И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 2 глава
няется во мне этот внутренний трепет, когда засту- паю в свою смену. Нет, не просто чувство ответст- венности—оно каждому свойственно при работе на конвейере—и не ставшее уже привычным восхи- щение четкостью трудового ритма, неутомимо бью- щегося заводского пульса, а прежде всего ощущение сопричастности к чуду, к тому, что вот здесь, имен- но здесь, на твоих глазах и при помощи твоих рук рождается чуть ли не каждую минуту новый авто- мобиль. Где бы ни работать на заводе—а есть же ведь много интереснейших цехов и участков, прес- совые, например, или цех отделки,—такого ощуще- ния, как на- главном конвейере, нигде больше не мо- жет быть. Уж на что, скажем, прекрасен кузовной цех, столь похожий порой на сказочный берендеев лес, особенно на участке электроматиков и сбороч- ных кондукторов: сверху свисают сотни «лиан» — провода и канаты, высятся махины прессов и элек- троматиков, сыплются искры из их многоконтактных челюстей, то и дело возникают всполохи света от электродуговой сварки, ну, ни дать ни взять мир чудес,—а свершается все-таки чудо не здесь, а у нас, на спокойном и неторопливом потоке конвейера, главное чудо, когда неуклюжий поначалу металли-
======================== 15 ========================= ческий короб, форменный скелет с пустыми глазни- цами, начинает обрастать мясом, обзаводится жила- ми проводов, получает «начинку» и превращается постепенно в изящный автомобиль, который уже— только поверни контролер-обкатчик ключ зажига- ния—своим ходом съезжает с эстакады и весело катится затем по двору к выездным воротам. Обожаю смотреть на эту картину!.. Вот ведь не- мало лет на заводе работаю, пообвык вроде бы, но вид съезжающей с конвейера машины по-прежнему
волнует; и сколько раз я ловил себя на том, что, идя к своему участку, делаю крюк—только чтобы взглянуть на очередное таинство, на то; как кон- вейер, добродушно урча и как бы напутствуя, под- талкивает легонько в плечо новорожденного «Мо- сквича». Я вовсе не хочу всем этим умалить роль других цехов в общем процессе рождения автомобиля или принизить тех, кто не работает на главном конвейе- ре. Автомобиль изготовляется тысячами людей, во многих цехах, причем далеко не только нашего за- вода — это мы прекрасно понимаем. Но есть все-таки что-то, что побуждает нас, отвечая на вопрос: «Где работаешь?»—сказать не просто: «В сборочном цехе», а и добавить не без гордости: «На главном конвейере». Не берусь судить почему, но это же факт, что все так говорят! А для меня лично цех сборки—это вообще дом родной. Даже больше—университет. Принято гово- рить: «Человек вырос». В том смысле, что квалифи- кацию повысил, или в начальники вышел, или да- леко по тарифной сетке разрядов шагнул. Про меня же точнее было б сказать: «Раздался в плечах». По- тому что рост у меня как бы вширь пошел—не. по- должности или по разрядам, а по количеству про- фессий, которыми овладел. Я ведь «скользящий»—есть такая должность, Хожу вдоль конвейера, за работой поглядываю. То тут, то там подсоблю, иногда заменяю кого-нибудь.
======================== 16 ========================= Кого? А это уж как сложится обстановка. У нас на участке примерно 120 рабочих одновременно заня- ты, из них лишь 4—:«скользящие». Иными словами, один «скользящий» на 30 сборщиков, то есть 30 раз- ных операций он должен уметь выполнять обяза- тельно. А на самом деле каждый из нас еще, по крайней мере, столько же операций знает, а есть не- которые — так и все сто двадцать. Трудовой ритм конвейера напряженный, задан- ный темп не должен ослабевать ни на минуту в те- чение всей смены. И обеспечивать это должны мы,
«скользящие». Казалось бы, все хорошо идет: кон- вейер не останавливается, люди работают, движения сборщиков легкие, четкие, дисциплина безукоризнен- ная, а бдительность все равно ослаблять нельзя. Конвейер не быстро ползет, но неумолимо. Получил- ся у сборщика перекос, или оказалась сорванной резьба, или просто замешкался парень — и ему уже не управиться с операцией. Глядишь, сейчас заго- рятся красные лампы, линия остановится. Вот тут- то и начинается моя деятельность. Я должен быть быстрее, точнее, квалифицированнее, чем любой из 30 моих подопечных. А это, между прочим, далеко не то же самое, что руководить столькими же людь- ми. Руководить, может быть, и труднее, но ведь не каждый начальник может заменить любого из тех, кем он руководит. А «скользящий» обязан, иначе зачем бы он был нужен? Его оружие—универса- лизм, равно хорошее владение всеми операциями, готовность немедленно, безотказно и ювелирно вы- полнить любую из них. Но главное даже и не это. Как для голкипера в футболе важно уметь каждый раз правильно вы- брать место в воротах еще до удара противника по мячу, так и «скользящему» необходимо все время заранее угадывать, где он может быть особенно ну- жен в постоянно меняющейся обстановке. А вернее сказать, надо обладать каким-то особым чутьем, приходящим лишь вместе с опытом.
======================== 17 ========================= Прохаживаешься, словно в задумчивости, вдоль ленты конвейера, подменишь ненадолго товарища, которому надо отлучиться, поможешь молодому сборщику советом, перекинешься парой слов с ма- стером — вроде бы и не трудная это работа. А на са- мом деле—все время в напряжении, все время включено это упомянутое чутье, благодаря которому оказываешься каждый раз поблизости от того места, где заданному темпу угрожает срыв, где произошла чуть заметная поначалу заминка, появилась в про- изводственном потоке шероховатость. Чистая работа «скользящего»—это когда и заме- тить никто не успел, что назревала остановка. Глад- ко, как по маслу, продолжает ползти конвейер; без- остановочна и глубоководна река автомобилей у впа- дения в заводской двор; ничто не нарушает ее спо- койного течения. Достигается это, конечно, не только чутьем и на-
ходчивостью. Как тому же голкиперу недостаточно лишь правильно выбрать место в воротах, но надо еще, между прочим, уметь и ловить мяч, хватать его цепко, так и «скользящему» необходимы сноровка, умелость, высокая квалификация. На конвейерах всего мира известно явление— наиболее трудны для сборщика первые минуты ра- боты; лишь через полчаса после начала смены (а иные и через час!) люди втягиваются в ритм, на- чинают работать легко, раскованно, без лишних дви- жений и усилий, с тем неутомляющим автоматиз- мом, который отличает профессионала от новичка. Огромное значение имеет при работе на конвейере эта втянутость в ритм. А каково же «скользящему», если ему на каждой из операций приходится рабо- тать лишь по нескольку минут, если он обязан уметь мгновенно переключаться с одного вида работ на другой, на третий, на пятый, на семнадцатый. При- чем каждый раз уже с потерей темпа—ведь, каково бы ни было чутье, на самое обнаружение «слабого места» (вернее сказать, «тонкого», то есть там, где
======================== 18 ========================= «рвется») уходит какое-то время; прибавьте сюда еще время реакции, затем время, необходимое на подсменку сборщика на посту, и станет ясно, как мало остается «скользящему» на очередное- перево- площение, переход из одной трудной роли в другую. Он должен быть постоянно, всегда, безотказно в ритме конвейера, с первой до последней минуты смены. Ну вот, и как, скажите теперь, такую работу не любить? Когда чувствуешь себя лицом столь важ- ным и ответственным—не по должности, не на бу- маге, а на самом деле, по самой сути, по непосред- ственному значению того, что делаешь. Оно, конечно, и мы, «скользящие», частенько ворчим, иногда даже ругаем нашу работу—это уж как водится,—а на производственных совещаниях даем понять, что пора бы повысить к нам внимание (а то, мол, не ро- вен час, как бы не превратились в «текущих»). Но фактически ни о какой текучести наших кадров не может быть и речи—мы же ведь «гвардия» боль- шого конвейера! Я бы даже сказал, что есть что-то
общее у «скользящих» и гонщиков: и те и другие должны быть готовы к преодолению самых неожи- данных трудностей, уметь быстро и четко действо- вать в обстановке, которая способна изменяться в любой момент. Более того, и тем и другим свойст- венна спокойная привычность к этим трудностям, психологическая подготовленность к тому, что они время от времени должны появляться. Так же как гонщик не бросит спорт из-за того, что на дорогах бы- вают ухабы и рытвины, так и «скользящий» не по- мышляет о перемене трудовой деятельности по при- чине того, что приходится все время расхлебывать кашу да затыкать дыры. Конвейер не должен ни в коем случае простаи- вать! Это противоречит его природе. Если подумать, во что государству обходится одна только минута непланового, непроизводительного простоя нашего конвейера, так прямо не по себе становится. Нельзя этого допускать!.. Потому и трудимся с напряже- ======================== 19 ========================= нием, ворон не считаем, нет... Хоть по названию мы и «скользящие», но, как говорится, насмерть стоим. Старший мастер моей смены Иван Никанорович Остриков однажды сказал мне: — Слушай, рабочий класс, ты бы хоть когда-ни- будь взял да прикинул, сколько через твои руки ав- томобилей прошло!.. Ведь уже лет десяток на кон- вейере трудишься? Стали мы с ним подсчитывать, и получилось, что уже более двухсот тысяч «Москвичей» сошли с кон- вейера в те многие смены, что мы с ним вместе ра- ботали. И стало мне на душе так приятно, и таким он мне вдруг симпатичным показался, этот Иван Ни- канорович. Будто мы с ним за эти годы и не руга- лись никогда... Рабочему человеку ведь что нужно?.. Чувство- вать, что дело делаешь, создаешь, как говорится, ма- териальные ценности. А уж где, как не у нас, такому чувству возникнуть?.. Красавица же продукция! Прекрасный товарный вид, разодетая в лак и хром! А главное — очень нужная людям, полезная, прино- сящая радость. Заурчит дружелюбно мотор, и, щелк- нув легонько зубьями шестерен, машина тронется, зашелестит вкрадчиво шинами, делая свои первые шаги по земле. Кому она достанется? У нас как-то не принято об этом говорить, завод—предприятие промышленное, серьезное, коллектив его волнуют проблемы технические да экономические, и если бы кто-нибудь услышал эти мои лирические излияния по поводу схода очередной машины с конвейера, то подумал бы, верно, что я не в себе. А я, между прочим, совсем не «лирик» (хотя и занимаюсь в литературном объединении «Москвич» при заводской многотиражке), скорее уж «физик»— по складу характера и роду деятельности—и, во всяком случае, не склонен никак к поэтическим из-
лишествам. Просто хочу объяснить, почему не вос- пользовался заманчивым приглашением перейти на работу в отдел главного конструктора. Логики в ======================== 20 ========================= этом решении было немного — кто ж не знает, что гонщику-спортсмену было бы лучше работать шо- фером-испытателем? Я же, так это, запросто: благо- дарствуйте, не воспользуюсь; занят, мол, на своем любимом конвейере; недосуг мне в испытатели пе- реходить. Вот такие дела... Может, и неправильно я посту- пил? Потому и пишу все это. Чтобы легче самому было разобраться. Сопоставить все «за» и «против». А еще точнее—чтобы письменно зафиксировать принятое решение. Для верности, так сказать. Вро- де документа о том, что с конвейера никуда не уйду.
Запись Третья «СВАТОВСТВО» ЧЕМПИОНА Москва. Клуб автозавода. (Дата зачеркнута.)
Не первый раз доводится мне быть на общезавод- ском слете ударников коммунистического труда, но сегодняшний запомнится, вероятно, надолго. Во-пер- вых, приятно было услышать свою фамилию, произ- несенную среди других со столь высокой трибуны,— нас похвалили, сказали: «Сборщики вышли вперед». Почти спортивная терминология, мне понравилось. Во-вторых, и по спортивной линии у меня неожи- данно кое-что произошло. Есть, так сказать, новости. Правда, в другое время я, может быть, и не стал бы писать о них в дневнике, но сейчас очень уж рас- полагает к этому складывающаяся обстановка—все равно придется, по крайней мере, полтора часа про- сидеть без дела. Объявили перерыв, в зале показы- вают кинофильм, а я его уже видел. Поэтому пред- почитаю отсидеться в фойе; примостился в уголке к одному из столиков и вот пишу в приятном уеди- нении. (Ох, ох, что сказал бы руководитель нашего литобъединения, увидев целых три предлога в одном
======================== 21 ========================= предложении?!) Собственно, если уж писать, то прежде всего о разговоре с Николаем Сучковым. Он меня сегодня так взволновал, что недавние переживания по поводу перехода в экспериментальный цех сразу же отошли куда-то на второй план. Еще бы! Сучков ведь не ря- довой гонщик—чемпион страны все-таки. И даже неоднократный. Один раз вместе с Терехиным, дру- гой раз с Виктором Щавелевым выигрывал первен- ство СССР по ралли. И вдруг он мне предлагает... Нет, нет, этот знаменательный разговор стоит, по- жалуй, изложить поподробнее. Начал он, как водится, издалека. Подходит ко мне в перерыве между заседаниями и говорит: — А наши ребята, смотрю, на высоте. Здесь, в зале, я уже человек двадцать насчитал. Ударников... Я взглянул на него с некоторым недоумением... Что же тут удивительного? Известное дело—спорт способствует повышению производительности и тру- довой дисциплины. Естественно, что среди передо- виков производства немало спортсменов. Чего ж их считать. Я решил, что он вроде бы и прикидыва- ется—бывает такая манера разговаривать,—и ска- зал ему в тон: — Интересное занятие. Арифметикой называется. Сучков рассмеялся: — Неплохо поддел. Один ноль в твою пользу.— И, чуть смутившись, сказал доверительно: — Что верно, то верно: я, знаешь, на докладчиков не очень выносливый. Вот и глазею по сторонам... — Нехорошо,—сказал я, окая, с напускной стро- гостью.— Очень даже не положительно. — Ну, ты не очень-то... Сам, между прочим, весь доклад мимо ушей пропустил, а других попрекает. Думаешь, я не видел, чем ты занимался? — Докладчика слушал. — Как бы не так... Сидел, чертил что-то в своей тетрадке, исподтишка. Я ведь давно за тобой наблю- даю.
======================== 22 ========================= — Это... за что же такая честь? — Так...—Сучков отвел взгляд.—Стало быть, нужно.—Он помолчал, усмехнулся.—Так вот, зна- чит, ты какой!.. Довольно занозистый... А мне гово- рили: тихоня, добрейшей души человек, ангел-де во плоти. — Так и есть... — И скромности, вижу, полно!,. — А как же... Имеется. Сучков посмотрел на меня пристально. — Так, так... Тренер тебе, видно, уже сказал. Ты в курсе.—Он коротко помолчал, отвернулся.—Так что же?.. Какое будет твое мнение? Голос его даже дрогнул, выдавая волнение,— сей- час-то уж вполне понятное мне, но в тот момент я же ведь все-таки был не в курсе, даже подозревать не мог, о чем речь, и поэтому сказал с глупой улы- бочкой: — Смотря по какому вопросу. Это могло бы иметь роковые последствия, если бы Коля Сучков не был настоящим гонщиком, умею- щим мгновенно оценивать изменение ситуации и действовать соответственно. Густо покраснев от не- заслуженной обиды, он было хотел уже повернуть- ся и уйти, но тут же овладел собой, быстро сообра- зил, что тут что-то не так, и спросил отрывисто: — Или не говорил тебе Роман Александрович?.. Я к тебе сватаюсь! Прочтя на моем окаменевшем лице полную не- осведомленность, он сказал уже мягче, досадуя на себя: — Ну, в общем, в том смысле—поедешь со мной на первенство СССР?.. Тренер не возражает. Я был настолько не подготовлен к этому вопросу, а вернее, к этому сообщению («Тренер не возража- ет—значит, дело серьезное»,—мелькнула мысль), что не мог произнести ни слова. Только уставился на Сучкова, как бы пытая его взглядом—шутит он или нет. Вид у меня был, по-видимому, достаточно
======================== 23 ========================= жалкий и растерянный, потому что Николай пото- ропился сказать: - Да ладно, ерунда все это. Я думал, ты в кур- се... Поразмышляй, в общем, прикинь, как у тебя складывается, а тогда уже скажешь... Можно и не мне, а Роману Александровичу. Он был, я думаю, не меньше, чем я, смущен всем этим «сватовством», хотя подобная практика стала у нас за последнее время обычной—с тех пор как получило распространение ралли. Этот сравнительно молодой вид автомобильного спорта предъявляет к составу участников более сложные (и, главное, ком- плексные требования, чем, скажем, автомобильная гонка, кросс или фигурное вождение. Спортивный экипаж автомобиля на ралли состоит обычно из двух (а иногда даже из трех) человек, которым приходит- ся быть в тесном контакте несколько суток. Ком- плектование экипажей, правильный и продуманный подбор участников имеет поэтому большое значение. Ралли ведь многоборье. Одинаково сильных по всем статьям гонщиков почти не бывает. У одного из спортсменов, например, сильнее развиты штурман- ские способности, умение ориентироваться на мест- ности; другой более силен, скажем, в скоростном ма- неврировании и искусстве вождения; третий очень вынослив и т. д. Но даже при самом удачном сочета- нии этих индивидуальных особенностей членов эки- пажа нельзя забывать еще об одном важном фак- торе—их психологической совместимости, личных взаимоотношениях. Всем хорош каждый из участ- ников, прекрасно сочетаются, дополняя друг друга, разные стороны их мастерства, но... вместе они ока- зываются менее результативными, чем порознь, им что-то мешает, взаимодействие их не высекает искру спортивного творчества. Такое бывает, как показы- вает практика, довольно часто. Поэтому тренеры охотно идут навстречу, когда гонщики самостоятель- но подыскивают себе партнеров, присматриваются друг к другу, выбирая порой себе «спутника жизни»,
======================== 24 ========================= как весьма разборчивый жених выбирает невесту. И даже если эти «браки» оказываются непрочными, огорчаться по такому поводу не приходится,— «раз- вод» в этом случае свидетельствует как раз о серьез- ном отношении к делу, о понимании спортивно-пси- хологических особенностей такого соревнования, как ралли.) На первый взгляд мне и раздумывать нечего. Когда перворазрядника (да еще и не очень замет- ного, лишь по зернышку, как курочка, наклевавшего свои сто зачетных очков разрядной нормы) пригла- шает прославленный чемпион, мастер спорта, то это не просто приятно или лестно, но и чрезвычайно важно практически. Однако... что я, собственно, знаю о Николае и особенно о мотивах его странного вы- бора, павшего на меня? Может, он себе тихеньких да послушных ищет? Так сказать, партнера на побе- гушках?.. И я, конечно, хоть и оказался неожиданно в поле зрения столь видного и состоятельного «же- ниха», как Сучков, понимаю: мне отнюдь не следует, зардевшись, опускать глаза долу, сколь бы ни хоте- лось—что и говорить—поскорей «выйти в дамки». Все эти мысли, по-видимому, мог легко прочи- тать на моем лице мой будущий напарник, когда ошарашил меня своим неожиданным предложением. Поэтому после своего благородного призыва к осмот- рительности он и поспешил переменить тему. — Так что это ты все-таки рисовал?—друже- любно сказал он.—Может, что-нибудь путное? Пришлось ему показать тот дневник. Не записи, конечно, а схему—вернее, эскизный проект, кото- рый я действительно набросал во время доклада. (О том, как надо было бы усилить ступицу, что так подвела меня в Ленинграде.) Идея моя ему, по-видимому, понравилась. Он с интересом рассматривал эскиз. Затем обратил вни- мание на текст: — А это что — пояснительная записка? Я смутился и вырвал у него тетрадку из рук.
======================== 25 ========================= А чтобы не обижался, сказал: — Да нет, это по другому поводу соображения...
Запись Четвёртая ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ... ПО ГРАФИКУ Уж город, Первенство СССР по ралли.
Перед отъездом сюда, разбирая свои бумаги, я долго раздумывал, брать с собой эту тетрадь или нет. Вроде бы не велик груз, но и попусту возить тоже не хочется. После ленинградской гонки я участво- вал уже, по крайней мере, в десяти автомобильных соревнованиях самого различного масштаба—от местных и первенства Москвы до всесоюзных,—но каждый раз не находилось ни времени, ни подходя- щих условий для того, чтобы сделать соответствую- щую запись. Так чего же возить?.. Да, жаль все-таки, что никто из нас не ведет дневник более или менее систематически, обстоя- тельно. Ведь даже за этот короткий срок столько уже интересного было на трассах, прошло несколько подлинно драматических соревнований... А какой след остался от них, кроме медалей на груди побе- дителей да сухих цифр в судейских протоколах? Впрочем, нет, пожалуй, неверно. След остается. Ведь каждое наше соревнование, по сути говоря, это еще и научное исследование. Да, да, недаром же нас, гонщиков, часто называют разведчиками техниче- ского прогресса. Хоть и высокопарно звучит, но, по существу, правильно. Гонка всегда является техни- ческим испытанием автомобиля, причем, как при- нято выражаться в научных кругах, испытанием, проводимым в «экстрёмных» условиях. Конструктор порой за несколько часов спортивного соревнования может увидеть и понять больше, чем за долгие ме- сяцы нормальной эксплуатации автомобиля. И ре- зультаты гонки—это не только запись в судейском
======================== 26 ========================= протоколе; они находят свое отражение на листах ватмана и в инженерных расчетах, в технических условиях и новых проектах. Да и вообще наш автомобильный спорт играет большую роль в развитии техники. Я читал где-то, что близ Парижа, на месте финиша первой в исто- рии человечества автомобильной гонки, стоит памят- ник, который называют «монументом в честь рож- дения эры автомобилизма». Причем вовсе не потому, что она положила начало автомобильному спорту; первая гонка положила фактически и начало самому автомобилю, каким мы его знаем сейчас. Тогда, в 1894 и 1895 годах, гонки выявили преимущество дви- гателей внутреннего сгорания над паровыми и таким образом решили важнейшую для того времени проб- лему автомобилестроения. Но и затем в сотнях и тысячах соревнований про- должался тот же процесс становления нового. Отку- да газораспределение в двигателях, дисковые тормоза? Впервые они были применены на гоночных маши- нах как средство достижения спортивного успеха, а уж потом в стандартной продукции. Или, например, независимая подвеска колес. Гонщик Караччиола выиграл на своей машине, оборудованной такой под- веской, несколько соревнований в 30-х годах. А че- ловечество выиграло тогда тот (ставший теперь при- вычным) комфорт быстрой езды, который характе- рем для миллионов современных автомобилей. Почти все, что прочно вошло сейчас в автомобильный быт, было в свое время рождено и проверено на гоночных трассах. Рост степеней сжатия, оборотности и удель- ной мощности двигателей, улучшение разгонной динамики (столь важной сейчас на улицах городов!), повышение устойчивости и мягкости хода автомо- биля—результат реализации передовых идей, обя- занных своим возникновением автомобильному спорту... Да, конечно, все это так. Но ведь мы, спортсмены, не просто испытатели и носимся по трассам отнюдь
======================== 27 ========================= не только затем, чтобы проверить на форсированном режиме идеи конструкторов. Спорт есть спорт, и ему присущи эмоции. Поэтому и хотелось бы записывать то, что иногда с нами приключается (не с машина- ми, а с людьми!) и что, перечитывая, можно было бы вновь и вновь пережить. Но когда же этим заниматься? Ведь все мы рабо- таем и одновременно учимся, да еще общественная работа, а любую свободную минуту используем для подготовки машин, для тренировок... Написал «мину- ту» и усмехнулся—да мы же часами, а иногда и сутками торчим в боксах, занимаясь машинами! Прямо со смены, даже не переодевшись, бежишь из цеха в спортивный гараж. И покидаешь его нередко, когда уже следующая смена у людей заканчивается. Идешь вместе с ними к проходной и на себя доса- дуешь: теперь хоть за второй зарплатой беги, разве только что никто ее тебе и не подумает выписать. А в выходные дни? Не припомню, например, таких субботы и воскресенья, чтобы не пришлось «пооб- щаться» с двигателем, собрать или разобрать какой- нибудь узел. (Жена так и говорит: «Одержимый ты! Попутал тебя черт с этими железками».) Я иногда просто восхищаюсь своими товарища- ми, их беззаветной (иначе не назовешь) любовью к спорту, которая оказывается сильнее очень и очень многих препятствий, лежащих на нашем пути. Су- дите сами, работа у нас нелегкая, хотя и правильно, конечно, в газетах пишут, что грани между физиче- ским и умственным трудом постепенно стираются. Рабочий есть рабочий, и как бы ни возрос за послед- ние годы уровень механизации и автоматизации про- изводственных процессов (посмотришь лишь только, как наш конвейер переменился!), мы все-таки люди физического труда—не в кабинетах сидим. После смены каждому отдохнуть хочется. Но Юра Лесов- ский, Саша Терехин, Миша Лифшиц, Коля Аполло- нов и другие бегут сразу же—куда?.. Думаете, в спортивный гараж? Нет, сначала они отправляются
======================== 28 ========================= в школу для взрослых. Жизнь у каждого, по разным причинам, сложилась так, что в свое время не смогли получить среднее образование, закончить школу. Те- перь завод помогает им в этом, предоставляет воз- можности, более того — требует, чтобы учились. И хотя у Лесовского сын тоже уже ходит в школу, а рыженькая Майя Терехина пойдет на будущий год, достопочтенные их родители усердно посещают занятия, готовят уроки и пуще своих детей страшат- ся «схватить двоечку». А те, кто не посещает школу, учатся в институте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|