Изменения в проверяемых гипотезах при проверке карточек
1. Первый шаг решения задачи — выдвижение гипотезы. Два испытуемых — «Флуранс» и «Брока» — сформулировали на базе первого положительного примера соответственно целостную и парциальную гипотезы. Подчеркнем, что в методике Брунера испытуемый имеет дело (если, конечно, он правильно понял инструкцию и выполняет ее) не с объемом искусственного понятия, а с его содержанием — 4 возможными признаками. Тем самым целостная гипотеза (для приведенного случая) будет следующей: «1 черный квадрат с 1 каемкой» (рис. 6). Парциальная же гипотеза имеет варианты, например «квадраты» или «1 фигура» (рис. 7). Гипотезы идеальны в смысле крайнего различия между ними: либо все поле возможных признаков, либо только один из них. После выдвижения начальной гипотезы все будущие примеры получают для испытуемого новое измерение. Теперь они могут относиться или нет не только к задуманному понятию (и быть соответственно положительными или отрицательными), но и к сформулированной гипотезе, т. е. подтверждать или опровергать ее. Тем самым, примеры могут быть положительными подтверждающими (ПП), отрицательными подтверждающими (ОП), положительными опровергающими (ПО), отрицательными опровергающими (00). 2. Второй шаг решения задачи — использование стратегии. Начиная со второго полученного примера, испытуемый применяет определенную стратегию обработки информации, которая для наших типологически разных случаев определяется характером сформулированной гипотезы. Рассмотрим, какими стратегиями будет пользоваться каждый из испытуемых, если их способ приема и обработки информации остается неизменным. 3. Целостная гипотеза — стратегия фокусировки. Общим правилом любой стратегии будет, по-видимому, сохранение гипотезы при встрече с подтверждающим ее примером. Для целостной гипотезы такими будут любые отрицательные примеры (единственным ПП-примером является первая предъявленная карточка). Изменить же свою гипотезу данный стратег вынужден при встрече с ПО-примером, скажем, «2 черных квадрата с 1 каемкой». В этом случае он сохраняет общие части гипотезы и примера, как бы «срезая» нерелевантный признак —
Рис. б. Пример использования при- Рис. 7. Пример использования при -------- гипотеза; === понятие; ----------------- положительный пример.
число фигур (рис. 8). Подобным образом он будет действовать при встрече с новым ПО-примером («1 черный квадрат с 2 каемками» — рис. 9). Данная стратегия названа «фокусировкой»: задействовав все поле возможных признаков, испытуемый постепенно устраняет лишние. Примеры, приводящие к изменению (уточнению) гипотезы, назовем информативными: для фокусировки это ПО-примеры. Интересно, что ОО-примеров для стратегии фокусировки просто нет (ведь в целостной гипотезе учтены все возможности). 4. Парциальная гипотеза — стратегия сканирования. Понятно, что и здесь примеры, подтверждающие гипотезу, также не будут информативными. Для парциальной гипотезы (скажем, «квадраты») таких примеров будет больше: это ОП- (как и для целостной) и ПП-при-меры, в том числе — «2 черных квадрата с 1 каемкой» и «1 черный квадрат с 2 каемками». Данный стратег изменяет свою гипотезу только при встрече с ОО-примером, включающим угаданный релевантный признак в сочетании с другими, нерелевантными (напомним, что понятия конъюнктивны). Так, в ответ на пример «1 красный квадрат с 1 каемкой» испытуемый должен соотнести его с содержанием предыдущих примеров (прежде всего положительных) и провести их логический анализ. Успешным итогом этого анализа будет расширение первоначальной гипотезы — скачок (включение в нее второго релевантного признака — цвета фигур) (рис. 10). Эта стратегия названа «сканированием». В приводимом нами случае («черные квадраты» — понятие с 2 признаками) испытуемому нужно было сделать всего один такой «полезный» скачок. Если понятие содержит 1 признак, испытуемый имеет возможность угадать его сразу, но если этого не случится (и если признаков больше — 2 или 3), он должен удерживать в памяти содержание предыдущих примеров. Данному стратегу может и не повезти, когда первая гипотеза (здесь — «1 квадрат») не
Рис. 8. Уменьшение числа признаков при Рис. 9. Уменьшение числа ром). со вторым ПО-приме- ром. ------ гипотеза; ^= понятие; -------- положительный пример. Рис. 10. Включение новых признаков в Рис. 11. Изменение парциаль-
с ОО-примером). ПО-примером. ■ гипотеза; = понятие; - - положительный пример; входит в задуманное понятие. Тогда информативными становятся ПО-примеры, скажем «2 черных квадрата с 1 каемкой», требующие отказа от нее и выдвижения новой (рис. 11). Поэтому путь к задуманному понятию может оказаться полным перебором всех признаков первого положительного примера с последующим отказом от нерелевантных: испытуемый должен совершить столько же «скачков», сколько релевантных признаков осталось неучтенными в первой парциальной гипотезе. Обоснование оптимальной работы испытуемого. 1. Общее число гипотез. Попробуем оценить общее число гипотез, которые могут быть у испытуемого перед началом эксперимента. Составим прежде всего полную матрицу возможных сочетаний признаков для различных серий эксперимента, включив в нее также и не встречающийся в данном эксперименте случай понятий из четырех признаков. Из табл. 1 видим, что существует 4 сочетания признаков по одному, 6 — по два, 4 — по три и 1 — по 4 признака. Всего имеются 15 сочетаний. Теперь, приняв во внимание то обстоятельство, что каждый из признаков независимо от других может принимать три значения, нетрудно подсчитать число гипотез, соответствующих каждому из четырех наборов признаков и их общее число:
1 признак — 4-3 — 12 гипотез; 2 признака — 4-3-3 — 36 гипотез; 3 признака — 4-3-3-3 = 108 гипотез; 4 признака — 1-3-3-3-3 = 81 гипотеза. Итого: 237 гипотез. 1. Матрица возможных сочетаний признаков (строки 1-4 для одного признака, 5-10 для двух, 11—14 для трех, 15 — для четырех признаков)
Понятно, что общее число возможных карточек-примеров в данном случае равно числу всех гипотез с 4 признаками, т. е. 81. Именно столько карточек и составляет стимульный материал в методике Бру-нера. Каждому понятию с одним признаком соответствует 27 карточек-примеров, с двумя признаками — 9 карточек, с тремя — 3, а с четырьмя — 1. 2. Сокращение числа гипотез и информативность различных примеров. Рассмотрим теперь, каким образом будет сокращаться число возможных для испытуемых гипотез о содержании задуманного экспериментатором понятия при последовательных встречах с различными примерами. Легко видеть, что первый же положительный пример (любой! ) устраняет 80 гипотез с четырьмя признаками, 104 — с тремя, 30 — с двумя и 8 — с одним. Иначе говоря, выбор испытуемого после встречи с первым положительным примером ограничивается 1+4 + 6 + 4=15 гипотезами (понятно, что их число равно числу всех возможных сочетаний признаков — табл. 2). Важно также заметить, что число гипотез, остающихся после встречи с первым положительным примером, не зависит от содержания задуманного понятия. На втором шаге работы испытуемого он может встретиться как с положительными, так и с отрицательными примерами, причем — с положительными, совпадающими с первым примером по одному, двум или трем признакам, а с отрицательными — отличающимися от первого по одному, двум, трем или всем четырем признакам. Число гипотез, устраняемых в каждом из этих случаев, дано в таблице. 90
2. Число гипотез, устраняемых на втором шаге испытуемого, при встрече с различными типами примеров
Из табл. 2 видно, что на втором шаге работы испытуемого различные типы встречаемых им примеров существенно различаются по числу гипотез, которые они позволяют устранить при рациональной работе испытуемого. Наиболее «информативными» являются примеры первого типа — такой пример позволяет устранить все гипотезы, кроме одной, и, таким образом, уже на втором шаге отгадать задуманное понятие. Наименее информативными, пустыми, оказываются отрицательные примеры первого типа — они не позволяют устранять ни одной гипотезы. Легко заметить, что пустых или комплементарных положительных примеров быть уже не может. На очередном, третьем шаге работы испытуемый может встретить уже только три типа примеров, совпадающих/различающихся по одному или двум признакам, а также пустые. Причем встреча с положительным примером, совпадающим, или с отрицательным, различающимся с первым по одному признаку, снова ведет к решению задачи. Наконец, на четвертом шаге испытуемый может встретиться или с пустым примером, или же с примером, совпадающим/отличающимся по одному признаку, и, таким образом, даже в случае наиболее неблагоприятных примеров на предыдущих шагах отгадать задуманное экспериментатором понятие. Иначе говоря, если не считать пустых примеров, рационально действующий испытуемый непременно решит задачу за четыре шага. Это и есть минимальное «логически необходимое» число непустых примеров, которое гарантирует уверенное решение задачи даже в наиболее неблагоприятном случае. Идеальные и реальные стратегии. Из разбора шагов, ведущих к последовательному сокращению числа альтернативных гипотез, можно увидеть, что всегда существует некоторая идеальная (рациональная) стратегия, с необходимостью приводящая к решению поставленной задачи. В данном случае нетрудно было опознать стратегию фокусировки. Было бы неверным, однако, считать, что это единствен-
ная идеальная стратегия, ведущая к решению задачи, или даже что она наиболее эффективна в любом случае. Применение всякой идеальной стратегии позволяет достигать конкретных целей, которыми (в разных случаях) могут становиться: 1) максимизация получаемой информации; 2) снижение нагрузки на память и логическое членение; 3) образование данного понятия за минимальное число шагов; 4) сведение к минимуму числа ошибочных, гипотез в процессе образования понятия; 5) достижение субъективной уверенности в правильном образовании понятия вне зависимости от числа примеров, с которыми встретился испытуемый, и др. Понятие идеальных стратегий является средством анализа и описания реальной работы испытуемого в эксперименте. Оно не только задает единицу анализа процесса образования понятия, позволяя рассматривать отдельные шаги этого процесса как необходимые и несамостоятельные моменты целого, но также открывает путь для исследования разнообразных зависимостей, существующих между отдельными составляющими ситуации. Типы реальных стратегий представляют собой качественные значения зависимой переменной в экспериментах по образованию искусственных понятий. Умение правильно идентифицировать рассмотренные стратегии является критерием освоения методики Брунера. Если цель достигнута, можно приступить к постановке и решению собственно исследовательских вопросов о факторах, определяющих выбор той или иной стратегии. Пример такого использования методики в исследовательских целях дает задание № 11 в разделе «Экспериментальный метод» исследовательского практикума. Литература: 10; 15. Задание 12. Использование теории информации образования искусственных понятий Тема задания Знакомство с модификацией методики образования искусственных понятий, предложенной О. К. Тихомировым. Введение Информация как количественное понятие имеет смысл только как результат осуществления какого-либо события, имеющего некоторую вероятность. Вероятностные же свойства объектов в экспериментах Дж. Брунера не анализировались и не являлись предметом исследова- ния. Эксперименты проводились с испытуемыми однократно. Целью их было только посмотреть, какую стратегию выберет испытуемый в зависимости от варьирования некоторых условий. В таком эксперименте, естественно, нельзя было ставить вопрос о том, могут ли испытуемые прийти к оптимальной в соответствующих условиях стратегии в результате тренировки, какими факторами обусловливается изменение стратегий. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо было изменить методику таким образом, чтобы испытуемый находился в ситуации выбора различных информативных элементов в течение длительного времени, что достигается многократным предъявлением ему ограниченного набора задач. При таких условиях оказывается возможным выяснить, чем обусловливается его поисковая деятельность, вскрыть факторы, определяющие и регулирующие ее осуществление. Модификация методики О. К. Тихомировым. Соответствующая методика была предложена О. К. Тихомировым. Задачей исследований О. К. Тихомирова [1969] являлось изучение закономерности самостоятельного решения человеком задач с неопределенностью, т. е. задач, решение которых может заканчиваться различным результатом, и следовательно, до нахождения решения существует известная неопределенность относительно конечного результата задач на распознавание явлений. Для этой цели было применено сопоставление хода реального процесса решения мыслительной задачи на классификацию с оптимальным способом ее решения, выводимым на основании специальных математических расчетов, в результате чего оказывается возможным получить некоторую характеристику реального процесса. Использованная методика была во многих отношениях сходной с методикой образования искусственных понятий в варианте Выготского—Сахарова. И в том, и в другом случае задача испытуемого заключается в нахождении методом последовательных проб принципа классификации, избранного экспериментатором. Если же рассматривать группы объектов, которые в результате классификации должен был выделить испытуемый по аналогии с образованием искусственных понятий (определение каждой группы рассматривать как образование искусственного понятия), то основное отличие данной методики от методики Выготского—Сахарова заключается в том, что основание такой классификации является переменным, — центральный момент методики О. К. Тихомирова. Именно переменный характер классификации объектов позволил использовать для описания оптимальных способов решения задач методы теории вероятности и теории информации, так как это приводило к созданию статистической характеристики обследуемых объектов. С описанной модификацией методики Выготского—Сахарова студенты должны ознакомиться в настоящем задании. Цель задания — применить использование теории информации для изучения процесса образования искусственных понятий. Статистическая структура обследуемого поля. В методику входит весь набор стимульного материала, и указаны наборы карточек, которые рекомендуется использовать в опытах. В качестве наборов гипотез предлагается рассмотреть те 3 набора, которые представлены ниже, в разделе «Экспериментальный материал» с 2, 4 и 14 объектами в группе. При заданных условиях в длинном ряду лредъявлений стимульных объектов (карточек) (рис. 12) каждая гипотеза может реализоваться (соответствовать предъявляемым карточкам) в среднем одинаковое число раз. Следовательно, вероятность реализации для каждой гипотезы равна: для I набора />, = Р2 = '/2; для II набора ^ = Р2- Р} = Р4 = '/4; для III набора Р= Р2= Ръ=... = Ры= '/м. Очевидно, что чем больше возможных исходов, предъявляемых испытуемому для распознавания гипотез, тем более неопределенен конечный исход решения. Используя теорию информации, можно выразить неопределенность опыта более точно. В теории информации показано, что неопределенность опыта — Н, или энтропия, — является функцией числа возможных исходов и вероятности их реализации: где Р — вероятность отдельного исхода опыта. Если исходы равновероятны, то Н = lg2Af, где М — число возможных исходов опыта. Таким образом, условия разбираемой нами задачи будут описываться так: 1) Н= lg22 = 1 дв. ед.; 2) Я = lg24 = 2 дв. ед.; 3) Н— lg214 = = 4 дв. ед. В принятых условиях эксперимента каждый из объектов, помимо своих постоянных признаков — количества фигур, нарисованных на карточках, их цвета, формы и фона (или числа каемок), приобретает совершенно определенную статистическую характеристику частоты, с которой этот объект оказывается входящим в искомую группу при многократном решении задач. Все объекты, таким образом, распределяются на две категории: объекты, которые никогда не входят в искомую группу; объекты, которые всегда входят в группу с вероятностью больше нуля, но меньше единицы. В связи с тем что объекты помимо своих постоянных признаков в принятых условиях приобретают еще один переменный признак (вхождения или невхождения в искомую группу), каждую отдельную пробу следует рассматривать также как опыт, могущий иметь несколько различных исходов с различной вероятностью их реализации и, следовательно, характеризующийся неопределенностью: Таким образом, процесс решения задачи выступает как процесс последовательного обследования поля, имеющего некоторую статистическую характеристику, а отдельные пробы могут относиться к объектам с различной энтропией появления проверяемого признака. Поскольку получаемая информация равна уменьшению исходной неопределенности: / = Я, — Н2, результаты проверки различных объектов могут различаться по их информативности. Применим теперь тот же метод к анализу второй пробы с учетом одного осложняющего условия: если перед первой пробой для каждой программы статистическая характеристика обследуемого поля является постоянной, то перед вторым выбором распределение вероятностей получения «да» для всех объектов поля зависит от результатов предшествующего выбора, т. е. имеет место некоторое распределение условных вероятностей. Поскольку отдельные пробы имеют различную информативность, множество различных способов решения данной задачи можно оценивать по тому, как соотносятся необходимая и избыточная информации, собираемые испытуемым, для решения этой задачи при применении различных способов. При распознавании гипотез в одном наборе оптимальным способом поиска будет выбор любого объекта с вероятностью получения положительного ответа 0, 5, дающий информацию, равную 1 дв. ед. При распознавании гипотез во втором наборе оптимальным способом поиска будет являться последовательный выбор двух объектов, дающий каждый соответственно по 1 дв. ед. Методика Опыт состоит из 2 частей: 1) с расположением объектов, данном в Приложении; 2) с измененным (произвольно) порядком карточек, но с тем же набором гипотез. Полученные данные должны быть использованы для ответов на следующие вопросы: ♦ Как влияет неопределенность условий задачи на ход ее решения? ♦ Как протекает обследование поля до выявления его статистической характеристики и после? ♦ Влияет ли пространственное расположение объектов на протекание поиска? Экспериментальный материал. В эксперименте используется набор объектов (81 шт. ): карточки белого, желтого и зеленого цветов, на которых изображены геометрические фигуры разной формы — квадраты, треугольники, кружки; все они разного цвета — черные, красные или синие в разном количестве по 1, 2, 3. Полный комплект карточек (81 шт. ) раскладывается перед испытуемым в таком порядке, как они представлены на вкладке (см. рис. 12). Экспериментатором заранее составляются некоторые наборы гипотез и соответствующих им объектов, составляющих определенную группу, которые будут предложены испытуемому для распознавания, т. е. для образования экспериментального понятия. Возможные наборы гипотез: I 1. 3 квадрата 2. 3 черные фигуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|