Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Методика. Обработка результатов. Обсуждение результатов




Введение

Степень и характер сохранения того или иного материала в памя­ти могут быть выявлены либо путем воспроизведения, либо путем узнавания. Как известно, основное различие процессов воспроизведе­ния и узнавания состоит в том, что при воспроизведении человек должен вспомнить ранее предъявлявшийся ему материал, тогда как при узнавании он повторно воспринимает материал, полностью или частично включенный в какой-то новый материал.

Воспроизведение обычно считают более активным и более слож­ным процессом, чем узнавание. Вместе с тем нельзя считать, что уз­навание всегда значительно проще воспроизведения. Процесс узнава­ния может быть очень затруднен при повторном восприятии сходных объектов. Так, например, даже знакомого курсанта в военной форме довольно трудно сразу узнать среди большого числа других курсантов примерно того же возраста и роста.

В экспериментальной психологии накоплен большой материал как по сравнительному изучению процессов воспроизведения и узнава­ния, так и по исследованию зависимости процесса узнавания от со­держания материала.

Методика

Обработка задания включает проведение трех опытов. Два первых опыта направлены на сравнительный анализ процессов воспроизве­дения и узнавания и на выявление зависимости этих процессов от объема материала. В первом опыте испытуемому читается ряд из 10 не связанных между собой слов и предлагается воспроизвести его в лю­бом порядке. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе зна­ком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд уже из 20 не свя­занных по смыслу слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого ряда. Испытуемый должен сказать «да» при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Экспериментатор отмечает уз­нанные слова знаком (+). Во втором, аналогичном опыте для актив­ного воспроизведения предлагается ряд из 15 слов, а для узнавания — 30 слов.


Инструкция испытуемому (перед началом каждого опыта): «Слу­шайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. Поста­райтесь их запомнить и, когда я кончу, назвать в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начинаем! » После воспроизведения: «Сейчас я назову Вам другой ряд с боль­шим количеством слов, но в котором будут слова, названные рань­ше. Если Вы услышите слово, которое я называл в первый раз, скажите мне " да" ».

Третий опыт строится по типу первого (10 слов для воспроизведе­ния и 20 для узнавания), но все слова должны быть по смыслу близ­кими друг другу: например, можно взять 20 названий птиц или жи­вотных, городов или предметов домашнего обихода и т. п. Третий опыт должен ответить на вопрос о зависимости воспроизведения и узнава­ния от содержания материала. Ряды слов, как для воспроизведения, так и для узнавания, должны быть заготовлены заранее и записаны столбиками в протоколах (см. Приложение). Слова должны состоять из 6-8 букв. Для каждого опыта заготавливается отдельный протокол.

После каждого опыта испытуемый дает словесный отчет, а экспери­ментатор записывает свои наблюдения. Перерыв между опытами 30 мин.

Обработка результатов

1. Перенести отметки правильно узнанных слов из списка слов для узнавания в соответствующую графу основного протокола.

2. Подсчитать количество правильно воспроизведенных и узнан­ных слов и записать их в графу протокола, обозначенную буквой V.

3. Рассчитать процент правильно воспроизведенных и узнанных слов по формуле:

где К — коэффициент воспроизведения или узнавания; V— количе­ство правильно воспроизведенных или узнанных слов; п — число эле­ментов ряда (для опыта 1 и 3 и = 10, для опыта

Обсуждение результатов

■ ;, Сравнить коэффициенты воспроизведения и узнавания в трех опы­тах между собой. Привлечь данные словесного отчета и наблюдений. Выявить тенденции, которые здесь обнаруживаются, и показать, чем они объясняются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...