Методика использования различных видов игр в работе с детьми.
Методика использования различных видов игр в работе с детьми. Обучение игре имеет поэтапный характер. На первом этапе, в младших группах, воспитатель играет вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторном проигрывании сообщает дополнительные правила. На 2-й этапе воспитатель не участвует в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру На 3-м этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель отмечает только действия дошкольников. Начиная со средней группы, учитель рассказывает содержание игры, после выделения 1-2 важные правила. Во время игры, он еще раз подчеркивает правила, показывает игровые действия, дает дополнительные. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Начиная со средней группы иной способ обучения игре. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания. Особенностью игр является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствие с которыми дети должны действовать. Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков [22].
Выводы к первой главе 1. Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой. 2. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). 3. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными. 4. Содержание дидактических игр определяется Учебной программой, по которой работает ДОУ. 5. Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. 6. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Суммируя все выше сказанное, следует обозначить, что ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром природы является самым важным способом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая владеет знаниями и умениями экологически социального поведении в природе. Основным средством ознакомления с природой является игра. Посредством игры ребенку значительно интереснее знакомиться с окружающим его миром. Дидактическая игра является эффективным средством развития экологических представлений детей младшего дошкольного возраста. Такие игры помогают детям увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы природе. Именно дидактическая игра способствует обогащению чувственного опыта ребенка, вызывает определенное эмоциональное отношение к природе, также в процессе игры происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать.
Глава 2. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2. 1 Современный уровень экологических представлений детей младшего дошкольного возраста. Начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей во вторую младшую группу. Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, необходимо знакомить их не только видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя. В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли, любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас - взрослых, участвующих в его воспитании. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДУ. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы [26, с. 135].
Экологическое воспитание дошкольников (по определению С. Н. Николаева) - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Прежде всего, необходимо определить понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется ввиду. В младшем возрасте, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимозависимостями [26, с. 135]. В экологическом образовании дошкольника есть важный момент - проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития (т. е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого воспитателя, а воспитатель, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы, как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
Цель работы: теоретическое изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологической культуры и определение эффективного сочетания их при использовании в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их экологического воспитания. Задачи работы: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника. 2. Изучить личностные особенности детей для составления индивидуально-дифференцированных программ по формированию экологической культуры средствами дидактической игры. 3. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр. 4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры. Объект исследования - процесс формирования элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр. Предмет исследования - особенности процесса формирования экологической культуры детей младшего дошкольного возраста. Субъект исследования - дети дошкольного возраста: 2 младшая группа - 20 человек
Для исследования общего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика, предложенная Гончаровой Е. В. и Моисеевой Л. В. Исследование предполагало: Выявление представлений детей о животных Выявление представлений детей о жизни растений Выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы Выявление отношений детей к объектам природы Цель опытно-экспериментального исследования: выявить уровень развития экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста и эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений [15]. Задачи опытно-экспериментального исследования: 1. Изучить уровень экологических представлений у детей 3-4 лет. 2. Разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленный на развитие экологических представлений детей 3-4 лет.
3. Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы по развитию экологических представлений у детей 3-4 лет 2 младшей группы посредством дидактических игр. На основе теоретического анализа проблемы развития экологических представлений у детей 3-4 лет посредством дидактической игры была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. 1. Констатирующий этап – на данном этапе выявляется уровень экологических представлений младших дошкольников. 2. Формирующий этап – специфика работы заключается в разработке и реализации комплекса дидактических игр, направленного на развитие экологических представлений детей 3-4 лет. 3. Контрольный этап – данный этап позволяет повторно исследовать уровень экологических представлений и на основе полученных данных сделать вывод о том, является ли проведенный комплекс дидактических игр эффективным. Цель: выявление уровня развития экологических представлений у детей 3-4 лет. Задачи: 1. Подобрать методику для определения уровня экологических представлений у детей 3-4 лет. 2. Провести диагностику по выявлению уровня развития экологических представлений. Для диагностики исследования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста использовалась следующая методика: «Диагностика развития экологических представлений» С. Н. Николаевой, Л. М. Маневцовой[10, с. 85]. (см. Приложение 1) Все диагностические задания разделены на два блока: «Представления о природе: об объектах живой природы; об объектах неживой природы». В первом блоке представлены 7 заданий, которые ребенок должен выполнить. Во втором блоке с ребенком индивидуально проводятся беседы по трем направлениям. Полученные ответы оцениваются по3-х бальной шкале. По завершению все баллы складываются и оцениваются уровни экологических представлений. Для оценивания ответов определены критерии развития экологических представлений: 1 Полнота - ребенок называет многообразные живые объекты и предметы неживой природы. 2 Существенность - ребенок знает отличительные признаки растений и животных, особенности их образа жизни и произрастании, а также свойства предметов неживой природы. 3 Обобщенность - ребенок знает названия растительных групп, а также определяет экологические группы животных. Высокий уровень (от 21 до 30 баллов) – ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий жизни. Знания носят обобщенный, системный характер. Средний уровень (от 11 до 20 баллов)– ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и —под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Низкий уровень (от 1 до 10 баллов) – ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам [10, с. 85]. Анализируя обобщенные результаты выявления уровня развития экологических представлений у детей 3-4 лет во 2 младшей группе на констатирующем этапе, видим что: – низкий уровень экологических представлений определен у 35%; – средний уровень составляет 45%; – высокий уровень экологических представлений установлен у 20% детей Таким образом, результат, полученный в ходе диагностики развития экологических представлений у детей 3-4 лет показал в основном средний уровень. Это послужило основанием для проведения комплекса дидактических игр, направленного на развитие экологических представлений детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|