Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Матрица вероятностей  2. Матрица вероятностей




1. Матрица вероятностей            2. Матрица вероятностей

получения ответа «да»                получение ответа «да»

при проверке каждого объекта  при проверке каждого объекта

0, 5 0, 5 0, 5 0, 5
0, 5 0, 5 0, 5 0, 5
0, 5 0, 5 0, 5 0, 5

для I набора гипотез                   для II набора гипотез

0, 5 0, 5 0, 5
0, 5 0, 5 0, 5
0, 75 0, 75 0, 25 0, 25
0, 25 0, 25 0, 25
0, 25 0, 25 0, 25
0, 75 0, 5 0, 5 0, 25 0, 25
0, 25 0, 25 0, 25
0, 25 0, 25 0, 25
0, 75 0, 5 0, 5 0, 25 0, 25

Т



4. Измерение значений

вероятности получения ответа «да»

при проверке каждого объекта

перед вторым выбором после

получения отрицательного ответа

на первый выбор (II набор гипотез)

3. Измерение значений

вероятности получения ответа «да»

при проверке каждого объекта

перед вторым выбором после

получения положительного ответа

на первый выбор (II набор гипотез)

 

  - о
 
0, 5   0, 5 0, 5 0, 5 0, 5
0, 5 0, 5 0, 5  
0, 5 0, 5 0, 5  
0, 5 0, 5 0, 5 0, 5   0, 5 0, 5 0, 5 0, 65
0, 5 0, 5 0, 5  
0, 5 0, 5 0, 5  
0, 5 0, 5 0, 5 0, 5   0, 5 0, 5 0, 5 0, 5

ее равна 0, 5. Следовательно, при ее выборе испытуемый получает 1 дв. ед. информации. Экспериментатор должен рассуждать следующим об­разом: если ответ положительный, следовательно, искомыми могут оставаться или группа «все черные фигуры», или группа «черные фи­гуры на белом фоне», а группы «3 квадрата» и «3 черные фигуры» быть не могут. Если же ответ отрицательный, напротив, остаются воз­можными последние две гипотезы. Исходя из этих соображений со­ставляется новая статистическая характеристика поля: при положи­тельном ответе (табл. 3) и отрицательном ответе (табл. 4).

Экспериментатор может не чертить в каждом случае новую стати­стическую характеристику поля, а вычислять устно получаемую ин­формацию при каждом выборе. Данные о количестве информации, получаемой испытуемым при каждом выборе, заносятся в табл. I9. После заполнения таблицы экспериментатором строится график (для перво­го выбора по I набору гипотез и для первого и второго выбора в от­дельности по II набору гипотез), на котором по горизонтальной оси откладывается номер решаемой задачи, а на вертикальной оси — ко­личество информации, полученной испытуемым (рис. 13).


Обсуждение результатов

На основании полученных данных, конечным итогом которых является динамика изменения количества информации, получаемой испытуемым в последовательно решаемых им задачах, следует сде­лать вывод о структуре поиска, о его соответствии или несоответ­ствии статистической характеристике поля, о факторах и условиях, способствующих быстрейшему переходу испытуемого к оптимально­му способу поиска при решении задач на распознавание.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается методика образования искусственных понятий, разработанная Ахом? Каковы ее достоинства и недостатки?

2. Каковы особенности методики двойной стимуляции Выготского-Сахарова?

3. Каковы современные методики, изучающие процесс распознава­ния явлений, основывающиеся на методике образования искусственных

понятий?

4. Как изменяется статистическая структура обследуемого поля гипо­
тез при последовательном выборе испытуемым положительных и отрица­
тельных примеров?

Литература: 64.

Задача АБВ Г ДЕЖЗИ

ПРИЛОЖЕНИЕ Образец бланка для регистрации хода решения задач

Задача 1                                      Задача 2

АБВГЛЕЖЗИ

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

                 
                                   
  '/,                            
                                   
                             
                                   
                                 
                                 
                                   

 


Рис. 13. График изменения количества информации, получаемой испыту­емым.


'



Раздел 6

ЛИЧНОСТЬ

§15        Введение к заданиям 13—14

Методики исследования феноменов «уровень притязаний» и «пре­сыщение» были предложены в школе немецкого психолога Курта Ле­вина (1890-1947). К. Левин одним из первых обратился к эксперимен­тальному исследованию мотивационной и целевой обусловленности поведения человека в конкретной обстановке (в «психологическом поле»). Он считал, что поведение человека побуждают «квазипотреб­ности». Этим термином К. Левин обозначал не биологические влече­ния, а психологические образования, за которыми стоят системы напряжений в психологическом поле и которые возникают в том чис­ле в связи с жизненными целями человека. Более того, он подчерки­вал, что цели и намерения стоят по своим динамическим свойствам в одном ряду с потребностями, что именно они (квазипотребности) специфичны для человека.

В учении К. Левина был поставлен вопрос о связи между потреб­ностью и предметом, служащим для ее удовлетворения. Он пока­зал, что человек всегда существует в определенной конкретной ситуации, где каждая вещь, предмет выступают в отношении к потребностям и стремлениям человека, в том числе сами облада­ют «характером требования»10. К. Левин указывал на динамичность этих отношений, на то, что любое человеческое действие меняет «соотношение сил в ситуации» и по-новому определяет резуль­тирующий вектор сил, направляющий поведение. Поэтому всякое экспериментальное психологическое исследование требует анализа взаимодействия человека с окружающей действительностью. К. Ле­вин подчеркивал, что человек всегда включен в окружающую его ситуацию, сама среда должна рассматриваться в ее отношении к дей­ствующему человеку. Б. В. Зейгарник обозначала это взаимодействие как «пласт жизненных отношений» [Зейгарник, 1998].

Проблему потребностей как двигателя человеческого поведения К. Левин разрешал с позиций гештальтпеихологии. Потребность оз­начает для К. Левина некую динамическую заряженную или напря­женную систему, образуемую взаимодействием сил в психологичес­ком поле и стремящуюся к разрядке. В разрядке этой напряженности системы и состоит, по К. Левину, удовлетворение потребности. По-


этому его теорию относят к гомеостатическим. Понятие «психологи­ческое поле» не означало для него реального объективного окруже­ния. Оно выступало обозначением феноменального мира, который по существу есть отражение тех же напряженных систем. Раскрытие струк­туры динамических напряженных систем и их взаимоотношения с «пси­хологическим полем» и должно, по мнению К. Левина, явиться объяс­нением волевого действия.

Несмотря на некоторую методологическую ограниченность уче­ние К. Левина сыграло положительную роль в истории психологии. Он ввел в психологические исследования новые параметры изучения человека: показал экспериментально, что в качестве предмета иссле­дования могут выступать потребности и мотивы человеческого пове­дения. Но особенно велика роль К. Левина и его школы в разработке экспериментальных приемов исследования в области психологии лич­ности. Работы К. Левина и его учеников (Б. В. Зейгарник, Т. Дем-бо, М. Овсянкиной, В. Малер, А. Карстен, Ф. Хоппе) позволяют эмпирически раскрывать отношения, существующие между лич­ностью и средой и внутри самой личности. Такими приемами ста­ли методики, позволяющие исследовать уровень притязаний, само­оценку личности (феномены лучшего запоминания прерванных дей­ствий, пресыщения и т. д. ).

К. Левин считал, что уровень притязаний формируется в процес­се конкретной деятельности. В формировании уровня притязаний важ­нейшую роль играют самооценка и эмоционально переживаемый ус­пех и неуспех достижения целей; уровень притязаний является важ­ным образованием личности, с ним связаны активность субъекта, уровень трудности выбираемых целей, сложная структура его аффек­тивной жизни.

Группа экспериментальных исследований в школе Левина была направлена на исследование возможности удержания и восстановле­ния побуждения к деятельности. К. Левин экспериментально показал, что любое действие, даже длительно и монотонно протекающее, воз­можно, если оно включено в систему потребностей человека (в пласт жизненных отношений).

Предлагаемые задания «Исследование " уровня притязаний" » и «Ис­следование процесса " пресыщения" » знакомят с образцами методи­ческих приемов школы Курта Левина, в которых — в отличие от экс­перимента Б. В. Зейгарник — наблюдаемые эффекты еще нельзя на­звать собственно экспериментальными, поскольку в такой же степени эти методики можно рассматривать и в качестве психодиагностичес­ких.

Литература: 23; 25, с. 276-283.


16     Задание 13. Методика «Уровень притязаний»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...