Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИЛОЖЕНИЕ. Диагностика развития экологических представлений (разработана на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой




ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1.

 

Диагностика развития экологических представлений (разработана на основе рекомендаций С. Н. Николаевой, Л. М. Маневцовой

Цель: Определить уровень развития экологических представлений.

Инструкция: Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель: выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал: 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика: Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

 Как ты догадался, что все это живое?

 Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

 Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал: карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика: ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель: выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал: карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика: ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель: выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал: большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3-4 вида домашних и диких животных, 3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика: ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 5.

Цель: выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал: карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика: ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 6.

Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал: сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика: проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

1. Какое это время года?

2. Почему деревья так выглядят?

3. Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

4. Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 7.

Цель: выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал: карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика: ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

1. Какого цвета может быть вода?

2. Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

3. Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

4. Зачем нужна вода?

О песке:

1. Чем отличается сухой песок от влажного?

2. Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

3. Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

1. Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

2. Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

3. Зачем нужен дождь в природе?

4. Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

5. Что появляется после дождя на городских улицах?

6. Как меняется небо весной, летом, зимой?

7. Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

8. Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка результатов

За критерии уровней развития экологических представлений взяты полнота, существенность и обобщенность знаний детей об объектах живой и неживой природы.

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

Низкий уровень (от 1 до 10 баллов) – ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки Средний уровень (от 11 до 20 баллов) – ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Высокий уровень (от 21 до 30 баллов) – ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...