Ты не можешь идти, куда хочешь
ерковь нас встретила цветами, и это стало нашей традицией. Сейчас цветы у нас везде: возле кафедры, на подоконниках, на улице перед церковью. Когда мы, два узника, вошли в зал, нас приветствовали стоя. Нас ждали. Церковь все эти годы без нас стояла, как полки со знамёнами, и выстояла, не пошла в регистрацию. Она знала, что мы там, в узах, стоим твёрдо. Церковь переходила Чермное море, воды которого расступились. Когда ко мне в лагерь приезжал сотрудник КГБ Александр Петрович, он был сильно озабочен тем, что за эти годы церковь сильно выросла, и я, вернувшись, увидел много неизвестных мне людей, с которыми мне еще предстояло познакомиться. Слава Господу, живая церковь никогда не перестанет распространять свои шатры вширь и вдаль. Иисус наблюдает за ней и благословляет её. Дома меня посетил оперуполномоченный из милиции, который объяснил мне, что я поставлен под надзор. Это означало, что я целый год должен был соблюдать установленный для меня режим: в шесть
часов утра мог выйти из дома и не позже семи часов вечера должен был уже возвратиться. Четыре раза в месяц я должен был отмечаться в милиции. Проверяющий мог в любое время прийти и проверить, где я нахожусь. Чтобы выехать в другой город, я должен был отпроситься, написав заявление. Дома я много работал, читал Библию, делал выписки, постился и молился и почти никуда не выходил, выполняя инструкции надзора. Я настолько был увлечён духовной работой, так истосковался в лагере по Библии, что однажды, когда прошло уже одиннадцать месяцев, забыл отметиться. Комиссия, разбирая моё дело, обрадовалась: ещё одно нарушение, и можно посадить на три года за нарушение надзора. Хотя нарушения фактически не было, а просто забыл я в условленный день прийти в милицию, но они сделали бы, что хотели, нашли бы еще, в чём меня уловить, если бы не Господь.
Однажды мне позвонили из Москвы и сказали, что из Америки, из Ассамблеи Божьей, приехал епископ Карлсон, который желает встретиться с московскими руководителями подпольной церкви. Поскольку они от встречи отказались, позвонили мне. Я пошёл на нарушение надзора, семь бед - один ответ, и мы с Владимиром Мурашкиным поехали на эту встречу. Карлсон расспрашивал меня о том, как я живу, и я ему всё откровенно рассказал. Сказал также о том, что за нарушение надзора следующая наша встреча может произойти только через три года, потому что, как только я приеду в Малоярославец, тут же буду арестован. Он после этого посетил Куроедова, уполномоченного по культам СССР. Тот позвонил в администрацию Малоярославца, а они, в свою оче- редь, - в милицию. В то время я об этом не знал, но по приезде из Москвы меня пригласили в милицию и сказали: - Распишись, мы с тебя сняли надзор. - Я не расписывался, когда вы его назначили, не буду расписываться и за его снятие, - ответил я. Мне терять было нечего, я шёл в узы в четвёртый раз, но сработали международные политические силы, и сразу после снятия надзора я поехал по церквам. Несостоявшийся процесс
о время войны в школах, кроме холода, ученики испытывали нехватку тетрадей, карандашей и ручек, а также учебников. Часто бывало три учебника на весь класс. И учились дети, понимая, что вся экономика работает на Победу, и терпеливо ждали хороших перемен. А писали на газетах - в свободных местах, между строчками. Со времён войны прошло много лет, И.В.Сталина сменил Н.С.Хрущёв, а его сменил Л.И.Брежнев и т.д. Экономика была поднята на весьма большую высоту. В школах было тепло и уютно, ученики рвали свои тетрадки, если учительница ставила им двойку, и заводили новые тетради, благо их было много. Многочисленные типографии и издательства выпускали учебники, которые тоже были в избытке. Ученики их чиркали фломастерами, иногда рвали, но их заменяли новыми.
И только христианская литература была изгнана из страны этими и подобными правителями. Иногда издавались Библии, но таким мизерным тиражом, что заполучить её было невозможно. Эти отпечатан-
ные Библии направляли в университеты, Академии наук, на исторические факультеты, в партийные школы, где готовили атеистов, и, может быть, отдельные экземпляры попадали в руки православных служителей культа, а также в зарегистрированные баптистские общины. Наверное, поэтому и считалось, что в Советском Союзе существует свобода вероисповедания. Духовную литературу невозможно было достать. Ни в каком книжном магазине она не продавалась. Однако стихийно возникали подпольные издательства. Делалось это очень просто. Брат или сестра покупали в магазине общие тетради и вечерами, после работы, от руки переписывали Евангелие. Для этого было истрачено много бессонных ночей. Евангелие помещается в четырёх общих тетрадях, по девяносто шесть листов каждая. И когда берёшь в руки такое Евангелие, согретое любовью издателя, и говоришь проповедь, то испытываешь необыкновенные чувства: ты не одинок, рядом с тобою локоть твоего друга! Его уже нет в живых, он умер в лагере, а память о нём - вот она, в твоих руках. И проповедь тогда течёт, как ручеек, достигая глубин человеческого сердца. От царя-батюшки нам досталась духовная литература, написанная на старославянском языке, сбережённая нашими бабушками в сундуках и тайниках. Старославянский язык, не многие его уже помнят. Тогда ещё цифры стихов буковками обозначали. Присмотрись повнимательнее, читатель, и ты поймёшь, так писали наши прапрабабушки. Здесь в тексте написано: «Аллилуйя. 1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, 2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. 3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, 4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собствен- Старославянский текст ность Свою. 5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. 6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; 7 возводит облака от края земли, творит мол-
нии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих. 8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота, 9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его, 10 поразил народы многие и истребил царей сильных: 11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя» (Псал. 134). Тогда не было сборников духовных песен, а были Гусли, Тимпаны, Кимвалы. То наши братья, а, в основном, сестры брали штук пятнадцать-двадцать ученических тетрадей и сшивали их в одну общую тетрадь, так получалась книга. И из Тимпанов, Кимвалов, Гуслей в такую тетрадь переписывали любимые псалмы. Собирали их, где только могли. Да и сами сочиняли. В настоящее время подобные книги, так называемые сборники духовных песен, изданные в типографиях, стали называть - «Песнь возрождения», и это название соответствует истине. Для того, чтобы переписать Евангелие - без ошибок и красиво, целый год требовался, а сборник духовных песен годами собирался. Производительность труда была довольно низкой. Наши братья за границей наладили выпуск Библии на русском языке, да передать их в СССР было практически невозможно. Так нас ещё и шпионами называли, если кому-то повезёт встретиться с христианином-иностранцем! Вот и изобретали наши христиане, как могли, своё издательское дело. Чаще всего печатали литературу на печатной машинке. Через копирку закладывали сразу листов шесть и печатали текст. Производительность сразу возрастала в несколько раз, по сравнению с рукописным вариантом. Печатных машинок в Советском Союзе хватало, они были в каждой организации. Но достать или купить их было непросто. Обычно нам доставались Василий Иванович и Маргарита Михайловна Щёголевы списанные машинки, которые в умелых руках братьев приобретали вторую жизнь. А если удавалось вдруг приобрести новую или почти новую печатную машинку, то это было счастье.
Подпольные типографии тоже были, но крайне редко, и создавать их было очень трудно. И всё это делалось не для подрыва государственной мощи, а для удовлетворения души, мы заботились о будущем, которое Бог приготовил нам в Царстве небесном. В Малоярославце наши братья и сестры также печатали духовную литературу. Само печатание на машинке не является преступлением, но если речь шла о запрещённой, духовной литературе, то человек уже считался преступником. Я и Владимир Григорьевич Мурашкин уже сидели. Это был мой третий срок, а у Владимира - первый, но готовился процесс ещё на семерых человек: Василия Ивановича, Маргариту Михайловну и Анатолия Васильевича Щёголевых, мою супругу Валентину Борисовну Федотову, Ольгу
Алексеевну Мурашкину, Веру Михайловну Анохину и Марию Смирнову. В.И.Щёголеву в то время был уже пятьдесят один год. Когда-то к нему, молодому солдату, служившему на Сахалине, приехала его невеста Маргарита Есы-пова, там и свадьбу сыграли. После демобилизации Василий и Маргарита Щёголевы переехали с Сахалина на материк, в г. Белев. Заехали к его отцу Ивану, который за веру в Бога по статье 58, пункт 10, отсидел восемь лет (1940-1948 гг.) и находился тогда на поселении. Вот там и уверовала невестка в Бога, со слов своего тестя, и стала служить Ему. Василий Щёголев никогда не был противником Богу и всегда верил в Него, но исполнять Его волю стал в Малоярославце, с 1974 г., куда семья переехала из Белёва. Здесь Василий получил духовное крещение и стал членом церкви. Он очень сожалел, что поздно стал Богу служить. Вначале трудился регентом хора, а с 1986 г. - дьяконом церкви, а вскоре и пресвитером. Маргарита была преподавателем воскресной школы. Посадить её хотели за печатание духовной литературы, но при обыске печатную машинку не нашли. За сутки до обыска эту машинку унесли в другой дом. Зато всякой духовной литературы следователи набрали целый мешок. - Дело закрыли, - сказал следователь, - за недостатком улик. Нашлись бы и улики, а если бы даже и не нашлись, то подбросили бы. Суд всё равно бы состоялся. И сидеть бы им, миленьким, в разных лагерях, отбывая срок от трёх до пяти лет, да здесь сработал другой фактор, о котором я уже писал выше. А их сын Анатолий Васильевич Щёголев, 1960 года рождения, с детства верующий, провинился перед Бракосочетание второго сына семьи Щёголевых советской властью тем, что был ответственным за церковную библиотеку, а также хранил принадлежности детской воскресной школы. Он был активным тружеником в церкви, вот это и стало главной причиной возбуждения против него дела. При обыске у него отобрали духовную литературу и наполнили ею два мешка, а это уже улики. При этом считалось, что веровать в Бога в нашей стране не запрещено! Но его дело также закрыли. В 1983 г. он был избран дьяконом церкви в Малоярославце, а после окончания Библейской школы в 1993 г. был мною рукоположен пресвитером церкви и избран руководителем молодёжи. Он женился на сестре по вере - Ольге Михайловне, дочери Валентины Анохиной, и в настоящее время они имеют семерых детей.
У моей супруги Валентины Борисовны Федотовой, ничего не нашли - ни литературы, ни печатного станка. Но она обладала большими организаторскими способностями, и этого было достаточно, чтобы возбу-
дить против неё дело. К тому же Валентина была книгоношей. Раздавала духовную литературу и рассказывала людям о Боге. Да и мне, сидевшему в тюрьме третий срок, было бы очень вольно узнать, что моя Валентина отправлена в лагерь, отбывать второй срок. На это власти тоже рассчитывали. Они утверждали, что за веру в Бога в нашей стране не судят, но состряпали бы уголовное или бытовое дело, а, может, даже и шпионаж приписали. Её тоже вызывали на допросы и следователь ей говорил: - Мы вас тоже уберём! Её хотели судить по статье 227 Уголовного кодекса РСФСР, пункт 2, - от трёх лет и выше (за сознательное причинение вреда здоровью граждан). А как же было трудно тем, кто впервые попадал в руки следователей! Много лет спустя, в гостях у Мурашкиных, - я тогда уже отсидел мою последнюю пятёрку, - услышал я рассказ Ольги Алексеевны: - После нашего бракосочетания с Владимиром
поймал, а напал на безвинную овечку. Воспитанная в интеллигентной семье, я бранных слов никогда не слышала и разных уголовных законов и статей не знала. Хорьков кричал на меня, стучал кулаком по столу, обзывая меня «сволочью» и как только ему хотелось. Я не привыкла к подобному обращению и никогда ранее не сталкивалась с подобной ситуацией. Следователь запугивал меня, рассказывая о самых страшных карах в зоне, и мне стало плохо. Да так плохо, что я слегла в больницу и пролежала там четыре месяца. Об этом узнала моя сестра по вере и подруга Валентина Федотова. Она пошла к тому следователю и разговаривала с ним резко и твёрдо, как власть имеющая. Она уже сталкивалась с разными следователями и отсидела три года, знала она законы и порядки. Теперь уже следователь сидел за столом, испуганный и бледный, окутанный сигаретным дымом. - Хотя бы здесь вы подышали свежим воздухом, а дыма и в аду вам будет больше, чем достаточно, за то что, вы уже сделали! - сказала ему Валентина. - Так покайтесь же в грехах ваших и не обижайте христиан! После этого Хорьков больше не вызывал Ольгу Мурашкину. Но когда мы с Владимиром находились в лагере, её тоже готовили к осуждению, да только теперь она уже ничего не боялась.
Христианка Анохина Валентина Алексеевна, муж Михаил, мама и дети. 1960 год. Прежде чем писать о Вере Михайловне Анохиной, надо рассказать о её матери Валентине и отце Михаиле. Валентина Алексеевна живет сейчас в Малоярославце. В приговоре она отмечена как «не принимавшая никакого участия в общественной жизни коллектива», в котором работала. В то же время подчеркивалось, что она принимала активное участие в деятельности церкви. На суде ничего не было сказано о том, что во время войны Валентина Алексеевна воевала в партизанском отряде, защищая Родину и их, этих самых судей, от смерти и фашистского насилия. О ней забыли, её почему-то считали если не врагом, то никем, а о Валентине Алексеевне Анохиной можно книгу написать. И только демократическая власть уже хоть как-то отметила её заслуги: 9 мая 2005 г. она получила медаль и поздравления. До моего приезда в Малоярославец там проживало несколько верующих семей, в частности, Матвей Владимирович Чинарёв, который и пригласил Михаила и Валентину Анохиных, с их детьми, из
г. Рудня Смоленской области, где их гнали и преследовали за веру в Бога. Михаил там был рукоположен на дьякона, а брат Чинарёв уже был дьяконом. Таким образом церковь составили три семьи, которым было очень трудно нести весть Евангелия людям. Брат Михаил Анохин имел мотоцикл, и с моим приездом в Малоярославец мы вместе стали ещё активнее трудиться для Господа в городе и области, чем сильно досаждали советским органам. Вера Михайловна Анохина родилась в марте 1959 г., с детства верующая. Когда в июле 1981 г. меня и Владимира Мурашкина посадили, 17 августа в Малоярославце устроили показательный товарищеский суд над активными членами церкви. Это была обязательная процедура перед народным судом. - К этому времени у нас в доме сделали обыск, -вспоминает Вера Михайловна. - У меня изъяли три печатные машинки, конфисковали всю литературу и заготовки к книгам, которые поместились в восьми мешках. Ведь я была секретарем-машинисткой и книгоношей, рассказывала людям о Боге, о грехе и покаянии, прощении грехов и вечной жизни. Говорила так, как написано в Библии.
Вот мне и инкриминировали это преступление. При обысках у активных членов группы В.И. и А.В.Щёголевых, а также В.М.Анохиной были обнаружены и приобщены к делу детская игра «Чей улов больше?», которая состояла из удочки с магнитом и самодельных рыбок с задачами библейского содержания, брошюра «Правила пересаживания живых мыслей» и ее рукописная копия, расписания уроков - «Педагогика», «Разбор Слова» и других, а также методика уроков и другая литература, «свидетельствующая о целенаправленном и систематическом обучении детей религии», как отмечалось в протоколе суда. Мария Ивановна Смирнова, 1926 года рождения, была осуждена по ст. 107 Уголовного кодекса РСФСР. Ранее она уже была подвергнута лишению свободы сроком на пять лет. А теперь ей готовили второй срок. В это время ей было уже 59 лет. Её осудили вместе с этой группой из семи человек, о которой я написал выше. Но, попав под амнистию, она вышла на свободу. В то время М.И.Смирнова несла служение дьяконицы. А сейчас, в 80 лет, она неутомимо посещает одиноких старушек, неся им евангельскую весть и делая добрые дела для инвалидов. Ходит в магазины за покупками и в аптеку за лекарствами. Несмотря на свой возраст, она ещё энергичная женщина. - Я страдала для Господа, от Него и награду получу, так как положила в сердце своём духом, душой и телом отдать себя на служение Богу и оставаться Ему верной всю жизнь, не вступая в брак, - говорит она. Милая свобода
скоре после этого к нам явился наш давний «друг», уполномоченный по культам коммунист-замполит Ф.П.Рябов, который все эти годы терроризировал нас, заведомо зная о нашей невиновности. Он пришёл к нам и сказал: - Я был дитем своего времени... Это надо понимать так, что он, мол, не виноват, заставили его. У него не хватило сил попросить прощения, но мы его прощаем, чтобы и Бог простил его, когда он об этом попросит. Ведь смерть властна над всеми, а потом - суд. А вот у редактора районной газеты хватило мужества прийти к нам и попросить прощения за ту клевету, которую он печатал, и он получил от нас свидетельство, что прощён. Мои поездки по церквам России решали многие вопросы, а через год после снятия надзора я впервые выехал за границу, в Швецию, по приглашению церкви г. Буросс, так как наши церкви соединились узами побратимства. Выпустить «преступника» за границу - это значило, что в России произошли большие перемены. Колючая проволока самого большого лагеря стала рваться. Противостояние между социалистическими и капиталистическими странами прекратилось. Известный христианский писатель Анатолий Алексеевич Власов, тоже бывший узник за Слово Божие, в своей книге «От избытка сердца» (изд-во «Титул», 2000 г.) описывает наше пребывание в гостеприимной Швеции. В течение месяца мы каждый день посещали церкви, миссии и отдельные семьи. «Не могу равнодушно вспомнить, - пишет Вла-
сов, - церемонию вручения чаши от Малоярославец-кой церкви - Буросской. Федотов всех шведов растрогал своей речью. Передавая чашу, он сказал, что члены Малоярославецкой церкви решили назвать ее Смирнской. Он прочитал несколько мест из Священного Писания о Смирнской и Филадельфийской церквах: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти... И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 2:8-11, 3:7-9). - Если обе церкви будут едины, то врата ада их не превозмогут, - сказал брат Федотов, вручая чашу пастору Экбеку. - Я желаю, чтобы из неё пили тысячи и десятки тысяч пришедших к Иисусу Христу покаянных грешников. Но мы не желаем вам, - продолжил Беседа писателя А. А. Власова с И.П. Федотовым в Швеции он, - чтобы вы испили столько горя, сколько испили мы из чаши страдания. Я без слёз не мог это слушать, многие шведы тоже плакали. Это о чём-то говорит, шведы - мужественный народ, плакать не умеют». Дальше в своей книге А.А.Власов пишет: «Брат Шевчук передал нас брату Серельду и тот отвез нас на вечернее служение в г. Сольно. Нас предупредили, чтобы мы были осторожны в проповедях, так как кто-то из российского посольства присутствует на этом служении. Но мы говорим правду и готовы возвещать её не только на Красной площади, но и в Стокгольме. Отвечая на вопрос, почему мы не регистрируемся, Федотов привёл такой пример: - У меня есть любящая жена, которая оставалась верной мне всегда, даже тогда, когда я находился в узах. Если бы она мне изменила, то, возвратившись, я отказался бы от неё. Церковь, невеста Иисуса Христа, ожидает Его пришествия, и если мы Его заповеди заменим атеистическими постановлениями, т.е. поступимся своей верностью, то Христос не признает нас Своей невестой и вправе отказаться от изменившей Ему церкви. Сталинизм осуждён, но закон о религии остался сталинским, он парализует деятельность церкви. Меняются конституции, а
Узница Валентина Борисовна Федотова выступает на международной конференции в Швеции этот закон остаётся в силе». В Стокгольме нас спрашивали, будем ли мы регистрироваться, если выйдет новый закон о свободе совести. Мы ответили, что содержание нового закона нам неизвестно, а будущее покажет, что нам предпринимать. После собрания мне задавали вопросы, в частности, попросили рассказать, как проходит день в лагере - от подъема до отбоя. - Вы читали повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Ему за эту повесть дали Нобелевскую премию. Если бы я описал все дни моего восемнадцатилетнего заключения и если бы за все дни давали премию, то Нобелевского фонда уже бы не существовало, - ответил я. Шведы согласились. Возвратившись из радиостанции, мы застали двух американских корейцев из Нью-Йорка - Вонсон Чой и Сан Мун хотели с нами пообщаться. Их интересовала жизнь христиан в Советском Союзе и некоторые библейские вопросы. Они признались, что, если бы им довелось жить в СССР, они не выжили бы в таких условиях, и проси- ли говорить потише. «Федотовский громкий баритон был слишком силен для их нежного уха, - вспоминает в своей книге А.А.Власов. - Они получили ответы на все их вопросы. А шведам Федотов сказал: - Вашей конспирации и нелегальной передаче духовной литературы в Россию пришёл конец, русские Шведы заулыбались, успокоились и слушали его громкий голос, к тому же усиленный динамиками. Федотов забыл, что сейчас находится в плену у шведов. Он говорил, как победитель. Наш визит близился к завершению, меня проводили на корабль, а Федотов на следующий день улетел домой». Когда я возвратился из этой поездки в Малоярославец, уполномоченный по религиозным культам Ф.П.Рябов спросил меня, видели ли мы там нищих. Я ответил, что ни нищих, ни полицейских за целый месяц не увидел. Тогда он разоткровенничался: - Я же говорил им, что Федотов вернётся в Россию От меня хотели избавиться, но просчитались. Я искал славы для Бога, а не сытой жизни для своей плоти. За этой сытой жизнью многие служители уехали в Америку, оставив свою паству. Перед освобождением из последнего заключения я видел пророческий сон от Господа о том, что будет с Церковью, и был очень удивлён. Сон этот меня долго смущал, так как то, что я увидел, не соответ-
ствовало ни моим представлениям о Церкви, ни библейскому канону. Мне приснилось, что я пришёл в какой-то дворец или большой дом культуры, а там - люди с накрашенными лицами, в неприличной одежде, некоторые девушки в брюках (в мужской одежде, как принято сейчас ходить в мире) или полуголые, и все они, как ни странно, верующие. Они кричали: «Слава Богу!» и рукоплескали, танцевали и пели. В центре стоял уважаемый мною епископ. Я подошёл к нему, но он меня не поприветствовал, тогда я сказал ему: «Прощай», - повернулся и ушёл. Он сказал мне вслед: «До свидания», - я ему ответил: «До свидания» и пошел дальше по коридору этого здания. Когда я зашел в следующий зал, то увидел, что на полу лежат ковры для борьбы и два человека борются. Я сам профессиональный борец и прекрасно понимаю, что происходит. Тот, кто наверху, одерживает победу, ему надо только небольшим приёмом закрепить её. Но на моих глазах нижний борец каким-то нечеловеческим усилием переворачивает его и оказывается наверху, и борьба продолжается. Такое бывает только во сне, но не в реальной жизни. Я понял, о чем говорит эта сцена: невозможное человекам возможно Богу... По возвращении моем из уз я застал в братстве разделение и борьбу, как и было показано во сне, а я стал свидетелем этой борьбы. Разделились и Киевский епископат, и Московская церковь. Никто не имеет победы в разделённом царстве, и это разделение выматывало силы. Невозможно было заниматься другим трудом, все были заняты междоусобицей. Ко мне приходили и одна сторона, и другая - с жалобами друг на друга. Но я знал, что победа будет на стороне ищущих единства, потому что Господу нужны только мир, единство, любовь и согласие в борьбе против сатаны, противника Иисуса Христа. Потому и апостол Павел писал: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Историкам христиан веры евангельской ещё предстоит сделать правильный вывод об истинных причинах разделения этой славной церкви, которая шестьдесят лет шла путем гонений и репрессий и вышла победительницей. Но одним из очевидных камней преткновения, приведших к разделению, было так называемое «таллиннское движение», о котором мы уже упоминали, - волна духовного пробуждения, прокатившаяся по церквам в конце 70-х - начале 80-х годов. Одни епископы, восприняв её как действие от Бога, сами стали её проводниками, а другие - критиками. По той или иной причине на одной стороне оказались Белых и украинские епископы Левчук, Каминский, Южаков, а также московские епископы Костюк, Ряховский. На другой стороне - азиатский епископ Егоренков, киевский епископ Иванов, московский епископ Разумовский. Ещё до моих третьих уз я увидел в их разномыслии опасность разделения и неоднократно предупреждал об этом братьев. Чтобы не дать места разделению из-за «таллиннской благодати» в своей церкви, я, как уже говорилось, предложил братьям совершить пост и молитву о получении силы Духа Святого. После семидневного поста в нашу церковь пришла сила Духа Святого не меньшая, чем в Таллинне, и многие пережили на себе её свежее, исцеляющее и обновляющее проявление. Это благословение мы потом предложили в Белоруссии и других местах. Тогда никто не мог
сказать, что у наших братьев «таллиннская благодать». Но к 1982 г. разделение всё же состоялось. К началу 90-х годов пятидесятническое движение в бывшем Союзе разделилось на три ветви: 1) церкви, объединившиеся в регистрированный союз под руководством Р.Биласа; 2) братство христиан веры евангельской под руководством В.Белых и И.Левчука, желавших легализовать служение церквей; 3) братства христиан веры евангельской под руководством И.П.Федотова, П.С.Егоренкова и М.И.Иванова считали, что Церковь Христа не может быть юридическим лицом, подобно земной организации, т.е. регистрироваться. Все три ветви одного движения происходили от одного корня, берущего начало от воронаевского Союза христиан веры евангельской, но различались отношением к легализации церкви в государстве в условиях демократических свобод. Соединить разделённые церкви было непросто, потому что братья перестали понимать друг друга. В 1988 г. в городе Хотьково Московской области был созван первый съезд находившегося под моим руководством незарегистрированного братства христиан веры евангельской. На нем присутствовали около 120 служителей из России, Украины, Армении, Белоруссии. В том же году состоялся второй съезд в Малоярославце. Своего молитвенного дома мы тогда не имели и собирались в палатке или частных домах. На съезд приехало ещё больше служителей, интерес к объединению возрастал, но полного взаимопонимания братья еще не нашли. Тогда я прибегнул к проверенному оружию духовной борьбы: пост и молитва, ибо дело объединения, трудное для меня, не трудно для Бога. Он Сам, Своим учением объединяет детей Своих. К моим бдениям и постам стали подключаться братья, в чьи сердца Бог послал дух примирения, и я уже был не один. И в ответ на наши молитвы Бог послал помощь, откуда мы и не ждали. К тому времени СССР разрушился, каждая союзная республика стала самостоятельной, железный занавес, поставленный Сталиным, рухнул. Теперь из США и Западной Европы к нам могли свободно приехать братья, и на Московской конференции, которая состоялась в гостинице Измайлово, под руководством американского епископа Ламара Веста из «Церкви Бога», при поддержке всех нас, подвизавшихся, состоялось полное примирение церквей.
Хотя и не сразу, не без болей, но Господь соделал мир и соединил братьев. В зале было около 1000 делегатов, приехавших из разных стран, которые и стали свидетелями этого примирения. Виктор Иванович Белых, опытный стратег в вопросе действий Духа Святого, быстро разобрался в ситуации и правильно понял волю Духа Святого, Который внушил ему пригласить меня и братьев-епископов в малый зал для решения этого вопроса. Помолившись Господу, он попросил у меня прощения, во-первых, от себя лично, а потом и от имени братьев с его стороны. Сам бывший узник, он, как никто другой, понимал цену, уплаченную мною за отказ от регистрации. Я с радостью и в угоду Иисусу Христу принял это покаяние, сказав:
Во время проповеди на евангелизации в Череповце - Иисус да простит вас, и я прощаю вас! Мы вышли в зал, где нас ожидала конференция, подняли чашу примирения, и была сотворена благодарственная молитва мира, любви и нашего полного взаимопонимания. Вот, как написано об этом событии в историческом документе от 16 мая 1992 г.: «В Москве, во время пасторского семинара, который прошёл под руководством европейского координатора «Церкви Бога» К.Ричардсона, состоялось закрытое совещание епископата, находящегося под руководством В.И.Белыха, с епископатом, находящимся под руководством И.П.Федотова. Во время совещания В.И.Белых принес покаяние И.П.Федотову за причиненную ему несправедливость, поскольку было отвергнуто его руководство на территории России - в связи с его несогласием принять произошедшее разделение Киевского епископата и встать под руководство В.И.Белыха и И.А.Левчука. В.И.Белых предложил И.П.Федотову возглавить вместе с ним работу по руководству незарегистрированным братством на территории бывшего СССР». Бог услышал наши молитвы и ответил на них. А тем временем по всей России прошла волна христианских служений. Общины проводили служения в домах культуры, клубах, школах, институтах и других учебных заведениях, а также на площадях, в парках,
скверах и даже Германию и США, а теперь желавшие проповедовать Благую весть на бывшей родине. В этой книге я уделю внимание моей дорогой Малоярославецкой церкви, за создание которой мне пришлось много пострадать. Я буду писать о ней, потому что это моё кровное и самое дорогое. Служение, начатое мною здесь практически с самого нуля, а, точнее, с трёх христианских семей, проживавших в городе, разрасталось. И теперь мы не только проводили служения в нашем городе, но и выезжали в другие города. Несмотря на занятость, я находил время и активно участвовал в этом труде. К тому времени у нас уже была многочисленная и духовно сильная церковь, мы имели хор, которым руководила Наталья Карепанова, и воскресную школу, за которую тоже пришлось пострадать. Христианская литература, которая когда-то была большим дефицитом и переписывалась от руки, теперь была у нас в достаточном количестве, и мы раздавали ее всем желающим. На фотографии вы можете видеть детей, которых приносили Господу и которых воспитали учителя воскресной школы. Теперь регенты обучают их искусству пения. В моей книге освещены лишь три служения: в доме культуры, министерстве внутренних дел Калужской области и в Саратовской тюрьме. На самом деле подобных служений было много больше, включая и евангелизации в воинских частях и больницах. Происходят они и сейчас. Проводя служение в министерстве внутренних дел Калужской области, я просто рассказывал сотрудникам о Боге, о Благой вести. - Сегодня мы стоим не перед преступниками, а перед теми людьми, которые носят достоинство и помазание во внутреннем человеке и своей совести.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|