Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Литература: 79. Тема задания. Введение




Обсуждение результатов

Необходимо проанализировать, в какой степени удалось добиться ожидаемого эффекта и чем этот эффект можно объяснить. При описа­нии и объяснении результатов построенного плана эксперимента сту­дент может использовать систему понятий теории деятельности, или теории установки, или другой концептуальной схемы, которая пред­ставляется ему адекватной для описания открывающейся в экспери­менте психологической реальности. Существенную помощь при ана­лизе результатов могут оказать речевые и другие поведенческие реак­ции испытуемых, так что необходимо вести тщательную регистрацию всех условий опыта и ответных реакций испытуемых.

В выводах кратко формулируются результаты достижения целей работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое установка и какие функции она выполняет в мышлении?

2. В каких случаях проявление установки в мыслительной деятельности может играть крайне негативную роль?

3. Сталкивались ли Вы лично с негативным эффектом установки при решении задач?

Литература: 79.

„, 0  Задание 11. Исследование процессов
«*                     творческого мышления

Тема задания

Использование принципа, найденного при решении наводящей задачи, в решении основной.

Введение

Процессы творческого мышления в различных аспектах являлись объектом изучения во многих психологических работах. Под творчес­ким мышлением понимаются процессы решения сложных задач, про-78


цессы получения новых знаний, которые нельзя непосредственно вывести из уже имеющихся знаний.

В различных школах, изучавших процессы творческого мышле­ния, складывалась своя система понятий, в некоторой степени объяс­няющая отдельные стороны, отдельные моменты процессов решения творческих задач. Так, в вюрцбургскои школе в качестве решающего фактора выступала так называемая детерминирующая тенденция, опре­деленная направленность мыслительных процессов, складывающаяся под влиянием задачи (Аш§аЬе) или цели, стоящей перед субъектом.

О. Зельц в качестве объяснения общей схемы механизма творчес­кого мышления предлагал использовать понятие антиципирующей схе­мы — системы исходящих из структуры наличной ситуации требова­ний к будущему решению. Посредством образования этой схемы были отчасти разрешены такие вопросы, как нахождение решения с помо­щью подсказки, возможность использования в качестве подсказки раз­личных явлений. Однако сам процесс образования антиципирующей схемы выступает как наложение заданной ситуации на ситуации, встре­чающиеся в прошлом опыте, в которых содержится модель решения данной задачи, без анализа конкретных механизмов, приводящих к актуализации и адекватному использованию этой схемы.

В гештальтпеихологии основным понятием, связанным с понима­нием структуры творческого мышления, является понятие «инсаит». Последнее означает вероятность нахождения решения, представляю­щего собой «усмотрение» идеи данной задачи. Возникновение инсай-та объясняется таким фактором, как переструктурирование условий задачи, в результате чего раскрываются новые свойства объекта (В. Кё-лер), изменение их функциональных значений (М. Вертгаймер, К. Дун-кер), раскрытие латентных свойств объекта (Л. Секей). Принципиаль­ным недостатком в изучении мышления гештальтпеихологами яви­лась общетеоретическая концепция относительно роли субъекта в процессе решения задач (субъекту отводилась пассивная роль). Знания индивида, его прошлый опыт недооценивались как факторы, влияю­щие на процессы решения задачи.

Общим положением, определившим развитие работ по изучению творческого мышления в отечественной психологии, явилось выделе­ние активности субъекта, понимание творческого мышления как ак­тивной деятельности, включающей в значительной степени исполь­зование прошлого опыта (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Я. А. По­номарев и др. ). В этом контексте были рассмотрены такие понятия классической психологии мышления, как инсайт, догадка, интуиция и т. д. В частности, одно из направлений представляет собой определе­ние конкретных закономерностей и влияния условий прошлого опыта на решение творческих задач.

Общая схема решения творческой задачи может быть представле­на как состоящая из двух этапов: нахождение адекватного принципа,


идеи задачи, которая не вытекает прямо из ее условий, и реализация этого принципа для непосредственного нахождения решения. Причем ведущую роль приобретает именно первый этап. Основными харак­терными чертами первого этапа, описываемыми в литературе по дан­ной проблеме, является внезапность возникновения решения, а так­же случайность тех обстоятельств, которые сопутствуют ее возникно­вению. Ряд экспериментальных работ был. посвящен специальному изучению этих вопросов, в частности тому, каким образом опыт ис­пытуемого может привести его к правильному решению задачи, что собственно и составляет так называемую догадку.

Индивидуальный опыт, о котором идет речь, формируется в пред­шествующей деятельности при решении определенных задач, содер­жащих многочисленные существенные компоненты, необходимые для решения данной задачи. Однако он оказывает влияние на решение задачи лишь при наличии определенных условий. С целью выявления и анализа этих условий было разработано несколько специальных ме­тодик. Одна из них направлена на изучение влияния выполнения ис­пытуемыми особого рода задания (наводящей задачи), объективно содержащего в себе способ решения другой, исследуемой задачи (ос­новной). Суть методики заключается в том, что испытуемому предла­гается для решения, кроме основной, экспериментальной задачи, на­водящая задача, обычно более легкая и объективно содержащая прин­цип решения основной задачи.

Закономерности влияния решения наводящей задачи на решение основной задачи выявлялись посредством использования различных вариаций условий решения двух задач — наводящей и основной: по последовательности их решения, соотношению по времени, их отно­сительной трудности, переходу к решению наводящей задачи на раз­личных стадиях решения основной и т. д.

Так, было показано, что решение испытуемыми наводящей зада­чи в том случае, если она предшествует решению основной, как пра­вило, не оказывает наводящего действия, и основная задача не реша­ется. Наводящее действие имеет место лишь в том случае, если анало­гичное задание выполняется после безуспешных попыток решить основную задачу.

Далее были выяснены условия, характеризующие положительный эффект наводящего задания: 1) наличие интереса к решаемой задаче; 2) исчерпывание возможностей применения неверного принципа ре­шения; 3) наводящие обстоятельства должны вызывать ориентировоч­ную реакцию. Наконец, в качестве важного момента отмечается тот факт, что обстоятельства и самый процесс наведения на решение задачи не могут быть сколько-нибудь ясно отмечены самими испытуемыми. Этот процесс чаще всего осуществляется на неосознаваемом уровне.

Прослеживание важнейших условий и характерных черт возник­новения решения творческих задач, влияния решения наводящей за­дачи на основную и составляет суть настоящего задания.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...