Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние морально-психологического климата на социально-психологическую устойчивость пожарного подразделения.




(НА ПРИМЕРЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОГПС-7 МЧС РОССИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Г. НОРИЛЬСКА)

О.Н. Чередниченко (Норильск)

Под социально-психологическим климатом в трудовых коллективах понимается общее, характерное для всей рабочей группы, психологическое, эмоциональное состояние, преобладающее во всех взаимоотношениях и взаимодействиях сотрудников. Характер межличностных отношений в рабочей группе хотя и носит субъективный характер, но его влияние на качество и эффективность совместной деятельности велика и проявляется в трех важных аспектах:

1. Деятельностный (характер взаимодействия работников друг с другом в процессе совместного труда, степень сработанности и взаимопомощи);

2. Эмоциональный (отношения между членами трудового коллектива, выражающиеся в формах симпатий или антипатий, интенсивность общения между членами коллектива как во время совместного труда, так во время досуга);

3. Ценностный (наличие или отсутствие общих моральных норм, ценностей и установок, влияющий на характер совместной деятельности, на мотивацию и на конечные результаты труда).

Благоприятный социально-психологический климат, выражающийся в деловых, корректных, уважительных и даже дружественных отношениях между членами коллектива., отсутствие межличностных ссор, конфликтов, интриг, слухов и противоречий, все это положительно влияет на общую удовлетворенность работника своим трудом в подразделениях пожарной охраны, сказывается в конечном итоге на укрепление трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, на повышение работоспособности и производительности труда, на улучшение социально-психологической устойчивости пожарных подразделений.

Роль социально-психологического климата в подразделениях пожарной охраны особенно велика. От того, какая психологическая атмосфера в подразделении, во многом зависят эффективность выполнения боевой задачи на пожаре, слаженность боевых расчетов, согласованность, взаимовыручка и состояние дисциплины. Недисциплинированность даже одного сотрудника пожарного подразделения отрицательно влияет на остальных. А это может привести к значительному снижению боеготовности всего подразделения, отрицательно сказаться на эффективности выполнения им своих задач.

Чтобы определить качество социально-психологического климата, нужно проанализировать все его структурные составляющие. В структуре социально-психологического климата Б.Д.Парыгин выделяет: отношение людей к труду, отношения друг к другу, отношении к миру и к самому себе.

У каждого сотрудника пожарной части есть свое внутреннее отношение к своей профессии, выполнению служебных обязанностей, свое внутреннее отношение к товарищам по службе, т.е. своя установка на этот счет. Сумма установки всех членов коллектива (отношения дружелюбия и сотрудничества, так же как и враждебность, неприязнь, самоизоляция и т.д.) создает общий психологический климат или психологическую атмосферу в подразделении.

Таким образом, для формирования социально-психологической устойчивости пожарного подразделения необходимо: комплектовать отделения, караулы с учетом индивидуально-психологических особенностей и психологической совместимости личного состава по психическим типам (с оптимальным подбором совместимых типов «рефлексии», «стоик» и др.), которые создают условия для благоприятного климата в подразделении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Черкашина О.А. (Москва)

Успешность и эффективность профессиональной и учебной деятельности определяется особенностями регуляторного воздействия ряда факторов на организм и психику человека, которое обуславливает проявление предрасположенности к достижению необходимого уровня становления и развития профессионала. К числу этих регуляторных факторов относятся, с одной стороны, индивидуальные характеристики профессиональных, психологических, физиологических качеств субъекта труда, а с другой – особенности содержания, средств, условий и организации конкретной деятельности, которые в форме профессиональных требований выполняют регуляторную функцию.

Психологический уровень обеспечения эффективности и надежности деятельности человека, изучение механизмов регуляции его устойчивой работоспособности на современном этапе развития психологии изучены еще недостаточно полно. В ряде работ показана роль некоторых психологических феноменов в формировании профессионально важных качеств, которые, по мнению А.К.Марковой, являются «основной предпосылкой эффективности деятельности» – профессиональные способности (общие, специальные), профессиональное самосознание, профессиональный тип мышления [ 2 ]. Не менее значима для успешного выполнения деятельности роль личностных характеристик субъекта, в частности, общий уровень саморегуляции.

Психическая регуляция обусловливается принятием субъектом цели, произвольной активностью, значимыми условиями деятельности, программой собственно исполнительских действий, системой критериев успешности деятельности, информацией о реально достигнутых результатах, оценкой соответствия реальных результатов критериям успеха, решением о необходимости и коррекции деятельности. В зависимости от вида деятельности, психическая регуляция может осуществляться разными средствами (чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и т.д.) [ 3 ].

Осознанная психическая регуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. Однако регуляция не всегда осуществляется объективно-оптимальным и субъективно-удобным образом. Поддерживать уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведет к утомлению и снижению продуктивности деятельности, и за счет эмоционально-волевого подкрепления (психологически легкого и удобного способа).

Психическая регуляция имеет сложную структурную организацию, где все звенья регуляторного процесса системно взаимосвязаны и обретаю свою содержательную функциональную определенность лишь в своей целостности [ 1 ].

Успешность выполнения профессиональной деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой дефект (недостаточная реализация какого-либо функционального звена) процесса саморегуляции существенно ограничивает ее эффективность.

 

Литература

1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции. М.,1998.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...