Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Два варианта использования ситуации наблюдения. Обсуждение результатов




Обработка результатов

Регистрация данных наблюдения в форме дневника заключается в описании поведения испытуемого в отдельные ограниченные проме­жутки наблюдений. В данном исследовании избираемые промежутки времени различны (от нескольких минут до нескольких часов), в зави­симости от продолжительности интересующих наблюдателя ситуаций. Схема наблюдения, задающая ситуации, которые должен наблюдать исследователь, основана на шкале субъективных оценок реактивности испытуемого, предложенной М. Гроднер и модифицированной А. Кры-

мовым.

Предполагается оценивание поведения объекта наблюдения по параметрам, приведенным в Приложениях. Студент-наблюдатель фик­сирует применительно к соответствующим ситуациям свои оценки (Приложение I) в стандартизованном отчете.

Каждый поведенческий параметр оценивается по пятибалльной шкале: балл 1 означает полное отсутствие данного качества у челове­ка, балл 5 — максимальную интенсивность проявления, а баллы 2-4 — градации умеренной интенсивности. После проведения шкалирова­ния все баллы суммируются. Полученное число — показатель реак­тивности испытуемого: если оно близко к 30 — реактивность, если к 20 — средняя, если к 10 — минимальная. Уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. Шкала оце­нок реактивности в двух вариантах представлена в Приложениях I и II.


9-


Обучение наблюдателей использованию единиц наблюдения — важный этап работы при выполнении задания.

Список ситуаций с указанием параметров оценки реактивности, которым они могут соответствовать, приводится в таблице.

Два варианта использования ситуации наблюдения

 

 

 

№ п/п

Ситуации

Параметр

Вариант I Вариант 2
I В библиотеке: чтение научной литературы, конспектирование, написание рефератов. То же дома (в общежитии). Работа во время лекции 1, 2, 5 1, 2
Ответ на семинаре, на зачете, при защите отчета в практикуме 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 3, 4, 5, 6
Поведение в ситуациях общественных меро­приятий (общественная работа) 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9 1, 3, 4, 5, 6
4 Занятия спортом, выступления на соревнованиях; работа в художественной самодеятельности. Походы, экскурсии 1, 3, 4, 6, 8, 9 1, 3, 4, 6
Различные непредсказуемые житейские «острые» ситуации (например, общение с контролером, штрафующим испытуемого за безбилетный 3, 4, 6, 7, 8 4, 5, 6

проезд, или с вахтером, который требует пропуск, когда студент его забыл, и т. п. )

   

Примечание: Цифры в графе «Параметр» соответствуют номерам позиций в При­ложениях I и II.

Оформление отчета. Отчет по данному заданию должен содержать:

1) введение с обсуждением используемых теоретических положе­ний о темпераменте (понятия реактивности и ее роли в деятельнос­ти), формулировку цели исследования и обоснование методики поле­вого наблюдения;

2) описание методики наблюдения, перечня ситуаций, в которых реально наблюдался испытуемый, и схемы сопоставления отчетов;

3) результаты исследования: все шесть полученных оценок (по 3 для каждого испытуемого), ссылки на дневниковые записи и иллюс­трации из дневника; кроме того: проводится сравнение результатов предварительной оценки реактивности и оценки на основе система­тического наблюдения; выделяются пункты (параметры) шкалы, где расхождение особенно сильно; сравниваются оценки до и после пери­ода двухнедельного наблюдения, а также на основе ретроспективных данных и дневниковых записей. Эти сравнения проводятся отдельно для каждого из двух испытуемых.


Для анализа степени согласия наблюдателей строится сводная таб­лица результатов по группе, где по каждому испытуемому приводятся данные отчетов двух наблюдателей.

Обсуждение результатов

1. На основе сравнения данных наблюдения по обоим испытуе­мым выявляется степень их отличия по реактивности. Обсуждается, насколько удалось наблюдателю разграничить при ведении дневнико­вой записи содержательные и динамические аспекты поведения субъек­тов в ситуациях наблюдения, насколько сопоставимы временные вы­борки наблюдения за обоими испытуемыми (степень систематичнос­ти наблюдения).

2. При сопоставлении результатов предварительного вынесения оценок и ретроспективных оценок после систематического наблюде­ния обсуждается влияние на данные наблюдения: а) целенаправлен­ности наблюдения (результаты первого и второго ретроспективного шкалирования); б) опытности наблюдателя; в) формы отчета: на ос­нове общих впечатлений и на основе дневниковой записи (второе и третье шкалирование).

3. Обсуждается согласие наблюдателей по отношению к одному испытуемому, влияние разных субъективных установок, наблюдате­лей, избранных ситуаций наблюдения.

После выводов по основным линиям, представленным в обсужде­нии результатов, к отчету прилагаются дневник наблюдения и ориги­налы использованных шкал реактивности.

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «реактивность» по Я. Стреляу?

2. Какие основные типологии темперамента подготовили выделение свойства реактивности?

3. Каким образом соотносятся качественные и количественные оцен­ки в построении методик, задающих шкалу измерения свойств индивида по темпераменту?

4. Как связано проявление свойств темперамента с динамическими и содержательными аспектами деятельности?

5. Что понимается под шкалой реактивности в данном задании?

6. В чем специфика ретроспективных отчетов наблюдателей?

7. Как выглядит процедура систематического наблюдения в данном за­дании?

8. Как следует вести дневник наблюдения?

9. Какова схема сопоставления данных наблюдения в данном задании?

Литература: 1, с. 228-233; 6, с. 50-104; 33, с. 58-85; 56, с. 90-96; 59, с. 71-74, 117-122, 155-186.


 




ПРИЛОЖЕНИЕ I оценок для измерения реактивности (вариант 1)


ПРИЛОЖЕНИЕ II Шкала оценок для измерения реактивности (вариант 2)


 


 

 

■ ^1'     Оценка Единица" ^---^^

наблюдения  ^" -----^_

1-2-3-4-5

Способен ли работать длительное время без перерывов (напри­мер, несколько часов)? Поминутно преры­вает работу; если не может прерваться, совершает ошибки Несмотря на продол­жительную работу, не испытывает утомления
Способен ли к устойчивой концен­трации внимания? Не может сосредото­читься на выполняе­мой работе, посто­ронние раздражите­ли сильно отвлекают Целиком поглощен действием, ничего не замечает, кроме своего занятия
Обладает ли стойкос­тью перед неудачами? При неудачах трав­мируется, порица­ние демобилизует При неудачах еще больше мобилизует­ся, не проявляет нервозности
Охотно ли выполняет ответственную рабо­ту? Избегает ситуаций, в которых надо брать на себя инициативу, охотнее подчиняется Берет на себя ответ­ственность, любит верховодить
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и пр. мешают, лучше учится в изоляции от окружения Шум, разговоры не мешают работать, в любых условиях работает успешно
Отказывается ли от действий (или от деятельности) при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызыва­ет отказ от работы, не верит в свои силы Препятствия не отбивают охоты к работе; не теряет веры в успех
Ведет ли себя как обычно при общении с начальством, преподавателями? Конфузится, избега­ет встреч с начальством Ведет себя как обычно, не смущается
Проявляет ли нервоз­ность перед важным заданием? Даже будучи хорошо готовым, сильно нервничает Ведет себя как обычно
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Неохотно Охотно

 

 

 

" " " " " " " " ----- ^^      Оценка

Единица~~" -~--^^^ наблюдения " ~~^-~~^^

1-2-3-4-5

Способен ли работать длительное время без перерывов (напри­мер, несколько часов)? Поминутно отрыва­ется Несмотря на продол­жительную работу, не испытывает утомления
Способен ли к устойчивой кон­центрации внима­ния? Не может сосредо­точиться, посторон­ние раздражители сильно отвлекают Целиком поглощен работой, посторон­них раздражителей не замечает
Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу, охотнее подчиняет­ся Любит верховодить, берет на себя ответ­ственность за выпол­няемые действия
Обладает ли стойкос­тью перед неудачами, препятствиями? При неудачах травмируется, препятствие вызы­вает отказ от работы При неудачах еще больше мобилизует­ся, препятствия не отбивают охоту к работе, верит в успех
Ведет ли себя как обычно при общении с начальством, преподавателями? При общении с начальством конфу­зится, избегает его Ведет себя как обычно
Проявляет ли нервоз­ность перед важным заданием? Даже будучи хоро­шо готовым, при ответе на семинаре, на зачете сильно нервничает Не воспринимает такие ситуации как исключительные, спокоен

 



     


§20

Задание 2. «Поведенческий портрет» по данным наблюдения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...