Отработка задания. Методика
Отработка задания Студенты знакомятся с процедурой проведения методики совместно группой, но проводят опыты индивидуально. В качестве испытуемых желательно привлекать не психологов, поскольку последние уже могут знать принцип построения такого типа методик. Итак, обязательным условием проведения экспериментов является незнание испытуемым принципа решения предлагаемой задачи. Все студенты участвуют в опытах в качестве экспериментаторов, а затем суммируют свои данные по группам испытуемых, состоящим из 8-10 человек. Важным процедурным моментом является выделение групп испытуемых с заданным отличием условий решения. Методика При индивидуальном проведении опытов результаты сравниваются для двух условий. Первой группе испытуемых первоначально предъявляется наводящая задача, а затем — основная. Второй группе предъявляется основная задача, а затем — наводящая. Студенты заранее определяют, к какой группе будет отнесен их испытуемый.
В качестве экспериментального материала предлагается взять задачу, используемую в опытах А. Н. Леонтьева, или аналогичную ей: сложить из 6 спичек 4 равносторонних треугольника. Раскладывая спички на плоскости, решить задачу нельзя. Для решения необходимо сложить объемную фигуру — тетраэдр, т. е. поднять спички над плоскостью (рис. 4). Данная задача удовлетворяет всем необходимым требованиям, так как она весьма проста в том смысле, что знания и умения, требуемые для ее решения, заведомо имеются у испытуемых, и в то же время ее решение, как правило, сразу не находится — условия задачи не актуализируют у испытуемых нужных связей, ведущих к нахождению адекватного способа решения; в случае нахождения прин-
6-6187 ципа данной задачи его применение уже не вызывает никаких трудностей у испытуемых. Наводящая задача состоит в том, что испытуемому предлагается разместить на горизонтальной площадке три коробочки (можно использовать части коробок от сигарет). Относительные размеры площадки и коробочек следует выбирать по предлагаемому образцу (рис. 5), сделанному таким образом, чтобы коробки своей плоской стороной на площадке чуть-чуть не помещались, а могли бы поместиться лишь в том случае, если их поставить на ребро. Нельзя брать слишком малую площадку, иначе задача решается слишком легко и не выполняет своей функции наведения на решение основной задачи. Студентами тщательно фиксируется поведение испытуемых при решении основной задачи. Во второй группе особо выделяется подгруппа, у которой имеется более сильное желание решить задачу (если таких испытуемых не оказывается, следует увеличить вторую группу испытуемых). Одной части испытуемых с настойчивым желанием решить задачу наводящая задача предъявляется вскоре после начала решения, когда никакого сомнения в правильности избранного ими способа (расположения спичек на плоскости) у них еще не возникло. В качестве аргумента для прекращения решения задачи испытуемым следует сказать, что время истекло. Другой группе испытуемых наводящую задачу следует дать лишь тогда, когда после безуспешных попыток решить основную задачу у них возникает сомнение в адекватности избранного ими способа решения. Здесь следует обратить внимание, чтобы момент этот не затянулся, так как у испытуемых может пропасть интерес к нахождению решения основной задачи.
Весь ход опыта и результаты решений задач испытуемыми записываются экспериментатором; эта запись и будет являться протоколом опыта. Инструкция испытуемому: «Сложите из 6 спичек четыре равносторонних треугольника».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|