Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о диалектической структуре сознания




К.О. Чедия (Торжок)

Диалектический подход в психологии, основанный на осмыслении самодвижущих противоположностей как в психике каждого человека, так и на стыке этих противоположностей с соответствующими противоположностями в сфере общественных институтов, – позволяет увидеть структуру человеческого сознания как единую систему психических процессов, состояний и образований, пронизанную диалектическими противоречиями на всех этапах функционирования психики.

С особой отчётливостью диалектический раскол в сознании людей проявляется на этапе абстрактного мышления, когда полученная во взаимодействии ощущений и восприятия информация подвергается одновременно эмоциональному (единство неокортекса и подкорки) и рациональному (неокортекс) анализу. Пока исторически развивающийся социум противоречив, выводы эмоционального и рационального абстрактного мышления с необходимостью находятся в состоянии непримиримой противоположности. Так, последовательное индуктивное эмоциональное абстрактное мышление формирует во взаимодействии людей с природой (как источником потребления), обществом (как условию конкурентности или сотрудничества), бытиём в целом (как объекту непрагматического освоения) содержательные цели: стремление к потреблению (потребительское мышление), стремление к гуманизму (этическое), стремление к гармонии (поэтическое). Им противоположны соответственные выводы индуктивного рационального абстрактного мышления, позволяющего обнаружить средства достижения поставленных целей в конкретно-исторических обстоятельствах: необходимость труда (практическое мышление), необходимость насилия (идеологическое), осмысление необходимости в существовании бытия (эмпирическое). Борьба этих типов мышления между людьми, а подчас и в психике отдельного человека, обеспечивает самодвижение социально-исторического процесса наряду с общеизвестными онтологическими противоречиями между потреблением и трудом, гуманизмом и насилием, искусством (выражающим конкретно-исторические и общечеловеческие идеалы) и материалистическими наукой и философией (вскрывающей необходимые взаимосвязи развивающегося бытия).

Аналогичную систему противоречий между собой, а также с индуктивными типами мышления даёт и дедуктивное эмоциональное и рациональное абстрактное мышление. Последовательными выводами дедуктивного эмоционального абстрактного мышления являются соответственно: идея потребительной стоимости (потребленческое мышление), идея бескомпромиссного гуманизма (религиозное), идея всеобщей гармонии (эстетическое). Им противоположны выводы дедуктивного рационального абстрактного мышления: идея меновой стоимости (экономическое мышление), идея насилия (государственное), идея необходимости (теоретическое). Противоположностями этих психологических феноменов в сфере общественных институтов соответственно являются следующие диалектические пары: товарный обмен и денежный обмен, религия и государство, эстетический и естественнонаучный идеализм.

Таким образом, результатом абстрактного мышления людей является сложная система взаимоисключающих стремлений, идеалов, идей и убеждений, которые приводят к конфронтации общественных групп и классов. В психике отдельного человека эти противоречия приводят к острой борьбе содержательных (основанных преимущественно на потребностях, чувствах, интересах, влечениях, настроениях, страстях) и инструментальных (основанных преимущественно на анализе, синтезе, абстрагировании, обобщении, систематизации, классификациях, аналогиях) мотивов.

Согласовать и реализовать противоречивые мотивы личности позволяют более синтетические психологические образования – нравственность (опирающаяся преимущественно на эмоциональные компоненты психики) и воля (опирающаяся преимущественно на рациональные компоненты психики).

Нравственность – это способность личности по внутреннему побуждению подчинять личные интересы интересам общим (в спектре от эгоцентризма до альтруизма). Однако понимание «общего» у людей, живущих в противоречивом обществе, неоднозначно. Оно зависит от конкретно-исторической ситуации, от принадлежности личности к тем или иным классам и прочим стратам, а также от уровня культурно-нравственного развития личности. Нравственная позиция человека может определяться как абсолютными, то есть не допускающими никаких элементов насилия, ценностями (чаще у художников, религиозных деятелей, философов – представителей этико-эстетического идеализма), так и ценностями конкретно-историческими, обосновывающими необходимость насилия (чаще у политиков, а также при массовых общественных движениях). Конкретно-исторические ценности, в свою очередь, подразделяются на прогрессивные (не лишённый нравственных изъянов), консервативные (не лишённые нравственных позитивов) и даже утопичные, но имеющие в силу «романтизма» широкий общественный резонанс. Так, в начале ХХ века в России нравственными людьми были и величайший художник эпохи Л.Н.Толстой, призывающий мир к доброте и милосердию как высшему благу, и П.А.Столыпин, мечтающий поднять экономику России на опыте западных стран, и К.П.Победоносцев, спасающей русское «православие» и общину от нашествия «золотого тельца», и В.И.Ленин, возглавивший революцию за отмену рыночной экономики, поляризующей общество, и, наконец, анархист П.А.Кропоткин, борющийся за этическое оздоровление общества на основе неадекватного в ту эпоху отрицания государства. Все они терпели жизненные лишения и ставили общественные идеалы неизмеримо выше своего жизненного комфорта.

Основой нравственности людей являются ценностные ориентации, сформированные и развитые стихийным и целенаправленным воспитанием. Ценностные ориентации реализуются в системе отношений личности, определяющих в каждом конкретном случае нравственный выбор.

Воля – это (также сформированная и развитая воспитанием) способность личности реализовать нравственный выбор, невзирая на противоречия как в реальной жизни, так и в самой личности. Работа воли реализуется в принимаемых личностью установках, неизбежно противоречащих её отношениям, прежде всего, по принципу диалектики цели и средства. Развитие воли требует не столько физического воспитания, сколько, словами П.Ф.Каптерева, «нравственного закаливания».

Благодаря нравственности и воле, человек (в отличие от самого совершенного компьютера, лишённого эмоционального абстрактного мышления) оказывается способным принимать решения и действовать в условиях психологических и социальных противоречий. За каждым человеком остаётся право нравственного выбора, хотя в социуме этот выбор может в одну эпоху иметь широкий резонанс, а в другую – быть почти бесперспективным.

Заключительными этапами психической активности людей является их целенаправленная деятельность, как результат нравственно-волевого преодоления противоречивости психической жизни, и контроль за её осуществлением.

Диалектический подход в психологии позволяет на причинно-следственных основаниях связать воедино внешне разрозненные и даже содержательно противоположные элементы психической жизни людей на всех этапах и «этажах» их психической деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...