Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 4 глава




говорят на заводе в таких случаях. Но даже и этим

не следует пренебрегать. Каждое отдельное меро-

приятие,— будь то подгонка, или регулировка, или

замена какого-нибудь узелка,—дает порой чуть за-

метный эффект, а в сочетании с другими неред-

ко «оживляет» мотор, и в общей сложности мож-

но получить весьма существенный прирост мощ-

ности.

Я лично всегда иду по такому пути. Можно было

бы, конечно, и «самородок» искать—какое-нибудь

там чудо-мероприятие, но я предпочитаю «намы-

вать» по крупицам. Зато уж всегда уверен, что эф-

фект будет устойчивый, не зависящий от случайно-

стей. И тренер нас на это ориентирует, предостере-

гает от «заячьей самодеятельности».

Этот двигатель, который так по вкусу пришелся

партнеру, мы, конечно, вдвоем с ним делали, но я

тут был «первой скрипкой». А он больше ходовой ча-

стью занимался—тоже очень важное дело. На ко-

лесах все-таки ездим. Устойчивость, управляемость,

надежность всех механизмов — чтобы все это было

оптимальным, пуд соли надо с машиной съесть.

Еду я так и размышляю обо всем этом, а напар-

ник мой мирно носом посапывает. Ну что ж, он свое

дело сделал в этом ралли, я считаю. Осталось нам

всего четыреста километров, ну, еще, правда, и два

скоростных испытания. Но у меня как-то все время

нарастает ощущение, что главные трудности позади

и все будет в порядке.

Нет, конечно, о золотых медалях я тогда еще и

не думал, но все-таки понимал, что «турнирное по-

ложение», как говорят журналисты, у нас неплохое.

Глядишь, станем призерами...

А вышло все еще лучше. Когда главная судей-

ская коллегия подсчитала итоги, то выяснилось, что

в классе «Москвичей» у нашего экипажа наилучший

результат.

 

======================== 43 =========================

Стоим мы после вручения медалей в строю и

ждем команды на спуск флага соревнований. По тра-

диции, эта миссия поручается обычно новым чем-

пионам. Я, конечно, волнуюсь, а Сучков — он стоит

рядом — толкает меня в бок:

— Ну, что я говорил?

И я вспоминаю: когда начиналось соревнование,

мы также стояли рядом и ждали команды на подъем

флага—поднимать его полагается прошлогодним

победителям первенства. И он мне шепнул тогда:

«Смотри, как это делается. Ведь спускать при-

дется...»

Теперь вот сбылось его предсказание. Прозвучала

команда, и мы подошли к полотнищу. «Ничего себе,

компания, — подумал я не без гордости. — Да ведь

это же сборная СССР!» Действительно, здесь кроме

меня стояли и Юра Лесовский, и Сергей Тенишев, и

Лев Шувалов из Вильнюса, и Уно Аава из Эстонии,

и Виктор Щавелев, и горьковчанин Мосолов... А сре-

ди них — я, грешный...

 

Запись

Шестая

ДИСКУССИЯ

У СМОТРОВОЙ КАНАВЫ

Москва. Дома. (Дата зачеркнута.)

 

Ну вот, не успели мы подружиться с Колей Сучко-

вым, а уже и рассорились. И главное, по моей же

вине, хотя я этого никак не хотел и даже, наоборот,

исполнен был, как говорится, лучших намерений.

Дело в том, что при подготовке машин (моей и

Сучкова) к ипподромным гонкам понадобилось не-

сколько дефицитных деталей. Пришлось побегать по

заводу, поклянчить в цехах.

Прихожу к старому моему знакомому, мастеру

Михал Михалычу—вместе когда-то в подшефный

колхоз ездили—так и так, говорю, позарез нужно,

да не только для себя, а еще для товарища одного,

 

======================== 44 =========================

мы в наших гоночных машинах двигатели форсиру-

ем, ну и желательно, значит, давление в системе

смазки поднять. Все очень мотивированно ему объ-

яснил.

Не дам,—говорит.—Это деталь дефицитная,

однако.

Я ему снова терпеливо толкую, что не лично же

мне все это нужно, а для заводских двух спортив-

ных машин прошу; что если мы свои двигатели та-

ким манером усовершенствуем; то на следующей

ипподромной гонке как пить дать у армейской

команды и у «Спартака» выиграем; а я же ведь знаю,

что он, Михал Михалыч, за заводскую команду бо-

леет, я его в прошлый раз на трибуне видел, и, по-

моему, не один он даже, а с сынишкой туда прихо-

дил, и мальчишку-то уж совсем, я считаю, огорчать

бы не стоило, так что, я думаю, несколько деталей,

хоть даже они дефицитны, можно было бы выделить.

— Не лавочка тут у меня, цех — твердит мой со-

беседник.—Пойди, разрешение получи, однако.

Легко сказать! Это значит, бежать за заявкой в

заводоуправление, оттуда на склад, если там нет, то

подождать, пока будет, либо чин чином получить

еще две визы, а уж тогда в цех к тому же Михал

Михалычу. Поэтому я взмолился:

— Дядя Миша, ну, пожалей ты меня, а?.. Ну хо-

чешь, я перед тобой на колени встану? Или цыганоч-

ку спляшу, хочешь?

— Кончай, слушай, цирк,— бурчит мастер.— Пле-

мянничек какой нашелся, однако...

И в конце концов выдал детали Михалыч, он

еще по-божески обошелся, не вредничал. А иной

мастер или завскладом уж так над тобой при этом

поизмывается, целый допрос учинит: и на что, мол

тебе такая деталь, и куда девал старую, она-де прак-

тически не изнашивается, так что ни к чему, мол,

такие замены производить, или, может быть, ты

слишком умничаешь, а надо попроще, попроще, мо-

лодой человек, и потом—не жалеешь ты, видно,

 

======================== 45 =========================

государственное добро, не стараешься экономить,

а все больше себя показать норовишь, прямо отбою

не стало от этих гонщиков, скоро все чемпионами да

рекордсменами заделаются, а работать уж совсем

некому будет, вот, стало быть, как с этим баловст-

вом обстоит,— и так далее, и так далее, и тому по-

добное. А главное, что вот так, обстоятельно отчи-

тав, может еще и не дать просимое, потребует «бу-

маженцию» от начальства.

Вообще-то, если уж по-честному сказать, так по-

добные трудности с добыванием деталей бывают не

столь уж часто и ни в какой мере не типичны, как

говорится, для нашей заводской действительности.

Но случилось так, что сегодняшний эпизод стал пред-

методом горячей дискуссии. И оппонентом моим ока-

зался не кто иной, как мой друг уважаемый и на-

парник по ралли Коля Сучков.

Когда мы встретились у смотровой канавы в на-

шем спортивном гараже, я рассказал вкратце, как

доставал злополучные втулки. Но вместо сочувст-

вия, на которое так рассчитывал, вдруг услышал:

— Ну и напрасно тебе их дали. Надо было наобо-

рот турнуть из цеха, чтобы партизанщину не раз-

водил.

У меня аж дух захватило от возмущения:

— Да что для завода эти несколько втулок?.. При

нашей-то производственной программе!

— Капля в море,—сухо согласился Сучков.

— А кроме того, я, между прочим, и для тебя ста-

рался. Хотя в этих гонках ты мне не напарник, а

такой же противник, как и другие!

— За заботу спасибо,—еще суше сказал Сучков.

— Я, может быть, если бы для себя только, так

и втихую бы пару втулок достал... Не пришлось бы

выклянчивать... Да еще и упреки потом выслуши-

вать.

Я еще долго высказывался в том же духе: уж

очень обидно мне было, что именно у Сучкова не на-

шел должного понимания. А он между тем терпе-

 

======================== 46 =========================

ливо все выслушал и вдруг сказал:

— А вот... Можно вопросик тебе задать?.. Если,

конечно, воображения у тебя хватит.—Он помол-

чал.—Представь-ка себе, что ты не на нашем заводе

работаешь, а у Форда. Или, скажем, на Рено. Тоже

«скользящим». На конвейере.

Я тупо уставился на него;

— Это еще зачем?

— Как ты думаешь, смог бы ты там автомобиль-

ным спортом заниматься?.. Так же, как здесь.

— Н-не знаю,— опешил я.— К чему это?

— Отвечаю вместо тебя: смог бы. Но только для

этого тебе пришлось бы что? Профессиональным

гонщиком стать, так?.. Хотел бы?

— Слушай...—Меня все это начинало уже сер-

дить не на шутку.—Брось ты эти идиотские...

—Отвечай!—резко сказал Сучков.—Хотел бы,

чтобы спорт стал для тебя работой?.. Чтобы с утру

до вечера — только гонки да тренировки, гонки да

тренировки, по служебной обязанности. Не спорт

уже, а «джоб», в общем, как они это называют. Ра-

ботенка по найму. Довольно хлебная, правда...—Он

помолчал.— Я ведь много раз уже на международ-

ные ездил. Со многими профессионалами общаться

пришлось... Не любят они свой «джоб», ох как не

любят.

— Можно понять,— сказал я.— Но при чем это?

— Все еще не взял в толк? — саркастическим то-

ном сказал Сучков,—А при том, что такой дорогосто-

ящий вид спорта, как автомобильный, недоступен

там для таких, как мы с тобой. Для широких масс,

в общем... Это тебе понятно?

— Что еще за политграмота? — взвился я.— Ты

мне тут еще лекцию прочитай о пороках капитализ-

ма и преимуществах социализма. А то без тебя не

знаю... Просветитель нашелся.

— Лекций читать не буду,—все еще спокойно

сказал Сучков, хотя я видел, что и он уже кипит.—

А по-простому скажу...—Он помолчал.—Нахал ты,

 

======================== 47 =========================

вот что... Тебе пару деталек, видите ли, на блюде не

поднесли. И муку ты мученическую на себя принял,

страдалец несчастный. Мытарствовать тебе тут при-

ходится, бедолага.—Он вдруг закричал: —А чего же

тогда, если ты такой чувствительный, по утрам не

визжишь от радости? Речи не произносишь?.. Ведь

тебе не втулку, а автомобиль целый выделили, тре-

нера приставили, на соревнования отпускают. Это,

выходит, в порядке вещей. Эмоции не вызывает.

А детальку не дали—жалобно заскулил. Слезами

умылся. В критику ударился на высокой ноте...

Это бы еще ничего, но он, помолчав, добавил:

— Эх ты... Сознательный вроде парень. Начитан-

ный...—И усмехнулся:—Пером даже балуешься...

Вот этого уже не следовало ему говорить. Удар

был ниже пояса. Ведь про литературные свои уп-

ражнения я только ему одному—это было в Ужго-

роде, на радостях—доверительно рассказал. А он...

Да и вся тирада его, хоть и убедительная — я не от-

рицаю,— но... тоже не без преувеличений... По утрам

вишь ты, псалмы петь вместо зарядки... Чего при-

думал!

В общем, я до такой степени разозлился и на него

и на себя, что ничего лучшего не нашел, как... послать

его кой-куда. В далеко не литературных выраже-

ниях. А он, в свою очередь, тоже высказался. Не

слишком изысканно... И ушел, хлопнув дверью.

Оставив меня наедине с двумя двигателями. И с

большим выбором втулок для них.

Ладно... За то, что неправильно я себя вел во всей

этой истории, готов повиниться. Однако свербит мне

весь день голову одна мысль... Почему же все-

таки так по-глупому получается у нас иногда с де-

талями?.. Да я, может быть, сегодня под свежим впе-

чатлением и преувеличил кой-чего, сгустил от до-

сады краски. Но ведь факт остается фактом. И уж

если пользоваться той же аргументацией Николая,

то зачем же тогда машину давать, тренера пристав-

лять (кстати, он у нас не «приставленный» и не со

 

======================== 48 =========================

стороны, а на заводе работает—начальником ОТК),

на соревнования отпускать и... такую ерунду, как

втулку, не обеспечить?

Нет, все это не так просто. Отнюдь это не тот

случай, когда правая рука не знает, что делает ле-

вая. Дирекция завода и наши руководители тут

ни при чем. В том-то и дело, что все эти мелкие

неприятности с деталями отражают отнюдь не чьи-

либо административные несовершенства, а некое,

совсем другое и гораздо более досадное для нас, гон-

щиков, обстоятельство.

Я имею в виду неведение, полную неосведомлен-

ность многих людей, и именно рядовых заводчан, о

существе автомобильного спорта, о его большом при-

кладном значении для производства. А еще точнее —

странное какое-то неприятие этого факта, инерцию

мышления, привыкшего к трафаретам. В головах не-

которых людей никак не укладывается, что гонки,

азарт, «голы, очки, секунды»—«забава», одним сло-

вом,—могут быть практически, непосредственно

связаны с серьезным делом, с нуждами производст-

ва. Ну, еще в общей, абстрактной форме (это, так

сказать, куда ни шло) роль автомобильного спорта в

истории развития техники они готовы благосклонно ''

признать, а вернее—не отрицают. Но попробовал бы;

я сегодня сказать тому самому мастеру, который со-

скрипом детали мне выдал, что произведенная недав-

но на его участке переналадка станков в немалой

степени связана с результатами спортивных сорев-

нований, так этот Михал Михалыч за сумасшедшего

меня принял бы, вероятно.

Между тем я сказал бы ему истинную правду.

При модернизации двигателя модели 408 был ис-

пользован полностью опыт, который накопился

у спортсменов, когда они готовили машины к сорев-

нованиям. Так же, как было это на спортивных ма-

шинах, теперь и на стандартных повышены сте-

пень сжатия и число оборотов, установлен двухка-

мерный карбюратор, усовершенствован впускной

 

======================== 49 =========================

тракт. А повышение числа оборотов в свою очередь

потребовало усовершенствования механизма газо-

распределения, того самого, между прочим, детали

которого (и втулки распределительного валика в том

числе) производятся на участке Михал Михалыча.

Вот так-то, Михал Михалыч... И не только двига-

теля это касается. Четырехступенчатую коробку пе-

редач на модели 407 откуда взяли? Со спортивных

автомобилей, на которых она долго испытывалась,

что позволило выбрать наилучшее соотношение пе-

редаточных чисел. А раздельная система гидравли-

ческого привода тормозов? Она же прямо взята со

спортивных машин!

Так что для доказательства того, как эффективно

влияет автомобильный спорт на работу по улучше-

нию конструкций автомобиля, вовсе не обязательно

углубляться в историю техники. Достаточно мате-

риала для суждений дает и практика сегодняшнего

дня—конкретные мероприятия по текущей модер-

низации отечественных машин.

Работая на главном конвейере, я это, конечно,

вижу яснее, чем другие,—у нас ведь автомобиль

проходит перед глазами в более полном виде, чем,

скажем, в заготовительных или агрегатных цехах.

Но и там, если пораскинуть мозгами, можно полу-

чить необходимое представление. Разве в цехе ко-

робки передач, когда еще шел выпуск модели 402,

не знали, что мы, спортсмены, давно уже ставим на

эту машину четырехступенчатую коробку?.. Знали

прекрасно. И когда пошла модель 407 с четырехсту-

пенчатой коробкой, можно было, я думаю, сообра-

зить, откуда что берется.

Почему мы, любители автомобильного спорта,

так близко к сердцу принимаем, казалось бы, мел-

кие, не стоящие даже упоминания, как считает Суч-

ков, обиды?

Да потому, что спорт, которым мы занимаемся,

не заслуживает пренебрежительного отношения.

Выше я тут распространялся, помню, на тему о люб-

 

======================== 50 =========================

ви к нему, о том, как рады мы «с ветерком» ездить

и до чего же крутые повороты обожаем. Настолько,

мол, слепо любим, что даже смешно и спрашивать-

то —за что?

Да, это так. Но есть в нашем чувстве и такие мо-

тивы, каких я что-то не замечал у любителей других

видов спорта, мотивы, которые создают как бы осо-

бую музыку этого чувства — более глубокую, более

содержательную, полифоническую. И которые поз-

воляют полнее ответить на бестактный вопрос «за

что мы его любим».

Ответ этот прост: мы любим автомобильный

спорт за то, что, гоняясь всласть, можем приносить

одновременно и пользу; за то ни с чем не сравнимое

смешанное чувство удовольствия и удовлетворения,

когда, мчась «с ветерком», ты знаешь, что делаешь

дело, что, «потребляя»,—«производишь»; что насла-

ждение твое продуктивно и финиш спортивной ди-

станции — ожидает ли тебя радость победы или го-.

речь поражения—неизменно станет какой-то новой

вехой в дальнейшем развитии науки об автомобиле.

Конечно, это не значит, что мы только и думаем

во время соревнований о том, как бы отличиться еще

и на ниве науки. Нет. Полагаю, что многие из нас го-

дами даже не вспоминают об этом. (Да я и сам, по

правде говоря, сегодня впервые разговорился о

таких делах.) Но чувство сопричастности к той ра-

боте, которую ведут конструкторы и технологи, ощу-

щение, что за плечами у тебя завод, производствен-

ный коллектив, не покидает нас никогда на трассах.

И защищаем мы в соревнованиях не только спортив-

ные «цвета» своей команды, но прежде всего честь

нашей заводской марки. «Москвич»—это звучит

гордо. По крайней мере для моего слуха.

 

======================== 51 =========================

“Под колёсами три

 

континента”

======================== 52 =========================

Запись

Седьмая

ВОСПОМИНАНИЯ

ОБ «АКРОПОЛИСЕ»

Краков. «Рейд Польский».

(Дата зачеркнута.)

 

Да, много воды утекло с тех пор, как была сделана

последняя запись в моем дневнике.

Я участвовал за это время в нескольких ралли и

гонках, проходил тренировочный сбор в Адлере

трижды был за границей, на международных сорев-

нованиях; немало интересного произошло и на заво-

де – мы начали выпускать новую модель автомо-

биля, «Москвич-412». Так что писать, безусловно

было о чем.

Говорят, что профессиональные писатели руко-

водствуются в своей практике мудрым древнерим-

ским изречением—«ни дня без строчки!». Перефра-

зируя его, я хотел бы принять за правило хотя бы

уж такое: «Ни одного соревнования без строчки!»

И не раз пытался продолжать начатое клялся себе

что буду фиксировать в дневнике все мало-мальски

интересное из увиденного и пережитого корил себя

за лень и неорганизованность. Но... дальше благих

намерении дело пока не двинулось.

Почему?.. Причин на то достаточно, и главной из

них по-прежнему остается отсутствие времени. Чем

больше втягиваешься в автоспорт, чем чаще уча-

ствуешь в ответственных соревнованиях, тем боль-

ше возрастает напряжение и на основной работе

Ведь участившиеся отлучки хочется компенсиро-

вать ударным трудом, в какой-то мере отблагода-

рить руководителей цеха за то, что отпускают на

 

 

======================== 53 =========================

 

сборы и соревнования. Не хочется сдавать позиции,

расплачиваться за успехи в спорте своей производ-

ственной репутацией. «Скользящие»—это гвардейцы

конвейера, нам не к лицу отставать.

Кроме того, меня все больше смущает мысль, что

если этот дневник попадет когда-нибудь на глаза

читателям (а я ведь в глубине души надеюсь на это,

то всезнающие болельщики четвертуют меня хотя

бы уже за одни только пробелы в хронологии. Дей-

ствительно, я пропускаю не только крупнейшие все-

союзные и зарубежные соревнования (не говоря уже

о местных и, в частности, о наших заводских ралли

«Москвич», которые обещают войти в традицию), но а

и целые этапы в живой истории нашего автоспорта,

При всем моем увлечении этим спортом (и огром-

ных затратах на это времени и сил!) мне доводится,

конечно, бывать далеко не на всех интересных гон-

 

======================== 54 =========================

ках, ралли и кроссах, а главное — увидеть далеко не

все, что заслуживало бы описания и комментариев,

Так что летописец из меня что-то не получается.

Куда уж там... Хоть бы иногда кое-что записывать—

и то хорошо. Поэтому я решил как сегодня, так и

над предыдущими записями зачеркнуть даты—

чтобы не слишком бросалась в глаза их разрознен-

ность и обрывочность. Ведь, в конце концов, не так

это существенно, когда произошло то или иное собы-

тие на соревнованиях; важна его суть, точное изло-

жение фактов и то, о чем они говорят людям, жела-

ющим получить представление о советском автомо-

бильном спорте. И я не ставлю перед собой никаких

других целей, как только познакомить читателей с

нашим делом, втянуть их в «сопереживание» и, мо-

жет быть, побудить их самих сесть за руль, побра-

таться, так сказать, с ветерком.

Сегодняшняя запись, правда, не очень-то будет

способствовать этому. Поскольку повествует она о

печальном событии. Но такова уж наша спортивная

жизнь. Не всегда все обходится благополучно и не

только розами бывает усыпан путь чемпионов. Встре-

чаются на нем и каменья, и выбоины, и опасные пят-

на масла на проезжей части, и даже просто вульгар-

ные гвозди, из-за которых бывают проколы.

...Это случилось во время соревнований в Греции,

на ралли с красивым названием «Акрополис». Стар-

товали там в знойный полдень вместе со многими

европейскими знаменитостями. Дороги в Греции, надо

сказать, неважные, за исключением нескольких, про-

ложенных между крупными городами. Трасса же со-

ревнований (3223 километра) проходила в основном

на пустынной местности, петляя меж маленьких гор-

ных селений по пыльным каменистым проселкам, а

ночью увела нас высоко в горы, на перевалы с боль-

шим перепадом высот. К тому же и средние скорости

были заданы очень высокие, с расчетом на успех

высокомощных машин. Это была самая настоящая

горная гонка, однако без должного обеспечения усло-

 

======================== 55 =========================

вий безопасности. Только лишь днем, идя по марш-

руту, мы с моим напарником насчитали не меньше

десятка стоявших или лежавших у обочины разби-

тых машин. Они были разбросаны по всей трассе, как

зловещие предостережения участникам ралли о том,

что их ожидает при излишней горячности или недо-

статке мастерства.

Впрочем, о недостатке мастерства тут вообще не

могло быть и речи—ралли «Акрополис» входит в

зачет первенства Европы, и состав участников был

подобран соответственно. Что касается горячности

то уже самый «климат» этих соревнований—как со-

рокаградусная жара, так и накаленная атмосфера

спортивной (и, увы, не только спортивной) конкурен-

ции—весьма предрасполагал к ней многих участни-

ков, И в результате из 84 стартовавших экипажей

закончили дистанцию только 16, в том числе четыре

советских.

Участь тех, кому трасса в Греции дала подножку

разделил также и один наш, советский экипаж Я по-

том расскажу об этом подробнее, но сначала хочу

сказать несколько слов вообще об авариях.

Дело в том, что я не раз уже замечал: если пишут

что-нибудь об автомобильных гонках за рубежом—

и особенно, если показывают их в кинохронике —то

уж обязательно с какой-нибудь ужасной, кровь ле-

денящей аварией. Вот, мол, какие страсти происхо-

дят в буржуазном автомобильном спорте.

Слов нет, автомобильному спорту на Западе при-

сущ нездоровый ажиотаж. Нам там действительно

было многое в диковинку. Борьба за деньги, обус-

ловленные договором гонщика с фирмой в зависи-

мости от занятого места, рекламные надписи на ма-

шинах, на шлемах и даже на спинах гонщиков то-

тализатор и взаимное пари среди публики—все это

достаточно несимпатично вообще, а нам, советским

людям, особенно не по нутру. Коммерческие интере-

сы и конкурентная борьба фирм вносят в спорт что

и говорить, очень неприятную струю; в угоду рекла-

 

======================== 56 =========================

ме и денежной выгоде здесь нередко поступаются

спортивной этикой, нарушаются условия безопасно-

сти, пренебрегают человеческим достоинством

Все это, конечно, так. Но если всматриваться

только в «гримасы» буржуазного спорта, то ри-

скуешь не разглядеть за ними те черты, которые

в частности, делают для нас возможным участие в

соревнованиях за рубежом. Когда смотришь кинохро-

нику, может создаться впечатление, будто автомо-

бильный спорт—во всяком случае, в условиях капи-

тализма — это вообще занятие самоубийц, эдаких гла-

диаторов XX века, которые только и норовят, как бы

поэффектней опрокинуться на полном ходу или

вспыхнуть бензиновым факелом сорта «экстра».

Между тем зарубежные гонщики отнюдь не столь

уж бесшабашны и «смертолюбивы». В основе их мас-

терства лежит то же умение найти «коридор» между

скоростью и безопасностью, что и у нас. Правда,

«коридор» этот бывает узким, чересчур узким, но...

тем сильнее оттачивается мастерство, А что касается

скорости, то ведь это понятие весьма относительное.

На заре автомобилизма, в начале XX века, скорость

100 километров в час казалась просто умопомрачи-

тельной. Первый официально зарегистрированный

абсолютный мировой рекорд скорости движения на

суше составлял 60 километров в час. Мировой рекорд!

А победитель одной из первых в истории автомобиль-

ных гонок (в 1895 году) француз Левассор, «бурно»

финишировав, вылез в изнеможении из машины и

заявил: «Это безумие! Я делал чуть ли не до три-

дцати километров в час!»

Сейчас даже обычный автолюбитель «скучает»,

когда едет с предписанной ГАИ скоростью — 60 кило-

метров. А я л'ично, честно говоря, испытываю те же

чувства (хотя и не даю им волю!) при скоростях

повыше.

«Вот, вот!—скажет на это какой-нибудь резо-

нер - гоняетесь как бешеные, отсюда и аварии!..»

Неверное, необоснованное рассуждение. Во-первых,

 

======================== 57 =========================

настоящий гонщик никогда не позволит себе ездить

по городу, как лихач. Во-вторых, по травматизму

в том числе со смертельным исходом) такие виды

спорта, как альпинизм, футбол, бокс и даже легкая

атлетика, оставили далеко за собой автомобильный

спорт. По данным статистики. А в-третьих, разве не

показательно, что на автомобильных соревнование

ях - в процентном отношении, конечно,—аварий

бывает гораздо меньше, чем на автомобильном транс-

торте вообще? Жуткие цифры аварийности на до-

рогах США, Англии, Франции, Италии, Аргентины не

идут ни в какое сравнение со статистикой несчастных

случаев, происшедших во время многочисленных

автомобильных гонок в тех же странах. О чем это

говорит? Да прежде всего о том, что не в высоких

скоростях дело, а в среднем уровне мастерства. Опыт-

ный гонщик увереннее себя чувствует на скорости

120, чем любители или даже профессиональные шо-

феры на скорости 60. У него, как ни парадоксально

это звучит, больше развито и лучше используется

чувство безопасности.

Известен же комичный случай с мировым ре-

кордсменом Дональдом Кэмпбеллом, который после

того, как побил в Бонневиле, на Соленых озерах,

в 1964 году мировой рекорд скорости (649,2 километ-

ра в час), приехал в Париж отдохнуть и первым де-

лом получил замечание от полицейского за... слиш-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...