Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 1 глава




Автомобильный спорт... Гонки... Гонщики... За этими по-

нятиями, овеянными спортивной романтикой, не только бе-

шеные скорости, предельные возможности машин, но и скон-

центрированные до предела мужество, воля и стойкость лю-

дей, управляющих ими.

Открыв эту документальную повесть, читатель окунется

в атмосферу трудной и напряженной спортивной борьбы, ко-

торую ведут ее герои — рабочие Московского автомобильного

завода имени Ленинского комсомола и одновременно спорт-

смены-любители, вместе с ними проделает на автомобилях

«Москвич» огромный путь по маршрутам крупнейших между-

народных ралли, пересечет пять континентов и два океана,

разделит волнения и страсти, обуревающие гонщиков на трас-

сах соревновании, радость побед нашей команды, воспитанной

славным заводским коллективом в традициях товарищества,

взаимовыручки, советского патриотизма.

Второе издание книги дополнено новыми материалами.

91П

 

Издательство «Московский рабочий», 1978 г.

 

======================== 0 ==========================

 

Наша страна широко шагает по пути автомобилизации.

Отечественное автомобилестроение, совершив в девятой пя-

тилетке небывалый в своей истории скачок, ныне производит

2 миллиона машин в год. Не по дням, а по часам растет мно-

гомиллионная армия шоферов и автолюбителей, сотни тысяч

людей приобщаются к автомобильному спорту и туризму.

А потому нет сомнения, что эта книга найдет весьма широ-

кий круг читателей самого разного возраста и профессий. Но

особенно хотелось бы порекомендовать ее тем, кто профессии

пока не имеет и находится как раз в том возрасте, когда еще

только предстоит сделать выбор пути, определиться в жизни,

выработать характер. Автомобильный спорт может очень

помочь в этом. Будучи, как и всякий спорт, средством физи-

ческого и нравственного воспитания, развлечения, он являет

собой в то же время неоценимую школу труда, приобщает к

современной технике, открывает перед своими привержен-

цами целый мир интереснейших практических дел. Неза-

висимо от того, станет ли молодой спортсмен в дальнейшем

автомобилестроителем, автомобилистом или изберет другую

специальность, занятия автомобильным спортом навсегда

оставят определенный след в его душе, приучат к труду,

творческому мышлению и дисциплине, выкуют волю и сме-

лость, умение владеть собой и машиной, помогут достойно

подготовиться к службе в Советской Армии и к будущей тру-

довой деятельности.

Эти неожиданные, возможно, для многих особенно-

сти автомобильного спорта нашли естественное отображение

и документальной повести Ю. Клеманова. Интересные, увле-

кательные репортажи об автомобильных соревнованиях по-

следних лет обильно насыщены здесь и практически полез-

ным в познавательном отношении материалом. А такое

равновесие между занимательностью и конкретной пользой

особенно продуктивно в молодежной читательской аудитории.

 

======================== 1 ==========================

Герои повести также люди молодые, но нашедшие уже

свой путь в жизни, добившиеся определенных успехов. Бо-

лее того — достойные подражания. Кадровые рабочие авто-

завода, участвующие в международных автомобильных со-

ревнованиях, они предстают перед нами прежде всего как пе-

редовые, мыслящие члены большого производственного кол-

лектива, нацеленного на решение важных технических я

экономических задач. Они занимаются автомобильным спор-

том не только в свое удовольствие, но и с глубоким понима-

нием того, какую роль он играет в совершенствовании отече-

ственной автомобильной техники, в борьбе за повышение ее

эффективности и качества, и в то же время сознавая, что

такой дорогостоящий вид спорта стал для них доступным

именно благодаря достигнутому высокому уровню производ-

ства автомобилей, способных успешно выдерживать конку-

ренцию с лучшими иностранными марками.

Убедительно раскрывая эти органические взаимосвязи

автомобильного спорта с техникой и экономикой, книга

Ю. Клеманова становится, на мой взгляд, не только художе-

ственной хроникой наших спортивных побед, но и своеоб-

разным отображением трудовой доблести всех московских

автомобилестроителей, крупных достижений социалистиче-

ской экономики. Это усиливает ее патриотическое звучание,

вызывает чувство гордости за советский рабочий класс, кото-

рый фактически и является здесь подлинным героем произ-

ведения.

Сейчас на АЗЛК выпускается новый автомобиль «Мо-

сквич-2140». В его конструкцию, в проекты последующих

модификаций заложен богатый опыт эксплуатации и спор-

тивных испытаний предшествовавших моделей, вписавших,

как это видно из книги, славную страницу в историю отече-

ственного автомобилестроения. А новый, более высокий уро-

вень качества открывает перспективу и новых спортивных

свершений, которые, в свою очередь, будут способствовать

дальнейшему развитию и совершенствованию советской авто-

мобильной техники.

Профессор Л. Л. АФАНАСЬЕВ, заслуженный деятель науки и заслуженный деятель

науки и техники РСФСР, председатель Федерации автомобильного спорта

(ФАС) СССР

======================== 2 ==========================

 

 

“Ралли – любовь моя”

 

 

========================= 3 =========================

Запись

Первая

КТО БЫЛ ЛУЧШИМ

НА ТРАССЕ!

Ленинград. Первенство СССР по

шоссейно-кольцевой гонке. (Дата зачеркнута.)

 

Хотя все события уже позади и для меня лично ни-

чем не примечательны — если говорить о чисто спор-

тивном результате,—я все еще нахожусь под впе-

чатлением этой гонки. Под таким впечатлением, что

даже вот решил записать все, как было... Журнали-

сты ведь пишут только о победителях—первое ме-

сто досталось такому-то, вторым на финише был та-

кой-то... А я хочу рассказать о том, как спортсмен

занял сегодня последнее место,— да, последнее! — но

был, на мой взгляд, лучшим на трассе. Я хочу запи-

сать все, как было, по свежим следам, потому что это

прежде всего урок для меня и многих других моло-

дых гонщиков; хотя, по правде говоря, тут дело даже

и не в «уроке», а в том, что сегодня мне стало как-то

особенно ясно, каким замечательным спортом мы

занимаемся и какие личные качества он воспиты-

вает.

Но начну по порядку. Сразу же после старта мы

все, без разведки, ринулись в «бой» и начали «ре-

заться» друг с другом уже на первых кругах. В этой

финальной гонке на первенство СССР по классу

«Москвичей» собралась компания неоднократных

чемпионов страны разных лет. А. Терехин, Ю. Чви-

ров, Е. Веретов, В. Орлов—все они хорошо изучили

повадки или, как еще говорят, «гоночный почерк»

друг друга. Впрочем, главную опасность для всех и

особенно для нашей заводской команды представлял, по

данным контрольных заездов, армейский спорт-

смен Карл Галыгин: на прикидке он прошел луч-

ший круг—2.07, то есть за 2 минуты и 7 секунд. Но

ему-то как раз поначалу не повезло—«засиделся»

на старте и потерял при этом несколько первых метров дороги.

 

======================== 4 ==========================
События в гонке развивались прекрасно—мне

удалось захватить лидерство и, хотя на «хвосте» у

меня шел Чвиров, не отпуская больше чем на деся-

ток метров, а вплотную за ним, как привязанные,

мчались Терехин и спартаковец Галкин, я чувство-

вал себя довольно уверенно. Пчелой жужжал двига-

тель (недаром меня ребята из нашей заводской

команды называют «профессором по регулировке»),

на прямых я просто-таки физически ощущал его ре-

зерв мощности, легко отрываясь от преследователей,

а то что они вновь доставали меня на виражах,

только подхлестывало—ну что ж, конечно, на то

они и чемпионы. Зато на моей стороне время: я-то

к концу гонки, поднаторев, буду проходить те же ви-

ражи уже лучше, а их двигатели лучше не станут.

Вираж… Для любого автомобилиста это, так ска-

зать пробный камень его мастерства. Как проходить

вираж знает каждый—теоретически, разумеется.

Опрокидывающий момент, создаваемый боковой цен-

тробежной силой на повороте, не должен превышать

момента силы тяжести автомобиля. Центробежная

сила тем больше, чем больше скорость и чем меньше

радиус поворота. Значит, надо входить в вираж с та-

кой скоростью и так учитывать его радиус, чтобы не

опрокинуться. Небольшая премудрость, казалось бы.

На тренировках гонщики отрабатывают виражи, как

музыканты свои гаммы.

Но все это—азбука для начинающих. А для ма-

стеров каждый вираж—творческая задача, да еще

со многими неизвестными. Нужно мгновенно понять

его с предельной точностью оценить, где начать

торможение перед входом в поворот, как использо-

вать конкретные его особенности, когда прибавить

газ чтобы выиграть драгоценные доли секунды. Тор-

мознешь перед поворотом чуть сильнее или чуть

раньше - и тебя обойдут. Упустишь момент и... того

и гляди, очутишься вне дороги. В том и искусство -

найти этот узкий «коридор» между скоростью и без-

опасностью, пройти его так, чтобы и волки были

 

======================== 5 ==========================

сыты, и овцы целы. Даже опытный гонщик не всег-

да совершает оптимальный маневр, но он постоянно

ищет его, потому что погоду в гонке делают именно

виражи, умение проходить их с наивысшей скоро-

стью, использовать юз и другие открывающиеся воз-

можности. Ибо, хотя у нас.и моторный спорт, победу

в нем приносит мастерство, а не только мощность

мотора.

Что касается меня, то я в той гонке больше рас-

считывал не на свои, а на лошадиные силы. Глав-

ное—продержаться в лидирующей группе, а уж

когда выйдем на финишную прямую, посмотрим,

что «скажет» мой великолепный двигатель...

«Посмотреть» не пришлось. На четвертом круге

неожиданно послышался какой-то подозрительный

треск, и через секунду все стало ясно—сломалась

ступица колеса в моей машине. Пришлось сойти с

дистанции.

Не буду описывать здесь своих чувств—слиш-

ком много понадобилось бы слов, за литературную

«проходимость» которых не поручусь. Потому что

главное, что испытываешь в таких случаях,—не-

удержимая досада. На себя, на механика, на «пре-

следователя», чересчур уж напиравшего сзади, на

весь мир и на небо, которое как-то сразу становится

с овчинку... Да, не легко это—вот так сразу попа-

дать из кипятка гонки в леденящую сердце холод-

ную ванну для аутсайдеров за обочиной. Вы поду-

майте, к чемпионату страны чуть ли не год готовишь

машину, на заводе стараешься почаще попадать во

вторую смену, чтобы иметь возможность днем «по-

ковыряться» вволю на ямах и подъемниках нашего

спортивного гаража (когда они меньше заняты), тре-

нируешься неделями на трассе, отрабатывая приемы

вождения, выкладываешься полностью на отбороч-

ных соревнованиях — и все это идет прахом за какие-

нибудь несколько секунд из-за одной непредвиденной

мелочи. Я уже не говорю об «издержках» другого

 

 

======================== 6 ==========================

рода: критике, которой подвергаешься за все эти от-

лучки дома,—я ведь женат,—упущенных возмож-

ностях отдохнуть и повеселиться, сходить лишний

раз в кино или в заводской клуб, посидеть с товари-

щами в теплой компании.

Чуть не плача, проклиная себя за то, что слишком

увлекся доводкой двигателей и недосмотрел за ходо-

вой частью, я стоял, превратившись в зрителя, и сна-

чала почти безучастно наблюдал за продолжавшейся

гонкой. Мимо меня пролетали со свистом Терехин и

Веретов, Лифшиц и Галыгин, затем Ипатенко и Ле-

совский, охваченные азартом борьбы. А я лишь через

два или три круга заметил, наконец, что на трассе

нет Юрия Чвирова, члена нашей заводской команды,

который шел все время за мной по пятам.

Неужели тоже сошел?.. Не скрою, сначала даже

мелькнула недобрая мысль («Ага! Не будешь в дру-

гой раз «давить на психику», когда твой товарищ ли-

дирует!»), но ее тотчас же вытеснила другая: «Что

с ним?.. Не разбился ли?»

Так как я находился далеко от трибуны, на дру-

гой стороне кольцевой трассы, зрителей поблизости

совсем не было, и лишь метрах в ста от меня мая-

чила одинокая фигура милиционера. Он бдительно

наблюдал за группой мальчишек, влезших на де-

ревья, с которых хорошо просматривался участок

трассы.

Бросив свою машину, я помчался туда и еще на

бегу, минуя милиционера, закричал, обращаясь к

«знатокам» на зеленой «галерке».

— Эй!.. Что там случилось с номером двадцать

три?.. Не знаете?

Один из мальчишек, неохотно оторвавшись от

зрелища на трассе, процедил сверху вниз:

— Сошел он... Ступица поломалась,— и назвал

мою фамилию.

— Да нет! — закричал я.— Двадцать третий!

Красная такая машина. Не знаешь?

Но по кольцевой трассе снова пронеслась лиди-

 

======================== 7 ==========================

рующая группа машин, и ответ мальчишки потонул

в реве моторов. Между тем ребята, заметив шлем в

моей руке и свежие пятна масла на комбинезоне, бы-

стро сообразили, кого им бог послал в собеседники.

Как стайка воробьев, слетели они со своего зеленого

насеста и, окружив меня плотным кольцом, затара-

торили, точно двигатели без глушителя. С трудом

мне удалось выяснить, что Чвиров вскоре после моей

неудачи резко замедлил ход и затем остановился у

наших боксов... Присоединившийся к нашей беседе

милиционер подтвердил эти сведения.

Вот тут-то и произошло то, что превратило для

меня эту гонку в незабываемый жизненный эпизод.

Неожиданно, по совершенно непонятной причине,

один из мальчишек отделился от нашей группы и

выбежал на дорогу, видимо желая ее пересечь.

И почти в тот же момент из-за поворота выскочила

на прямую машина Терехина.

Нетрудно себе представить, что могло бы прои-

зойти, если бы гонщик мгновенно не среагировал.

Он знал, на что идет, и все же направил машину в

сторону от дороги.

Когда я подбежал к ней, она лежала далеко за

обочиной, вверх колесами, которые еще продолжали

крутиться. Обе передние дверцы были раскрыты—

от удара сорвало замки,—а над горячим поддоном

струилась паровая дымка, так как примятая трава

обильно смочила его росой.

Виновник происшествия испуганно забился в кю-

вет и, не в силах унять дрожь губ, бормотал:

— А чего? Никого ж не было... А чего?

Саша Терехин выбрался из машины и, взглянув

на нас отсутствующим взглядом, сокрушенно пока-

чал головой. Штанина его комбинезона была ра-

зорвана до колена, на щеке кровоточила ссадина.

Да и весь его вид был, прямо сказать, не для кино-

съемок.

Но еще больше он огорчился, когда наконец раз-

 

 

======================== 8 ==========================

глядел меня.

— Ты разве... тоже сошел?—спросил он обеспо-

коенно.— И Юра Чвиров стоит у боксов, я видел.

— Да ладно... Как ты? А ну-ка пройдись: перело-

мов нет?

— Есть тут как раз времечко прогуливаться!—

вдруг зло огрызнулся Терехин. Он подбежал к ма-

шине.— Давай помогай!

С помощью мальчишек и милиционера нам уда-

лось поставить ее на колеса. Терехин быстро сел за

руль и... энергично включил стартер,

Сколь ни удивительно это было после того, что

произошло, но двигатель почти сразу завелся. Не

успел я и рта раскрыть, как машина, рванув, оказа-

лась снова у трассы. Терехин прислушался на секун-

ду—не едет ли кто-нибудь-из участников гонки,—

затем, не мешкая, выехал на дорогу. Такая поспеш-

ность была, впрочем, уместной—по зоне отчужде-

ния к месту происшествия уже приближалась сани-

тарная машина с врачом скорой помощи, а встреча

с ним, по-видимому, никак не входила в расчеты

гонщика. Он сразу же устремился по трассе, набирая

скорость.

«Смотри, какой заводной»,—неодобрительно по-

думал я о Терехине. Его поведение казалось мне про-

диктованным излишней горячностью, безоглядным

желанием взять реванш, что считается в среде гон-

щиков плохим тоном... Я с удивлением посмотрел

вслед товарищу, проявившему такое несовершенство

характера. Странно... Ведь трижды был чемпионом

СССР считается одним из лучших спортсменов на

нашем заводе, да и производственник замечатель-

ный—много лет работал на отделочном конвейере

(а туда плохих не берут), потом был выдвинут на

должность контрольного мастера, сейчас испытатель

в лаборатории ОТК...

Между тем события на трассе развивались своим

чередом Перед нами пронесся Женя Веретов, вско-

ре за ним—Карл Галыгин, заметно улучшавший

 

======================== 9 ==========================

свое турнирное положение. Это, очевидно, и есть ли-

деры. Я машинально вскинул секундомер и засек

время того и другого. Затем в борьбе прошли Ипа-

тенко и Лесовский — они, видимо, сражались друг с

другом уже не первый круг. Да и было из-за чего —

теперь перед каждым из них замаячила бронза...

Промчался в хорошем темпе, стремясь наверстать,

упущенное, Чвиров. «Молодец!»—подумал,я,: хотя

было ясно, что никакой роли. в этой гонке он уже не

сыграет.

А вот и Терехин. Мы прямо ахнули, когда увиде-

ли его машину, несущуюся по трассе. Ну и разва-

люга! По сравнению с ней моя, стоявшая за обочи-

ной и занесенная уже в невеселый судейский кон-

дуит «выбывших по неисправности», выглядела, как

слегка охромевшая герцогиня. Сильно помятый ку-

зов с прилипшими к нему комьями земли и зелены-

ми полосами растертой при аварии травы, выбитое

стекло, хлюпающие дверцы — все это, действитель-

но, придавало машине Терехина вид какой-то бед-

няцкой арбы, чудом оказавшейся на современной

дороге. К тому же и гонщик сидел как-то не по-спор-

тивному, неуклюже—привалившись к изогнутой

стойке корпусом и придерживая левую дверцу лок-

тем. Правой рукой, то и дело отрывая ее от штур-

вала, он поправлял другую, наспех привязанную

дверцу.

Впрочем, ехал Терехин быстро, и я еще раз поду-

мал, до чего же он бесшабашный и безответственный

парень...

Это не помешало мне щелкнуть секундомером,

когда вновь промчались Беретов и Галыгин. Первый

прошел круг за 2.10, второй—за 2.08. Ого! Если

дальше так пойдет, то армеец скоро настигнет на-

шего Женю, а там уж и обойдет его наверняка. Не-

приятное открытие!

Я повторил свой замер на следующем круге. Да,

 

======================== 10 =========================

у Веретова 2.10, а у Галыгина снова выигрыш двух

секунд. Черт возьми, эдак мы можем проиграть в

командном зачете!..

И тут меня осенило. Так вот почему Терехин воз-

вратился на трассу! Недаром он был так огорчен,

узнав, что и я сошел с дистанции. Конечно же—

стоит сейчас Веретову остаться вторым (то есть по-

лучить 6 очков за второе место, а не 8 за первое), и у

нашей команды образуется «дефицит» — не будет

хватать зачетных очков.

Я мысленно проклял себя за то, что позволил себе

подумать иное, а когда Терехин вновь появился на

трассе, так неистово замахал руками, что он даже,

кажется, сбросил газ на секунду, чтобы посмотреть,

что это со мной происходит. Нет, вряд ли, конечно,—

слишком уж много забот ему доставляли дверцы,—

но мне показалось — хотите верьте, хотите нет,—

будто он даже и подмигнул мне при этом.

Надо ли говорить, что я теперь смотрел уже на

гонку другими глазами? Основные события ее—

борьба лидеров, показания секундомеров, волнения

на «галерке»—все это отступило на задний план, и

я видел одно: подлинную красоту спортивного по-

двига, черную солдатскую работу спортсмена, в поте

лица, с риском для жизни, без шансов на награду,

упорно и без передышки копавшего для своей коман-

ды спасительный окоп. Да. Не то, что я. Стою на

обочине и комментирую. Будто корреспондент ка-

кой. Обозреватель, понимаете ли. Со сломанной сту-

пицей.

Проклятая ступица. Если бы не она, «ходил» бы

я сейчас, как Галыгин. А что?.. У меня на прикидке

тоже 2.08 было. Потому я и стартовал в первом ряду,

по данным контрольного заезда. Хорошее время по-

казал. На секунду лишь хуже, чем у Галыгина. Не

сломалась бы ступица, еще неизвестно, как все сло-

жилось бы. Может, и не пришлось бы Терехину при-

нимать на себя такой крест. И как только ему уда-

 

 

======================== 11 =========================

ется на этой грохочущей таратайке поддерживать

такую высокую скорость?.. Просто трудно поверить,

что можно подобным образом пройти всю дистан-

цию.

Словно бы услышав эти мои мысли, Терехин стал

еще энергичнее «орудовать»—иначе не скажешь—

локтем и правой рукой, борясь со своими хлюпаю-

щими дверцами. Круг за кругом, придерживая их,

меняя чуть ли не ежесекундно положение тела, со-

средоточенный и напряженный до предела, вел Те-

рехин свою машину на бешеной скорости, в темпе

лидеров. Да, да, в том же темпе, потому что авария

обошлась ему в две минуты, которые приходилось

теперь собирать по крупицам секунд. Конечно, о пер-

венстве или о призовом месте не могло быть и ре-

чи—задача состояла лишь в том, чтобы дойти, пока

еще не закроют финиш,—но и это сейчас требовало

огромного напряжения воли и сил. Ведь каждый круг

длиною в 3360 метров надо было проходить за 2.09—

2.10, чтобы закончить дистанцию и уложиться в нор-

матив.

И Терехин финишировал в этой гонке. В судей-

ском протоколе против его фамилии поставили на

этот раз не привычную для него восьмерку, а скром-

ную единичку за шестое место. Но какая это была

единичка! Золотая для нашей команды…

 

Запись

Вторая

КОНВЕЙЕР,

МОИ ДОМ РОДНОЙ

Москва, (Дата зачеркнута.)

 

До чего же я завидую иногда ребятам, работающим

испытателями! Их труд фактически та же трени-

ровка, подготовка к автомобильным соревнованиям.

По крайней мере, половина из того, что они делают

на трассах и на автодроме по служебной обязанно-

 

 

======================== 12 =========================

сти, является одновременно и чем-то вроде привыч-

ных упражнений, позволяющих им постоянно под-

держивать спортивную форму. Мне для этого при-

ходится после смены, изрядно уставши (как-никак

пешочком ведь вдоль конвейера ходим) и не всегда

даже пообедав, спешить на тренировку или в гараж,

чтобы заняться машиной, а они уже, будьте любез-

ны, загодя прекрасно потренировались и теперь на-

правляют стопы к проходной — кто домой, кто в ве-

чернюю школу, а кто и на стадион, «поболеть» за

родное «Торпедо».

Попасть в испытательную лабораторию

ОТК или в экспериментальный гараж ОГК— мечта

каждого заводского автоспортсмена. Ведь если она

сбывается, счастливчик сразу же приобретает куда

как большие возможности, чем мы, производствен-

ники; он словно бы получает путевку в тот сказоч-

ный мир, где на занятия спортом не смотрят косо,

где понимают, что тренировки способствуют совер-

шенствованию также и профессионального мастер-

ства рабочего. А главное—хорошо знают, какую

пользу автомобильный спорт приносит нашему об-

щему делу... И мастера спорта тут бок о бок с тобой

работают, могут опытом поделиться, советом помочь.

Что и говорить, хорошо спортсмену в лаборатории

ОТК и в экспериментальном гараже—лучшие это

для него места на всем заводе. И счастливый день

когда туда приглашают.

Вадим Ржечицкий, например, такого приглаше-

ния несколько лет ждал. Когда он поступил на за-

вод, вакансий ни там, ни здесь не было, предложили

идти в цех внутризаводского транспорта. Иначе го-

воря, по заводскому двору меж цехов шоферить,

развозя со складов детали. Не очень-то разгоняешь-

ся на такой «трассе». К тому же во всех крупных

автохозяйствах и на заводах водителей внутризавод-

ского транспорта принято иронически называть

«гонщиками». Молодому Ржечицкому этот юмор был

особенно горек, звучал издевательски—ведь парень

 

======================== 13 =========================

действительно спал и видел, что будет спортсменом,

мечтал стать настоящим — без всяких кавычек! —

гонщиком. Но ничего! День-деньской он гонял по

двору полуразбитый «пикап» с деталями, вечерами

посещал школу для взрослых да еще поспевал и

спортом заниматься, готовить машины к соревно-

ваниям. К тому моменту, как его взяли, наконец, в

экспериментальный гараж, Вадим имел уже спортив-

ный разряд.

А пишу я все это почему?.. Да потому, что и со

мной сегодня разговор был. Заместитель главного

конструктора эдак издалека начал: сколько мне на

главном конвейере платят, не монотонная ли работа,

бывают ли сверхурочные? А потом прямо в лоб

спросил, не хочу ли я к ним перейти, он, мол, берет-

ся уладить это дело с начальником цеха сборки. По-

скольку я спортом успешно занимаюсь («перспек-

тивный спортсмен», как он выразился), мне надо бы

больше тренироваться, получить для этого больше

возможностей.

Ну, я сначала возликовал в душе. Хотя и не пер-

вый раз со мной такие разговоры ведутся и знаю

заранее свой ответ, а все же приятно. Потешить

мечту. Прикинуть, как было бы, если бы... И так

далее...

Я, как водится, разыграл удивление. Для солид-

ности не сразу ответил, чуток помолчал. Поблагода-

рил, конечно, за доброе отношение. И только уж

потом (немного запнувшись, правда) дал свой

ответ.

А какой ответ—тут и двух мнений быть не мо-

жет. Я же работу свою не меньше спорта люблю. Уж

на что интересно на соревнованиях бывает или, ска-

жем, на занятиях в техникуме, а все-таки главный

свой интерес никуда не денешь. И сколь бы радостна

ни была победа на трассе или пятерка по технологии,

но не будет от этого настоящего удовлетворения,

если работа не спорится,—так ведь?—если ты свои

главные восемь часов не проживешь полнокровно,

 

======================== 14 =========================

на полном дыхании. А оно у меня накрепко с кон-

вейером связано, с его дыханием и кровообраще-

нием, Я же ведь в сборочном с первых своих завод-

ских дней работаю. С младых ногтей, как у Пушки-

на сказано. Первую свою зарплату отсюда домой

принес, первые премиальные. Впервые здесь себя

взрослым человеком почувствовал. Не знаю, как для

кого, а для меня это важно. Не бесследно прошло.

Вроде как; скажем, первая любовь, которая не ржа-

веет.

И верно, как испытал, помню, свои первые вос-

торги, начав работать на конвейере, да затрепетал в

страхе от мысли, что вот он сейчас остановится из-за

меня, если я только одно неверное движение сде-

лаю, так и по сей день в какой-то степени сохра-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...