Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура дидактической игры. Принципы формирования игровой деятельности у дошкольников.. 1.3 Содержание экологической игры для детей младшего дошкольного возраста.




Структура дидактической игры.

Структуру (А. К Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся:

- дидактическая задача,

- игровые действия,

- игровые правила,

- результат и дидактический материал.

К дополнительным компонентам:

- сюжет и роль.

Главная цель  дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

* Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

* Игровые действия, игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

* Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия, поведение детей.

* Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

* Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

   В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей [5].

Принципы формирования игровой деятельности у дошкольников.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

 

1. 3 Содержание экологической игры для детей младшего дошкольного возраста.

Достаточно серьезной проблемой для детей дошкольного возраста является освоение правил поведения в природе, а также моральных норм, как ответственность, бескорыстную помощь, сострадание, и усвоение норм и правил происходит лучше в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает, как играют другие дети. Таким образом, есть предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и обществе, самоконтроль за действиями и поступками, то есть существует практическая разработка этических норм и правил поведения.

Тем не менее, мы должны иметь в виду, что не каждая игра является экологической по своим целям и содержанию. Ряд требований, в соответствии с которым могут быть выбраны игры для экологического воспитания детей.

- Игры должны быть выбраны с учетом законов развития детей и проблемы экологического образования, которые могут быть решены в этом возрастном уровне.

- Игра должна давать ребенку возможность применить на практике уже полученные экологические знания и поощрять освоение новых знаний.

- Содержание игры не должны вступать в противоречие с экологическими знаниями, генерируемые в ходе других мероприятий.

- Игровая деятельность должна быть организованна в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют не только решить проблему экологического образования, но также обеспечить решения общих проблем воспитания и развития ребенка.

- Для того, чтобы игра была эффективным средством экологического образования детей, необходимо проследить внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии [16].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...