Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема задания. Введение




Тема задания

Опираясь на данные продолжительного скрытого включенного полевого наблюдения, необходимо составить «поведенческий пор­трет» взрослого человека с целью последующей идентификации его с наблюдаемым. В «портрете» должны быть выделены черты поведения человека — черты главные, наиболее характерные, ин­дивидуальные и второстепенные, малохарактерные, общие; их со­отношение должно быть правильно отражено в целостном поведе­нии человека, без мозаичности и схематизации.

Введение

Основные линии наблюдения и параметры «поведенческого портре­та». Как уже отмечалось, предметом наблюдения в этом задании явля­ется поведение взрослого человека в естественных жизненных усло­виях. Однако данных наблюдения только за поведением оказывается недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего [Басов, 1975]. Ведь поведение человека невозмож­но отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивает­ся. А это означает, что в рамках полевого наблюдения само наблюде­ние осуществляется одновременно по двум линиям: как за поведени­ем человека, так и за ситуацией, в которой последнее имеет место. Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоя­тельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны полученные им результаты.

Сложность предмета наблюдения, задачи охвата с помощью по­левого наблюдения различных аспектов поведения взрослого челове­ка в его многообразных формах заставляют отказаться от заранее ус­тановленной четкой системы категорий и единиц наблюдения, свой­ственной систематизированному наблюдению. Она может оказаться недостаточно гибкой для адекватного описания наблюдаемого инди­видуального поведения человека. Нестандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим пла­ном наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и язы­ка описания, представляется более пригодным в данном случае.

В качестве такого плана нестандартизованного наблюдения пред­лагаются основные параметры «поведенческого портрета»:

♦ Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равно-


душен к своему виду или придает ему особое значение). Какие эле­менты поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

♦ Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

♦ Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразитель­ность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживлен­ной, в каких — скованной)2.

♦ Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многосло­вие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

♦ Поведение по отношению к другим людям — положение в кол­лективе и отношение к этому, способ установления контакта, харак­тер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собе­седника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пас­сивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении — демонстрация различных, про­тивоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуаци­ях (в каких? ).

♦ Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей
внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим

личным вещам).

♦ Поведение в основной деятельности (учеба).

♦ Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизнен­ный опыт.

Таким образом, решение задачи, поставленной в данном зада­нии, предполагает использование нестандартизованного по форме скрытого включенного полевого наблюдения. Приведем в качестве иллю­страции пример «поведенческого портрета», включающего парамет­ры, аналогичные изложенным.

«Витя К. Отличается от других учеников класса крайней ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отноше­ниях. В любом разговоре, в споре, особенно в спорах и конфликтах, он по многу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно очень нетрудно (... ). За всеми шатаниями и внешней изменчивостью у Вити четко проходит одна линия, одно желание: быть среди сильных, принадлежать к той груп­пе, с которой считаются, завоевать уважение и внимание сильных. Поэтому в любом споре Витю никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спора или конфликта начинает побеждать другой, Витя переходит на его сторо­ну, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз пере­метнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне


сильного против слабого. По этой же причине Витя старается быть возле учителей, взрослых, старается обратить на себя внимание, не остановится и перед тем, чтобы соврать о себе что-либо возвышаю­щее его.

Однажды в классе была очень трудная контрольная по арифмети­ке, почти никто не решил ее, а Витя, который специально сел сзади Володи П., списал у Володи все от первой до последней строчки. На перемене все очень огорченно обсуждали. задачи, Витя же ходил име­нинником и, совершенно не стесняясь, ликуя, хвалился, что он все решил, что задачи были ерунда, что все дело в том, что " надо сообра­жать". Он подошел со своей радостью и к учительнице арифметики. На вопрос, сам ли он решил, без всякого смущения ответил, что сам. Когда ему сказали, что видели, как он списывал у Володи, Витя не обиделся, но очень горячо стал доказывать, что он решил все сам, знал, как решать, а заглядывал к Володе, чтобы только посмотреть, правильно ли Володя (! ) решает, ну и заодно, чтобы проверить себя. ... Ив школе и дома Витя рассказывает, как его все боятся, какой он непобедимый. В действительности же Витя ведет себя иногда даже заискивающе, особенно в группе Валерия Б., где он больше всего стремится показать себя, всегда подхихикивает и старается что-то вста­вить о своих победах. Но когда Юра К. организовал ребят против Вале­рия и его компании и когда мальчики прорабатывали Валерия, Витя тоже выступил против него очень запальчиво и резко, а на следую­щий день опять заискивал перед ним.

... Ребята на него не надеются и ничего ему не поручают, но сам он постоянно проявляет какую-то активность, всегда при ком-то дей­ствует и хотя больше говорит, чем делает, но все-таки что-то делает. Пристраивается, как правило, к тому, кто делает наиболее видную работу, заметную, и при этом сам обязательно старается быть на виду. Нередко Витя приписывает себе чужую работу. Например, Юра К. ходил в совет дружины и к вожатой, а потом к директору улаживать вопрос о переписке с кубинскими пионерами и о посылке им книг. Витя ходил с ним, ждал его возле кабинета директора, а когда все было улажено, прибежал в класс раньше Юры и сказал: " Все в порядке, мы все сделали". — " Кто? " — " Ну, я... и Юрка, он тоже ходил со мной" » [Божович, Благонадежина, 1972, с. 233].

Фиксация данных наблюдения. При длительном по времени и не-стандартизованном по форме полевом наблюдении традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений.

Дневник наблюдений представляет собой специальные записи наблюдателем фактов из жизни наблюдаемого лица, отвечающие ряду особых требований. Всякое наблюдаемое явление должно быть зафик­сировано в нем по возможности в том виде, в каком оно существова­ло как нечто реальное. Записи наблюдений должны выполнять функ­цию фиксирующего средства, сохранять «ту точность и полноту на­блюдений, без которых невозможно обоснованное функциональное


истолкование» [Болтунов, 1926, с. 142]. В противном случае они пре­вращаются в записи впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя по поводу каких-то увиденных им, но не отраженных в дневнике явлений. Такое нередко встречается в дневниках, существу­ющих в психологической литературе. Приведем пример из «Дневника матери» Н. И. Галкиной и М. П. Стахорской.

«10 мая. Вначале Максик не обращал внимания на то, что запре­щено. Делал, что хотел. Меня это очень волновало. Я не смогла понять, в чем причина. Но постепенно все вошло в норму».

Приведенная запись не дает ни одного факта в его реальном виде, а является лишь рассуждениями по поводу фактов.

С точки зрения А. П. Болтунова, опытного наблюдателя можно уподобить «художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксиру­ющему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом усло­вии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдате­лем факта поведения» [1926, с. 142].

На основе изучения большого числа записей М. Я. Басов предло­жил различать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательную запись, обобщающе-описательную запись и фото­графическую запись. Использование всех трех типов записи позволяет собрать в дневнике наблюдений достаточно подробный материал.

В ситуации скрытого включенного наблюдения регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести постфактум, поскольку наблю­датель не должен раскрывать себя. Поэтому нередко наблюдатель вы­нужден осуществлять переработку материала наблюдений, суммируя и обобщая однородные данные либо в самый момент наблюдения, либо спустя некоторое время, и, следовательно, может использовать в дневнике главным образом обобщающе-описательные и истолкова-тельные записи. Таким образом, в условиях скрытого включенного наблюдения дневник пишется чаще всего по памяти. Однако при этом некоторые факты, оставившие в силу своей яркости или каких-то других причин очень ясные следы, воспроизводятся наблюдателем относительно фотографично, без обработки, «как таковые и един­ственные» [Басов, 1975, с. 129].

В отдельных случаях представляется возможным фиксировать дан­ные наблюдения в дневнике непосредственно во время наблюдения, используя при этом фотографическую форму записи. Подобные запи­си являются весьма ценными, поскольку выступают в качестве попе­речных срезов непрерывного процесса поведения. Таким образом, сле­дует стремиться к тому, чтобы использовать в дневнике комбиниро­ванный тип записей (как по памяти, так и непосредственно во время наблюдения процесса поведения). Записи по памяти рекомендуется


производить в той же обстановке, в которой ранее осуществлялось описываемое поведение; ее детали и особенности помогут зафикси­ровать факты более углубленно и обстоятельно.

В дневнике наблюдений должна находить отражение та ситуация («фон», контекст), в которой происходило наблюдаемое поведение. Каждая запись в нем содержит как бы некоторое введение, которое стало предметом ее фиксации. Например, запись посвящена поведе­нию испытуемого во время учебного занятия. Введение к ней может содержать указание на то, где, в каком ряду сидит испытуемый, явля­ется ли для него это место постоянным или случайным, сидит ли он в отдалении от соседей или в общем ряду с ними, являются ли эти соседи постоянными или случайными людьми и т. д. Таким образом, в подобном введении описывается по возможности широко вся обста­новка, состояние окружающих, характер занятий, даются обобщен­ные указания на социальные роли участников и т. д.

Наряду с таким введением к записи может оказаться полезным и специальное заключение к ней. В нем можно остановиться на описа­нии изменений, которые произошли в ситуации за период наблюде­ния, или тех особенностей «фона», которые кажутся наблюдателю наиболее важными в связи с наблюдавшимся поведением. (Напри­мер, во время наблюдения появляется человек, мнения и оценки ко­торого очень значимы для испытуемого, и, следовательно, его при­сутствие в данной ситуации может определенным образом повлиять на поведение испытуемого. Подобному факту необходимо уделить вни­мание в заключении к соответствующей записи в дневнике. ) В про­цессе наблюдения следует стремиться к расширению наблюдения за «фоном», на котором разворачивается поведение, но так, чтобы на­блюдение за последним не терпело никакого ущерба.

Анализируя структуру процесса наблюдения, А. П. Болтунов выде­лял следующие компоненты, составляющие акт наблюдения:

1) внимание, обращенное на тот или иной аспект;

2) анализ и синтез при наблюдении;

3) опора на знания или предположения;

4) суждение.

Выделение всех этих элементов делает особенно отчетливым неиз­бежное наличие личного момента в наблюдении, который играет в последнем большую роль. Понимание этого очень важно для дальней­шей обработки наблюдений, психологического анализа поведения, поскольку никто «... не может так же близко подойти к наблюдаемой личности, как сам наблюдатель» [Басов, 1975, с. 141]. Сохраняя пол­ную объективность при фиксации данных, наблюдатель может и дол­жен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. При этом догадки подобного рода должны вы­текать из фактов наблюдения, а не предшествовать им; более того,


такие догадки вполне целесообразны, так как иногда одно меткое слово заменяет поток длинных описаний (А. П. Болтунов). Предполо­жения и суждения наблюдателя могут касаться разнообразных пред­метов: объяснять данные поведения, сопоставлять их с другими ана­логичными фактами, затрагивать методические вопросы и т. д. При этом важно, чтобы подобные записи оценок, мнений, замечаний наблюдателя в дневнике всегда были четко отделены от записей дан­ных наблюдения.

С формальной стороны дневник наблюдений представляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике пред­варяется указанием даты, времени и продолжительности наблюде­ния, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык дол­жен быть строгим, деловым, точным и метким. 1

Методика

Задание выполняется в течение двух занятий с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.

1. На первом занятии студенты знакомятся с содержанием постав­ленной перед ними задачи — составить «поведенческий портрет» че­ловека (своего товарища по группе), т. е. дать настолько точное и под­робное описание его поведения, чтобы можно было однозначно иден­тифицировать «портрет» с тем, кто является объектом наблюдения. Следует подчеркнуть, что в «портрете» должны быть полностью ис­ключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым гла­зом» или «чаще всего одета в розовую кофточку».

В задании предлагается использовать схему перекрестного наблю­дения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколь­ко человек, а сам испытуемый в свою очередь выступает в роли на­блюдателя по отношению к кому-то другому. Для этого каждый сту­дент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому наблюдателю становится известен только собствен­ный объект наблюдения, к тому же он не знает, за кем наблюдают другие и является ли он сам объектом наблюдения.

На первом занятии студенты должны составить первые «поведен­ческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь


предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением. Указания к этому описанию:

а) составляется в произвольной форме, возможны употребления
сравнений, литературных оборотов и т. п.;

б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт по­
ведения;

в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого,
начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими
характеристиками поведения (такими, как, например, способы ре­
шения сложных задач и т. п. );

г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты
внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безоши­
бочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя
относительно личности наблюдаемого человека.

Учитывая то обстоятельство, что «поведенческие портреты» будут зачитываться и обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток «проникнуть во внутренний мир», которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе.

2. В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Наблюдение должно по воз­можности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуаци- ! ях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует открыто, тактич­но, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, что­бы наблюдение не искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным. Результаты наблюде­ния фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соот­ветствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями. Ко вто­рому занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.

3. На втором занятии происходит проверка дневников наблюде­ний и анализ составленных описаний поведения. При сравнении дан­ных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются раз­ные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизо-ванном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...