Заключение
Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природа сообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии. Социальный заказ общества на экологически грамотную и природа сообразную личность предопределил цель экологического образования, направленную на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной и образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н, Эльконина Д. Б) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д. Б подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показывает, что живая природа – это многогранный, удивительный, сложный мир. На этапе дошкольного периода ребенок получает эмоциональные впечатления о природном мире, накапливает представления о разных формах жизни, у него развиваются и формируются первоосновы экологического сознания, мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой, только в процессе игровой деятельности он готов открыть мир для себя и себя миру. Игра считается одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в дошкольном образовательном учреждении. Мы наблюдали, как в процессе дидактических игр развивались и формировались его память, внимание, воображение. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которая подготавливает ребенка переходу к новой, более высокой стадии развития. Этим и объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. На ребенка природа оказывает огромное влияние, поэтому очень важно, с раннего возраста закладывать у ребенка первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых и неживых организмах. Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений у детей 3-4 лет была ориентирована на выявление уровня экологических представлений, создание и реализацию комплекса игр, направленного на развитие экологических представлений. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность данного комплекса.
Комплекс дидактических игр включал в себя игры, направленные на развитие экологических представлений. Посредством игры у детей возникло эмоциональное отношение к объектам живой и неживой природы, к окружающему миру, к действительности. В процессе данной деятельности дети увидели целостность отдельного организма и экосистемы, осознали уникальность каждого объекта природы, смогли понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Опытно-экспериментальная работа показала, что составленный нами и реализованный комплекс дидактических игр является эффективным в процессе развития экологических представлений у детей 3-4 лет. Таким образом, поставленные цели и задачи выполнены. Считаю, что результаты и материалы настоящей квалификационной работы можно применять на практике работе с детьми дошкольного возраста и использовать возможности дидактической игры как эффективное средство формирования экологической культуры.
Список использованной литературы: 1. " Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детствопресс, 2003. - 240 с. 2. 50 игр с буквами и словами/ Художники М. Душин В., Янаев. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. -112 с.: ил. -/ Серия «Потехе-час»/ 3. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992. -65 с. 4. Белкин А. С. «Основы возрастной педагогики» [Текст] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. С. Белкин - М, 2014. 5. Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991. 6. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз, 1997. -95с. 7. Выготский Л. Мышление и речь// Собрание сочинений: В 6т. - Т2. -М., 1982. С. 319-328. 8. Гавриш Н. Методика розвитку зв’язного мовлення дітей дошкільного віку: Навчально-методичний посібник для студентів ВНЗ зі спеціальності «Дошкільне виховання», «Початкове навчання», викладачів, науковців, вихователів і методистів дошкільних закладів. - Луганська: Альма-матер, 2004. -132 с.
9. Гармоническая атмосфера Монтессори. // Дошкольное воспитание, -2000, -№11, -С. 47. 10. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М., 2003. 11. Житная И. В. Педагогические условия развития эстетических эмоцийдетей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ростов-на Дону, 1997. 12. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. —М. -Л., 1948. -С. 91. 13. Зебзеева В. А. «О формах и методах экологического образования дошкольников». - М, Дошкольное воспитание, 2014. 14. Зебзеева В. А. «Теория и методика экологического образования детей» [Текст]/ В. А. Зебзеева - М, ТЦ Сфера, 2014. 15. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения» - М, Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, 2014. 16. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004 17. Каменева Л. А. «Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников». – СПб Детство-пресс, 2013. 18. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.. учеб. заведений. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -416 с. 19. Левашова И. И. «Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования». – М, Фундаментальные исследования, 2013. 20. Маневцева Л. М., Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. - СПб, 1998 – 130 с. 21. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2000 22. Менджерицкая Д. «Воспитателю о детской игре», М.: Просвещение, 1982. 23. Мир природы и ребенок. Под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с. 24. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
25. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра - путешествие как форма развития познавательной активности детей. // Дошкольное воспитание, - 2004, - №10, - С. 15. 26. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: 2006. -135с. 27. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 52-64 28. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр " Академия", 2002. - 336 с. 29. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: МозаикаСинтез, 1999. 30. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38. 31. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дощк. воспитанию / С. Н. Николаева. – М.: , 1998. – 43 с. 32. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 120 с. 33. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. Безруких, В. Болотов, Л. Глебова и др. - М. Большая Российская энциклопедия, 2003. -528 с.: ил. 34. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка», - Ростов н/Д. № «Феникс», 2002. -416с. 35. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. — С. 86. 36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., М., Харьков, Минск, 2002. — С. 571, 572, 575. 37. Рыжова Н. " Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34. 38. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение 1983. -25 с. 39. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008. 40. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2006. 41. Усова А. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. Запорожца. - М.: Просвещение, 1980. -237 с. 42. Черница М. Поиграй со мной! // Дошкольное воспитание, -2006, - № 4, - С. 54.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|