Отработка задания. Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Тема задания. Введение
Отработка задания 1. За одним человеком — объектом наблюдения — наблюдают 3-4 студента. Выбор наблюдаемых из числа студентов группы преподава-142 тель осуществляет заранее, до занятия. В случае отказа кого-либо выступать в качестве объекта наблюдения, его необходимо заменить другим лицом. 2. Поскольку вся студенческая группа разбивается на 2—3 подгруппы, то для более успешного проведения задания можно выбирать в качестве наблюдаемых студентов других подгрупп данной группы. Иногда присутствие испытуемых при обсуждении содержания «портретов» может придавать ему ограниченные формальные рамки, препятствовать более глубокому анализу. 3. На составление первых «поведенческих портретов» дается около получаса, после чего преподаватель просит двух-трех студентов прочитать вслух свои описания. Группе предлагается определить, кого описывал данный студент, а затем оценить зачитанные описания, обсудить их, дополнить, выбрать лучшие. При этом необходимо проанализировать, какие стороны поведения испытуемых нашли свое отражение в описании, в чем заключается психологический смысл отмеченных сторон поведения. То, что «секретность» испытуемых здесь несколько раскрывается, не представляется существенным (особенно если объекты наблюдения находятся в другой подгруппе). 4. На втором занятии преподаватель проверяет дневники и составленные на их основе описания, делает свои замечания. Затем организуется общее обсуждение группой полученных описаний: они сравниваются с первыми «портретами», на их основе делается попытка идентифицировать испытуемого. В процессе обсуждения перед испытуемыми ставится задача — систематизировать и классифицировать признаки, выделенные в описаниях, определить, какие из них являются наиболее важными, информативными, а также выделить те типы признаков, которые вызывают разногласия у наблюдателей (т. е. описываются по-разному). Таким образом делается иллюстрация проблемы согласия наблюдателей.
Затем преподаватель дает задание на дом: написать отчеты о выполнении данного задания. Обсуждение результатов Перечисляются и классифицируются типы признаков, использованных в «портретах». Анализируются различия между первым и вторым «портретами» и их возможные причины. Проводится сравнительный анализ двух «портретов» одного и того же человека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из которых является автор отчета. Отдельно рассматриваются типы признаков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей, и возможные их причины. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизованного наблюдения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения качества данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли ис- пытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений. Кратко формулируются выводы, в которых содержатся ответы на вопросы, поставленные в качестве целей задания. Контрольные вопросы 1. Какие процедуры носят название «полевое включенное наблюдение»? Каким требованиям должна удовлетворять эта методическая процедура? 2. Каковы особенности нестандартизованного наблюдения! В чем обычно заключаются цели его использования? 3. Какие факторы обеспечивают надежность данных полевого наблюдения? 4. Каковы могут быть типы дневниковых записей? 5. В чем заключаются формальные и содержательные требования дневнику наблюдений в данном задании?
6. Каковы типичные ошибки при ведении дневниковых записей? 7. Как решается проблема согласия наблюдателей! 8. Что такое «поведенческий портрет»? Какие задачи решаются с п мощью его составления психологом? 9. Каковы возможные области применения «поведенческого портрета». Литература: 6, с. 140-205; 8; 26, с. 21-43, 231-235; 69, с. 350-352.
Задание 3. Наблюдение за поведением ребенка в ситуации морального конфликта Тема задания Отработка некоторых этапов составления программы (схемы) наблюдения и языка описания. Различение процедур некатегоризо-ванного и категоризованного наблюдения. Рассмотрение проблемы согласия наблюдателей. Формирование на основе наблюдения гипотез для экспериментального исследования. Введение Одним из наиболее важных и творческих этапов конструирования любого эмпирического исследования, в том числе и эксперимента в психологии, является этап нецеленаправленного (стихийного) наблюдения. Факт нецеленаправленного наблюдения случается тогда, когда происходит сочетание двух условий: определенной (часто неосознава- емой) «преднастройки» исследователя к восприятию некоторого психологического феномена и самого феномена. Подобное сочетание, являясь незапланированным, может иметь место в самых разных и неожиданных обстоятельствах, как в условиях обычной жизни, так и в условиях психологической работы (практической или экспериментальной), имеющей иные цели и как бы случайно сталкивающей исследователя с новым психологическим явлением. Существенным моментом описания целенаправленного наблюдения является указание на общую черту тех психологических. феноменов, которые приводят к «факту наблюдения». Предполагается, что такие феномены могут усматриваться не в любых актах поведения испытуемых, а лишь в таких, которые представляют собой определенные «отклонения» от линии поведения человека, наиболее часто наблюдаемой в данных конкретных условиях. Именно эти необычные формы поведения резонируют с внутренней «преднастройкой» исследователя, в результате чего перед ним возникает новая проблемная ситуация. Выяснение причин «отклонений» предполагает дальнейшее исследование в двух возможных направлениях: 1) целенаправленный поиск повторения этих феноменов в стихийно сложившихся обстоятельствах; 2) лабораторное моделирование условий с целью систематического воспроизведения и анализа этих феноменов. Обе линии дальнейших действий исследователя являются переходом от нецеленаправленного к целенаправленному наблюдению и в дальнейшем — к эксперименту [Субботский, 1977].
Целенаправленное наблюдение во втором направлении включает 5 основных этапов: 1) формулировку цели на основе исходных теоретических представлений; 2) выбор объекта и построение ситуации наблюдения; 3) выделение категорий и единиц наблюдения; 4) собственно наблюдение и протоколирование; 5) интерпретацию результатов с целью выявления внутренней психологической динамики наблюдаемого процесса, выделения его качественных характеристик и классификации его типов, а также для выдвижения гипотез дальнейшего экспериментального исследования. Теоретическую основу данного задания составляют исследования развития морального поведения детей и генезиса независимости в их поведении, проводившиеся в течение ряда лет на факультете психологии МГУ [Субботский, 1978; 1979; 1982] в условиях специально созданных ситуаций, моделирующих определенные «нравственные задачи», с которыми ребенок постоянно сталкивается в реальной жизни. В первой серии исследовалось вербальное поведение детей. Им рассказывали «истории», «герой» которых в таких ситуациях нарушал правила, а затем просили оценить поведение «героя» и сказать, как бы они повели себя на его месте. Во второй серии этих же детей ставили в реальные ситуации, где они могли нарушить либо не нарушить исследуемые нормы поведения. При этом одни дети выполняли задания 10-6187 в одиночестве, в отсутствие контроля со стороны взрослого, а другие — в присутствии взрослого. Наблюдения показали, что начиная с 3-4 лет все дети хорошо знают, как надо правильно вести себя в подобных ситуациях, и на словах обещают выполнять моральные нормы поведения. В реальных же условиях поведение детей было более сложным. Так, если они находились под наблюдением присутствующего рядом взрослого, т. е. под внешним контролем, то в абсолютном большинстве случаев придерживались норм нравственного поведения. Если же внешний контроль был снят (наблюдение проводилось скрытно) и дети получали свободу действий, то значительное число испытуемых начинало нарушать «нормы», что, по-видимому, свидетельствовало о несформированнос-ти у них подлинно нравственных мотивов.
Еще одним качеством личности, проявляющимся в поведении ребенка в одной из представленных в фильме ситуаций, является «устойчивость личности», избирательное отношение ребенка к воздействиям со стороны сверстников и взрослых. Как показывают многочисленные исследования, для детей раннего возраста чрезвычайно характерна имитация действий сверстников и взрослых, высокая подражательность в поведении. Путем подражания ребенок быстро и эффективно усваивает большое количество новых форм поведения. Однако по мере того, как дети усваивают общественные нормы и программы поведения, они все чаще встречаются с необходимостью проявить определенную устойчивость в поведении, воздерживаться от подражания тем действиям другого человека, которые противоречат собственному опыту ребенка. Цель задания — практическая отработка этапов целенаправленного наблюдения на основе уже построенной ситуации наблюдения. Материалом для наблюдения служит кинофильм о поведении ребенка в ситуации морального конфликта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|