Обработка результатов. 2. Индивидуальная матрица представленности категорий
11-6187 Студенты подразделяются на группы испытуемых и наблюдателей (каждая не более 5 человек). Предполагается использовать подгруппы в том же составе, что и на первом занятии. Наблюдение также длится 20—30 мин. Теперь во время наблюдения делаются 2 отметки времени, подразделяющие весь период на 3 временных промежутка, — это необходимо для проверки некоторых количественных закономерностей, указанных в разделе «Обработка результатов». Как и на первом занятии, группы участников дискуссии'и наблюдателей меняются ролями. Материалы для обсуждения подготавливаются заранее преподавателем в количестве, соответствующем числу дискуссионных групп. Обработка результатов 1. Обработка результатов осуществляется студентом по протоколу Протоколы обрабатываются сведением результатов каждого сеанса наблюдения в 2 вида матриц: индивидуальную матрицу «Кто к кому»4 и индивидуальную матрицу представленности категорий (табл. 2). В данном задании предлагается использовать только второй вид обработки, соответствующий табл. 2. В этой матрице в каждой клеточке проставляется сумма актов определенной категории, которые были осуществлены каждым участником группы. Поскольку на втором занятии наблюдение длилось 20 мин и проставлены отметки, разделяющие сеанс наблюдения на 3 равных периода, в этой матрице проставляются в каждой клетке 4 числа: общая сумма и ее составляющие за первый, второй и третий промежутки сеанса наблюдения (друг за другом). 2. По индивидуальным данным просчитываются суммарные час
2. Индивидуальная матрица представленности категорий
На основании этих данных проверяются полученные Бейлзом закономерности, отмеченные ниже пунктами 1)—3). Затем строится график, аналогичный приводимому на рис. 16, и выявляется, в какой степени данные самостоятельного наблюдения соответствуют данным этого графика. Закономерности, выявленные Бейлзом, сводятся, в частности, к следующему: 1) 56% высказываний приходятся обычно на категорию попыток решить задачу; 2) 44% — на все остальные категории: положительные и отрицательные реакции и вопросы; 3) позитивных реакций обычно в 2 раза больше, чем негативных. Тенденции изменения соотношений категорий можно проследить по графику на рис. 16: а) скорость выдачи информации самая высокая в первой трети дискуссии и снижается в двух последующих третях; б) скорость высказывания мнения самая высокая в средней части обсуждения; в) скорость высказывания предложений решения (попыток решения, идей) низка в ранней стадии и максимальна в последней трети обсуждения; г) скорость как позитивных, так и негативных реакций возрастает от первой трети обсуждения к последней; д) момент принятия решения является критической точкой обсуждения, после которой возрастает скорость позитивных реакций и снижается скорость негативных. 3. Для анализа матрицы «Кто к кому» применяется метод сравнения индивидуальных данных с групповыми средними; эта схема сопоставлений для выявления согласия наблюдателей используется столь же часто, как и попарное сравнение. Схема последнего будет приведена ниже для сопоставления матриц представленности категорий5.
мнение положительные реакции информация предположение отрицательные реакции
Рис. 16. Изменение скорости различных типов актов за единицу времени в ходе решения проблемы. и* Во-первых, строится матрица усредненных значений по группе наблюдателей, аналогичная индивидуальной матрице (см. табл. 2); в эти значения не входят данные того наблюдателя, который проводит сравнение. Во-вторых, посредством ранговых коэффициентов связи, например коэффициента Спирмена, сравниваются индивидуальные и среднегрупповые показатели Ы, I. R и т. д. для каждого участника дискуссии, где U — сумма актов, инициируемых конкретным участником, ZR — сумма актов, обращенных к данному участнику. 4. Процедура обработки данных для контроля согласия наблюдателей включает схемы попарного сравнения индивидуальных результатов, отраженных в матрицах представленности категорий. Попарное сравнение осуществляется двумя способами: путем использования рангового коэффициента связи Спирмена (р) и подсчета коэффициента процента различий (к).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|