Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отработка задания. Методика




Отработка задания

Студенты знакомятся с процедурой проведения методики совмес­тно группой, но проводят опыты индивидуально. В качестве испытуе­мых желательно привлекать не психологов, поскольку последние уже могут знать принцип построения такого типа методик. Итак, обяза­тельным условием проведения экспериментов является незнание ис­пытуемым принципа решения предлагаемой задачи.

Все студенты участвуют в опытах в качестве экспериментаторов, а затем суммируют свои данные по группам испытуемых, состоящим из 8-10 человек. Важным процедурным моментом является выделение групп испытуемых с заданным отличием условий решения.

Методика

При индивидуальном проведении опытов результаты сравнивают­ся для двух условий. Первой группе испытуемых первоначально предъяв­ляется наводящая задача, а затем — основная. Второй группе предъяв­ляется основная задача, а затем — наводящая. Студенты заранее опре­деляют, к какой группе будет отнесен их испытуемый.

Рис. 4. Решение задачи на склады- Рис. 5. Решение задачи на располо-
вание четырех треугольников из жение трех кусков коробок от па-
шести спичек.                                пирос на ограниченной площади.



В качестве экспериментального материала предлагается взять зада­чу, используемую в опытах А. Н. Леонтьева, или аналогичную ей: сло­жить из 6 спичек 4 равносторонних треугольника. Раскладывая спички на плоскости, решить задачу нельзя. Для решения необходимо сло­жить объемную фигуру — тетраэдр, т. е. поднять спички над плоско­стью (рис. 4). Данная задача удовлетворяет всем необходимым требова­ниям, так как она весьма проста в том смысле, что знания и умения, требуемые для ее решения, заведомо имеются у испытуемых, и в то же время ее решение, как правило, сразу не находится — условия задачи не актуализируют у испытуемых нужных связей, ведущих к нахождению адекватного способа решения; в случае нахождения прин-


6-6187


ципа данной задачи его применение уже не вызывает никаких труд­ностей у испытуемых.

Наводящая задача состоит в том, что испытуемому предлагается разместить на горизонтальной площадке три коробочки (можно ис­пользовать части коробок от сигарет). Относительные размеры пло­щадки и коробочек следует выбирать по предлагаемому образцу (рис. 5), сделанному таким образом, чтобы коробки своей плоской сторо­ной на площадке чуть-чуть не помещались, а могли бы поместиться лишь в том случае, если их поставить на ребро. Нельзя брать слишком малую площадку, иначе задача решается слишком легко и не выпол­няет своей функции наведения на решение основной задачи.

Студентами тщательно фиксируется поведение испытуемых при решении основной задачи. Во второй группе особо выделяется под­группа, у которой имеется более сильное желание решить задачу (если таких испытуемых не оказывается, следует увеличить вторую группу испытуемых). Одной части испытуемых с настойчивым желанием ре­шить задачу наводящая задача предъявляется вскоре после начала ре­шения, когда никакого сомнения в правильности избранного ими способа (расположения спичек на плоскости) у них еще не возникло. В качестве аргумента для прекращения решения задачи испытуемым следует сказать, что время истекло. Другой группе испытуемых наво­дящую задачу следует дать лишь тогда, когда после безуспешных по­пыток решить основную задачу у них возникает сомнение в адекват­ности избранного ими способа решения. Здесь следует обратить вни­мание, чтобы момент этот не затянулся, так как у испытуемых может пропасть интерес к нахождению решения основной задачи.

Весь ход опыта и результаты решений задач испытуемыми запи­сываются экспериментатором; эта запись и будет являться протоко­лом опыта.

Инструкция испытуемому: «Сложите из 6 спичек четыре равносто­ронних треугольника».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...