Введение. Методика. Обработка результатов. Обсуждение результатов
Введение Степень и характер сохранения того или иного материала в памяти могут быть выявлены либо путем воспроизведения, либо путем узнавания. Как известно, основное различие процессов воспроизведения и узнавания состоит в том, что при воспроизведении человек должен вспомнить ранее предъявлявшийся ему материал, тогда как при узнавании он повторно воспринимает материал, полностью или частично включенный в какой-то новый материал. Воспроизведение обычно считают более активным и более сложным процессом, чем узнавание. Вместе с тем нельзя считать, что узнавание всегда значительно проще воспроизведения. Процесс узнавания может быть очень затруднен при повторном восприятии сходных объектов. Так, например, даже знакомого курсанта в военной форме довольно трудно сразу узнать среди большого числа других курсантов примерно того же возраста и роста. В экспериментальной психологии накоплен большой материал как по сравнительному изучению процессов воспроизведения и узнавания, так и по исследованию зависимости процесса узнавания от содержания материала. Методика Обработка задания включает проведение трех опытов. Два первых опыта направлены на сравнительный анализ процессов воспроизведения и узнавания и на выявление зависимости этих процессов от объема материала. В первом опыте испытуемому читается ряд из 10 не связанных между собой слов и предлагается воспроизвести его в любом порядке. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе знаком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд уже из 20 не связанных по смыслу слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого ряда. Испытуемый должен сказать «да» при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Экспериментатор отмечает узнанные слова знаком (+). Во втором, аналогичном опыте для активного воспроизведения предлагается ряд из 15 слов, а для узнавания — 30 слов.
Инструкция испытуемому (перед началом каждого опыта): «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я кончу, назвать в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начинаем! » После воспроизведения: «Сейчас я назову Вам другой ряд с большим количеством слов, но в котором будут слова, названные раньше. Если Вы услышите слово, которое я называл в первый раз, скажите мне " да" ». Третий опыт строится по типу первого (10 слов для воспроизведения и 20 для узнавания), но все слова должны быть по смыслу близкими друг другу: например, можно взять 20 названий птиц или животных, городов или предметов домашнего обихода и т. п. Третий опыт должен ответить на вопрос о зависимости воспроизведения и узнавания от содержания материала. Ряды слов, как для воспроизведения, так и для узнавания, должны быть заготовлены заранее и записаны столбиками в протоколах (см. Приложение). Слова должны состоять из 6-8 букв. Для каждого опыта заготавливается отдельный протокол. После каждого опыта испытуемый дает словесный отчет, а экспериментатор записывает свои наблюдения. Перерыв между опытами 30 мин. Обработка результатов 1. Перенести отметки правильно узнанных слов из списка слов для узнавания в соответствующую графу основного протокола. 2. Подсчитать количество правильно воспроизведенных и узнанных слов и записать их в графу протокола, обозначенную буквой V. 3. Рассчитать процент правильно воспроизведенных и узнанных слов по формуле: где К — коэффициент воспроизведения или узнавания; V— количество правильно воспроизведенных или узнанных слов; п — число элементов ряда (для опыта 1 и 3 и = 10, для опыта
Обсуждение результатов ■ ;, Сравнить коэффициенты воспроизведения и узнавания в трех опытах между собой. Привлечь данные словесного отчета и наблюдений. Выявить тенденции, которые здесь обнаруживаются, и показать, чем они объясняются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|