Обработка результатов. Два варианта использования ситуации наблюдения. Обсуждение результатов
Обработка результатов Регистрация данных наблюдения в форме дневника заключается в описании поведения испытуемого в отдельные ограниченные промежутки наблюдений. В данном исследовании избираемые промежутки времени различны (от нескольких минут до нескольких часов), в зависимости от продолжительности интересующих наблюдателя ситуаций. Схема наблюдения, задающая ситуации, которые должен наблюдать исследователь, основана на шкале субъективных оценок реактивности испытуемого, предложенной М. Гроднер и модифицированной А. Кры- мовым. Предполагается оценивание поведения объекта наблюдения по параметрам, приведенным в Приложениях. Студент-наблюдатель фиксирует применительно к соответствующим ситуациям свои оценки (Приложение I) в стандартизованном отчете. Каждый поведенческий параметр оценивается по пятибалльной шкале: балл 1 означает полное отсутствие данного качества у человека, балл 5 — максимальную интенсивность проявления, а баллы 2-4 — градации умеренной интенсивности. После проведения шкалирования все баллы суммируются. Полученное число — показатель реактивности испытуемого: если оно близко к 30 — реактивность, если к 20 — средняя, если к 10 — минимальная. Уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. Шкала оценок реактивности в двух вариантах представлена в Приложениях I и II. 9- Обучение наблюдателей использованию единиц наблюдения — важный этап работы при выполнении задания. Список ситуаций с указанием параметров оценки реактивности, которым они могут соответствовать, приводится в таблице. Два варианта использования ситуации наблюдения
Примечание: Цифры в графе «Параметр» соответствуют номерам позиций в Приложениях I и II. Оформление отчета. Отчет по данному заданию должен содержать: 1) введение с обсуждением используемых теоретических положений о темпераменте (понятия реактивности и ее роли в деятельности), формулировку цели исследования и обоснование методики полевого наблюдения; 2) описание методики наблюдения, перечня ситуаций, в которых реально наблюдался испытуемый, и схемы сопоставления отчетов; 3) результаты исследования: все шесть полученных оценок (по 3 для каждого испытуемого), ссылки на дневниковые записи и иллюстрации из дневника; кроме того: проводится сравнение результатов предварительной оценки реактивности и оценки на основе систематического наблюдения; выделяются пункты (параметры) шкалы, где расхождение особенно сильно; сравниваются оценки до и после периода двухнедельного наблюдения, а также на основе ретроспективных данных и дневниковых записей. Эти сравнения проводятся отдельно для каждого из двух испытуемых. Для анализа степени согласия наблюдателей строится сводная таблица результатов по группе, где по каждому испытуемому приводятся данные отчетов двух наблюдателей.
Обсуждение результатов 1. На основе сравнения данных наблюдения по обоим испытуемым выявляется степень их отличия по реактивности. Обсуждается, насколько удалось наблюдателю разграничить при ведении дневниковой записи содержательные и динамические аспекты поведения субъектов в ситуациях наблюдения, насколько сопоставимы временные выборки наблюдения за обоими испытуемыми (степень систематичности наблюдения). 2. При сопоставлении результатов предварительного вынесения оценок и ретроспективных оценок после систематического наблюдения обсуждается влияние на данные наблюдения: а) целенаправленности наблюдения (результаты первого и второго ретроспективного шкалирования); б) опытности наблюдателя; в) формы отчета: на основе общих впечатлений и на основе дневниковой записи (второе и третье шкалирование). 3. Обсуждается согласие наблюдателей по отношению к одному испытуемому, влияние разных субъективных установок, наблюдателей, избранных ситуаций наблюдения. После выводов по основным линиям, представленным в обсуждении результатов, к отчету прилагаются дневник наблюдения и оригиналы использованных шкал реактивности. ■ Контрольные вопросы 1. Что означает понятие «реактивность» по Я. Стреляу? 2. Какие основные типологии темперамента подготовили выделение свойства реактивности? 3. Каким образом соотносятся качественные и количественные оценки в построении методик, задающих шкалу измерения свойств индивида по темпераменту? 4. Как связано проявление свойств темперамента с динамическими и содержательными аспектами деятельности? 5. Что понимается под шкалой реактивности в данном задании? 6. В чем специфика ретроспективных отчетов наблюдателей? 7. Как выглядит процедура систематического наблюдения в данном задании? 8. Как следует вести дневник наблюдения? 9. Какова схема сопоставления данных наблюдения в данном задании? Литература: 1, с. 228-233; 6, с. 50-104; 33, с. 58-85; 56, с. 90-96; 59, с. 71-74, 117-122, 155-186.
ПРИЛОЖЕНИЕ I оценок для измерения реактивности (вариант 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ II Шкала оценок для измерения реактивности (вариант 2)
Задание 2. «Поведенческий портрет» по данным наблюдения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|