Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка и анализ результатов




Обработка и анализ результатов

В ходе опыта экспериментатор записывает результаты решения каждой задачи, которые затем сравниваются. Подсчитывается число случаев решения основной задачи в каждой из групп испытуемых.

Предметом изучения является процесс решения основной и наво­дящей задач, влияние решения наводящей задачи на решение основ­ной при всех вариантах опыта. На основе сравнения групповых данных экспериментатор должен сделать выводы относительно условий, бла­гоприятствующих влиянию решения наводящей задачи на решение основной, показать значимость таких факторов, как последователь­ность решения задач, желание испытуемых решить задачу, время предъявления наводящей задачи в процессе решения основной.


Контрольные вопросы

1. Какие типы задач используются в экспериментальных исследовани­ях творческого мышления"?

2. Каковы основные закономерности, выявленные при эксперимен­тальном исследовании творческого мышления?

3. В чем заключается методика проведения опыта, выявляющего влия­ние решения наводящей задачи на решение основной задачи?

Литература: 41; 51; 65.

с |о       Изучение мышления с помощью методики образования искусственных понятий

и

История становления методики

Развитие экспериментальных методик, изучающих процесс об­разования понятий, имеет длинную и сложную историю. Недостатки классических методик изучения понятий, из которых основными яв­лялись методики определения и исследования абстракции, характери­зующиеся отрывом слова от объективного материала, были преодо­лены созданием синтетически-генетического метода Н. Аха. По мето­дике Н. Аха оказалось возможным изучать не готовые понятия, а самый процесс их образования, процесс построения понятия, синтезиро­вания ряда признаков, образующих понятие, процесс развития по­нятия.

В работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» [1982] дается под­робное изложение данного метода6, анализируются его достоинства и недостатки. Метод заключается в использовании искусственных, пер­воначально бессмысленных для испытуемого слов и в процессе озна­чивания их как понятий, которые составляются путем соединения ряда признаков (в таком сочетании не встречающихся в мире обыч­ных понятий, обозначаемых с помощью речи). Исследование понятий по методике Н. Аха дает возможность развернуть процесс синтезиро­вания признаков, составляющих понятие, процесс осмысления пер­воначально бессмысленного слова, приобретения словом значения и выработки понятия. Методика позволяет исключить влияние прошло­го опыта на решение стоящей перед испытуемым задачи, уравнивает ребенка и взрослого и в этом смысле создает возможность изучения процесса образования понятий в его чистом виде.

Предложенная Н. Ахом методика тесно связана с его общим пред­ставлением о процессах мышления, Н. Ах выделил в качестве основно­го фактора решения задачи, стоящей перед испытуемым, так называ­емую детерминирующую тенденцию. Этим определяется и внутренняя структура самой методики, в которой слова, обозначающие искус-


ственные понятия, были даны с самого начала эксперимента и явля­лись постоянной величиной: использование их определялось инструк­цией, а функция по ходу эксперимента не менялась. Напротив, зада­чи, ставящиеся перед испытуемыми, варьировались в течение опыта. Опыты были направлены на определение роли этих слов в процессе образования понятий.

Методику Н. Аха можно рассматривать как первый вариант став­шей затем классической методики образования искусственных поня­тий, который с различными изменениями использовался Ф. Рима-том, Н. Фогелем, Д. Н. Узнадзе и др.

Методика, созданная для исследования процесса образования понятий Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым, получила название мето­дики двойной стимуляции. Она использует процедуру образования ис­кусственных понятий Н. Аха, хотя весь эксперимент строится прин­ципиально иначе7. Главное отличие методики Выготского—Сахарова заключается в том, что она связана с общей концепцией Л. С. Выгот­ского о строении высших психических функций, к которым относится и понятийное мышление. В качестве основного средства направления и овладения психическими процессами Л. С. Выготский выделяет упот­ребление знака. В процессе образования понятий таким знаком стало слово, выступившее в роли средства образования понятий, и затем его символ. Отсюда вытекает решающее значение изучения функцио­нального употребления слова и его развития, что и составило предмет исследования Л. С. Выготским в проблеме образования понятий.

Методика двойной стимуляции была применена Выготским для прослеживания генетического хода образования понятий на различ­ных возрастных ступенях и для выяснения основных закономернос­тей, управляющих развитием этого процесса. В качестве современных модификаций методики образования искусственных понятий следует рассмотреть методики, используемые в работах американского психо­лога Дж. Брунера и отечественного психолога О. К. Тихомирова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...