Контрольные вопросы. Литература: 1. Диагностические показатели. Примечания (к Части I)
Контрольные вопросы
1. Что диагносцируется с помощью теста Роршаха?
2. Какие психические процессы участвуют в формировании ответов испытуемого?
3. Какой психологический механизм лежит в основе теста?
4. Чем отличается тест Роршаха как пример методики толкования?
5. На чем основаны формальные оценки теста?
6. На чем основаны оценки по содержанию?
Литература: 1.
1 ЗИН
| эинвьэиийц
|
| ----------------
|
|
1РИЛОЖЕ
| (иисвхнвф) нвф
|
|
| 3—4 отв.
|
u- * _-------------------------------------------------
О.
(xawtradu) ц
о
|
|
| 1-2 отв
|
й
е (мэаоюь) ь
о
S
а,
|
|
| 25%
|
§ (эонюаиж) ж
|
|
| 30-35%
|
| (эинэжиаС) яу
|
|
| 60%
|
| (вмйоф — J-эаП) ф — ап
|
|
| 25%
|
| s "
s
5 (хэап — вмбоф) aft — ф
s о.
|
|
| 50%
|
| i
» (вмйоф ввмхэьан) нф
X
|
|
| 25%
|
| л I
5 (вийоф квлхэь) ф
о
|
|
| 75-80%
|
| у---------------------- ■
(qifBiair) tT
|
|
| 25-30Й
|
| (Э01ГЭП) tl
|
|
| 65-70?
|
| Наименование. характеристики (категория)
| Количество ответов
| Выраженность (в%)
| Показатели нормы
|
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Диагностические показатели
(по формальным оценкам)
Ц (целое)
| большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться
|
Д (деталь)
| а) большое количество деталей — показатель «дробности» внима ния, его узости, разрозненности и нелогичности мышления;
б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого
|
Ф (форма)
| большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пытаются угасить аффект или эмоцию; можно диаг-носцировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции; очень высокий процент ответов с указанием формы показывает уже не угнетение, а нарушение эмоциональной сферы; низкий процент ответов, наоборот, показатель импульсивности
|
Дв (движение)
| ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта; показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса; признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов
|
Цв (цвет)
...................
| ответы с высоким процентом указаний на цвет являются показателями «захваченности» человека аффектом и эмоциями; свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «суженного сознания», импульсивности и отсутствия контроля
|
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Диагностические показатели (оценки по содержанию)
Ж (животные)
| преобладание ответов этой категории указывает на слабо выраженную индивидуальность, стереотипное и стандартное мышление
|
Ч (человек)
| показатель интереса к человеческим отношениям любого типа (благоприятным и неблагоприятным)
|
Фан (фантазия)
| часто встречающиеся ответы такого типа расцениваются как склонность к конструированию, к фантазии и конфабуляции
|
П (предмет)
| часто встречающиеся ответы с преобладанием предметных толкований расцениваются как склонность к аутизму, затрудненность в интерперсональных связях; в сфере организации действий — как тенденция к конкретизации
|
ПРИЛОЖЕНИЕ IV Образцы теста Роршаха
Примечания (к Части I)
1 Повторение описанной схемы предъявления стимуляции возможно
также на основе использования компьютера.
2 В данном задании градуировка телефона не проводится. Этот пара
метр следует взять из описания используемого технического устройства.
3 Латентный период саккадических движений глаз приблизительно
равен 200 мс; при экспозициях, меньших 200 мс, восприятие осуществля
ется за одну фиксацию, так как глаз за это время не успевает совершить
ни одного скачка.
4 В настоящее время подобные опыты проводятся с использованием
компьютера. Преимущества компьютерного обеспечения очевидны: мето
дическая схема предъявления стимульного материала при этом та же, но
компьютер позволяет самому испытуемому фиксировать ответы с помо
щью клавиатуры.
5 Например, его модальность (материал, предъявленный в зрительной
или слуховой форме) и способ организации материала (изолированные
элементы или осмысленные структуры).
6 Здесь, конечно, необходимо использовать понятие методики, а не
метода. Но мы оставляем авторские понятия, предполагая, что студенты
овладели основной терминологией экспериментальной психологии и раз
личают структуру экспериментального метода и структурные компонен
ты методик {Примеч. ред. ).
7 Подробнее о месте этой методики в арсенале средств эксперимен
тальной психологии см. [Корнилова, 2002].
8 Комплекс следует понимать при этом как стадию становления ис
тинного понятия по Л. С. Выготскому {Примеч. ред. ).
9 Подсчитывать вероятности можно только для первых четырех выбо
ров при решении каждой задачи как наиболее показательных для анализа
процесса перехода испытуемых к оптимальному поиску.
10 Термин «характер требования» (АиЙогс1егип8$спагак1ег) был в пос
ледующем заменен понятием валентности. Самый известный пример того,
что система напряжения включает требования, исходящие от объектов в
поле, звучит так: «Шоколад хочет быть съеденным».
Часть II
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРАКТИКУМ: наблюдение и эксперимент
■
Раздел 1 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Задание 1. Диагностика реактивности студентов путем полевого включенного наблюдения1
Тема задания
В данном задании студенты знакомятся со схемой полевого наблюдения, т. е. наблюдения в естественных условиях. Они осваивают разные способы отчета о данных наблюдения, ведут протокольную запись в полевых условиях — дневник наблюдения, знакомятся с методикой ретроспективного отчета в форме вынесения субъективных оценок. Для ведения дневника указываются критерии выделения ситуаций наблюдения и контрольный перечень того, на что обращать внимание при наблюдениях.
При выполнении задания студенты осваивают представления о методике временных выборок, для которой характерно то, что репрезентативное описание объекта наблюдения достигается посредством выделения отдельных ограниченных периодов наблюдения.
Цель задания — сопоставить результаты неконтролируемых, несистематических «житейских» наблюдений за человеком с результатами нецеленаправленного систематического наблюдения, а также данные, полученные разными способами отчета наблюдателя: результаты субъективного вынесения оценок на основе сложившихся представ-
лений о человеке и на основе дневниковой записи. Студентам предлагается в течение двух недель наблюдать поведение своих товарищей по группе с ведением дневниковой записи (в ходе наблюдения и постфактум) и оценить на основе наблюдения реактивность испытуемых по шкале оценок реактивности М. Гроднер. Понятие реактивности используется в том значении этого свойства индивидуальных различий, которое конкретизировано в подходе Я. Стреляу [1982] и методике, модифицированной в соответствии с особенностями реальной жизнедеятельности студентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: