Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е.Б. Шалонько (Новосибирск)




В современном динамическом обществе процесс социализации ребенка дошкольного возраста происходит очень быстрыми темпами. Нами социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Ребенок, оказавшись в столь динамичном обществе, не всегда может благополучно адаптироваться в нем. Одним из условий успешной социализации является развитие межличностных отношений.

Анализируя проблему межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в отечественной психологии, прослеживается последовательность их изучения. Первоначально межличностные отношения дошкольников рассматривались в рамках социально-психологических исследований, где предметом исследования были структура и возрастные изменения детского коллектива (Коломенский, Репина, Кисловская, и др.). выявлено, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива: некоторые дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие занимают положение «отверженных». Содержание и обоснование выборов детей изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Также было установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками.

Значительное количество исследований посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований выделяется два основных теоретических подхода:

К первому относится теория деятельностного опосредования, главным предметом рассмотрения которой является группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива, которая определяет межличностные отношения, т.к. она порождает их, влияет на их содержание и опосредует вхождение в общность.

В совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются. В.В.Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений:

Функционально-ролевые – проявляющиеся в специфических для данной культуры нормах поведения и реализующие себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных);

Эмоционально-оценочные – преобладающие в предпочтениях, симпатиях и антипатиях и в различного рода избирательных привязанностях;

Личностно-смысловые – при которых мотив одного субъекта приобретает личностный смысл для другого. Данный тип отношений порождает феномен действенной групповой эмоциональной идентификации. Этот феномен отражает гуманные отношения между детьми и определяются характеристиками совместной деятельности.

Ко второму теоретическому подходу относится концепция генезиса общения, в которой взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Андреева, Абульханова-Славская, Репина, Коломенский). В данной концепции отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения формируются и реализуются во взаимодействии людей. Отношения, это аспект внутренней, душевной жизни, это – характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. В реальной жизни отношение к другому человеку проявляется в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Исследования, выполненные под руководством М.И.Лисиной обозначают ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов, а также нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными. в старшем дошкольном возрасте складываются избирательные предпочтения между детьми. Причем дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребность в общении. Главной потребностью является потребность в доброжелательном внимании и в уважении сверстника.

Конечно, мы не можем утверждать, что только благополучные межличностные отношения отвечают за становление процесса социализации у детей. Но, тем не менее, анализируя особенности развития межличностных отношений со сверстниками, мы отмечаем, что уже в старшем дошкольном возрасте обозначаются определенные формы, которые можно назвать положительными и отрицательными для ребенка. Различные нарушения взаимоотношений детей со сверстниками необходимо замечать и помогать ребенку выйти из неблагоприятного для его личности положения.

 

Субъективное благополучие и смысловые образования личности

Р.М. Шамионов (Саратов)

Субъективное благополучие личности, будучи интегральным социально-психологическим образованием, определяется через систему представлений личности о себе, своей жизни, отношениях, состоянии и т.п. Особенно важным в формировании благополучия выступает система смысловых образований личности и их качественных связей. Совершенно очевидно, что смысловая определенность является фактором благополучия, однако не до конца ясно, какова качественная характеристика этой связи, а также то, почему люди, казалось бы, обладающие осмысленностью и пониманием происходящих в их жизни событий, имеющих долгосрочные и близкие смысловые перспективы, в ряде случаев испытывают дискомфорт и неблагополучие. Очевидно, это связано с тем, что осмысленность образа мира, говоря словами А.Н.Леонтьева, наличие смыслового поля, еще недостаточно для того, чтобы выстроилась определенная целостность, включающая как самого субъекта, так и систему его отношений с внешним миром.

Взаимосвязь субъективного благополучия личности и субъективного смыслообразования представляется важным для изучения в социально-психологическом контексте. Естественно здесь речь идет не столько о результате – определенности смысла бытия, ибо наличие более или менее оформленной структуры жизненных (бытийных) смыслов является фактором благополучия, но о стратегиях наполнения этой структуры, о ее качественных составляющих. Действительно, как показано во многих исследованиях (В.Франкл, М.Аргайл и др.), смысловая определенность выступает регулятором отношений субъекта с внешним миром и к внешнему миру, а также направлений активности, ее качественных характеристик. Однако, такая ситуация, скорее выступает фоновой, а в реальном времени в значительной степени оказывают влияние на субъективное благополучие субъективная оценка конкретных действий, поступков с точки зрения их значения, смысла. И, конечно же, субъективное благополучие само является фактором смыслообразования, поскольку в зависимости от его локуса, присвоение значения различным объектам в значительной степени могут расходиться. Очевидно, те объекты, которые обладают большей емкостью в формировании благополучия (или неблагополучия), получают более высокую степень значения. С другой стороны, смыслообразование возможно в ситуации острой неудовлетворенности, как показал В.Франкл, на примере концентрационного лагеря. Кроме того, и благополучие и неблагополучие имеют значение и смысл. Постижение смысла неблагополучия, в ряде случаев, может стать основанием к активности по его преодолению. Эти феномены относятся к субъективной реальности, которую личность выстраивает благодаря своим социальным связям и отношениям.

Субъективное основание включает и ценностные иерархии, социальные установки, роли, т.е. внутренние инстанции личности. Локусы субъективного благополучия, качественное содержание его конструктов зависят от высших диспозиций личности, ценностно-ориентационных комплексов. Это интегральные образования, т.е. для переживания благополучия в когнитивном плане человек «находит» «сумму» удовлетворительных событий, успехов, создавая базовый конструкт, в котором хотя бы один элемент по своей смысловой насыщенности должен быть доминирующим, в случае невозможности реализации этого элемента прибегают к атрибутированию, наделяя бо́льшим смыслом то, что ранее было менее значимым. Таким образом, наполненность жизни значимыми событиями, наличие смысла и целевой иерархии, удовлетворенность их реализацией в результате создают зону субъективного благополучия.

Обратимся к рассмотрению вопроса о формировании субъективных отношений, влияющих на весь спектр поведенческих реакций личности в ее обусловленности смысловыми образованиями.

Формирование субъективного благополучия обусловлено социальным познанием. Субъективное благополучие личности – есть качественная (оценочная) сторона субъективной реальности, выстраиваемой индивидом на основе социальных норм, установок, а также собственного опыта; иначе говоря, эмоционально-оценочные отношения личности к жизни есть ни что иное, как отношение к тому образу, который возникает именно в результате социального познания. Как известно, этот процесс не ограничивается лишь фотографированием реальности, она конструируется. Под «конструированием» Г.М.Андреева понимает приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры, с целью постижения ее смысла. Иначе говоря, субъективная реальность всегда опосредована социальными отношениями. Здесь уместно сказать, что постижение смысла, смыслообразование предопределены тем, что личность субъектна; смысл не уготован в готовом виде, для каждого субъекта он приобретает свои оттенки и качественные характеристики, отличные от таковых других людей. Тем не менее, не постигая значений, которые другие придают тем или иным обстоятельствам, событиям и пр., личность оказывается неспособной постичь своего личного смысла и, очевидно, достичь личной субъектности. В зависимости от того, в какой степени личность реализует субъектную позицию, ее представления о своем благополучии меняются и обогащаются не только в своем когнитивном содержании, но и эмоциональном, конативном и регуляторном.

Субъективное понимание объективной реальности строится на основе множества детерминант субъективного характера, социального и личного опыта, где определяющую роль играет структура смыслов. Смысловое самоопределение как проекция в будущее событий, наполненных смыслом, значением имеет главную детерминанту в настоящем.

Как известно, при высокой степени благополучия обнаруживается наличие цели в жизни и чувство направленности, чувство осмысленности своего прошлого и настоящего, убеждения, придающие жизни цель. Осмысленность жизни, наличие смысловых единиц на уровне ближней и дальней перспективы, несомненно, являются существенным фактором субъективного благополучия личности. Но вместе с тем, все эти категории являются результатом смыслоообразовательной деятельности субъекта, его поисков и глубокой внутренней работы по взвешиванию, сравнению, анализу различных смысловых образований как ценностей, общечеловеческих норм, речь идет о соотнесенности своей личной судьбы и общей, человеческой судьбы, представленных в культуре, социальных представлениях групп. В этом смысле, вопрос о личном смысле и личном благополучии во многом связан с тем пониманием этих образований и их содержания, особенно на уровне обыденных представлений, которые имеют место в данную историческую эпоху, в данной общественной формации, в данной этнической, социально-экономической и др. видах культуры. Из сказанного следует необходимость изучения оснований для социального сравнения, а также самих социальных представлений, поскольку это дает возможность не только ответить на вопрос из чего строится субъективное благополучие, но и в каком виде оно будет представлено в будущем, а следовательно, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование даст возможности более полной подготовки к психологической работе с людьми на уровне всевозможных детерминант благополучия.

В своих рассуждениях о взаимосвязи счастья и стремления к смыслу, В.Франкл доказывает, что стремление к смыслу, как «…базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель», находится в основании счастья, он считает, что достижение цели создает причину для счастья. Перефразируя эти рассуждения, можно сказать, что субъективное благополучие – это всегда определенный результат деятельности; однако, чем больше оно становится объектом внимания, тем более личность абстрагируется от самой деятельности, т.е. тех причин, тех оснований, которые стали базовыми факторами переживания благополучия. Из сказанного также следует и то, что не любое «дело» может служить подобной причиной или основанием, а лишь то, которое имеет под собой смысловую нагрузку – то ли его процесс, то ли его результат. Очевидно, здесь имеются определенные различия в зависимости от особенностей социально-психологической структуры личности, а также индивидных характеристик, поскольку последнее зависит от «устройства» мышления, от того, на что ориентирована личность, на какой тип интеллектуальной деятельности,

Вместе с тем, необходимо отметить и то, что временной лаг между достигнутым результатом и последующим началом реализации новой цели не должен превосходить определенного порогового значения, иначе переживание результата может стать основанием для снижения субъективного значения достижения, и соответственно, степени благополучия.

Особенно важна мысль В.Франкла, состоящая в том, что человек не может быть мотивирован счастьем, его мотивирует то, что порождает счастье. Очевидно, в индивидуальном сознании благополучие опредмечивается различными феноменами – либо динамическими, либо статичными образованиями. В этом смысле привлекательна его позиция относительно того, что переносы с объекта желания на само желание, с цели на удовольствие – представляют собой производную форму человеческой мотивации. Между тем, личность стремится к благополучию как таковому, однако достижение благополучия связано с этим стремлением лишь опосредованно – ее деятельностью, отношениями, общением, удовлетворением и пр.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...