Тема 19. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства была введена в 1998 году. В настоящее время все больше субъектов предпринимательской деятельности предпочитают эту систему и принимают решение о переходе на уплату единого налога. Ввод единого налога направлен на поддержку малого предпринимательства, его эффективное использование, а также существенное уменьшение налогового давления на субъектов малого предпринимательства, упрощение их учета и отчетности. Основным документом, регулирующим порядок применения единого налога, стал Указ Президента Украины от 3.07.98 г. №727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Плательщиками упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности могут быть такие субъекты малого предпринимательства: - физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года пребывает не больше 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 тыс. гривен за год; - юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен. Юридические лица определяют среднеучетную численность с учетом работающих по совместительству и по договора гражданско-правового характера, а также работников филиалов, отделений и других отдельных подразделений.
Плательщиками единого налога не могут быть: - субъекты предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" в части приобретения специального патента; - доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения; - субъекты предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доля юридических лиц - участников и учредителей данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства превышают 25процентов; - физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются ею без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами; - лиц, осуществляющих совместную деятельность без создания юридического лица, на основании договора о совместной деятельности, которая предусматривает объединение средств или имущества участников для достижения общей хозяйственной цели. При определении выручки субъекты предпринимательской деятельности, которые желают перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны руководствоваться следующим: - объем выручки определяется по "кассовому" методу, т.е. по сумме фактических поступлений на банковский счет или в кассу предприятия, включая полученные авансы; - объем выручки учитывается с учетом НДС, акцизного сбора и других налогов и сборов, которые входят в цену продукции, товаров, работ, услуг; - при определении выручки от реализации основных средств, в расчет берется разница между суммой, полученной от реализации основных средств и их остаточной стоимостью. Транзитные платежи, которые поступают на счет предприятия, такие, например, как суммы рыночного, гостиничного сборов, суммы, которые поступают от продажи товаров комитента, у предприятия-комиссионера не считаются при расчете объема выручки для целей перехода на уплату единого налога.
Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчетов средствами. При переходе не уплату единого налога, предприниматель должен получить свидетельство об уплате единого налога. Для этого физическое лицо не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого он избирает способ налогообложения доходов по единому налогу, представляет в налоговый орган по месту регистрации письменное заявление по форму, установленной Порядком выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29 октября 1999 года № 599. В заявлении указывается поименный состав и численность наемных работников, включая членов его семьи, с которыми заключены трудовые соглашения, Их численность не должна превышать 10 человек, включая самого предпринимателя. Совместно с заявлением предприниматель предоставляет платежный документ об уплате единого налога и налоговый орган в течение 10 дней должен бесплатно выдать свидетельство или дать письменный мотивированный отказ. На каждого из наемных работников, включая членов его семьи, включенных в заявление, и за которых уплачивается единый налог, налоговый орган выдает справку по установленной форме. Справка не может передаваться другим работникам и должна находиться на рабочем месте и предъявляться работникам контролирующих органов. В случаях, если производится замена работника, то уплаченная сумма налога за освобожденного работнике не возвращается, а за вновь принятого работника уплачивается единый налог в размере 50 процентов от ставки, по которой облагается предприниматель. После окончания срока действия свидетельство вместе со всеми справками в пятидневный срок возвращается налоговому органу. Срок действия свидетельства продлевается записью в нем с подписью руководителя органа Государственной налоговой службы или его заместителя, удостоверенной печатью. Такие же записи производятся и в справках на каждого работника. Основанием для продления срока действия свидетельства на каждый квартал является предоставление плательщиком заявления и платежных документов об уплате единого налога за предыдущие периоды и следующий период не менее одного календарного месяца.
Срок уплаты налога - ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца. Физическое лицо перечисляет единый налог на отдельный счет казначейства. Казначейство не позднее следующего дня поступившие суммы налога перечисляет в размере: - 43 процента местному бюджету; - 42 процента Пенсионному фонду; - 15 процентов - на обязательное социальное страхование (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 4 процента). Уплаченная физическим лицом сумма единого налога является окончательной, не подлежащей включению в состав его совокупного дохода по результатам налогообложения за год. Субъекту предпринимательской деятельности - юридическому лицу, перешедшему на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности предоставлено право самостоятельного выбора одной из ставок единого налога: - 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, но при уплате налога на добавленную стоимость по действующему законодательству; - 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, с включением налога на добавленную стоимость в состав единого налога. Срок уплаты для юридических лиц установлен - до 20 числа месяца, следующего за тем в котором получен доход. Налог перечисляется на отдельный счет отделения Государственного казначейства Украины, которое на следующий день поступившие суммы данного налога перечисляет: - 20 процентов в Государственный бюджет Украины; - 23 процента в местный бюджет; - 42 процента в Пенсионный фонд; - 15 процентов - на обязательное социальное страхование (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 4 процента).
Субъект малого предпринимательства, который выплачивает единый налог, не является плательщиков таких видов налогов и сборов: - налога на добавленную стоимость; - налога на прибыль предприятий; - налога на доходы физических лиц; - сбора за специальное использование природных ресурсов; - сбора в Государственный инновационный фонд; - сбора на обязательное социальное страхование; - отчислений и сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины; - коммунального налога; - сбора на обязательное государственное пенсионное обеспечение; - налога на промысел; - сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; - взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов; - взносов в Государственный фонд содействия занятости населения; - платы за патенты в соответствии с Законом Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности". Плательщик единого налога не освобождается от уплаты таких налогов и сборов, как: - НДС (для налогоплательщиков единого налога, которые избрали ставку 6 процентов); - акцизный сбор; - таможенная пошлина; - государственная пошлина; - налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; - сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводство; - сбор за загрязнение окружающей среды. Также в соответствии с Указом №746 плательщики единого налога не освобождены от обязанности уплаты местных налогов и сборов, рентных платежей и тому подобное. Субъекты предпринимательской деятельности - физические лица - плательщики единого налога имеют право не применять электронные кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|