Идентификация стратегии в методике Дж. Брунера
Дж. Брунер [1977] непосредственно продолжил линию исследований Л. С. Выготского в том смысле, что предметом его изучения явился процесс формирования искусственных понятий, обобщений, сознательно производимых человеком. Он внес значительный вклад в разработку этой проблемы, использовав в экспериментах информационный подход. Раскрывая значение понятий как формы отражения и овладения воспринимаемым материалом, Брунер показывает, что бесконечное разнообразие, многогранность окружающего мира подавили бы нас своей сложностью, если бы люди не обладали способностью к категоризации, разбиению этого множества на сравнительно небольшое число классов, объединяющих в себе эквивалентные объекты, т. е. объекты, схожие между собой по некоторому ряду существенных, определяющих признаков. Но каким образом из бесконечного множества свойств и признаков объектов выделяются лишь некоторые как существенные, релевантные, полагаемые в основу классификации? Дж. Брунер пишет, что овладение понятием рассматривается им в качестве процесса обучения тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в оформленные классы. Овладение новой категорией он представляет в виде ряда взаимосвязанных последовательных решений, отвечающих на вопрос «Какой объект проверить следующим, какую гипотезу выбрать следующей? ». Этот процесс представляет собой в сущности поиск отдельного объекта как представителя данного класса или некоторых комплексов? существенных признаков, соответствующих этому классу. Таким образом, конкретный предмет исследований Брунера в области формирования понятий составляет анализ порядка или стратегий поиска, определяющих вероятность нахождения нужных объектов и свойств.
Методика Брунера. Процедура индивидуальных экспериментов состояла в следующем. Испытуемому предъявлялись карточки (81 шт. ), которые варьировались по количеству фигур (1, 2 или 3), их форме (квадрат, круг или крест), цвету (красный, зеленый, черный) и количеству каемок (1, 2 или 3) (см. рис. 12). Ему объяснялось, что представляет собой конъюнктивное понятие — комбинации различных, произвольно выбранных свойств карточек. Задача испытуемого — построить «понятие» при наименьшем числе проб. Пробы производятся испытуемым последовательно — по одной, причем после каждой экспериментатор сообщает, правилен ли выбор. После очередной пробы карточки испытуемый мог высказать гипотезу (о понятии), но не более одной. Порядок выбора — карточки или гипотезы — не ограничивался. Целью экспериментов была иллюстрация общих подходов в исследовании процесса овладения «понятием», в частности выяснение ряда условий, определяющих выбор той или иной стратегии. Дж. Брунер описал ряд стратегий, используемых испытуемыми, которые в зависимости от конкретных условий приводят к наибольшей эффективности. Термин «информация», употребляемый им для характеристики эффективности производимых испытуемыми выборов карточек, носит чисто описательный характер и относится лишь к адекватности применения той или иной стратегии. В современных вариантах методик образования искусственных понятий исследователя интересует не только процесс становления признаков у испытуемого, но и процессы их отбора и обработки. Так, в методике Брунера испытуемый с самого начала знает, какие признаки объектов (карточек) могут оказаться значимыми. Предметом изучения являются стратегии приема и обработки поступающей информации.
Описание идеальных стратегий и основная процедура проведения опытов. Две типологически разные идеальные стратегии удобно описать вместе с процедурой проведения опыта — так, как она предлагается испытуемому. До начала опыта испытуемый получает подробное разъяснение того, что такое искусственное понятие, как формулируется его содержание (определяемое числом признаков), знакомится с образцами положительных (т. е. входящих в объем понятия) и отрицательных (т. е. не относящихся к понятию) карточек примеров. Затем перед ним ставится цель — определить содержание задуманного экспериментатором понятия — и объясняются условия ее достижения. Инструкция испытуемому: «Вам будут предъявлять карточки и сообщать о том, положительные это примеры или отрицательные. После предъявления каждой из них нужно сформулировать предположение — гипотезу о содержании задуманного понятия». Опыт начинается с предъявления положительного примера. Так, если задумано понятие «черные квадраты», то первым примером может быть «1 черный квадрат с 1 каемкой». Получив его, испытуемый приступает к решению задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|