Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н.А. Шухова (Новосибирск), В.В. Козлов (Ярославль)




Проведено исследование взаимосвязи смыслового содержания гендерной идентичности и социально-психологической адаптации студентов-мужчин. На основании корреляционного анализа содержания текстов самоописания мужчин и данных опросников, позволяющих выявить качество социально-психологической адаптации, были выявленные содержательные компоненты гендерной идентичности, определяющие эффективную адаптацию. Анализ полученных корреляций позволяет составить обобщенный психологический портрет мужчины в период вхождения в раннюю зрелость.

Ключевые понятия: социально-психологическая адаптация, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность.

В предлагаемой статье мы продолжаем обсуждение проблемы гендерной идентичности мужчин в период ранней зрелости [6], [7]. Данный период требует от мужчины выбора профессии, жены, создания семьи, борьбы за лидерство в общественной жизни. Выросшему в западной культуре мужчине, предстоит обменять свои детские фантазии («Я хочу стать президентом», «Когда я вырасту, я стану известным футболистом»), порожденные магическим мышлением предыдущего периода, на достижение своей состоятельности, социального положения и коллективного одобрения. Перечень возможных самореализаций, к которым стремится мужчина может меняться, но когда он подошел данному этапу трансформации, «у него уже сформировалась потребность в ощущении, что он в ближайшем окружении что-то значит, что он призван равным и «фаллически принадлежит» к определенному социальному кругу» [4]. Удовлетворение данной потребности определяет его психологическое благополучие и качество социально-психологической адаптации в целом.

В научной литературе социально-психологическая адаптация определяется, во-первых, как процесс оптимального взаимодействия личности и среды, который позволяет удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, ценности, которые обеспечивают соответствие психической деятельности личности, ее поведения требованиям среды. Во-вторых, как самоорганизующаяся система, где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социаль­ного окружения, с другой. На основании данных литературных источников [1], [21], [3], [5], а так же собственном анализе проблемы, нами были выявлены факторы социально-психологической адаптации: ценностные ориентации, направленность личности; базовая социальная потребность личности в позитивном отношении и самоотношении; эмоционально-волевые характеристики личности; Я-концепция личности как самостоятельный элемент и интегративный фактор системы социально-психологической адаптации.

Совокупность ценностных ориентации как устойчивых образований сознания, смысловых компонентов мировоззрения, обеспечивает относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность поведения личности. Ценностные ориентации определяют нормативность ее социальных установок, обусловливают согласованность индивидуальных потребностей и интересов социальной группы. Конфликт индивидуальных потребностей и социальных ценностей, как правило, приводит к нарушению социально-психологической адаптации личности. Я-концепции обеспечивает внутриличностную адаптацию. Степень интеграции Я-концепции, отсутствие значительного расхождения между Я-реальным и Я-идеальным зависит от степени удовлетворения базовой социальной потребности личности в позитивном отношении к себе как со стороны окружения, особенно значимого, (социального одобрения) так и самоотношения (самопринятия) [5]. По существу, весь процесс социально-психологической адаптации направлен на удовлетворение этой базовой потребно­сти, а степень ее удовлетворения определяет эффективность адаптации.

Эмоционально-волевые особенности личности – фактор, обеспечивающий выбор стратегии поведения, принятие решения в проблемных ситуациях, и его реализацию. Адаптивное поведение предполагает планомерность, последовательность действий и поступков, что достигается оптимальным соотношением эмоционального и волевого аспектов (автономность независимость поведения от внешних воздействий, то есть нонконформность) достаточно развитый самоконтроль над собственными побуждениями и эмоциями.

Цель исследования заключалась в определении зависимости между показателями социально-психической адаптации и смысловым содержанием гендерной идентичности мужчин.

Гендерная идентичности это аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола. Это совокупность образов представлений, самоидентификаций, включающая конкретные символы, выработанные обществом, нормы и законы, регулирующие поведение и жизнь индивида, то есть понимание себя и своего места в жизни общества, причем все это в нежесткой связи с его биологическим полом [7].

На первом этапе нашего исследования было проведено изучение представлений, образов и идентификаций, входящих в содержание гендерной идентичности мужчин и соотнесение их с традиционными, выработанными в культуре представлениями о мужественности [7], [8]. В исследовании участвовало 104 человека, все мужчины в возрасте от 19 до 23 лет. Испытуемые составляли самоописания - «Я мужчина». Контент-анализ текстов самоописания позволил выявить содержательные компоненты гендерной идентичности мужчин, которые мы объединили в следующие темы (категории):

Содержание гендерной идентичности мужчин

 

Сфера содержания гендерной идентичности Категория содержания идентичности Показатели содержания гендерной идентичности
Самоопределение в категориях маскулинности/фемининности Маскулинность   II.Фемининность Авторитарная маскулиность, Неавторитарная маскулинность, Мужской кодекс чести, Биологический фактор, Гендерный фактор, Герой (принятие трудностей), Антигерой (непринятие трудностей). Дружелюбие, Пассивность, Зависимость  
Сфера целей и ценностей   III. Цели     IV. Ценности   Карьера, Семья и дети, Развитие и обучение, Социальный успех, Уверенность в будущем, Неуверенность в будущем Духовные, Социальные, Материальные  
Сфера отношений   V.Отношения с окружающими     VI. Отношение к себе   Наличие друзей, Ориентация на отношения, Отрицание отношений (индивидуализм), Позитивное отношение к другим, Страх унижения. Позитивное отношение к себе, Критичность, Пессимизм, Оптимизм  
Состояние идентичности Эго-индекс, Субъектность Объектность  

 

«Маскулинность», «Фемининность», «Цели», «Ценности», «Отношения с окружающими», «Отношение к себе». Каждая категория включает несколько показателей, отражающих ее содержание. Также были выделены 3 дополнительные категории: «Эго-индекс», количество встречающихся в текстах личных местоимений «Я»; «Объектность»; «Субъектность» показывающие основной тип социальных отношений индивида (Я как субъект или Я как объект). Мы предположили, что эти три категории могут свидетельствовать об уровне развития идентичности испытуемых, их зрелости и влиять на степень ее социально-психологической адаптации. Все категории можно распределить между тремя сферами: самоопределение в категориях маскулинности/фемининности, цели и ценности, набор установок по отношению к окружающим и к себе (См. таблицу).

Для исследования состояния социально-психологической адаптации испытуемых использовались методики: САТ (Самоактуализационный тест Э. Шострома), Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), Опросник самоотношения В.В. Столина (ОС). Выявление связей между содержанием гендерной идентичности и показателями адаптации проводилось с помощью рангового корреляционного коэффициента по Спирману, коэффициента корреляции Пирсона и критерия Манна-Уитни, как подтверждающего наличие связи между групповой переменной (в нашем случае номинальной – категория гендерной идентичности) и числовой (показатели социально-психологической адаптации). В результате была получена корреляционная матрица, размером 33 на 45, (33 показателя содержания гендерной идентичности, 45 шкал опросников социально-психологической адаптации). При анализе учитывались значения, превышающие 5%-й уровень значимости.

Общий уровень адаптации. В первую очередь мы выяснили, какое содержание гендерной идентичности мужчин определяют эффективность психологической адаптации в целом. Мы полагаем, что только личность, обладающая сильной внутренней поддержкой, высокой степенью независимости ценностей и поведения от воздействий из внешней среды, и способностью руководствоваться собственными целями, убеждениями, без конфронтации с групповыми нормами, и ущемления чувств и потребностей других, может достигать эффективной психологической адаптации. В связи с этим, нас интересовали связи показателей идентичности мужчин с показателями шкал «Поддержка» (САТ) и «Адаптивность» (СПА). Корреляционный анализ показал, что такое состояние связано с образом Героя, положительной самооценкой, определяемой в категории «Позитивное отношением к себе» и высокой степенью осознанности - категория «Эго-индекс» (корреляция соответствующих показателей гендерной идентичности со шкалами: «Адаптивность» – СПА, «Поддержки» – САТ). И наоборот, такие показатели содержания идентичности как «Принятие женственности» и «Пессимизм» препятствуют достижению адаптации (корреляция со шкалой «Дезадаптивность» - СПА)

Связь адаптации с показателями маскулинности. Анализ связей показателей социально-психологической адаптации со стереотипами мужественности и женственности, вошедшими в образ-Я испытуемых мужчин показал следующее. Выявлена достоверная связь между содержательными характеристиками неавторитарной маскулинности и высоким самоуважением, самоценностью, верой в свои силы, энергией, способностью оценивать свои возможности, контролировать собственную жизнь, отсутствием эмоционального дискомфорта, а так же стремлением к доминированию (корреляция со шкалами «Глобальное самоотношение», «Самоуважение», «Самоинтерес» – ОС; «Эмоциональный комфорт», «Стремление к доминированию» - СПА; отрицательная корреляция со шкалами «Эмоциональный дискомфорт», «Ведомость» - СПА). Идентификация с качествами, вошедшими в категорию «Авторитарная маскулинность» не обнаружила связей ни с одной из шкал социально-психологической адаптации.

Идентификация с образом Героя, положительно связана с общим уровнем адаптации (корреляция со шкалой «Адаптивность» - СПА) и интернальностью, которая как, известно является показателем адаптации, и отрицательно с показателями свидетельствующим о дезадаптации (шкалы: «Эмоциональный дискомфорт», «Внешний контроль», «Неприятие себя» и «Ведомость» - СПА). Таким образом, героическое сознание в содержании гендерной идентичности, как показатель мужественности свидетельствует о наличии чувства ответственности за себя, самоуважения, веры в собственные силы, и способности самостоятельно влиять на ход своей жизни, а так же стремлении избегать постороннего воздействия. Последнее имеет большое значение, так как осознание собственной роли в достижении успеха является необходимым элементом самосознания мужчины. Героическое сознание необходимо на данном этапе, ибо, если ждать только испытаний и разочарований, кому же захочется взрослеть? Отсутствие в содержании идентичности образа Героя («Антигерой») свидетельствует о наличии эмоционального дискомфорта (отрицательная корреляция со шкалой «Эмоциональная комфортность» и положительная с «Эмоциональный дискомфорт» - СПА).

Определение себя в категориях гендера, то есть восприятие своих мужских качеств как результат индивидуального опыта и самовоспитания в большей степени способствует адаптации (корреляции со шкалами «Принятие агрессии» - САТ; «Стремление к доминированию» - СПА). Отношение же к собственной мужественности как природной данности («Биологический фактор») снижает адаптацию (положительная корреляция со шкалами «Ведомость», отрицательная с «Эмоциональный комфорт» - СПА).

Связь категорий идентичности с факторами социально психологической адаптации. Ценностные ориентации и направленность личности как фактор адаптации обеспечивает наличие в содержании идентичности мужчин следующих показателей: «Мужской кодекс чести», «Позитивное отношение к себе», «Ориентация на отношения», духовные ценности и восприятие себя как субъекта («Субъективность»). Об этом свидетельствует их достоверная связь со шкалами «Ценностные ориентации» (САТ), «Стремление к доминированию» (СПА)

Категории «Пессимизм» и «Критичность» как показатели психологического неблагополучия, или наличии кризисных тенденций в идентичности обнаружили отрицательную связь со шкалой «Ценностные ориентации».

Базовая социальная потребность личности в позитивном отношении и самоотношении является системообразующим фактором социально-психологической адаптации, и имеет этическую основу, поскольку одобрение социального окружения возможно лишь в случае соответствия поступков индивида общепринятым нравственным принципам. Поэтому, ее удовлетворение характеризует, с одной стороны, приятие других (высокий уровень эмпатии, доброжелательность, способность к установлению глубоких, эмоционально-насыщенных контактов с людьми). С другой, высокая степень самопринятия, самоуважения, доверие к себе, способность ценить свои достоинства, черты характера, принимать себя, таким как есть, вне зависимости от достоинств и недостатков. Достижение адаптации в данной сфере согласно нашим расчетам, оказался связан с показателями содержания идентичности включающими, во-первых, набор установок по отношению к окружающим и к себе. Выявлены корреляции шкал «Самоуважение», «Самопринятие» (САТ), с категориями идентичности «Позитивное отношением к себе», «Ориентацией на отношения». Во вторых, с содержанием стереотипов мужественности входящих в категорию «Неавторитарная маскулинность» и «Принятие гендерной роли» (корреляции со шкалами «Самоинтерес» - ОС; «Самоуважение» - САТ). В третьих, с содержанием целей, а именно «Семья», «Социальный успех», «Развитие, обучение», «Уверенность в будущем» (корреляции соот-ветствующих показателей идентичности со шкалами «Самоуважение»; «Самоинтерес»; «Самопонимание» - ОС, и «Самопринятие»- САТ). Так же было установлено, что удовлетворение потребности в позитивном отношении и самоотношении связано с уровнем сформированности сознания, представленным в содержании идентичности категорией «Эго-индекс» (корреляции со шкалами «Самоуважение», «Самопринятие» - САТ; «Ожидание положительного отношения от других» - ОС).

В основе дезадаптации личности, лежит неудовлетворенность собой, видение в себе по преимуществу недостатков, готовность к самообвинению, что приводит к блокированию потребности в социальном одобрении и в самоуважении. Наличие пессимизма, страх унижения (кастрации) в содержании идентичности мужчин указывают на психологическую дезадаптацию. Выявлена их связь с самообвинением, и отсутствием интереса к собственной личности (корреляция с соответствующими шкалами ОС).

Далее мы исследовали взаимосвязь содержания идентичности с эмоционально-волевыми особенностями личности, которые во многом определяют эффективность адаптации. Нас интересовали такие характеристики как развитый волевой самоконтроль, независимость поведения от собственных эмоциональных импульсов (контроль над аффектом) и побуждений (контроль над влечениями). На данном этапе анализировались связи категорий идентичности с соответствующими шкалами: «Эмоциональная комфортность», «Интернальность» (СПА) и «Спонтанность», «Принятие агрессии» (САТ). В результате было выявлено, что эмоциональный комфорт, умение принимать и управлять своими чувствами, (в особенности гневом, раздражением, агрессивностью) доступны мужчинам, которые рассматривают свою мужественность как достижение, (показатель «Гендерный фактор»), а так же тем, кто, идентифицирует себя с характеристиками неавторитарной маскулинности. Эмоциональный комфорт не доступен «Антигероям» то есть тем, кто не готов принять трудностей взросления.

Интернальность (внутренний локус контроля), показывающая наличие активного начала и способности влиять на внешние события имеет положительную корреляцию с образом Героя в сознании мужчин Внешний контроль отрицательно коррелирует с героическим сознанием, а так же позитивным отношением к себе и оптимистичностью и прямо связан с «Объектностью». Таким образом, ощущение собственной субъективности и осознание собственной роли в достижении успеха являющиеся значимыми для достижения адаптации, реализуется с помощью идентификации с Героем, способным преодолевать трудности, добиваясь высоких целей.

Способность к естественному выражению своих чувств, связана со стремлением к развитию значимых взаимоотношений с другими, к опоре на поддержку окружающих без страха скомпрометировать свою мужественность, силу (прямая корреляция шкалы «Спонтанность» (САТ) с категориями идентичности «Позитивное отношение к другим» и «Ориентация на отношения», и обратно с «Отрицание отношений»).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что эффективная социально психологическая адаптация, включающая все перечисленные выше факторы, связана с наличием в гендерной идентичности мужчин следующего содержания:

- характеристики неавторитарной маскулинности: сила смелость как моральные качества, самостоятельность, ответственность за себя и других, решительность, рациональность, эмоциональная выдержка, уверенность;

- идентификация с образом Героя, способствующим утверждению маскулинности и отделению от противостоящего ей женского бессознательного;

- принятие мужского кодекса чести и гендерной роли;

- восприятие собственной мужественности как гендерного фактора, то есть как достижение индивидуального опыта, воспитания и самовоспитания;

- стремление к духовному развитию;

- ориентация на отношения, желание принадлежать к группе друзей своего пола (гомосоциальность), позитивное отношение к другим;

- положительное отношение к себе, выражающееся в одобрении себя, своих поступков, которое означает не столько самооценку, сколько принятие и следование социальным нормам мужественности: «сверхнормальность», довольство собой, отрицание признаков дезадаптации.

Качества авторитарной маскулинности, включающие агрессивность, жесткость, стремление к превосходству, в том числе и над женщинами, властность, грубость, перфекционизм, риск не обнаруживает связей с адаптацией, так же как и содержания, относящиеся к фемининным качествам.

Таким образом, эффективная социально-психологическая адаптация определяется наличием в содержании гендерной идентичности представлений и идентификаций с культурными образцами мужественности, а их отсутствие снижает адаптацию.

Мы объясняем этот факт, во-первых, действием механизма нормативного давления [9], который проявляется в более сильном требовании к мужчинам со стороны общества соответствовать маскулинным нормам. Традиционный образ мужественности, уже не соответствует требованиям времени, однако продолжает существовать в массовом сознании и оказывает влияние на процесс социализации мужчин. Нормативное давление вынуждает мужчин подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество их не отвергло. Мужчина, не соответствующий гендерным нормам социума, не получает социального одобрения и теряет основания для позитивного самоотношения, что приводит к снижению адаптации.

Во вторых, особенностями становления гендерной идентичности мужчины, которые предполагают разотождествление с первичными детской и фемининной идентификациями. Быть мужчиной в первую очередь означает не быть «маменькиным сыночком» и женщиной. Решению это задачи в исследуемый возрастной период способствует идентификация с культурными образцами мужественности, олицетворяющими силу, власть, способность преодолевать трудности и добиваться успеха. Взрослые мужские образы обладают достаточной энергией, чтобы притягивать проекции молодых мужчин и отождествление с ними способствует освобождению не только от матери, но и от женственности внутри себя.

 

Литература:

1. Андреева Д.А. О понятии «адаптация». Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество. Вып. 13., ЛГУ, 1973. - С. 62-69.

2. Березин Ф.Б. Психическая и физиологическая адаптация человека. Л., 1988- 270 с.

3. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. – Белград, 2002. – 200 с.

4. Моник Ю. Кастрация и мужская ярость: Фаллическая травма. Пер. с англ. – М.: «Радуга»1999. – 87 с.

5. Шибутани Т. Социальная психология. М. /Пер. с англ. В.Е. Альшанского – М. АСТ; Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 539 с.

6. Шухова Н.А. Проблемы обретения мужественности. //Вестник интегративной психологии: Журнал для психологов. Вып. 2. Ярославль, 2004. – с. 279-282.

7. Шухова Н.А. Смысловое содержание гендерной идентичности студентов-мужчин. //Психотехнологии в социальной работе. Под ред. Проф. Козлова В.10. Ярославль 2005. С. 316-327.

8. Шухова Н.А. Голубев А.М. Исследование типов гендерной идентичности мужчин методом факторного анализа ее содержания. //Психотехнологии в социальной работе. Под ред. Проф Козлова В.10. Ярославль 2005. С. 327-336.

9. Martin C.L. Attitudes and expectations about children with nontraditional traditional gender role. Sex roles, 22, 151-165.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...