Глава 1. Языковое сознание
Стр 1 из 19Следующая ⇒ В.И. Карасик
Языковые ключи
Волгоград «Парадигма» ББК 81.0 + 81.432.1 К 21
ББК 81.0 + 81.432.1
Оглавление
Язык приобретает все большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры. В некотором смысле система культурных стереотипов всякой цивилизации упорядочивается с помощью языка, выражающего данную цивилизацию. Эдвард Сепир
Введение
Язык – это один из ключей к культуре общества и внутреннему миру человека. Проблемы изучения языкового сознания и коммуникативного поведения привлекают к себе внимание многих современных языковедов. Это объясняется потребностями общества оптимизировать общение в меняющемся мире в условиях информационного взрыва, вторжения виртуальной реальности в нашу жизнь, умножения межкультурных контактов, изменения стереотипов восприятия действительности. Это продиктовано тенденциями развития гуманитарных наук, границы между которыми становятся все более размытыми, языковеды успешно осваивают достижения культурологов, социологов, психологов, а представители смежных с языкознанием областей гуманитарного знания исследуют проблемы, которые ранее относились к ведению науки о языке. Это обусловлено внутренней логикой развития лингвистики, предмет изучения которой – язык – осмысливается в наши дни как обусловленное культурой и переживаемое в индивидуальном сознании знание о мире, проявляющееся в коммуникативной деятельности.
При таком определении нейтрализуется различие между языком и речью в понимании Ф. де Соссюра. Основоположник структурного языкознания противопоставлял систему единиц языка и правил их употребления, с одной стороны, и коммуникативную практику, с другой стороны, справедливо полагая, что вначале нужно охарактеризовать обозримую структуру языка. Соответственно, эволюция науки о языке состоит в движении от имманентной лингвистики к функциональному языкознанию, далее – к прагмалингвистике и затем — когнитивной лингвистике и лингвокультурологии. Это движение не является одномерным, возникли смежные области знания, такие, как социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика и др. Построение семиотических моделей применительно к развивающимся направлениям языкознания предполагает возвращение к принципам структурного анализа языка. Данная работа является развитием того подхода к языку, который был представлен в моих книгах «Язык социального статуса» (1992, 2002) и «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» (2002, 2004). Основные положения этого подхода сводятся к следующим тезисам: 1. Человеческое поведение обусловлено ценностями культуры, ситуативными обстоятельствами и личным опытом индивидуума, поэтому коммуникативные поступки и переживаемое знание о мире можно объяснить с учетом этой триады – культура, ситуация, индивидуальное сознание. 2. Характеристики человека, осмысливаемой и переживаемой им действительности и коммуникативных ситуаций бесконечны, но можно выделить типичные обстоятельства и соответствующие им типы концептов — переживаемых фрагментов опыта — и скриптов – фиксируемых единиц коммуникативного поведения, которые можно объективно установить и описать с помощью приемов анализа, разработанных в гуманитарных науках.
3. В рамках той или иной модели описания языкового сознания и коммуникативного поведения можно выделить единицы, специализированно обозначающие и выражающие определенный признак, единицы, в содержании которых этот признак представлен в связанном виде с другими признаками, и единицы, окказионально приобретающие этот признак в особых обстоятельствах. 4. Этнокультурная и социокультурная специфика языкового сознания и коммуникативного поведения предполагают признание универсальных характеристик человека, культуры и общения. Различие между людьми, группами людей и этносами состоит не столько в наличии и отсутствии тех или иных культурно значимых признаков, сколько в их сравнительной яркости и специфической комбинаторике с другими признаками. 5. Различные характеристики языковой личности, лингвокультурных концептов и дискурса (текста, погруженного в ситуацию) взаимодополнительны: изучая языковую личность, мы выявляем систему свойственных этой личности концептов и типичных для нее разновидностей дискурса, рассматривая лингвокультурные концепты, мы приходим к характеристикам человека в языке и дискурсивным моделям реализации соответствующих концептов, анализируя дискурс, мы определяем концепты и типы личностей, проявляющиеся в этом дискурсе. Книга состоит из трех глав, посвященных соответственно языковому сознанию, лингвокультурным типажам и коммуникативному поведению. В первой главе обсуждаются проблемы и перспективы моделирования лингвокультурных концептов. Вторая глава посвящена обоснованию концепции лингвокультурных типажей – типизируемых представителей этнокультурного и социокультурного сообщества, выступающих в качестве ключей к пониманию той или иной лингвокультуры. В третьей главе рассматриваются вопросы моделирования дискурса, обосновывается новое, более широкое понимание перформативности, предлагается концепция коммуникативной тональности и обсуждаются характеристики культурогенных текстов. Некоторые фрагменты данной работы были опубликованы в монографиях и сборниках научных статей.
Многие вопросы, о которых идет речь в этой книге, неоднократно обсуждались с моими коллегами – С.Г. Воркачевым, В.М. Савицким, И.А. Стерниным, М.Л. Макаровым, В.В. Красных, В.Б. Кашкиным, В.В. Дементьевым, Г.Г. Слышкиным, Н.А. Красавским, В.П. Москвиным, А.В. Оляничем, Е.И. Шейгал. Выражаю им искреннюю признательность за плодотворные дискуссии и высказанные ими советы по уточнению предложенной в работе концепции. Я очень благодарен моим ученикам, беседы с которыми привели меня к написанию этой книги.
Всем известен библейский стих о том, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания умножает скорбь» (Еккл., 1: 18). Но это — лишь часть правды. Приведу одну сентенцию: Есть четыре типа людей, избегающих учения: Глупцы, которые не могут учиться из-за недоразвитости, – их не следует замечать; Расточители, которые не хотят учиться из-за порочной тяги к легкой жизни, – их нужно наказывать; Обыватели, которые не хотят учиться из-за привязанности к быту, – их будут использовать; Путаники, которые не могут учиться из-за недисциплинированного ума, – их следует поправлять. Есть четыре типа людей, избравших учение: Исполнители, которые учатся потому, что так положено, – их можно пожалеть; Честолюбцы, которые учатся для того, чтобы добиться почета, – их нужно контролировать; Ценители, которые учатся для своего удовольствия, – они заслуживают поощрения; Избранники, которые учатся потому, что в этом смысл их жизни, – им принадлежит мир. Познание – это один из путей обретения смысла в жизни. Изучение языка как ключа к культуре и внутреннему миру человека – что может быть интереснее?
Глава 1. Языковое сознание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|