Отработка задания. Методика. Ситуации наблюдения
Отработка задания 1. После просмотра кинофильма студенты должны дать предварительную классификацию типов конфликтного поведения детей. 2. В произвольной форме необходимо произвести запись поведения отдельных испытуемых (некатегоризованное целенаправленное наблюдение). 3. Проанализировав эти записи, следует наметить категории и единицы наблюдения за поведением детей в конфликтной ситуации. 4. При обсуждении результатов просмотра студенты должны выдвинуть предположения относительно этапов развертывания конфликтного поведения ребенка в данных ситуациях. 5. Далее на основе поэтапного членения конфликта и выделенных категорий необходимо провести категоризованное целенаправленное наблюдение.
6. В отчете о работе предполагается сравнить по протоколам кате-горизованного наблюдения точки зрения разных наблюдателей и определить степень их согласия. 7. Завершается отчет выдвинутыми предложениями о различных способах экспериментального анализа причин наблюдаемых феноменов. Методика Предмет наблюдения. В настоящем задании использованы некоторые упрощенные ситуации (см. ниже), позволяющие выявить наличие у ребенка определенного мотивационного конфликта. Предметом наблюдения выступает не конечный итог решения ребенком конфликта, а сам процесс возникновения, развертывания и решения конфликта. Фиксация одних только итоговых действий ребенка говорит лишь о конечной форме ранее сложившегося (или продолжающего складываться) соподчинения мотивов, но оставляет за рамками анализа сам процесс реализации такой иерархии в поведении, а также такое ее качество, как устойчивость.
Понятно, что если в мотивационной иерархии ведущий мотив существенно сильнее подчиненного, то поведение ребенка в ситуации конфликта будет более однозначным, колебания в момент решения конфликта будут выражены слабо (или отсутствовать вообще). Такое поведение мы будем обозначать как устойчиво нравственное или устойчиво эгоистическое. Противоположный (неустойчивый) тип поведения мы обнаруживаем тогда, когда вовлеченные в конфликт мотивы примерно равны по силе воздействия; именно тут ребенок будет испытывать наибольшие колебания, процесс решения конфликта будет носить наиболее развернутый и длительный характер. Наконец, можно выделить промежуточный, умеренно устойчивый тип поведения, характеризующийся незначительными колебаниями. Ситуации наблюдения Ситуация «Честность». Предварительно детей обучают специальной игре. Им предлагают переложить из ведра в банку несколько шариков от пинг-понга с помощью специальной лопатки, плоская часть которой расположена под прямым углом к ручке. Лопатка слегка вогнута, что позволяет легко подцепить шарик и перенести его в банку. По условиям игры, к шарику нельзя прикасаться рукой, а если он падает на пол, его необходимо возвратить в ведро. В первой серии ребенку предлагают воспроизвести следующий рассказ: «Мальчик Вова ходит в детский сад. Однажды в детский сад пришел дядя и научил Вову играть в шарики. Потом дядя сказал: " Вова, если ты переложишь лопаткой три шарика из ведра в банку, то можешь взять эту красивую марку". Дядя положил марку на стол и ушел. 10' Вова перекладывал, перекладывал, но у него не получалось — шари-: ки скатывались с лопатки. Тогда он переложил все шарики рукой и взял марку, а когда дядя пришел, сказал, что переложил лопаткой»; Если ребенок правильно воспроизводит суть рассказа, ему задают ряд вопросов: «Хорошо Вова сделал или плохо? », «Что он сделал плохо-* го? », «Что бы ты сделал на месте Вовы? ». Цель этих вопросов — выяснить, осуждает ли ребенок поступок персонажа рассказа (нарушение им правила и ложь взрослому) и как бы он поступил на месте персонажа рассказа, т. е. степень знания ребенком исследуемой моральной нормы (не нарушать данного слова, не лгать).
Во второй серии ребенка ставят в реальную ситуацию, ранее изображенную в рассказе. Его вызывают в экспериментальную комнату и предлагают переложить три шарика из ведра в банку. Одновременно вогнутую лопатку незаметно для ребенка подменяют совершенно идентичной, но слегка выпуклой лопаткой; это делает выполнение задания очень трудным, поскольку шарик скатывается с плоскости лопатки. В награду за успешное выполнение задания предлагается марка. Экспериментатор кладет ее на стол, под тем или иным предлогом уходит из комнаты и наблюдает за поведением ребенка из соседней комнаты через экран в течение 10 мин; после этого он возвращается в комнату. Если ребенок «переложил» шарики, экспериментатор задает ему два вопроса: «Ты переложил лопаткой или рукой? » и «Трогал ли, ты шарики рукой? ». Таким образом, ситуация позволяет исследовать, в какой степени ребенок может осуществить моральное поведение не только в рассуждении, но и в ситуации реального поведения. Ситуация «Личное и общественное». В первой серии детям читают рассказ следующего содержания: «Вова ходит в детский сад. Однажды в детский сад пришел дядя, позвал Вову в свою комнату и попросил вырезать флажки для праздника. За это он дал Вове красивую марку и сказал: " Ты можешь или взять эту марку себе, или положить в эту коробочку. Из этой коробочки марки будут наклеены на большой лист бумаги и будет сделана выставка марок для всего детского сада". Дядя ушел, а Вова вырезал флажок и забрал марку себе». После воспроизведения ребенком рассказа его спрашивают: «Хорошо поступил Вова, что взял марку себе, а не отдал на выставку, или плохо? », «Почему? », «А как бы ты поступил на его месте? ». Во второй серии детей ставят в реальную ситуацию. Их по одному приглашают в комнату экспериментатора и предлагают вырезать флажок. За это ребенку разрешают взять красивую марку, лежащую на столе. Экспериментатор говорит: «Ты можешь взять эту марку себе или положить ее в эту коробочку. Из коробки марки будут наклеены на большой лист бумаги и будет сделана выставка марок для всего детского сада». После этого экспериментатор уходит в соседнюю комнату и наблюдает за поведением ребенка через экран.
Цель опыта — выяснить, предпочитает ли ребенок общественное личному в реальном поведении. Ситуация «Независимость». В ней принимают участие двое взрослых, один из которых — экспериментатор, другой — партнер испытуемого по игре, и ребенок — испытуемый. В игре используются 3 одинаковых флажка и 3 одинаковых погремушки. Предварительно экспериментатор обучает ребенка правилам игры. Он кладет перед собой на стол флажок и погремушку и предлагает ребенку сесть напротив, положив перед ним такие же игрушки. Инструкция экспериментатора: «Когда я буду поднимать флажок, ты тоже поднимай флажок». После этого игровые действия повторяются несколько раз. Критерием усвоения правил игры является безошибочное выполнение ребенком пяти действий подряд. В первой серии экспериментатор приглашает взрослого партнера присоединиться к игре, усаживая его за стол напротив ребенка. Перед каждым из трех членов группы лежит набор необходимых предметов (флажок и погремушка). Инструкция экспериментатора: «А теперь я прошу вас вместе выполнять задание: когда я буду поднимать флажок, вы будете поднимать погремушки, а когда я подниму погремушку, вы будете поднимать флажки». Предварительно (втайне от ребенка) экспериментатор договаривается со взрослым партнером о том, что тот будет выполнять действия, которые экспериментатор укажет ему в протоколе. Вначале экспериментатор заставляет партнера совершить 2 правильных действия, а затем в случайном порядке задает ему то правильные, то неправильные действия (всего 10-15 действий). В последнем случае ребенок попадает в конфликтную ситуацию: либо совершить действие, диктуемое правилами игры, но при этом противопоставить себя взрослому, либо последовать за взрослым, но нарушить правила. Цель первой серии — исследование способности ребенка проявить независимость от ошибочных действий взрослого партнера при выполнении игры одновременно с ним.
Во второй серии состав участников игры тот же. Отличие ее от предшествующей серии состоит в том, что предметы остаются только у экспериментатора и у взрослого партнера. Экспериментатор в присутствии ребенка напоминает партнеру программу, а затем дает ребенку инструкцию: «Сейчас Б. (называет имя партнера) будет выполнять задание один, а ты смотри, правильно он делает или нет». Затем партнер правильно выполняет два действия, а потом чередует правильные действия с неверными. После каждого действия партнера экспериментатор спрашивает ребенка: «Правильно он сделал или неправильно? » Всего выполняется. 10 действий. Цель второй серии — выяснить, в состоянии ли ребенок проявить независимость в сфере вербального поведения, т. е. может ли он проконтролировать действия взрослого партнера и сообщить экспериментатору, выполнялись ли правила игры. ■ ■: ■ Выделение категорий и единиц наблюдения. В задании воспроизводятся основные этапы процесса выработки категорий наблюдения (см. «Отработку задания»). Первоначально выделяется предмет наблюдения и формулируются его задачи. Во время предварительного наблюдения, направленного в данном случае на анализ и «вычисление» разных видов поведения детей в ситуациях морального конфликта, проводится некатегоризованное, свободное описание поведения детей. Полученный материал служит основой для выдвижения предположений о возможных способах членения наблюдаемого процесса и категориях описания реального поведения детей в данных ситуациях. Выделяя категории анализа реального поведения ребенка в ситуации конфликта, можно внутри общего класса ориентировочных (подготовительных) действий выделить два типа: действия выбора средств и действия, в которых проявляется выбор мотива. Действия выбора средств (ДВС) развертываются в поведении тогда, когда мотивация испытуемого носит устойчивый характер, т. е. когда конечная цель поведения субъекту ясна, в то время как средства достижения этой цели, определяемые предметными условиями выполнения задачи, требуют уточнения. Процесс такого уточнения, выбора средств решения, и представляет собой ряд действий, обеспечивающих выбор. Напротив, когда выбор средств достижения цели не вызывает у субъекта сомнений, когда он знает и может использовать их, однако не уверен, следует ли ему стремиться к достижению цели, никак не нарушая принятых в обществе моральных норм, или же любой ценой получить желаемое, развертываются действия, в которых выражается процесс выбора или борьбы мотивов (ВМ). Такая ситуация возникает при неустойчивом характере мотивационной иерархии. Разумеется, оба вьщеленных типа ориентировочных действий не исключают друг друга: они могут сосуществовать в рамках одной и той же конфликтной ситуации.
Ориентировочным действиям обычно противопоставляются исполнительные действия (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец). Они завершают как этап выбора средств, так и этап выбора мотива. Если исполнительное действие завершает ДВС, оно всегда выступает в форме конкретного предметного действия (например, ребенок, осмотрев лопатку, ведро и шарики в ситуации «Честность», начинает их доставать или, ознакомившись с заготовкой флажка в ситуации «Личное и общественное», приступает к его вырезанию), в то время как исполнительные действия, завершающие ВМ, могут выступать как в форме предметного действия, так и в форме воздержания от него. Так, в ситуации «Честность» действия, связанные с выбором мотива, выражаются в попытках ребенка переложить (или поддержать) шарик рукой, который, однако, не получают завершения. Если конфликт решен ребенком в пользу преобладания нравственного мотива, его исполнительным завершением будут либо упорные попытки переложить шарики лопаткой, либо отказ от выполнения задания вообще. Если же конфликт решен в пользу эгоистического мотива, он завершается перекладыванием шариков руками (или с поддержкой руки). Наряду с ориентировочными и исполнительными действиями следует выделять и сопровождающие их экспрессивно-мимические и речевые проявления. Первые имеют непроизвольный характер, они включают в себя мимику, жесты, эмоциональные восклицания и дают дополнительную информацию о том эмоциональном фоне, на котором осуществляется решение конфликта. Вторые — произвольны и состоят из высказываний ребенка по ходу выполнения действия, обращенных к другим или к самому себе и свидетельствующих о том, как ребенок осознает происходящее с ним. Итак, в качестве категорий анализа реального поведения ребенка в ситуации конфликта можно выделить: ♦ действия выбора средств, связанные с ориентировкой ребенка в той предметной ситуации или задаче, которую он решает (исследует предметы в ситуациях «Честность», «Личное и общественное», смотрит на руки экспериментатора и партнера в ситуации «Независимость» и т. п. ); ♦ действия, связанные с выбором мотива, в которых проявляется ориентировка ребенка в ситуации конфликта мотивов (переносит руку от одного предмета к другому в ситуации «Независимость», пытается переложить шарик рукой в ситуации «Честность», делает попытки опустить марки в коробку в ситуации «Личное и общественное» и т. п. ); ♦ практически-исполнительные действия, связанные с завершением ориентировочного акта и направленные на достижение цели (доста-вание шариков в ситуации «Честность» лопаткой или рукой, поднимание флажка или погремушки в ситуации «Независимость» и т. п. ); ♦ экспрессивно-мимические проявления — мимика, непроизвольные движения рук, тела, эмоциональные восклицания, которые могут свидетельствовать о переживаниях ребенка на разных этапах решения конфликта (положительные, отрицательные переживания, нейтральное эмоциональное состояние, чувство вины и т. п. ); ♦ речевые действия — спонтанные высказывания, сопутствующие решению конфликта и говорящие о том, как ребенок осознает свое поведение (эгоцентрическая речь). При описании вербального поведения ребенка фиксируются: ♦ содержание высказываний по поводу рассказанных историй и специально задаваемых вопросов (одобряет или не одобряет действия персонажа, обещает или не обещает придерживаться нормы); ♦ экспрессивно-мимические проявления — мимика, сопутствующая высказыванию (фиксируются положительные или отрицательные переживания в момент высказывания, внутреннее несогласие с текстом высказывания, ироническое отношение к своему высказыванию и т. п. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|