Обработка результатов
Обработка результатов Регистрация данных катетеризованного наблюдения. При наблюдении реального поведения ребенка в ситуации конфликта можно выделить следующие стадии, т. е. этапы динамики конфликта: ♦ вхождение в конфликт; ♦ нарастание конфликта; ♦ решение конфликта; ♦ послеконфликтное состояние. Наиболее четко эти этапы прослеживаются в ситуациях «Честность» и «Личное и общественное». Соответственно форма протокола (форма 3 Приложения) предусматривает регистрацию (запись словами или условными обозначениями) категорий поведения ребенка на протяжении каждого этапа. Если в том или ином конкретном случае какой-либо из этапов отсутствует (например, в ситуации «Честность» ребенок сразу перекладывает шарики руками) или на данном этапе отсутствуют какие-либо категории поведения, в соответствующих графах протокола делается прочерк. Протоколирование поведения ребенка в ситуации «Независимость» (форма 1 Приложения) осуществляется так: вначале заполняется графа «Действие экспериментатора» (ставится буква Ф — флажок или П — погремушка), затем — «Действия партнера», после чего в графу «Испытуемый» заносят действие ребенка и сопутствующие этому действию категории поведения. Если у испытуемого действий той или иной категории не наблюдается, в соответствующей графе делается прочерк. При регистрации вербального поведения протоколы для ситуации «Независимость» и для ситуаций «Честность», «Личное и общественное» оформляются по форме 2 или 4 соответственно (см. Приложение). Обработка данных целенаправленного наблюдения. На основании данных протоколов целенаправленного категоризованного наблюдения дается описание поведения ребенка в ситуации конфликта.
Первоначально проводится анализ вербального поведения. Констатируется, знает ли ребенок данную норму поведения, считает ли, что сам будет вести себя так же, выражает ли свои искренние убеждения или внутренне со своим высказыванием не согласен (в каждом случае приводятся подтверждающие анализ протокольные данные). При анализе реального поведения отмечается, все ли компоненты динамики конфликта имели место, как вел себя ребенок до, в момент и после разрешения конфликта, каковы были его переживания, эмоциональное состояние, можно ли сделать вывод о наличии у него 152 моральных мотивов (мотива независимости), и если нет, осознает ли ребенок факт нарушения им нормы, легко или трудно дается ему нарушение, каков тип его мотивационной иерархии (устойчивая, умеренно устойчивая, неустойчивая), возникает ли у него чувство вины и как ребенок пытается справиться с ним (приводятся подтверждения из протоколов). При сопоставлении вербального и реального поведения ребенка констатируется, совпадают ли они по содержанию. Если они по содержанию расходятся, необходимо высказать предположение о причинах такого расхождения (незнание ребенком нормы, различия в структуре мотивации вербального и реального поведения, отсутствие у него необходимых умений для реального выполнения задачи и т. п. ). При обработке данных в ситуации «Независимость» наряду с качественным анализом дается количественный. По данным вербального поведения вычисляется коэффициент пристрастности Кв: где Нв— число неправильных действий взрослого, признанных ребенком правильными; Мв — общее число неправильных действий взрослого. По данным реального поведения определяется коэффициент подражательности К: * i где Нр — число неправильных действий ребенка, совершенных вслед за неправильными действиями взрослого; М — общее число неправильных действий партнера. Кв и Кв сопоставляются. Делается вывод, насколько факты наблюдения соответствуют гипотезе о том, что первоначально нормы осваиваются ребенком на вербальном уровне, в то время как его реальное поведение может существенно отклоняться от этих норм.
При сопоставлении протоколов некатегоризованного и категоризованного наблюдения (реальное поведение) рассматриваются различия в полноте зарегистрированных форм поведения и в их интерпретации. Сравнивая данные наблюдения двух или трех наблюдателей за одним и тем же испытуемым, делают вывод о согласии (несогласии) данных наблюдения и принятых на их основе заключений о динамике конфликта, наличии у ребенка моральных мотивов, типе мотивационной иерархии, эмоциональном фоне поведения, соответствии вербального и реального поведения. В отчете необходимо также отразить материал, полученный в ходе наблюдения: а) оформить протоколы некатегоризованного целенаправленного наблюдения; б) дать анализ этих протоколов как основу для выделения категорий и единиц наблюдения; в) описать критерии выделения этапов конфликтного поведения; г) оформить протоколы категоризованного целенаправленного поведения (Приложение: формы 1—4); д) на основе анализа протоколов категоризованного наблю- I дения классифицировать типы поведения детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|