Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ места в конкуренции 6 глава




6.1

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА,

ОТЧЕТНОСТИ И КОНТРОЛЯ

Правильно организованные учет и от­четность играют важнейшую роль в тех­нологии менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный период, данные учета и отчетности создают ин-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


формационную базу данных как для контроля, так и для принятия последующих плановых и других решений. Без опоры на эти данные невозможна эффективная орга­низация заработной платы, задание системы стимулиро­вания. Без достоверных данных учета и отчетности не­возможна выработка норм и нормативов, создание нор­мативной базы. Оценка результатов деятельности как фирмы в целом, так и ее подразделений, отдельных ра­ботников также предполагают наличие объективной кар­тины результатов. Сведенные в региональном и общего­сударственном масштабе данные учета и отчетности со­здают основу для выработки культурной политики, принятию решений по бюджету, для научно-теоретичес­кого анализа, выявления тенденций и закономерностей, действующих в сфере культуры, ее отраслях, экономике и обществе в целом.

Не менее важна и правильно выстроенная система контроля. Контрольные проверки позволяют выявить степень выполнения принятых решений и планов, воз­можные отклонения в их реализации. Такие отклонения могут быть не только отрицательного, но и позитивного характера. Поэтому задачей контроля является отнюдь не выявление недостатков исключительно, но и наиболее успешного опыта работы. Более того, в процессе провер­ки может быть оказана необходимая организационная и технологическая помощь, проведено действенное консуль­тирование. Контроль позволяет создать условия для пре­сечения злоупотреблений, соблюдения законности.

6.2

ВИДЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ,

ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

Из определения учета и отчетности видно, что цент­ральную роль в их организации играет выбор системы конкретных показателей и принятие специального ре­шения по утверждению их в качестве показателей учета и отчетности. Этим последние отличаются от показате­лей, фигурирующих в анализе, — там аналитик волен применять те показатели, которые наиболее соответству­ют целям анализа. В учете же речь должна идти о ста­бильной системе характеристик.


в. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ



Система учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным требованиям:.

• показатели учета и отчетности должны соответство­
вать планируемым показателям, иначе утрачивается
единство информационного механизма менеджмента;

в система учета должна быть простой и ясной, по воз­можности исключать показатели? требующие расчета (это функция анализа), и использовать простые нату­ральные и стоимостные показатели;

• учет должен быть оперативен и своевременен — вся­
кие «рисования» учета задним числом создают почву
для злоупотреблений;

• учет должен быть максимально полным, т. е. охва­
тывать все стороны деятельности фирмы;

• данные учета и отчетности должны быть достоверны­
ми — как показывает практика, наиболее сложное
для сферы культуры требование.

В сфере культуры действуют четыре вида учета и от­четности: текущий (первичный, оперативный), статисти­ческий, бухгалтерский учет (и соответствующая отчет­ность), а также творческие отчеты. Бухгалтерский учет является частью финансового контроля и настолько тех­нологически специфичен, что образует достаточно разви­тую самостоятельную дисциплину менеджмента, образу­ющую самостоятельный учебный курс. Кроме того, буху­чету посвящен чрезвычайно широкий круг специальной литературы и материалов. Поэтому в данном пособии он рассматриваться не будет. Следует помнить также, что все виды учета (отчасти, включая и творческий отчет), так или иначе, но во все большей степени опираются на использование современных компьютерных технологий. Существует веер АРМов (автоматизированных рабочих мест) по бухгалтерскому учету, статистике, текущему уче­ту, с соответствующим программным обеспечением.

Текущий учет

Речь идет об учете текущей (каждодневной) деятель­ности фирмы. В силу этого его также называют опера­тивным (в отличие от других — так или иначе, но эпизо­дических видов учета и отчетности) учетом. Этот учет является базой, над которой надстраиваются все другие



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



виды учета и отчетности — отсюда его еще одно назва­ние — первичный.

С некоторой степенью условности можно различать два вида текущего учета:, количественный и качествен­ный. Количественный учет связан с учетом объемов вы­полненной работы (количество мероприятий, посетите­лей, доход и т. п.). Типичным документом текущего учета в сфере культуры является журнал учета текущей рабо­ты. Обычно учет в нем ведется по следующим позициям: порядковый номер, дата, наименование работы, время начала и окончания^ количество посетителей, подпись ответственного лица, примечания. Регулярно (ежемесяч­но, ежеквартально) данные об объеме выполненной рабо­ты суммируются с заполнением специальных таблиц. Страницы такого журнала пронумерованы, прошнурова­ны и должны скрепляться печатью, так как журнал яв­ляется документом финансовой дисциплины. Хотя вести его могут должностные лица, которым это поручено, за достоверность, своевременность и полноту записей в жур­нале несет руководитель организации. К другим доку­ментам текущего учета относятся списки коллективов, журналы посещения кружков и коллективов, журналы Дежурств и другие документы, в которых ведется учет работы в подразделениях и службах.

Что может подтвердить записи в журнале учета теку­щей работы? Не секрет, что в сфере культуры, в силу особенностей оказываемых услуг, имеются возможности для «рисования» учета, а значит и «липовой» отчетнос­ти. В качестве подтверждающих материалов могут выс­тупать планы, программы, пригласительные билеты, сме­ты, сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы, корешки путевок и квитанций — практически все ма­териалы и документы, сопровождающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также могут быть отнесены к текущему учету.

Качественный учет — учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам от­носятся справки по итогам проверок, отзывы посетите­лей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т. п.


6. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ



Примером документа, в котором объединяются каче­ственные и количественные характеристики выполнен­ной работы, являются акты сдачи-приемки выполнен­ной работы, подписанные представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполнен­ных работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в сфере культуры неоднократно предпринимались попыт­ки введения паспортов учреждений культуры, в кото­рых систематически фиксировались итоги и оценки их деятельности.

Статистический учет и отчетность

На основе данных текущего учета регулярно (обычно один раз в год) составляется статистический отчет. Ста-тистичэский отчет заключается в заполнении специаль­ной табличной формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовых форм Государственного Коми­тета по статистике (Госкомстата). В содержание такой формы входит подробная инструкция по ее заполнению, так что подготовка статистического отчета обычно особо­го труда не составляет — при условии хорошо налажен­ного текущего учета. В противном случае оформление статотчета превращается в «творчество» сомнительного характера.

Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр остается в архиве фирмы.

Вышестоящие инстанции иногда требуют в качестве
приложения к статистическому отчету подробную пояс­
нительную записку о деятельности фирмы (годовой ин­
формационный отчет). Госкомстату такой отчет не тре­
буется. ",

При всей уязвимости для критики действующих форм статистической отчетности они играют важнейшую роль, создавая информационную базу данных о состоянии и



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


работе сферы культуры в региональном масштабе и мас­штабе страны в целом. Поэтому статистические показа­тели не могут произвольно меняться — в этом случае может наступить так называемый «обрыв в статисти­ке» — ситуация, делающая невозможным прослежива­ние тенденций развития, в том числе и в историческом масштабе, затрудняет «©доставление различных перио­дов развития сферы и общества.

Творческий отчет

В этом случае речь идет о специфических мероприя­тиях, на которых фирмы демонстрируют образцы достиг­нутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные меропри­ятия. Подобные творческие отчеты могут проводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей, учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и даже респуб­ликанского уровня («дни культуры» или фестивали).

Творческий отчет решает ряд задач:

• демонстрация лучших образцов работы;

• оценка итогов работы за определенный период;

■• реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репу­тации) деятельности фирмы и ее самой;

• вербовка новых клиентов, потребителей и активных
участников деятельности организации.

По своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и вполне может рассматриваться также как одна из форм PR.

Творческие отчеты имеют место не только в сфере культуры. Менеджмент практически во всех других сфе­рах и отраслях прибегает к выставкам продукции, дням открытых дверей и другим акциям, носящим характер творческого отчета.

Чтобы мероприятие могло рассматриваться в каче­стве творческого отчета, оно должно отвечать несколь­ким требованиям:

• на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт
работы;

• сценарий проведения должен предполагать возможность
оценки демонстрируемых образцов работы (экспертный


6. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ



опрос, анкетирование посетителей или участников, кни­гу отзывов, проведение конференции и т. п.); • итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности.

6.3

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ

Виды и типы контроля

Система контроля достаточно дифференцирована. С на­иболее общей технологической точки зрения различаются контроль за результатом и контроль за процессом работы. Выбор зависит от многих обстоятельств. Обычно считает­ся, что более эффективен и демократичен контроль за ре­зультатом — не важно, мол, как выполнено задание, глав­ное, что достигнут необходимый результат. А контроль за процессом работы при этом расценивается как проявление дурного администрирования. Однако реальная практика менеджмента далека от подобной упрощенной схемы. До­статочно часты ситуации, когда контроль за процессом оказывается не только возможным, но и необходимым. Таковы кризисные ситуации, в которых руководство фир­мы просто обязано контролировать процесс текущей рабо­ты — ошибки и нарушения обойдутся фирме слишком дорогой ценой. Контроль за процессом необходим и в слу­чае, когда опытный менеджер имеет дело с неопытными или начинающими подчиненными. Менеджер в этой ситу­ации также обязан следить за ходом работ, оказывать по­мощь и поддержку, вовремя подправлять. Короче говоря-, выбор принципиальной ориентации контроля зависит от целого ряда факторов: конкретного вида деятельности, ситуации, сроков, в которые необходимо выполнить рабо­ту, уровня, подготовки и зрелости коллектива и работни­ков, общего стиля руководства и т. д.

С точки зрения контролирующих инстанций также можно различать несколько основных видов контроля:

Ведомственный контроль — контроль со стороны вы­шестоящей инстанции, по линии административного под­чинения, прежде всего — со стороны учредителя. Круг



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


ml.:


вопросов ведомственного контроля обычно определяется уставом (положением) и учредительным договором.

Государственный контроль — контроль со стороны государственных органов. Различаются два вида государ­ственного контроля: ведомственный и вневедомственный. Первый является разновидностью ведомственного конт­роля вообще и относится к государственной сети учрежде­ний культуры. Этот контроль осуществляется соответству­ющими государственными органами управления в сфере культуры (министерствами, комитетами, управлениями, отделами культуры). В этом случае речь идет о полномас­штабном контроле за деятельностью фирмы (планирова­ние, финансирование, кадровая политика и т. д.). В слу­чае вневедомственного государственного контроля речь идет о, контроле специализированных государственных орга­нов, осуществляемом в рамках их компетенции. Приме­ром в этом плане может служить контролирующая дея­тельность Налоговой инспекции, Прокуратуры, СЭС и др.

Общественный контроль или контроль со стороны об­щественности. Речь идет о деятельности различных обще­ственных организаций и средств массовой информации. Так, например, профсоюзы (имеющие, помимо прочего, собственную развитую подведомственную им сеть учреж­дений культуры) осуществляют и-вневедомственный конт­роль в круге вопросов охраны труда, его условий, органи­зации заработной платы, социальной защиты и т. д. Твор­ческие союзы (также имеющие свои учреждения культуры), национальные культурные общества, экологические обще­ственные организации и движения, общества охраны ис­торических памятников и т. п. также могут проявлять и проявляют интерес к деятельности учреждений и органи­заций культуры в круге вопросов, относящихся к их ус­тавной деятельности и в соответствии с характером их сотрудничества со сферой культуры. Средства массовой информации (СМИ, масс-медиа) в своих материалах также опираются на оценки экспертов, материалы ведомственно­го и государственного контроля, мнение общественности, собственные журналистские расследования.

Контроль со стороны граждан — в этом случае речь идет об оценке деятельности учреждений и организаций культуры посетителями, клиентами, просто гражданами.


6. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ



Эти оценки могут быть выражены в письменных и уст­ных обращениях граждан как непосредственно к админи­страции фирмы, так и в другие контролирующие органы ведомственного и вневедомственного контроля, в обще­ственные организации и СМИ. Такие оценки, обращения и предложения должны обобщаться и систематизировать­ся, по ним необходимо делать выводы, давать ответы.

Самоконтроль — вид контроля, на формирование и развитие которого, в конечном счете,.направлены дру­гие виды контроля, и наличие которого, во многом, облегчает осуществление их, если не снимает вопрос об их необходимости. Здесь тема контроля вплотную смы­кается с вопросами этики менеджмента и труда, прак­тической нравственности и метафизики нравственности, проблемами личной нравственной культуры: чести, сты­да, совести.

Средства и. формы контроля

К средствам контроля относятся документы, матери­алы, технические средства и операции как специального характера, так и порождаемые в других секторах менед­жмента. Примерами последних могут служить законы, приказы, распоряжения, планы и программы, инструк­ции, уставы и положения, нормы и нормативы, т. е. нор­мативные, организационные, распорядительные и пла­новые документы, во многом определяющие содержание контроля (то, что проверяется). К средствам контроля того же рода относятся и материалы учета и отчетности, характеризующие реальное положение дел.

К специальным средствам контроля относится карто­тека исполнения. Не так давно еще она представляла собой настольный ящичек (или настенный коврик или стенд) с 31 секцией — в соответствии с максимальным количеством дней в месяце. Каждый месяц по секциям, соответствующим датам, разносятся карточки с указани­ем работ (и ответственных за них), которые к этому сро­ку должны быть выполнены. В последнее время, в связи с распространением новых информационных технологий, функции такой картотеки легко воспроизводятся в раз­личных "модификациях (вплоть до звукового и зритель­ного сигнала) компьютером. Эффективным и наглядным



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


средством контроля является, как уже отмечалось, сете­вой план, который также легко и просто строится в ком­пьютерном варианте.

Традиционным и эффективным средством контроля являются совещания — специально посвященные про­верке хода работ или посвященные другим вопросам, но на которых отводится место и контролю. Практический опыт эффективного контроля показывает, что менеджер должен специально уделять вопросам контроля ежеднев­но не менее 1,5—2 часов своего рабочего времени. И нако­нец, традиционным специализированным средством кон­троля являются проверки.

Виды проверок довольно многообразны. Это рейды —
кратковременные проверки, посвященные какому-ни­
будь отдельному конкретному вопросу, например, под­
готовке к зимнему сезону; смотры — масштабные (обыч­
но региональные) проверки ряда учреждений или под­
разделений. Наиболее технологически выстроенной
разновидностью проверок являются инспекторские про­
верки или ревизии.. '

Инспекторские проверки (ревизии) — традиционная распространенная форма ведомственного и государствен­ного вневедомственного контроля. В штатном расписа­нии государственных органов управления сферой куль­туры предусматриваются специальные инспекторские службы (на уровне министерств и комитетов) й должно­сти инспекторов (на уровне отделов культуры).

Различаются четыре основные вида ревизий. Во-пер­вых, такие проверки могут быть плановые и внеплано­вые. Каждый орган и инстанция управления должны иметь план проведения проверок. Эти планы должны доводиться до сведения проверяемых и других организа­ций подведомственной сети. В этом нет ничего предосу­дительного. Наоборот — руководство и персонал прове­ряемых фирм, готовясь к проверкам, сами стремятся устранить недостатки, находят новые стимулы и резер­вы повышения эффективности работы, что идет только на пользу делу. Необходимость во внеплановых провер­ках может вызываться сложившейся ситуацией, чрезвы­чайным происшествием, поступившим сигналом о нару­шениях и т. д.

, отчетность и контроль 277


Как плановые, так и внеплановые ревизии могут быть фронтальные (комплексные) и тематические (целевые). В первом случае инспектируется вся работа фирмы в целом по всем направлениям. Во втором — конкретные аспекты ее работы: финансовая деятельность или работа с кадрами, или исполнительская дисциплина и т. д.

Организация (этапы) проведения ревизии

Организация подготовки и проведения инспекторс­кой проверки состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи: орга­низационно-подготовительный этап, этап проведения проверки и этап принятия организационных мер по ито­гам проверки.

На организационно-подготовительном этапе решают­ся следующие задачи:

Определение круга исполнителей. Решение этой за­дачи заключается в формировании круга лиц, привлекае­мых к проведению проверки, — проверяющей комиссии, ее председателя. В состав такой комиссии обязательно должны входить опытные, компетентные работники, в том числе — других подведомственных учреждений. Од­нако целесообразно привлекать к проведению проверок и начинающих, молодых перспективных работников, которые могут непосредственно на месте ознакомиться с опытом работы, который отнюдь не всегда является от­рицательным. С целью повышения авторитетности и ком­петентности проверки полезно привлекать к участию в ней высококвалифицированных специалистов (научных работников, преподавателей вузов и т. д.).

Разработка плана проверки. Прежде всего, подоб­ный план включает в себя так называемый «вопросник» — перечень конкретных вопросов, ответы на которые дол­жны быть получены в ходе проверки. Кроме того, необ­ходимо установить конкретные сроки, в которые должна быть проведена проверка, а также режим ее проведения (то ли вся комиссия работает сразу, то ли последователь­ными группами).

Информационное обеспечение. Члены проверяющей комиссии должны быть ознакомлены со всей информа-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


цией о проверяемой организации, которая имеется в ин­станции, проводящей проверку. Это могут быть материал лы предыдущих проверок, данные отчетности, плановая документация, публикации, другие материалы.

Методическое обеспечение и инструктаж. Члены комиссии должны быть подробно информированы о при­чинах и целях проверки, ознакомлены с содержанием вопросника, сроками работы, просто познакомиться друг с другом, разбиться на группы. Им может быть дан под­робный инструктаж по методике проведения проверки, работы с документами и материалами на месте, особен­ностям проверяемого коллектива, профилактике возмож­ных конфликтов с руководством фирмы и т. д.

Решение всех этих задач может быть оформлено из­данием приказа, в котором указывается состав комис­сии, сроки проведения проверки, необходимые меры (про­ведение семинаров, командировки и т. п.).

Этап проведения проверки. На этом этапе также ре­шается ряд конкретных задач:

Представление. Начинаться проверка должна с обя­зательного представления коллективу или, как мини­мум, его руководству. Всякие появления инкогнито, бе­седы с рядовыми работниками создают нервозную об­становку, питательную среду для слухов о недоверии руководству и т. п., что может только повредить рабо­те. Представление включает в себя также разъяснение целей проверки, знакомство с порядком ее проведения.

Знакомство с документами. За представлением дол­жно следовать знакомство с документами и материалами по теме проверки. В случае проверки финансовой дисцип­лины вся финансовая документация (особенно кассовая документация) должна быть незамедлительно представле­на комиссии в состоянии на момент появления комиссии. Пока члены комиссии знакомятся с документами, экзем­пляр «вопросника» может быть передан руководству фир­мы для подготовки материалов, содержащих ответы на вопросы проверки. Это снимет возможное недоверие и даст возможность руководству проверяемой организации изложить свое понимание вопросов проверки.

Беседы. Знакомство с документальными материала­ми неизбежно порождает вопросы («на понимание», «на


6. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ



разъяснение» и т. д.). Помимо прочего в таких беседах работникам проверяемой фирмы может быть оказана консультационная помощь. Следует только помнить, что беседы должны следовать за знакомством с конкретным фактичесйим материалом и документами.

Наблюдения. Беседы полезно дополнять включенны­ми наблюдениями, которые дают неоценимый дополни­тельный материал для анализа и осмысления. Полезно также присутствовать на проводимых мероприятиях, или даже принять участие в их подготовке и проведении. В этом случае и понимание проблем организации будет глубже и конкретнее, и кроме того, может быть оказана непосред­ственная методическая и организационная помощь.

Подготовка итогового документа. Знакомство с до­кументами, беседы и наблюдения выступают основанием оценок и мнений членов комиссии. Эти оценки, сообра­жения, а также рекомендации и предложения должны быть сведены в итоговый документ (акт или справку), который должны подписать члены проверяющей комис­сии. Содержание этого документа должно быть доведено до сведения коллектива проверяемой фирмы или, как минимум, в обязательном порядке — до ее руководства. Руководство фирмы, если оно согласно с выводами ко­миссии, изложенными в документе, должно также под­писать его. В случае несогласия с Выводами оформляется протокол разногласий или также руководство фирмы должно представить альтернативный материал, в кото­ром бы обоснованно излагалось его понимание проблем. После решения этих вопросов итоговый документ и дру­гие необходимые материалы представляются комиссией в инстанцию, организовавшую проверку.

Этап принятия организационных мер по итогам про­верки. Инстанция —организатор проверки должна рас­смотреть итоговые материалы и принять в случае необ­ходимости организационные меры. В случае плановой проверки такое решение является обязательным. Реше­ние зависит от итогов проверки и рекомендаций комис­сии. Оно может включать в себя кадровые решения, ре­шения о наказании, передаче материалов в прокуратуру и т. д. (в случае упущений) или меры поощрения, изуче­ния и распространения положительного опыта.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



РАБОТА

С ПЕРСОНАЛОМ


7.1 • • •

СИСТЕМА

РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ

Как уже отмечалось, уровень работы зави­сит не столько от финансов и материально-технической базы, сколько от людей (пер­сонала), работающих в учреждениях куль­туры. Работа с персоналом должна давать практические ответы на вопросы:

• Для чего, каких и сколько необходимо
работников (кадровая политика);

• Откуда взять компетентных профессиона­
лов, как их найти (подготовка и подбор);

• Как их использовать наилучшим обра­
зом (расстановка);

• Как их оценивать (оценка и аттестация);

• Как добиться их эффективной работы и
заинтересованного отношения к делу
(стимулирование и мотивация);

в Как поддерживать необходимый уровень профессионализма работников (перепод­готовка и повышение квалификации).

Персонал в сфере культуры и кадровая политика

Персонал учреждений культуры— это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений


7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



культуры и руководство ими. В персонале, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и дру­гие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения, специалисты, осуществ­ляющие функциональное руководство — выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям со­держания работы (художественный руководитель, глав­ный режиссер, старший методист и т. д.), а также тех­нический и младший обслуживающий персонал (секре­тари, машинистки, вахтеры и т. д.)- В свою очередь, руководители различаются по уровню управления: выс­шее (уровень федеральный и субъекта федерации), сред­нее (региональный и городской уровень) и низшее звено (уровень учреждений культуры и их подразделений).

В задачи менеджера по работе с персоналом входит сделать работников способными к совместным действи­ям, придать их усилиям эффективность и результатив­ность, сгладить присущие людям индивидуальные недо­статки. Особенно трудно работать с людьми творчески­ми, которых нельзя заставлять постоянно отчитываться за каждый шаг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...