как по уровню мотивации учебной деятельности «сильные» и «слабые» студенты различались. Установлено, «сильные» студенты отличаются высоким уровнем потребности в освоении профессии, они ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических навыков. В мотивационной структуре «слабых» студентов преобладают внешние мотиваторы: стремление избежать осуждения, наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п. Кроме того, по данным Реана А.А. [А.А.Реан, 1994] высокая позитивная мотивация может играть роль ком-пенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор «не работает» – никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе.
Проблема гендерных особенностей активно разрабатывается в современной психологии, так как гендер представляет собой одну из движущих сил развития личности. Изучение гендерных различий учебной мотивации учащихся позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании. Изучение ведущих мотивов обучения показало, что у мужчин больше выражена направленность на получение знаний и профессии, а у женщин – направленность на получение диплома. То есть у женщин более выражено стремление к достижению результата, а у мужчин стремление к совершенствованию [Вопросы практической психодиагностики…, 1984]. В то же время, по данным А.И. Пенькова, среди сфер жизни, наиболее способствующих реализации доминирующих смыслов и ценностей, мужчины выбрали общественную и семейную жизнь, профессиональная жизнь и сфера развлечений оказались менее значимыми. У женщин ведущими сферами жизни были обучение и образование, увлечения [А.И. Пеньков, 2000]. У исследователей отсутствует единая точка зрения на проявление мотива достижения у мужчин и женщин. Т.В. Бендас выделяет 3 позиции в отношении этого вопроса. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая – что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации важнее, чем потребность в достижении. Третья – мужчины и женщины обладают мотивом достижения в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности [Т.В. Бендас, 2005]. Это может быть связано с тем, что учитывается только биологический пол, а не психологический (гендер). Под гендером понимается социокультурный конструкт, или представления, существующие в обществе о мужественности и женственности, принимаемый людьми в различной степени. Так Х. Хекхаузен отмечает, что ситуация выглядит несколько яснее, если проводится различие не между биологическими полами, а между психологическими половыми установками, такими как маскулинность и фемининность или степень андрогинности. Бирхоф и Краска, сопоставившие с различными измерениями Спенса и Хельмрайха выделяемые опросниками тенденции мотивации достижения – «стремление к успеху», «страх неуспеха» и страх успеха, - обнаружили, что андрогинность тесно коррелирует со «страхом неуспеха» [Х. Хекхаузен, 2003]. Напротив, высокая маскулинность и низкая фемининность сочетаются с незначительным страхом неуспеха. Независимо от своего биологического пола и от значений фемининности студенты обоих полов с высокими показателями маскулинности демонстрируют активное и конструктивное рабочее поведение, им не приходится бороться с отвлечениями от работы.
Нами было проведено предварительное исследование гендерных различий учебной мотивации студентов педагогического вуза. В исследовании приняли участие 103 студента 2,3,4 курсов ЯГПУ (91 девушка и 12 юношей). Были использованы следующие диагностические методики: методика «Маскулинность и Фемининность» Т.Л. Бессоновой, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Мотивация обучения в вузе» Т.Л. Ильиной, «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова. В ходе исследования было установлено, что 33,3% всех представленных девушек составляют фемининный тип, 35,5% - андрогинный, 7,3% - маскулинный, 6,37% - недифференцированный. Среди Юношей 50% представили маскулинный полоролевой тип, 25%- фемининный, 8% -андрогинный, 16% - недифференцированный. Значимых различий между полоролевыми типами, как и между девушками и юношами, в потребности достижения установлено не было. Также не было обнаружено значимых различий в проявлении прагматических и профессиональных мотивов. Однако познавательные мотивы оказались выше у маскулинных девушек и юношей, чем у андрогинных и фемининных девушек. В отношении ценностных ориентаций различия оказались также незначительными. В то же время маскулинные девушки оценивают значение «интересной работы более высоко». Полученные в предварительном исследовании характеристики не являются окончательными. Проблема требует дальнейшего изучения.
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СТИЛЬ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблема повышения эффективности деятельности руководителя включает в качестве своего важного направления исследование стиля управленческой деятельности. Действительно, по мнению многих авторов (И.П. Волков [2], А.Л. Журавлев [3], Е.П. Ильин [4], В.А. Толочек [11] и мн. др.), стилевые особенности руководителя, во многом определяющие стратегию его поведения при решении организационных задач и позволяющие адаптироваться к требованиям деятельности, оказывают существенное влияние на профессиональную компетентность и эффективность деятельности управленца. Среди внутренних детерминант, обусловливающих склонность руководителей к использованию определенных стилей управления, наименее изученными являются глубинные факторы, к которым относится и психологическая защита руководителя [10]. Анализ психологической литературы показал, что исследования, касающиеся влияния особенностей психологической защиты на профессиональную деятельность в общем и индивидуальный стиль деятельности, в частности, проводятся в основном в рамках педагогической психологии. Влиянию же особенностей психологической защиты руководителя на его деятельность и функционирование производственной организации посвящено значительно меньше работ (например, [6, 10]). Так, в работах М.И. Буянова [1], Н.В. Макаровой [7], Е.Т. Соколовой [8], В.В. Столина [9] рассматривается проблема влияния защитных механизмов на формирование особенностей воспитательного стиля педагогов. В этих исследованиях показано, что авторитаризм чаще всего определяется такими защитными механизмами, как «формирование реакции», «замещение», «проекция» и «компенсация». В данном исследовании мы предприняли попытку изучения влияния психологической защиты руководителя на стиль его управленческой деятельности. Иными словами, цель исследования заключалась в выявлении особенностей психологической защиты руководителя, обусловливающих его склонность к использованию определенного стиля руководства. Исходя из сказанного, мы выдвинули гипотезуо том, что на склонность руководителя к использованию определенного стиля руководства оказывают влияние уровневые и структурные особенности, а также общая напряженность его психологической защиты. В работе использовались следующие психодиагностические методики: «Опросник для определения стиля руководства коллективом» А.Л. Журавлева, опросник «Индекс жизненных стилей» Плутчика-Келлермана-Конте для выявления используемых личностью защитных механизмов. Для обработки материалов исследования применялись методы подсчета коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна-Уитни. В исследовании приняли участие 42 руководителя ОАО ЯЗДА - мужчины и женщины в возрасте от 28 до 63 лет с разным стажем управленческой деятельности. В ходе экспериментального исследования нами были получены следующие основные результаты и выводы. В обследованной группе руководителей преобладающими по степени выраженности оказались проявления, соответствующие коллегиальному стилю управления. Анализ особенностей психологической защиты в данной группе руководителей показал, что в большинстве случаев в конфликтных ситуациях ведущими оказываются деструктивные защитные механизмы, такие как «проекция» и «отрицание», в то время как «рационализация» – конструктивный механизм – является ведущим значительно реже. Следовательно, можно говорить о преимущественном использовании руководителями относительно более примитивных механизмов психологической защиты, не способных привести к достаточной социальной адаптации, а порождающих внешние (на основе «проекции») и внутренние (на основе «отрицания») конфликты, сдерживающие профессиональный рост. Для обследованной нами группы руководителей в целом характерна средняя напряженность использования защитных механизмов (41%), что может свидетельствовать, с одной стороны, о довольно эффективном с точки зрения энергетических затрат способе реагирования на экстраординарные ситуации, и с другой стороны, о возможности адекватного реагирования (без применения защитных механизмов) в ситуациях серьезных внутри- и межличностных конфликтов. Анализ уровневых характеристик психологической защиты в группах руководителей, ориентированных на использование различных стилей руководства, показал, что, несмотря на сходство общего вида профилей, отражающих структуру психологической защиты, психологическая защита у управленцев, использующих разные стили, имеет свои особенности. Так, для каждого стиля характерна своя «иерархия» ведущих механизмов психологической защиты (у «автократов» это: «отрицание» -«проекция» - «рационализация»; у «демократов»: «рационализация» - «проекция» - «отрицание»; у «либералов»: «проекция» - «отрицание» - «рационализация»). Для руководителей, склонных к авторитарному и либеральному стилю, характерно более частое по сравнению с «демократами» использование биполярных (разнонаправленных) механизмов психологической защиты, таких как «отрицание» и «проекция», что само по себе провоцирует большую внутреннюю противоречивость и, как следствие, конфликтность. У «автократов» наблюдается «перевес» в сторону более частого использования механизма «отрицания», которое является внутренне направленным механизмом и приводит к игнорированию неприятностей, проблем, собственных промахов и некомпетентности, что хорошо соотносится со стилевыми характеристиками их деятельности. У «либералов» ведущим по степени выраженности в системе психологической защиты является механизм «проекции», который, являясь внешне направленным процессом, предполагает неконтролируемый перенос содержания своего бессознательного на подчиненных и в зависимости от знака переносимого содержания выражается либо в формировании социальной диспозиции, где человеку, похожему на руководителя, отдается много властных полномочий, либо в обвинении подчиненных и перекладывании на них ответственности за собственные промахи. Для руководителей, склонных к демократическому стилю управления, характерно преобладание в психологической защите рационалистической проекции: они осознают недостатки в своем взаимодействии с подчиненными, но могут проецировать эти качества по форме «все руководители, работающие в подобных условиях, так делают». Результаты интеркорреляционного анализа структуры психологических защит обследованной группы руководителей позволяют говорить об относительной жесткости и простоте структур их психологической защиты, что может приводить к трудностям в адаптации, невозможности быстро и с экономией энергии реагировать на экстраординарные ситуации одновременным запусканием нескольких защитных механизмов. Аналогичные выводы были сделаны Т.А. Михайловой, показавшей в своем исследовании, что у руководителей очень «жесткая» структура ПЗ, характеризующаяся малым количеством комплексов. Вместе с тем, один из наиболее конструктивных механизмов - «компенсация» - оказался структурообразующим фактором системы психологической защиты всех трех групп руководителей, что можно считать весьма конструктивным фактом. Наиболее эффективной по целому комплексу уровневых и структурных параметров можно считать систему психологической защиты «демократов», наименее же эффективной оказалась психологическая защита «автократов». Таким образом, поскольку нам удалось обнаружить различия между руководителями с разным стилем по целому комплексу параметров (уровню выраженности отдельных защитных механизмов; характеру и количеству связей между ними; уровню и качеству связей между отдельными защитными механизмами), можно считать подтвердившейся нашу гипотезу в той ее части, где говорится о влиянии особенностей психологической защиты руководителя на склонность к использованию им определенного стиля управления. Вторая же часть гипотезы - о влиянии общей напряженности защиты на форму реализации руководителем своих властных полномочий не подтвердилась. Следовательно, можно считать, что связь между общей напряженностью психологической защиты и стилем руководства отсутствует.
Литература 1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. 2-е изд. М., 1992. 2. Волков И.П. О стилях руководства // Организационная психология / Сост. и общ. редакция Л.В. Винокурова и И.И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. С.261-269. 3. Журавлев А.Л. Параметры взаимодействия руководителя с коллективом// Организационная психология / Сост. и общ. редакция Л.В. Винокурова и И.И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. С.285-287. 4. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. № 6. 1988. С.85-94. 5. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2000. 6. Карпов А.В., Скитяева И.М., Волкова Н.В., Ямщиков И.А. Организационная культура: понятие и реальность. М., 2002. 7. Макарова Н.В. Преодоление деструктивных психологических защит у воспитателей дошкольных учреждений: Дис. … канд. психол. наук. Череповец, 2002. 8. Соколова Е.Т. соотношение физического Я–образа и самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 109–133. 9. Столин В.В. Состояния самосознания личности // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 66–77. 10. Субботина Л.Ю. Профессиональная подготовка руководителей. Ярославль: ЯрГУ, 1993. 11. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|