Актуальность и перспективность опыта
Актуальность и перспективность опыта В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве, черездидактические игры, которые являются одним изсредств формирования экологической культуры В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще. Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы. Условия формирования опыта.
Мною была поставлена цель - рассмотреть дидактические игры и методику их использования в процессе воспитания любви к природе в непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности педагога с дошкольниками младшего дошкольного возраста. Объектом моего исследования является воспитательный процесс. Предмет : дидактические игры как средство воспитания любви к природе у дошкольников. Изучение методической и научной литературы, анализ опыта таких педагогов и методистов, как Давыдов В. В., Петровский В. А., Бондаренко А. К., Калиниченко А. В. позволили сформулировать мне гипотезу: активное формирование экологической культуры у детей младшего возраста происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр. Научная новизна и теоретическая значимость опыта работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире. Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: - Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л. М. Потапова «Детям о природе»; В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и самый важный помощник- Учебная программа дошкольного образования.
Технология опыта. Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин: - развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья; - доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны; - ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; - в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др. ); - экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка; - позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения. Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Для достижения этой цели определены следующие задачи: - развивать познавательный интерес к миру природы; - направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы; - формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность; - прививать трудовые природоведческие навыки; - вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности. Вопрос «Чему учить? » всегда является очень важным, а для дошкольного возраста особенно важным. Этот вопрос встаёт перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Исходя из этого, свою работу строю на следующих общепедагогических принципах отбора экологического образования. Принципы: Научность. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса. Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста. Гуманистичность. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Прогностичность. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Деятельность. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды. Интеграция. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка. Целостность. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы. Конструктивизм. В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Регионализм. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Системность. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности. Преемственность. Преемственность всех звеньев непрерывного экологического образования: детский сад – школа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|