Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О.Н. Чередниченко (Норильск)




Психологическая совместимость людей важна для формирования любого коллектива, но особенно необходима для коллектива пожарной охраны, деятельность которого в большинстве случаев протекает в экстремальных условиях. Не учитывать фактора психологической совместимости при форми-ровании социально-психологической устойчивости пожарного подразделения нельзя. Иначе это может привести к непоправимым последствиям на пожаре, и даже гибели людей.

Психологическая несовместимость – это не просто различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу. Это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, не синхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении, восприятии и другие врожденные или приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности.

Наиболее удачно составленные психофизиологические совместные группы (отделения, караулы пожарных частей) состоят из людей, имеющих не только определенную общность целей, но и совместимость нервно-эмоциональных и поведенческих реакций. Практика показывает, что в таких отделениях, караулах существует тенденция к уравновешиванию характеров, вкусов и привычек людей. А так же формирует социально-психологическую устойчивость подразделения. Любая отрицательная эмоция при выполнении на пожаре совместной боевой задачи может перерасти в состояние аффекта и привести к необдуманным поступкам.

С помощью методов соционики, базирующиеся на знании информационной структуры психики, можно сформировать социально-психологическую устойчивость пожарного подразделения, благодаря тому, что они позволяют: определить индивидуальные особенности клиента и, исходя из этого, решать задачи профориентации, профотбора или психологической консультации. По сути, психолог занимается прогнозированием того, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие его индивидуально-психологические свойства проявятся в конкретной деятельности (например, профессиональной), будут ли они способствовать успеху в этой деятельности. Это очень важно учитывать

Необходимы надежные и удобные в применении измерительные процедуры, позволяющие оптимизировать ситуацию профконсультирования. В настоящее время психология располагает многими методами, позволяющими определить устойчивые психологические качества человека. Но для практического применения гораздо важнее обратиться к социальным проявлениям психологических качеств, к тем поведенческим особенностям людей, которые проявляются в самых разных жизненных ситуациях. При этом целесообразно использовать какую-либо классификацию психологических типов людей.

В качестве такой классификации предлагается использовать социально-психологическую типологию К.Юнга, тем более, что имеется методика, основанная на этой типологии и позволяющая получить информацию о многих сторонах жизни и деятельности человека.

Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерью) на основе идей известного швейцарского психолога Карла Юнга.

Психологический тип описывается формулой из четырех букв, обозначающих преобладающий полюс по каждой шкале: экстраверсия или интроверсия (первая буква), сенсорика или интуиция (вторая буква), мышление или чувство (третья буква), решение или восприятие (четвертая буква). Это предрасположения, определяющие поведение человека в разных жизненных ситуациях. Выявление их и является основной задачей, для формирования совместимых дежурных караулов.

Кроме того, каждый тип характеризуется доминантным и вспомогательным процессами. Человек использует свой доминантный процесс в той области, в которой лежат его основные интересы: экстраверты – при взаимодействии с внешним миром, интроверты – уходя в мир внутренний. А для сбалансированности развивается вспомогательный процесс. Таким образом, у экстраверта доминантный процесс обращен на внешний мир, а вспомогательный используется применительно к внутреннему миру; у интровертов доминантный процесс обращен вовнутрь, а вспомогательный процесс используется для жизни вовне. Вспомогательный процесс также обеспечивает баланс между процессами восприятия и оценки информации. Если доминантный процесс – перцептивный (S или N), то вспомогательный – оценочный (T или F), и наоборот.

Определение доминантного и вспомогательного процессов

У экстравертов

Последняя буква (J или P) указывает на тот процесс, который преимущественно используется во взаимодействии с внешним миром (это и есть доминантный процесс). Если последняя буква J, то доминантным является процесс оценки, т. е. T или F. Если последняя буква – Р, то доминантный процесс – перцептивный (S или N).

У интровертов

Буквы J и P указывают на вспомогательный процесс. Если последняя буква J, то доминантный процесс будет перцептивным (S или N); если последняя буква Р, то доминантный процесс – оценочный (T или F).

В начале 20-х годов Юнг высказал мысль, что поведение человека не является случайным, а поддается предсказанию, и, следовательно, классификации. По его мнению, различия в поведении определяются базовыми психическими функциями, свойственными человеку на протяжении всей жизни. Эти качества проявляются уже в первые мгновения жизни и со временем из них формируется характер. Юнг утверждал, что все склонности человека, его симпатии и антипатии по отношению к другим людям, событиям и жизненным проблемам коренятся в изначальном различии предрасположенностей.

В своей работе "Психологические типы" Юнг выделил различные психологические типы людей в соответствии с разными индивидуальными способами восприятия и оценки информации. Он выдвигает три пары оппозиций, описывающих психические процессы восприятия и переработки информации (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, мышление - эмоции), к которым И.Майерс и К.Бриггс добавили еще одну шкалу – восприятие - оценка.

Опросник MBTI основан на выявлении двух различных способов пополнения запаса энергии (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие). Таким образом, существуют четыре основных шкалы предрасположенностей. Каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, выбирает тот или иной полюс в каждой паре оппозиций. Комбинация предпочтений по каждой паре оппозиций дает один из шестнадцати типов поведения, составляя индивидуальный профиль человека.

Авторов опросника интересовало создание психологического инструментария, в точных научных терминах объясняющего и характеризующего индивидуальные различия и полностью согласующегося с теорией Юнга об индивидуальных предрасположенностях. Это рабочий инструмент, позволяющий достоверно выявить индивидуальные сходства и различия и использовать полученные результаты на практике.

Типология Майерс-Бриггс имеет ряд преимуществ по сравнению с другими имеющимися типологиями. Она не содержит удручающего для многих людей сопоставления "нормы" и "патологии" и не умаляет достоинств ни одного из шестнадцати типов. Это социально-психологическая типология, позволяющая, в отличие от психологических типологий, рассматривать социальные проявления психологических качеств. Она дает описание различных типов поведения, т. е. поведенческие характеристики людей (как человек будет себя вести в той или иной жизненной ситуации). Для практического применения это более важно, чем просто выявление личностных качеств.

Знакомство с методикой Майерс-Бриггс позволяет полнее использовать сильные стороны личного состава дежурных караулов, приоткрывает "скрытые механизмы" поступков и решений. Помогает подобрать"ключ" к взаимодействию между людьми, что благоприятно сказывается на психологическом климате и выполнении боевой задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...