Обработка результатов. Методика. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в Приложения IIи III
Обработка результатов По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из следующих особенностей организации восприятия: а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть); б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет); в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы); г) статичность или динамичность возникаю-116 щего образа (например, у испытуемого образы или неподвижны, или в картинах усматривается движение). Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в Приложения II и III. Методика В опыте участвуют два человека: экспериментатор и испытуемый. Испытуемый может быть ознакомлен с системой оценок только после проведения опыта. Опыт заключается в предъявлении 10 карточек в последовательности, отраженной их порядковым номером. Предъявление карточек сопровождается одним стандартным вопросом: «Что это и на что это похоже? » Регистрируется время между предъявлением карточки и началом ответа. Регистрируется также время самого ответа. Время предъявления не ограничено. Все данные (временные характеристики, ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стандартный протокол (см. Приложение I).
Обработка результатов 1. Все ответы шифруются (см. Приложения II и III). 2. Производится подсчет количества ответов разных категорий. 3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов. 4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию. 5. Обсуждаются индивидуальные характеристики испытуемого. Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов) /. Формальные характеристики Ц (целостность) — так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком отграничении пятна от фона таблицы; Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей; Ф (форма) — четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др. ); Фн — нечетко воспринятая форма; Ф—Цв (форма — цвет) — ответы, в которых преобладает форма v упоминается цвет; Цв—Ф (цвет — форма) — ответы, в которых преобладает цвет, ж упоминается и форма. 2. Характеристики по содержанию Ж — категория «животные»: сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира — млекопитающих, птицах, рыбах земноводных, пресмыкающихся, насекомых; Ч — категория «человеческие фигуры»: упоминания о человеческих существах в любой форме —- называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы... ), возраста (старик, старуха юноша... ); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие... ) или причастие\ (работающий, дерущиеся, указывающий... ); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики... ); П — категория «предметы»: упоминание предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения; Фан — категория «фантастические образы»: упоминание фантастических и мифологических образов, персонажей сказок и легенд, фантастических существ и т. д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства); Дв — категория «движение»: включает движение, перемещение позы иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.
Примечание. В связи с рядом отступлений от правил (предъявление копий изображений, упрощенная схема обработки, нестандартизированные нормы) материал, полученный с помощью модели теста Роршаха в данном задании диагностической ценности не имеет. В качестве выводов после обсуждения полученных данных студент составляет заключение о проявленных личностных особенностях испытуемого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|