Обработка и анализ результатов
Обработка и анализ результатов В ходе опыта экспериментатор записывает результаты решения каждой задачи, которые затем сравниваются. Подсчитывается число случаев решения основной задачи в каждой из групп испытуемых. Предметом изучения является процесс решения основной и наводящей задач, влияние решения наводящей задачи на решение основной при всех вариантах опыта. На основе сравнения групповых данных экспериментатор должен сделать выводы относительно условий, благоприятствующих влиянию решения наводящей задачи на решение основной, показать значимость таких факторов, как последовательность решения задач, желание испытуемых решить задачу, время предъявления наводящей задачи в процессе решения основной. Контрольные вопросы 1. Какие типы задач используются в экспериментальных исследованиях творческого мышления"? 2. Каковы основные закономерности, выявленные при экспериментальном исследовании творческого мышления? 3. В чем заключается методика проведения опыта, выявляющего влияние решения наводящей задачи на решение основной задачи? Литература: 41; 51; 65. с |о Изучение мышления с помощью методики образования искусственных понятий и История становления методики Развитие экспериментальных методик, изучающих процесс образования понятий, имеет длинную и сложную историю. Недостатки классических методик изучения понятий, из которых основными являлись методики определения и исследования абстракции, характеризующиеся отрывом слова от объективного материала, были преодолены созданием синтетически-генетического метода Н. Аха. По методике Н. Аха оказалось возможным изучать не готовые понятия, а самый процесс их образования, процесс построения понятия, синтезирования ряда признаков, образующих понятие, процесс развития понятия.
В работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» [1982] дается подробное изложение данного метода6, анализируются его достоинства и недостатки. Метод заключается в использовании искусственных, первоначально бессмысленных для испытуемого слов и в процессе означивания их как понятий, которые составляются путем соединения ряда признаков (в таком сочетании не встречающихся в мире обычных понятий, обозначаемых с помощью речи). Исследование понятий по методике Н. Аха дает возможность развернуть процесс синтезирования признаков, составляющих понятие, процесс осмысления первоначально бессмысленного слова, приобретения словом значения и выработки понятия. Методика позволяет исключить влияние прошлого опыта на решение стоящей перед испытуемым задачи, уравнивает ребенка и взрослого и в этом смысле создает возможность изучения процесса образования понятий в его чистом виде. Предложенная Н. Ахом методика тесно связана с его общим представлением о процессах мышления, Н. Ах выделил в качестве основного фактора решения задачи, стоящей перед испытуемым, так называемую детерминирующую тенденцию. Этим определяется и внутренняя структура самой методики, в которой слова, обозначающие искус- ственные понятия, были даны с самого начала эксперимента и являлись постоянной величиной: использование их определялось инструкцией, а функция по ходу эксперимента не менялась. Напротив, задачи, ставящиеся перед испытуемыми, варьировались в течение опыта. Опыты были направлены на определение роли этих слов в процессе образования понятий. Методику Н. Аха можно рассматривать как первый вариант ставшей затем классической методики образования искусственных понятий, который с различными изменениями использовался Ф. Рима-том, Н. Фогелем, Д. Н. Узнадзе и др.
Методика, созданная для исследования процесса образования понятий Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым, получила название методики двойной стимуляции. Она использует процедуру образования искусственных понятий Н. Аха, хотя весь эксперимент строится принципиально иначе7. Главное отличие методики Выготского—Сахарова заключается в том, что она связана с общей концепцией Л. С. Выготского о строении высших психических функций, к которым относится и понятийное мышление. В качестве основного средства направления и овладения психическими процессами Л. С. Выготский выделяет употребление знака. В процессе образования понятий таким знаком стало слово, выступившее в роли средства образования понятий, и затем его символ. Отсюда вытекает решающее значение изучения функционального употребления слова и его развития, что и составило предмет исследования Л. С. Выготским в проблеме образования понятий. Методика двойной стимуляции была применена Выготским для прослеживания генетического хода образования понятий на различных возрастных ступенях и для выяснения основных закономерностей, управляющих развитием этого процесса. В качестве современных модификаций методики образования искусственных понятий следует рассмотреть методики, используемые в работах американского психолога Дж. Брунера и отечественного психолога О. К. Тихомирова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|