Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 2 глава




няется во мне этот внутренний трепет, когда засту-

паю в свою смену. Нет, не просто чувство ответст-

венности—оно каждому свойственно при работе на

конвейере—и не ставшее уже привычным восхи-

щение четкостью трудового ритма, неутомимо бью-

щегося заводского пульса, а прежде всего ощущение

сопричастности к чуду, к тому, что вот здесь, имен-

но здесь, на твоих глазах и при помощи твоих рук

рождается чуть ли не каждую минуту новый авто-

мобиль. Где бы ни работать на заводе—а есть же

ведь много интереснейших цехов и участков, прес-

совые, например, или цех отделки,—такого ощуще-

ния, как на- главном конвейере, нигде больше не мо-

жет быть. Уж на что, скажем, прекрасен кузовной

цех, столь похожий порой на сказочный берендеев

лес, особенно на участке электроматиков и сбороч-

ных кондукторов: сверху свисают сотни «лиан» —

провода и канаты, высятся махины прессов и элек-

троматиков, сыплются искры из их многоконтактных

челюстей, то и дело возникают всполохи света от

электродуговой сварки, ну, ни дать ни взять мир

чудес,—а свершается все-таки чудо не здесь, а у

нас, на спокойном и неторопливом потоке конвейера,

главное чудо, когда неуклюжий поначалу металли-

 

======================== 15 =========================

ческий короб, форменный скелет с пустыми глазни-

цами, начинает обрастать мясом, обзаводится жила-

ми проводов, получает «начинку» и превращается

постепенно в изящный автомобиль, который уже—

только поверни контролер-обкатчик ключ зажига-

ния—своим ходом съезжает с эстакады и весело

катится затем по двору к выездным воротам.

Обожаю смотреть на эту картину!.. Вот ведь не-

мало лет на заводе работаю, пообвык вроде бы, но

вид съезжающей с конвейера машины по-прежнему

волнует; и сколько раз я ловил себя на том, что,

идя к своему участку, делаю крюк—только чтобы

взглянуть на очередное таинство, на то; как кон-

вейер, добродушно урча и как бы напутствуя, под-

талкивает легонько в плечо новорожденного «Мо-

сквича».

Я вовсе не хочу всем этим умалить роль других

цехов в общем процессе рождения автомобиля или

принизить тех, кто не работает на главном конвейе-

ре. Автомобиль изготовляется тысячами людей, во

многих цехах, причем далеко не только нашего за-

вода — это мы прекрасно понимаем. Но есть все-таки

что-то, что побуждает нас, отвечая на вопрос: «Где

работаешь?»—сказать не просто: «В сборочном

цехе», а и добавить не без гордости: «На главном

конвейере». Не берусь судить почему, но это же

факт, что все так говорят!

А для меня лично цех сборки—это вообще дом

родной. Даже больше—университет. Принято гово-

рить: «Человек вырос». В том смысле, что квалифи-

кацию повысил, или в начальники вышел, или да-

леко по тарифной сетке разрядов шагнул. Про меня

же точнее было б сказать: «Раздался в плечах». По-

тому что рост у меня как бы вширь пошел—не. по-

должности или по разрядам, а по количеству про-

фессий, которыми овладел.

Я ведь «скользящий»—есть такая должность,

Хожу вдоль конвейера, за работой поглядываю. То

тут, то там подсоблю, иногда заменяю кого-нибудь.

 

======================== 16 =========================

Кого? А это уж как сложится обстановка. У нас на

участке примерно 120 рабочих одновременно заня-

ты, из них лишь 4—:«скользящие». Иными словами,

один «скользящий» на 30 сборщиков, то есть 30 раз-

ных операций он должен уметь выполнять обяза-

тельно. А на самом деле каждый из нас еще, по

крайней мере, столько же операций знает, а есть не-

которые — так и все сто двадцать.

Трудовой ритм конвейера напряженный, задан-

ный темп не должен ослабевать ни на минуту в те-

чение всей смены. И обеспечивать это должны мы,

«скользящие». Казалось бы, все хорошо идет: кон-

вейер не останавливается, люди работают, движения

сборщиков легкие, четкие, дисциплина безукоризнен-

ная, а бдительность все равно ослаблять нельзя.

Конвейер не быстро ползет, но неумолимо. Получил-

ся у сборщика перекос, или оказалась сорванной

резьба, или просто замешкался парень — и ему уже

не управиться с операцией. Глядишь, сейчас заго-

рятся красные лампы, линия остановится. Вот тут-

то и начинается моя деятельность. Я должен быть

быстрее, точнее, квалифицированнее, чем любой из

30 моих подопечных. А это, между прочим, далеко

не то же самое, что руководить столькими же людь-

ми. Руководить, может быть, и труднее, но ведь не

каждый начальник может заменить любого из тех,

кем он руководит. А «скользящий» обязан, иначе

зачем бы он был нужен? Его оружие—универса-

лизм, равно хорошее владение всеми операциями,

готовность немедленно, безотказно и ювелирно вы-

полнить любую из них.

Но главное даже и не это. Как для голкипера в

футболе важно уметь каждый раз правильно вы-

брать место в воротах еще до удара противника по

мячу, так и «скользящему» необходимо все время

заранее угадывать, где он может быть особенно ну-

жен в постоянно меняющейся обстановке. А вернее

сказать, надо обладать каким-то особым чутьем,

приходящим лишь вместе с опытом.

 

======================== 17 =========================

Прохаживаешься, словно в задумчивости, вдоль

ленты конвейера, подменишь ненадолго товарища,

которому надо отлучиться, поможешь молодому

сборщику советом, перекинешься парой слов с ма-

стером — вроде бы и не трудная это работа. А на са-

мом деле—все время в напряжении, все время

включено это упомянутое чутье, благодаря которому

оказываешься каждый раз поблизости от того места,

где заданному темпу угрожает срыв, где произошла

чуть заметная поначалу заминка, появилась в про-

изводственном потоке шероховатость.

Чистая работа «скользящего»—это когда и заме-

тить никто не успел, что назревала остановка. Глад-

ко, как по маслу, продолжает ползти конвейер; без-

остановочна и глубоководна река автомобилей у впа-

дения в заводской двор; ничто не нарушает ее спо-

койного течения.

Достигается это, конечно, не только чутьем и на-

ходчивостью. Как тому же голкиперу недостаточно

лишь правильно выбрать место в воротах, но надо

еще, между прочим, уметь и ловить мяч, хватать его

цепко, так и «скользящему» необходимы сноровка,

умелость, высокая квалификация.

На конвейерах всего мира известно явление—

наиболее трудны для сборщика первые минуты ра-

боты; лишь через полчаса после начала смены

(а иные и через час!) люди втягиваются в ритм, на-

чинают работать легко, раскованно, без лишних дви-

жений и усилий, с тем неутомляющим автоматиз-

мом, который отличает профессионала от новичка.

Огромное значение имеет при работе на конвейере

эта втянутость в ритм. А каково же «скользящему»,

если ему на каждой из операций приходится рабо-

тать лишь по нескольку минут, если он обязан уметь

мгновенно переключаться с одного вида работ на

другой, на третий, на пятый, на семнадцатый. При-

чем каждый раз уже с потерей темпа—ведь, каково

бы ни было чутье, на самое обнаружение «слабого

места» (вернее сказать, «тонкого», то есть там, где

 

======================== 18 =========================

«рвется») уходит какое-то время; прибавьте сюда

еще время реакции, затем время, необходимое на

подсменку сборщика на посту, и станет ясно, как

мало остается «скользящему» на очередное- перево-

площение, переход из одной трудной роли в другую.

Он должен быть постоянно, всегда, безотказно в

ритме конвейера, с первой до последней минуты

смены.

Ну вот, и как, скажите теперь, такую работу не

любить? Когда чувствуешь себя лицом столь важ-

ным и ответственным—не по должности, не на бу-

маге, а на самом деле, по самой сути, по непосред-

ственному значению того, что делаешь. Оно, конечно,

и мы, «скользящие», частенько ворчим, иногда даже

ругаем нашу работу—это уж как водится,—а на

производственных совещаниях даем понять, что

пора бы повысить к нам внимание (а то, мол, не ро-

вен час, как бы не превратились в «текущих»). Но

фактически ни о какой текучести наших кадров не

может быть и речи—мы же ведь «гвардия» боль-

шого конвейера! Я бы даже сказал, что есть что-то

общее у «скользящих» и гонщиков: и те и другие

должны быть готовы к преодолению самых неожи-

данных трудностей, уметь быстро и четко действо-

вать в обстановке, которая способна изменяться в

любой момент. Более того, и тем и другим свойст-

венна спокойная привычность к этим трудностям,

психологическая подготовленность к тому, что они

время от времени должны появляться. Так же как

гонщик не бросит спорт из-за того, что на дорогах бы-

вают ухабы и рытвины, так и «скользящий» не по-

мышляет о перемене трудовой деятельности по при-

чине того, что приходится все время расхлебывать

кашу да затыкать дыры.

Конвейер не должен ни в коем случае простаи-

вать! Это противоречит его природе. Если подумать,

во что государству обходится одна только минута

непланового, непроизводительного простоя нашего

конвейера, так прямо не по себе становится. Нельзя

этого допускать!.. Потому и трудимся с напряже-

======================== 19 =========================

нием, ворон не считаем, нет... Хоть по названию

мы и «скользящие», но, как говорится, насмерть

стоим.

Старший мастер моей смены Иван Никанорович

Остриков однажды сказал мне:

— Слушай, рабочий класс, ты бы хоть когда-ни-

будь взял да прикинул, сколько через твои руки ав-

томобилей прошло!.. Ведь уже лет десяток на кон-

вейере трудишься?

Стали мы с ним подсчитывать, и получилось, что

уже более двухсот тысяч «Москвичей» сошли с кон-

вейера в те многие смены, что мы с ним вместе ра-

ботали. И стало мне на душе так приятно, и таким

он мне вдруг симпатичным показался, этот Иван Ни-

канорович. Будто мы с ним за эти годы и не руга-

лись никогда...

Рабочему человеку ведь что нужно?.. Чувство-

вать, что дело делаешь, создаешь, как говорится, ма-

териальные ценности. А уж где, как не у нас, такому

чувству возникнуть?.. Красавица же продукция!

Прекрасный товарный вид, разодетая в лак и хром!

А главное — очень нужная людям, полезная, прино-

сящая радость. Заурчит дружелюбно мотор, и, щелк-

нув легонько зубьями шестерен, машина тронется,

зашелестит вкрадчиво шинами, делая свои первые

шаги по земле. Кому она достанется? У нас как-то

не принято об этом говорить, завод—предприятие

промышленное, серьезное, коллектив его волнуют

проблемы технические да экономические, и если бы

кто-нибудь услышал эти мои лирические излияния

по поводу схода очередной машины с конвейера, то

подумал бы, верно, что я не в себе.

А я, между прочим, совсем не «лирик» (хотя и

занимаюсь в литературном объединении «Москвич»

при заводской многотиражке), скорее уж «физик»—

по складу характера и роду деятельности—и, во

всяком случае, не склонен никак к поэтическим из-

лишествам. Просто хочу объяснить, почему не вос-

пользовался заманчивым приглашением перейти на

работу в отдел главного конструктора. Логики в

======================== 20 =========================

этом решении было немного — кто ж не знает, что

гонщику-спортсмену было бы лучше работать шо-

фером-испытателем? Я же, так это, запросто: благо-

дарствуйте, не воспользуюсь; занят, мол, на своем

любимом конвейере; недосуг мне в испытатели пе-

реходить.

Вот такие дела... Может, и неправильно я посту-

пил? Потому и пишу все это. Чтобы легче самому

было разобраться. Сопоставить все «за» и «против».

А еще точнее—чтобы письменно зафиксировать

принятое решение. Для верности, так сказать. Вро-

де документа о том, что с конвейера никуда не

уйду.

 

Запись

Третья

«СВАТОВСТВО» ЧЕМПИОНА

Москва. Клуб автозавода.

(Дата зачеркнута.)

 

Не первый раз доводится мне быть на общезавод-

ском слете ударников коммунистического труда, но

сегодняшний запомнится, вероятно, надолго. Во-пер-

вых, приятно было услышать свою фамилию, произ-

несенную среди других со столь высокой трибуны,—

нас похвалили, сказали: «Сборщики вышли вперед».

Почти спортивная терминология, мне понравилось.

Во-вторых, и по спортивной линии у меня неожи-

данно кое-что произошло. Есть, так сказать, новости.

Правда, в другое время я, может быть, и не стал

бы писать о них в дневнике, но сейчас очень уж рас-

полагает к этому складывающаяся обстановка—все

равно придется, по крайней мере, полтора часа про-

сидеть без дела. Объявили перерыв, в зале показы-

вают кинофильм, а я его уже видел. Поэтому пред-

почитаю отсидеться в фойе; примостился в уголке

к одному из столиков и вот пишу в приятном уеди-

нении. (Ох, ох, что сказал бы руководитель нашего

литобъединения, увидев целых три предлога в одном

 

======================== 21 =========================

предложении?!)

Собственно, если уж писать, то прежде всего о

разговоре с Николаем Сучковым. Он меня сегодня

так взволновал, что недавние переживания по поводу

перехода в экспериментальный цех сразу же отошли

куда-то на второй план. Еще бы! Сучков ведь не ря-

довой гонщик—чемпион страны все-таки. И даже

неоднократный. Один раз вместе с Терехиным, дру-

гой раз с Виктором Щавелевым выигрывал первен-

ство СССР по ралли. И вдруг он мне предлагает...

Нет, нет, этот знаменательный разговор стоит, по-

жалуй, изложить поподробнее.

Начал он, как водится, издалека. Подходит ко

мне в перерыве между заседаниями и говорит:

— А наши ребята, смотрю, на высоте. Здесь, в

зале, я уже человек двадцать насчитал. Ударников...

Я взглянул на него с некоторым недоумением...

Что же тут удивительного? Известное дело—спорт

способствует повышению производительности и тру-

довой дисциплины. Естественно, что среди передо-

виков производства немало спортсменов. Чего ж их

считать. Я решил, что он вроде бы и прикидыва-

ется—бывает такая манера разговаривать,—и ска-

зал ему в тон:

— Интересное занятие. Арифметикой называется.

Сучков рассмеялся:

— Неплохо поддел. Один ноль в твою пользу.—

И, чуть смутившись, сказал доверительно: — Что

верно, то верно: я, знаешь, на докладчиков не очень

выносливый. Вот и глазею по сторонам...

— Нехорошо,—сказал я, окая, с напускной стро-

гостью.— Очень даже не положительно.

— Ну, ты не очень-то... Сам, между прочим, весь

доклад мимо ушей пропустил, а других попрекает.

Думаешь, я не видел, чем ты занимался?

— Докладчика слушал.

— Как бы не так... Сидел, чертил что-то в своей

тетрадке, исподтишка. Я ведь давно за тобой наблю-

даю.

 

======================== 22 =========================

— Это... за что же такая честь?

— Так...—Сучков отвел взгляд.—Стало быть,

нужно.—Он помолчал, усмехнулся.—Так вот, зна-

чит, ты какой!.. Довольно занозистый... А мне гово-

рили: тихоня, добрейшей души человек, ангел-де во

плоти.

— Так и есть...

— И скромности, вижу, полно!,.

— А как же... Имеется.

Сучков посмотрел на меня пристально.

— Так, так... Тренер тебе, видно, уже сказал. Ты

в курсе.—Он коротко помолчал, отвернулся.—Так

что же?.. Какое будет твое мнение?

Голос его даже дрогнул, выдавая волнение,— сей-

час-то уж вполне понятное мне, но в тот момент я

же ведь все-таки был не в курсе, даже подозревать

не мог, о чем речь, и поэтому сказал с глупой улы-

бочкой:

— Смотря по какому вопросу.

Это могло бы иметь роковые последствия, если

бы Коля Сучков не был настоящим гонщиком, умею-

щим мгновенно оценивать изменение ситуации и

действовать соответственно. Густо покраснев от не-

заслуженной обиды, он было хотел уже повернуть-

ся и уйти, но тут же овладел собой, быстро сообра-

зил, что тут что-то не так, и спросил отрывисто:

— Или не говорил тебе Роман Александрович?..

Я к тебе сватаюсь!

Прочтя на моем окаменевшем лице полную не-

осведомленность, он сказал уже мягче, досадуя на

себя:

— Ну, в общем, в том смысле—поедешь со мной

на первенство СССР?.. Тренер не возражает.

Я был настолько не подготовлен к этому вопросу,

а вернее, к этому сообщению («Тренер не возража-

ет—значит, дело серьезное»,—мелькнула мысль),

что не мог произнести ни слова. Только уставился

на Сучкова, как бы пытая его взглядом—шутит он

или нет. Вид у меня был, по-видимому, достаточно

 

======================== 23 =========================

жалкий и растерянный, потому что Николай пото-

ропился сказать:

- Да ладно, ерунда все это. Я думал, ты в кур-

се... Поразмышляй, в общем, прикинь, как у тебя

складывается, а тогда уже скажешь... Можно и не

мне, а Роману Александровичу.

Он был, я думаю, не меньше, чем я, смущен всем

этим «сватовством», хотя подобная практика стала

у нас за последнее время обычной—с тех пор как

получило распространение ралли. Этот сравнительно

молодой вид автомобильного спорта предъявляет к

составу участников более сложные (и, главное, ком-

плексные требования, чем, скажем, автомобильная

гонка, кросс или фигурное вождение. Спортивный

экипаж автомобиля на ралли состоит обычно из двух

(а иногда даже из трех) человек, которым приходит-

ся быть в тесном контакте несколько суток. Ком-

плектование экипажей, правильный и продуманный

подбор участников имеет поэтому большое значение.

Ралли ведь многоборье. Одинаково сильных по всем

статьям гонщиков почти не бывает. У одного из

спортсменов, например, сильнее развиты штурман-

ские способности, умение ориентироваться на мест-

ности; другой более силен, скажем, в скоростном ма-

неврировании и искусстве вождения; третий очень

вынослив и т. д. Но даже при самом удачном сочета-

нии этих индивидуальных особенностей членов эки-

пажа нельзя забывать еще об одном важном фак-

торе—их психологической совместимости, личных

взаимоотношениях. Всем хорош каждый из участ-

ников, прекрасно сочетаются, дополняя друг друга,

разные стороны их мастерства, но... вместе они ока-

зываются менее результативными, чем порознь, им

что-то мешает, взаимодействие их не высекает искру

спортивного творчества. Такое бывает, как показы-

вает практика, довольно часто. Поэтому тренеры

охотно идут навстречу, когда гонщики самостоятель-

но подыскивают себе партнеров, присматриваются

друг к другу, выбирая порой себе «спутника жизни»,

 

======================== 24 =========================

как весьма разборчивый жених выбирает невесту.

И даже если эти «браки» оказываются непрочными,

огорчаться по такому поводу не приходится,— «раз-

вод» в этом случае свидетельствует как раз о серьез-

ном отношении к делу, о понимании спортивно-пси-

хологических особенностей такого соревнования, как

ралли.)

На первый взгляд мне и раздумывать нечего.

Когда перворазрядника (да еще и не очень замет-

ного, лишь по зернышку, как курочка, наклевавшего

свои сто зачетных очков разрядной нормы) пригла-

шает прославленный чемпион, мастер спорта, то это

не просто приятно или лестно, но и чрезвычайно

важно практически. Однако... что я, собственно, знаю

о Николае и особенно о мотивах его странного вы-

бора, павшего на меня? Может, он себе тихеньких

да послушных ищет? Так сказать, партнера на побе-

гушках?.. И я, конечно, хоть и оказался неожиданно

в поле зрения столь видного и состоятельного «же-

ниха», как Сучков, понимаю: мне отнюдь не следует,

зардевшись, опускать глаза долу, сколь бы ни хоте-

лось—что и говорить—поскорей «выйти в дамки».

Все эти мысли, по-видимому, мог легко прочи-

тать на моем лице мой будущий напарник, когда

ошарашил меня своим неожиданным предложением.

Поэтому после своего благородного призыва к осмот-

рительности он и поспешил переменить тему.

— Так что это ты все-таки рисовал?—друже-

любно сказал он.—Может, что-нибудь путное?

Пришлось ему показать тот дневник. Не записи,

конечно, а схему—вернее, эскизный проект, кото-

рый я действительно набросал во время доклада.

(О том, как надо было бы усилить ступицу, что так

подвела меня в Ленинграде.)

Идея моя ему, по-видимому, понравилась. Он с

интересом рассматривал эскиз. Затем обратил вни-

мание на текст:

— А это что — пояснительная записка?

Я смутился и вырвал у него тетрадку из рук.

 

======================== 25 =========================

А чтобы не обижался, сказал:

— Да нет, это по другому поводу соображения...

 

Запись

Четвёртая

ДОРОГУ ОСИЛИТ

ИДУЩИЙ... ПО ГРАФИКУ

Уж город, Первенство СССР по ралли.

 

Перед отъездом сюда, разбирая свои бумаги, я долго

раздумывал, брать с собой эту тетрадь или нет.

Вроде бы не велик груз, но и попусту возить тоже

не хочется. После ленинградской гонки я участво-

вал уже, по крайней мере, в десяти автомобильных

соревнованиях самого различного масштаба—от

местных и первенства Москвы до всесоюзных,—но

каждый раз не находилось ни времени, ни подходя-

щих условий для того, чтобы сделать соответствую-

щую запись. Так чего же возить?..

Да, жаль все-таки, что никто из нас не ведет

дневник более или менее систематически, обстоя-

тельно. Ведь даже за этот короткий срок столько

уже интересного было на трассах, прошло несколько

подлинно драматических соревнований... А какой

след остался от них, кроме медалей на груди побе-

дителей да сухих цифр в судейских протоколах?

Впрочем, нет, пожалуй, неверно. След остается.

Ведь каждое наше соревнование, по сути говоря, это

еще и научное исследование. Да, да, недаром же нас,

гонщиков, часто называют разведчиками техниче-

ского прогресса. Хоть и высокопарно звучит, но, по

существу, правильно. Гонка всегда является техни-

ческим испытанием автомобиля, причем, как при-

нято выражаться в научных кругах, испытанием,

проводимым в «экстрёмных» условиях. Конструктор

порой за несколько часов спортивного соревнования

может увидеть и понять больше, чем за долгие ме-

сяцы нормальной эксплуатации автомобиля. И ре-

зультаты гонки—это не только запись в судейском

 

======================== 26 =========================

протоколе; они находят свое отражение на листах

ватмана и в инженерных расчетах, в технических

условиях и новых проектах.

Да и вообще наш автомобильный спорт играет

большую роль в развитии техники. Я читал где-то,

что близ Парижа, на месте финиша первой в исто-

рии человечества автомобильной гонки, стоит памят-

ник, который называют «монументом в честь рож-

дения эры автомобилизма». Причем вовсе не потому,

что она положила начало автомобильному спорту;

первая гонка положила фактически и начало самому

автомобилю, каким мы его знаем сейчас. Тогда, в

1894 и 1895 годах, гонки выявили преимущество дви-

гателей внутреннего сгорания над паровыми и таким

образом решили важнейшую для того времени проб-

лему автомобилестроения.

Но и затем в сотнях и тысячах соревнований про-

должался тот же процесс становления нового. Отку-

да газораспределение в двигателях, дисковые тормоза?

Впервые они были применены на гоночных маши-

нах как средство достижения спортивного успеха, а

уж потом в стандартной продукции. Или, например,

независимая подвеска колес. Гонщик Караччиола

выиграл на своей машине, оборудованной такой под-

веской, несколько соревнований в 30-х годах. А че-

ловечество выиграло тогда тот (ставший теперь при-

вычным) комфорт быстрой езды, который характе-

рем для миллионов современных автомобилей. Почти

все, что прочно вошло сейчас в автомобильный быт,

было в свое время рождено и проверено на гоночных

трассах. Рост степеней сжатия, оборотности и удель-

ной мощности двигателей, улучшение разгонной

динамики (столь важной сейчас на улицах городов!), повышение устойчивости и мягкости хода автомо-

биля—результат реализации передовых идей, обя-

занных своим возникновением автомобильному

спорту...

Да, конечно, все это так. Но ведь мы, спортсмены,

не просто испытатели и носимся по трассам отнюдь

 

======================== 27 =========================

не только затем, чтобы проверить на форсированном

режиме идеи конструкторов. Спорт есть спорт, и ему

присущи эмоции. Поэтому и хотелось бы записывать

то, что иногда с нами приключается (не с машина-

ми, а с людьми!) и что, перечитывая, можно было

бы вновь и вновь пережить.

Но когда же этим заниматься? Ведь все мы рабо-

таем и одновременно учимся, да еще общественная

работа, а любую свободную минуту используем для

подготовки машин, для тренировок... Написал «мину-

ту» и усмехнулся—да мы же часами, а иногда и

сутками торчим в боксах, занимаясь машинами!

Прямо со смены, даже не переодевшись, бежишь из

цеха в спортивный гараж. И покидаешь его нередко,

когда уже следующая смена у людей заканчивается.

Идешь вместе с ними к проходной и на себя доса-

дуешь: теперь хоть за второй зарплатой беги, разве

только что никто ее тебе и не подумает выписать.

А в выходные дни? Не припомню, например, таких

субботы и воскресенья, чтобы не пришлось «пооб-

щаться» с двигателем, собрать или разобрать какой-

нибудь узел. (Жена так и говорит: «Одержимый ты!

Попутал тебя черт с этими железками».)

Я иногда просто восхищаюсь своими товарища-

ми, их беззаветной (иначе не назовешь) любовью к

спорту, которая оказывается сильнее очень и очень

многих препятствий, лежащих на нашем пути. Су-

дите сами, работа у нас нелегкая, хотя и правильно,

конечно, в газетах пишут, что грани между физиче-

ским и умственным трудом постепенно стираются.

Рабочий есть рабочий, и как бы ни возрос за послед-

ние годы уровень механизации и автоматизации про-

изводственных процессов (посмотришь лишь только,

как наш конвейер переменился!), мы все-таки люди

физического труда—не в кабинетах сидим. После

смены каждому отдохнуть хочется. Но Юра Лесов-

ский, Саша Терехин, Миша Лифшиц, Коля Аполло-

нов и другие бегут сразу же—куда?.. Думаете, в

спортивный гараж? Нет, сначала они отправляются

 

======================== 28 =========================

в школу для взрослых. Жизнь у каждого, по разным

причинам, сложилась так, что в свое время не смогли

получить среднее образование, закончить школу. Те-

перь завод помогает им в этом, предоставляет воз-

можности, более того — требует, чтобы учились.

И хотя у Лесовского сын тоже уже ходит в школу,

а рыженькая Майя Терехина пойдет на будущий

год, достопочтенные их родители усердно посещают

занятия, готовят уроки и пуще своих детей страшат-

ся «схватить двоечку».

А те, кто не посещает школу, учатся в институте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...