Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охотничьи ресурсы и охотничье хозяйство




К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся 228 видов диких зверей и птиц. По запасам некоторых из них Россия занимает одно из первых мест в мире. Ряд видов охотничьих животных являются уникальными и обитают преимущественно только в России – соболь, сибирская косуля, кабарга.

О хотничьи угодья Российской Федерации составляют порядка 1,64 млрд. га и значительно превосходят по площади охотничьи угодья других стран мира. Доля площади закрепленных охотничьих угодий составляет 44% от общей площади охотничьих угодий России. К настоящему времени создано более – 6 тыс. охотничьих хозяйств, в которых заняты более 30 тыс. человек.

В настоящее время запасы наиболее значимых в хозяйственном отношении копытных видов охотничьих ресурсов в России составляют: лось – 834 тыс. особей, северный олень – 952 тыс. особей, косуля – 884 тыс. особей, кабарга – 278 тыс. особей.

По итогам 2015 года отмечается тенденция к росту использования охотничьих ресурсов. Целевые значения показателей, характеризующих отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи, превышены по большинству видов, в том числе по лосю (фактическая добыча составила 76,4% от установленных лимитов), косуле (70,9%), соболю (68,5%), благородному оленю (63,1%), дикому северному оленю (61,4%).

Объемы финансирования мероприятий в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов из федерального и региональных бюджетов в 2015 году составили в совокупности 3,36 миллиардов рублей, что на 10 % меньше уровня 2014 года. Размер выделяемых субъектам Российской Федерации субвенций федерального бюджета сократился на 10% и составил порядка 1,2 млрд. рублей. Для эффективного достижения установленных целевых прогнозных показателей, объем субвенций из федерального бюджета на обеспечение природоохранных мероприятий должен составлять не менее 5,8 млрд. руб.

Общее количество государственных охотничьих инспекторов, в том числе служащих в подведомственных государственных учреждениях, в сравнении с 2014 годом увеличилось на 315 человек и составило 4625 человек.

За 2015 год выявлено 50250 нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, по результатам которых передано в суд 308 уголовных дела, в том числе взыскан ущерб от причинения вреда охотничьим ресурсам в размере 88 млн. руб.

Основными факторами, негативно влияющими на эффективность реализации мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и обеспечение их устойчивого использования являются недостаточная численность государственных охотничьих инспекторов при значительной доле площади общедоступных охотничьих угодий Российской Федерации (56 % от общей площади); дефицит финансирования переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также недостаточная эффективность государственного охотничьего надзора.

Необходимым условием эффективного управления в сфере охотничьего хозяйства является совершенствование методов мониторинга и учета численности охотничьих ресурсов. В 2015 году подготовлен комплекс методических рекомендаций по совершенствованию методов учета и определения численности охотничьих ресурсов, проведены контрольные учеты численности на отдельных территориях. В целом возросла доля видов охотничьих ресурсов, по которым проводится мониторинг численности и учет добычи. По итогам года обеспечен сбор, обработка и хранение информации по 33 видам охотничьих ресурсов и среде их обитания из 83 субъектов.

Важным отраслевым приоритетом в течение 2015 г. являлось противодействие распространению африканской чумы свиней. Проведены совместные экспериментальные работы с ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии по апробации экспресс-методов выявления возбудителей заболеваний охотничьих ресурсов в полевых условиях с одновременным мечением кабанов на базе «ГООХ «Мещера», экпериментальные полевые работы в охотничьих угодьях Белгородской, Курской, Орловской и Брянской областей по применению наборов «АЧС-ИХМ» в условиях проведения охот.

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных на 2015 год Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации, проводилась работа по совершенствованию законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, включая подготовку необходимых законопроектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в Положение о федеральном государственном охотничьем надзоре, в части приведения его в соответствие с положениями Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Важным приоритетом, позволяющим повысить эффективность использования охотничьих ресурсов, является повышение качества предоставления государственных услуг в сфере охоты. В 2015 году создана необходимая нормативная правовая база, позволяющая обеспечить возможность оказания государственной услуги по выдаче охотничьего билета в электронной форме.

 

Основные направления деятельности в 2016 году

1. В рамках совершенствования государственного управления в 2016 году необходимо обеспечить создание национального центра развития охотничьего хозяйства на базе ФГБУ «Центрохотконтроль» и ФГБНУ «ВНИИ охотничьего хозяйства им. профессора Б.М. Житкова».

2. Ключевым приоритетом является борьба с браконьерством. В рамках данного направления необходимо:

а) совершенствование системы распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях для снижения случаев «протестного» браконьерства;

б) обеспечение деятельности не менее трех госохотинспекторов в каждом муниципальном районе, на территории которого имеются охотугодья (увеличение объема субвенций на осуществление переданных полномочий в области охоты и сохранения охотресурсов, включая федеральный государственный охотничий надзор);

в) создание и внедрение системы маркировки продукции охоты из соболя;

г) создание на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации оперативных антибраконьерских групп.

3. Важно стимулировать дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе путем:

а) совершенствования механизма предоставления охотугодий в пользование, предусматривающего предоставление возможности охотпользователям, которые обладают долгосрочными лицензиями на пользование охотресурсами, заключать охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона на срок, определяемый охотпользователем (при этом совокупный срок пользования охотресурсами на основании лицензии, а затем соглашения - не более 49 лет);

б) гармонизации лесного и охотничьего законодательства, исключающей необходимость аренды охотпользователями лесных участков для ведения охотхозяйства, за исключением аренды участков для содержания и разведения охотресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

4. Необходимо дальнейшее совершенствование информационного и научно-технического обеспечения, в том числе:

а) создание единой федеральной информационной системы охотничьего хозяйства;

б) инвентаризация фонда охотничьих угодий;

в) усиление роли государственных опытных охотничьих хозяйств в расселении ценных видов охотничьих ресурсов;

г) изучение влияния хищников на состояние популяций наиболее ценных видов охотничьих ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...