Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интегративный подход к психике человека




Шемет И.С. (Кострома)

 

Интеграция психики – это приведение психики к состоянию большей целостности, внутренней согласованности. Психику мы понимаем как индивидуальную систему управления жизнью и поведением человека.

При этом психика рассматривается как целое, в её системных свойствах, основополагающих для понимания объекта психологического исследования – человека в целом.

Данный подход преодолевает аналитическое рассмотрение психики как совокупности свойств, процессов и состояний, господствующий в экспериментальной психологии 20 века. Интегративный подход понимает психику со стороны её главной функции – управление жизнью и поведением человека, при этом под жизнью понимается функционирование тела, а под поведением – взаимодействие человека с окружающим миром.

Данный подход является операциональным или функциональным, рассматривающим психику как инструмент. С позиции этого подхода нами выстраивается шкала «хорошо – плохо» применительно к психике и выявляются критерии прогрессивности, оптимальности и эффективности психики.

С нашей точки зрения, сложнейшая система психики принципиально противоречива, т. к. в её структуре заложено несколько автономных контуров управления: Я (дух), сознание и бессознательное – кроме того, существуют прямые внешние влияния, которые психика лишь опосредует в той или иной мере. Данные конструкты управления сложились по мере эволюции психического и отражают усложнение внешней среды жизни человека: природа, социум, цивилизация.

Мы считаем, что в каждый момент времени набор поведенческих программ в психике потенциально не ограничен, то есть душевная жизнь человека и пространство его решений многомерны. С другой стороны, жизнь в реальном пространстве, то есть в материальном мире трёхмерна, ограничена, кроме того, она линейна по времени, что требует так же линейности, последовательности, преемственности в поведении.

Таким образом, существует противоречие между потенциальным и актуальным в психике (поведении) человека.

Внутренняя конфликтность психики выражается в нескольких феноменах:

1. Противоречие между различными внутренними управляющими импульсами (борьба с самим собой).

2. Противоречие между внешними и внутренними управляющими импульсами (между человеком и обществом).

3. Противоречие между управляющими импульсами и реальной возможностью их реализации (меду желаниями и возможностями).

4. Противоречия между реализованными и нереализованными управляющими импульсами, при этом нереализованных на порядок больше (между желаемым и действительным).

В условиях принципиальной противоречивости психики необходимы механизмы для поддержания её целостности (интегративные механизмы).

Мы считаем, что психика человека имеет такие механизмы, часть из которых имеет естественную природу (сон и сноподобные состояния, дыхание, движение, эмоциональная память, переживания), а часть имеет искусственную природу (осознавание, творчество, проговор и др.).

Мы полагаем, что очередным этапом эволюции психики является этап интенсивного развития интегративных механизмов, позволяющих оптимизировать психическую деятельность в условиях нестабильной цивилизационной среды

Профессионально-личностная готовность абитуриента социолого-психологического факультета

М.М. Шехтер ( Иваново)

При наличии тщательно разработанного учебного плана и квалифицированного преподавательского состава учебное заведение может выпускать хороших специалистов только в том случае, если в результате отбора, студентами станут способные и заинтересованные в профессии люди.

Подбор абитуриентов, как и набор студентов, должен осуществляться не официальными образовательными учреждениями, а учреждениями социальных служб и общественностью. Потенциальные студенты должны располагать информацией о разных социальных службах, которые могут стать местом применения знаний по завершению учебы.

Отбор студентов на факультеты социальной работы необходимо проводить, опираясь на следующие критерии:

Достаточная предшествующая подготовка в области поведенческих и социальных наук, которые имеют непосредственное отношение к развитию навыков социального воздействия, а также сформированный интерес к избранной профессии.

Предварительный опыт работы в качестве добровольца или оплачиваемого сотрудника с людьми, нуждающимися в социальной помощи. Такой опыт может быть приобретен в самых различных ситуациях, но важно, что студент уже проявил искренний интерес к этой деятельности и имеет представление о том, что значит стать профессиональным социальным работником.

Личное обоснование потенциальным студентом:

а) причин выбора им именно этой профессии,

б) целей профессиональной карьеры,

в) желания работать с притесняемыми и нуждающимися группами населения, людьми разного вероисповедания, представителями меньшинств, людьми, обладающими ограниченными возможностями из–за трудностей психического развития, с инвалидами, с разными возрастными группами и так далее.

Рекомендации преподавателей, профессиональных социальных работников, администрации социальных служб или других людей, способных дать оценку данному претенденту как потенциальному социальному работнику.

Перечисленные критерии могут быть стандартизированы с целью придания большей упорядоченности процедуре отбора студентов с тем, чтобы с их помощью можно было соответствующим образом оценить результаты и отобрать лучших студентов.

Социализация в профессии включает овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов профессиональной помощи клиентам, в результате чего развивается чувство «принадлежности» к профессии. Образование – процесс не только овладения специальными знаниями, но и изменения самого человека. В процессе социализации социальный работник узнает новый язык понимания и восприятия действительности. Социальная работа – это деятельность, в основе которой лежит социальный и политический выбор, так как зачастую её цели весьма проблематичны. Для достижения общезначимых целей социальные работники, как правило, слишком ограничены в средствах, не всегда имеют поддержку общественности и законодательства. Таким образом, эта профессия представляет собой нечто большее, чем работу, так как социальные работники должны проявлять инициативу и готовность работать в таких неблагоприятных условиях.

 

Гендерные различия учебной мотивации студентов педагогического вуза

Т.А. Ширяева (Ярославль)

В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение знаниям, умениям, навыкам, а формирование личности учащегося как активного субъекта деятельности. Анализ потребностно-мотивационной сферы личности студента позволяет ответить на вопрос о причинах неуспеваемости студента. Ильин Е.П. отмечает, что фактор мотивации для успешной учебы оказывается сильнее, чем фактор интеллекта [Е.П. Ильин, 2002]. По данным М.Д. Дворяшиной [М.Д. Дворяшина, 1980] успехи в учебе не обнаружили тесной и достоверной связи с интеллектом студентов, в то время как по уровню мотивации учебной деятельности «сильные» и «слабые» студенты различались. Установлено, «сильные» студенты отличаются высоким уровнем потребности в освоении профессии, они ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических навыков. В мотивационной структуре «слабых» студентов преобладают внешние мотиваторы: стремление избежать осуждения, наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п. Кроме того, по данным Реана А.А. [А.А.Реан, 1994] высокая позитивная мотивация может играть роль ком-пенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор «не работает» – никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе.

Проблема гендерных особенностей активно разрабатывается в современной психологии, так как гендер представляет собой одну из движущих сил развития личности. Изучение гендерных различий учебной мотивации учащихся позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании. Изучение ведущих мотивов обучения показало, что у мужчин больше выражена направленность на получение знаний и профессии, а у женщин – направленность на получение диплома. То есть у женщин более выражено стремление к достижению результата, а у мужчин стремление к совершенствованию [Вопросы практической психодиагностики…, 1984]. В то же время, по данным А.И. Пенькова, среди сфер жизни, наиболее способствующих реализации доминирующих смыслов и ценностей, мужчины выбрали общественную и семейную жизнь, профессиональная жизнь и сфера развлечений оказались менее значимыми. У женщин ведущими сферами жизни были обучение и образование, увлечения [А.И. Пеньков, 2000].

У исследователей отсутствует единая точка зрения на проявление мотива достижения у мужчин и женщин. Т.В. Бендас выделяет 3 позиции в отношении этого вопроса. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая – что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации важнее, чем потребность в достижении. Третья – мужчины и женщины обладают мотивом достижения в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности [Т.В. Бендас, 2005]. Это может быть связано с тем, что учитывается только биологический пол, а не психологический (гендер). Под гендером понимается социокультурный конструкт, или представления, существующие в обществе о мужественности и женственности, принимаемый людьми в различной степени. Так Х. Хекхаузен отмечает, что ситуация выглядит несколько яснее, если проводится различие не между биологическими полами, а между психологическими половыми установками, такими как маскулинность и фемининность или степень андрогинности. Бирхоф и Краска, сопоставившие с различными измерениями Спенса и Хельмрайха выделяемые опросниками тенденции мотивации достижения – «стремление к успеху», «страх неуспеха» и страх успеха, - обнаружили, что андрогинность тесно коррелирует со «страхом неуспеха» [Х. Хекхаузен, 2003]. Напротив, высокая маскулинность и низкая фемининность сочетаются с незначительным страхом неуспеха. Независимо от своего биологического пола и от значений фемининности студенты обоих полов с высокими показателями маскулинности демонстрируют активное и конструктивное рабочее поведение, им не приходится бороться с отвлечениями от работы.

Нами было проведено предварительное исследование гендерных различий учебной мотивации студентов педагогического вуза. В исследовании приняли участие 103 студента 2,3,4 курсов ЯГПУ (91 девушка и 12 юношей). Были использованы следующие диагностические методики: методика «Маскулинность и Фемининность» Т.Л. Бессоновой, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Мотивация обучения в вузе» Т.Л. Ильиной, «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова. В ходе исследования было установлено, что 33,3% всех представленных девушек составляют фемининный тип, 35,5% - андрогинный, 7,3% - маскулинный, 6,37% - недифференцированный. Среди Юношей 50% представили маскулинный полоролевой тип, 25%- фемининный, 8% -андрогинный, 16% - недифференцированный. Значимых различий между полоролевыми типами, как и между девушками и юношами, в потребности достижения установлено не было. Также не было обнаружено значимых различий в проявлении прагматических и профессиональных мотивов. Однако познавательные мотивы оказались выше у маскулинных девушек и юношей, чем у андрогинных и фемининных девушек. В отношении ценностных ориентаций различия оказались также незначительными. В то же время маскулинные девушки оценивают значение «интересной работы более высоко». Полученные в предварительном исследовании характеристики не являются окончательными. Проблема требует дальнейшего изучения.

 

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СТИЛЬ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В. Шрейдер, А.В. Карпов (Ярославль)

Проблема повышения эффективности деятельности руководителя включает в качестве своего важного направления исследование стиля управленческой деятельности. Действительно, по мнению многих авторов (И.П. Волков [2], А.Л. Журавлев [3], Е.П. Ильин [4], В.А. Толочек [11] и мн. др.), стилевые особенности руководителя, во многом определяющие стратегию его поведения при решении организационных задач и позволяющие адаптироваться к требованиям деятельности, оказывают существенное влияние на профессиональную компетентность и эффективность деятельности управленца. Среди внутренних детерминант, обусловливающих склонность руководителей к использованию определенных стилей управления, наименее изученными являются глубинные факторы, к которым относится и психологическая защита руководителя [10].

Анализ психологической литературы показал, что исследования, касающиеся влияния особенностей психологической защиты на профессиональную деятельность в общем и индивидуальный стиль деятельности, в частности, проводятся в основном в рамках педагогической психологии. Влиянию же особенностей психологической защиты руководителя на его деятельность и функционирование производственной организации посвящено значительно меньше работ (например, [6, 10]).

Так, в работах М.И. Буянова [1], Н.В. Макаровой [7], Е.Т. Соколовой [8], В.В. Столина [9] рассматривается проблема влияния защитных механизмов на формирование особенностей воспитательного стиля педагогов. В этих исследованиях показано, что авторитаризм чаще всего определяется такими защитными механизмами, как «формирование реакции», «замещение», «проекция» и «компенсация».

В данном исследовании мы предприняли попытку изучения влияния психологической защиты руководителя на стиль его управленческой деятельности. Иными словами, цель исследования заключалась в выявлении особенностей психологической защиты руководителя, обусловливающих его склонность к использованию определенного стиля руководства.

Исходя из сказанного, мы выдвинули гипотезуо том, что на склонность руководителя к использованию определенного стиля руководства оказывают влияние уровневые и структурные особенности, а также общая напряженность его психологической защиты.

В работе использовались следующие психодиагностические методики: «Опросник для определения стиля руководства коллективом» А.Л. Журавлева, опросник «Индекс жизненных стилей» Плутчика-Келлермана-Конте для выявления используемых личностью защитных механизмов. Для обработки материалов исследования применялись методы подсчета коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна-Уитни. В исследовании приняли участие 42 руководителя ОАО ЯЗДА - мужчины и женщины в возрасте от 28 до 63 лет с разным стажем управленческой деятельности.

В ходе экспериментального исследования нами были получены следующие основные результаты и выводы.

В обследованной группе руководителей преобладающими по степени выраженности оказались проявления, соответствующие коллегиальному стилю управления.

Анализ особенностей психологической защиты в данной группе руководителей показал, что в большинстве случаев в конфликтных ситуациях ведущими оказываются деструктивные защитные механизмы, такие как «проекция» и «отрицание», в то время как «рационализация» – конструктивный механизм – является ведущим значительно реже. Следовательно, можно говорить о преимущественном использовании руководителями относительно более примитивных механизмов психологической защиты, не способных привести к достаточной социальной адаптации, а порождающих внешние (на основе «проекции») и внутренние (на основе «отрицания») конфликты, сдерживающие профессиональный рост.

Для обследованной нами группы руководителей в целом характерна средняя напряженность использования защитных механизмов (41%), что может свидетельствовать, с одной стороны, о довольно эффективном с точки зрения энергетических затрат способе реагирования на экстраординарные ситуации, и с другой стороны, о возможности адекватного реагирования (без применения защитных механизмов) в ситуациях серьезных внутри- и межличностных конфликтов.

Анализ уровневых характеристик психологической защиты в группах руководителей, ориентированных на использование различных стилей руководства, показал, что, несмотря на сходство общего вида профилей, отражающих структуру психологической защиты, психологическая защита у управленцев, использующих разные стили, имеет свои особенности. Так, для каждого стиля характерна своя «иерархия» ведущих механизмов психологической защиты (у «автократов» это: «отрицание» -«проекция» - «рационализация»; у «демократов»: «рационализация» - «проекция» - «отрицание»; у «либералов»: «проекция» - «отрицание» - «рационализация»).

Для руководителей, склонных к авторитарному и либеральному стилю, характерно более частое по сравнению с «демократами» использование биполярных (разнонаправленных) механизмов психологической защиты, таких как «отрицание» и «проекция», что само по себе провоцирует большую внутреннюю противоречивость и, как следствие, конфликтность.

У «автократов» наблюдается «перевес» в сторону более частого использования механизма «отрицания», которое является внутренне направленным механизмом и приводит к игнорированию неприятностей, проблем, собственных промахов и некомпетентности, что хорошо соотносится со стилевыми характеристиками их деятельности.

У «либералов» ведущим по степени выраженности в системе психологической защиты является механизм «проекции», который, являясь внешне направленным процессом, предполагает неконтролируемый перенос содержания своего бессознательного на подчиненных и в зависимости от знака переносимого содержания выражается либо в формировании социальной диспозиции, где человеку, похожему на руководителя, отдается много властных полномочий, либо в обвинении подчиненных и перекладывании на них ответственности за собственные промахи.

Для руководителей, склонных к демократическому стилю управления, характерно преобладание в психологической защите рационалистической проекции: они осознают недостатки в своем взаимодействии с подчиненными, но могут проецировать эти качества по форме «все руководители, работающие в подобных условиях, так делают».

Результаты интеркорреляционного анализа структуры психологических защит обследованной группы руководителей позволяют говорить об относительной жесткости и простоте структур их психологической защиты, что может приводить к трудностям в адаптации, невозможности быстро и с экономией энергии реагировать на экстраординарные ситуации одновременным запусканием нескольких защитных механизмов. Аналогичные выводы были сделаны Т.А. Михайловой, показавшей в своем исследовании, что у руководителей очень «жесткая» структура ПЗ, характеризующаяся малым количеством комплексов.

Вместе с тем, один из наиболее конструктивных механизмов - «компенсация» - оказался структурообразующим фактором системы психологической защиты всех трех групп руководителей, что можно считать весьма конструктивным фактом.

Наиболее эффективной по целому комплексу уровневых и структурных параметров можно считать систему психологической защиты «демократов», наименее же эффективной оказалась психологическая защита «автократов».

Таким образом, поскольку нам удалось обнаружить различия между руководителями с разным стилем по целому комплексу параметров (уровню выраженности отдельных защитных механизмов; характеру и количеству связей между ними; уровню и качеству связей между отдельными защитными механизмами), можно считать подтвердившейся нашу гипотезу в той ее части, где говорится о влиянии особенностей психологической защиты руководителя на склонность к использованию им определенного стиля управления.

Вторая же часть гипотезы - о влиянии общей напряженности защиты на форму реализации руководителем своих властных полномочий не подтвердилась. Следовательно, можно считать, что связь между общей напряженностью психологической защиты и стилем руководства отсутствует.

 

Литература

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. 2-е изд. М., 1992.

2. Волков И.П. О стилях руководства // Организационная психология / Сост. и общ. редакция Л.В. Винокурова и И.И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. С.261-269.

3. Журавлев А.Л. Параметры взаимодействия руководителя с коллективом// Организационная психология / Сост. и общ. редакция Л.В. Винокурова и И.И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. С.285-287.

4. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. № 6. 1988. С.85-94.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2000.

6. Карпов А.В., Скитяева И.М., Волкова Н.В., Ямщиков И.А. Организационная культура: понятие и реальность. М., 2002.

7. Макарова Н.В. Преодоление деструктивных психологических защит у воспитателей дошкольных учреждений: Дис. … канд. психол. наук. Череповец, 2002.

8. Соколова Е.Т. соотношение физического Я–образа и самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 109–133.

9. Столин В.В. Состояния самосознания личности // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 66–77.

10. Субботина Л.Ю. Профессиональная подготовка руководителей. Ярославль: ЯрГУ, 1993.

11. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...