2.2 Разработка и апробация дидактических игр по средствам экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2. 2 Разработка и апробация дидактических игр по средствам экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования - есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка. Цель: на основе использования комплекса дидактических игр способствовать развитию экологических представлений детей младшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задачи: 1. Разработать комплекс дидактических игр, направленный на повышение уровня экологических представлений у детей 3-4 лет. 2. Реализовать данный комплекс дидактических игр в экспериментальной группе. На основании теоретического анализа проблемы развития экологических представлений у детей 3-4 лет и результатов диагностики констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс дидактических игр, направленный на повышение уровня экологических представлений детей 3-4 лет. Основная идея комплекса дидактических игр заключается в повышении уровня развития экологических представлений. Психолого-педагогическая работа в рамках комплекса дидактических игр проводилась в виде развивающих игр. При этом учитывалось, что дидактические игры учат правильно выражать свои мысли, использовать родовые и видовые понятия, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, воображение, интерес к труду взрослых и желание трудится самому; у детей формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми. Все эти качества нужны подрастающему поколению. Дидактические игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Целевая группа: дети 3-4 лет 2 младшей группы. Сроки реализации игр: игры проводились с 04. 05. 2021 года по 04. 09. 2021 года, один раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Всего за этот период проведено 18 дидактических игр. Был составлен комплекс дидактических игр экологического содержания, представленный в таблице 1.
Таблица 1. Тематический план комплекса дидактических игр, направленного на развитие экологических представлений у детей 3-4 лет
Комплекс мероприятий, направленный на развитие экологических представлений у детей 3-4 лет посредством дидактической игры состоял из 18 игр. В основное содержание входили дидактические игры и беседы, направленные на развитие экологических представлений. Использованные игры способствовали созданию в группе доброжелательного отношения, формированию чуткости, доброты, бережного, гуманного и ответственного отношения к объектам живой и неживой природы. Беседы обогащали у детей знания о мире природы.
Вводный этап состоял из двух игр. Данные игры были направлены на тесное знакомство участников в группе, а также на принятие правил работы в группе. Данные игры проходили в доверительной, дружеской обстановке, но при этом присутствовало стеснение со стороны некоторых участников. Николай Н., Владимир В., не принимали участие в играх, не участвовали в обсуждении. А остальные респонденты принимали в игровой деятельности активное участие. Основной этап работы по развитию экологических представлений состоял из 14 занятий. Тема первой игры «Зоопарк». Данная игра направлена на расширение представления детей о питании домашних и диких животных. В ходе занятия реализована беседа «Животные». В игре участники начали раскрываться, присутствовавшее стеснение на вводном этапе работы со стороны участников больше не ощущалось. Игры подняли детям настроение, а также дали основной толчок развития экологических представлений. В процессе рефлексии респонденты высказали свои мнения о проведенной игре. В целом, игра прошла успешно, поставленные цели и задачи достигнуты. Вторая игра «Кто, где живет». Целью данной игры является закрепление знаний детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). Занятие состояло из вводной, основной и заключительной части. Вводная часть позволила поприветствовать участников группы. Основная часть предполагала беседу «Животные». Дети отгадывали загадки. В заключительной части дети садились в круг и отвечали на вопросы воспитателя, тем самым делились своими впечатлениями. Все высказались положительно. Ожидания участников удовлетворены. Третья игра была направлена на знакомство с водным миром. Была проведена беседа с участниками на тему: «Под водой». Дидактическая игра предполагала знакомство детей с подводным миром. Игра ориентирована на знакомство с обитателями водного мира, а также на развитие эстетических чувств, позволила детям еще раз повторить правила поведения около водоема. Участники Мария К., София Р., и Богдан П. задавали огромное число вопросов, им было интересно участвовать в игре, а также выполнять задания. Наоборот участники Николай Н. и Владимир В. принимали пассивное участие в обсуждении. «Поможем растению» - такова тема четвертой игры. Цель игры: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений. Была проведена беседа на тему «Растения», которая познакомила детей с миром растений и условиями их роста. Дети очень внимательно слушали воспитателя, а также принимали активное участие в игре. Ожидания участников удовлетворены. Цели и задачи достигнуты. Пятая игра ориентирована на закрепление у детей знаний о насекомых. Данная игра носила название «Четвертый лишний». Дети увлеченно работали, им были знакомы многие насекомые, также дети с удовольствием рассматривали яркие картинки с изображением насекомых. Данная игра способствовала закреплению знаний о насекомых у детей. Пассивных участников на занятии не наблюдалось. Игра прошла успешно. В процессе шестой игры «Узнай птицу по описанию» дети учились определять птицу по её характерным признакам. Данная игра воспитывает в детях доброе и бережное отношение к пернатым друзьям. В заключительной части респонденты высказались, о своем отношений к птицам, а также рассказали о том, как мы можем помочь птицам. Игра прошла успешно, все участники принимали активное участие в играх. Седьмая игра направлена на закрепление представлений детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. Игра «Волшебный поезд» позволила систематизировать знания детей о животных. Деятельность воспитателя была нацелено на развитие умений работать в группах. Ожидания участников удовлетворены, цели и задачи достигнуты. Восьмая игра называлась «Чудесный мешочек». Цель игры: развивать знания детей о разных природных объектах. Дети активно отгадывали загадки о животных, овощах, фруктах. Данная игра реализовывались в веселой атмосфере. Игра позволила детям закрепить знания о природных объектах, а также способствовала развитию мелкой моторики пальцев, обогащению словарного запаса детей. В процессе рефлексии все поделились впечатлениями о проведенном занятии. Отзывы были положительные. Девятая игра под названием «Где снежинки? » помогла уточнить и расширить представления детей о снеге. Дети внимательно слушали воспитателя, активно участвовали в игре. Данная игра помогла детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Игра прошла успешно. В процессе десятой игры, под названием «Ходят капельки по кругу» дети закрепляли знания о круговороте воды в природе. Беседа о воде, способствовала расширению представлений детей о воде. Детям понравилась игра, они принимали активное участие в инсценировки «дождя». Внимательно слушали указания воспитателя. Отзывы об игре положительные. Одиннадцатая игра «Почтальон принес посылку» способствовала формированию представлений об овощах, фруктах и грибах, также игра учит детей описывать предметы и узнавать их по описанию. Елизавета К., Егор С. и Анастасия С. принимали активное участие в игре, а Александр Н. и Ярослав П. напротив, не могли сосредоточиться на игре. Тема двенадцатой игры «Съедобное – несъедобное». Данная игра направлена на закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Игра проходила в веселой и дружелюбной обстановке. Дети принимали активное участие в игре, также помогали друг другу. Ожидания участников удовлетворены. Цели и задачи достигнуты. Тринадцатая игра направлена на закрепление знаний об объектах живой и неживой природы. Игра «Что нас окружает? » способствовала детям в обобщении знаний об объектах природы, также помогала воспитывать в детях любовь к природе и окружающему миру. Игра прошла успешно, все участники принимали активное участие в играх. Четырнадцатая игра является заключительной в основном блоке. Игра ориентирована на умение детей самостоятельно применять усвоенные знания о предметах и явлениях неживой природы. Дети принимали активное участие в игре. Рефлексия позволила детям поделиться мнениями о проделанной работе. По результатам рефлексии можно сделать вывод о том, что наши участники располагают необходимой информацией о явлениях неживой природы. Результаты превзошли ожидания и можно с уверенностью отметить, что данная игра прошла успешно. Заключительные игры комплекса называются «Береги природу» и «Что лишнее». Данные игры направлены на закрепление полученных знаний. Дети в процессе игр поблагодарили каждого участника, также обобщили все полученные знаний об объектах живой и неживой природы. Таким образом, намеченные цели и задачи достигнуты. Игры из разработанного комплекса для детей 3-4 лет прошли на достаточно высоком уровне. Проделанная групповая работа внесла заметное изменение в поведение участников группы. Задачи были решены, цели достигнуты. Поэтому реализация предложенного комплекса игр считается успешной. Участники экспериментальной группы получили новые знания о природе и ее явлениях, систематизировали и углубили ранее полученные представления о природе и окружающем мире. В процессе разработки исследования совершенствовала проектировочные умения - отобрала нужный материал для наблюдений, опытов, экспериментирования, спланировала предстоящую работу. В процессе апробации данной разработки развивала умения организовывать непосредственно-образовательную деятельность, экспериментировать, анализировать, делать выводы. Совершенствовала умения: коммуникативные - вызывать доверие у детей, привлекать их к той или иной экологически направленной деятельности; умения педагогической техники – использование самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания. В процессе оценки результатов работы развивала умения анализа и самоанализа – осуществлять диагностику экологической воспитанности детей, верно, оценивать их деятельность, анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными; определять эффективность своей работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|