Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 3 глава




как, например, Витя Щавелев, или в техникуме, или

на курсах повышения квалификации, или, наконец,

заочно. И поскольку у каждого из нас, как я уже

говорил, есть и общественные нагрузки, и обязанно-

сти перед семьей, и разнообразные другие интересы,

и культурные запросы (и даже просто необходимость

поспать в сутки восемь часов!), постольку бюджет

нашего времени очень напряжен, выкроить из него

хотя бы еще лишний часок ох как трудно!.. Но мы

выкраиваем—и не только часок! —потому что спорт

не терпит застоя, немыслим без тренировок, без си-

стоматических занятий и наращивания мастерства.

Я помню, как сочувственно мы смеялись однаж-

ды, когда в каком-то журнале прочли такую юмори-

стическую историю. Один автолюбитель решил эко-

номить бензин и с этой целью стал производить

различные манипуляции со своей машиной: усовер-

шенствовал зажигание—расход топлива сократился

на 15 процентов, сменил жиклеры в карбюраторе—

еще на 30 процентов, улучшил смазку в трансмис-

сии—опять-таки экономия на 20 процентов. В конце

концов достигнутая им экономия топлива превысила

10.0 процентов, и ретивый автолюбитель был вынуж-

ден после каждой поездки сливать из бака образую-

щиеся «излишки» бензина. Этот нелепый анекдот

нас особенно потешал, потому что перекликается с

тем, что у нас происходит. И нам тоже каким-то об-

разом удается, несмотря на то что в сутках 24 часа

 

======================== 29 =========================

и расписаны они иногда (особенно в дни учебы или.

собраний) на все 100 процентов, выкраивать «сверх»

того» часочек-другой на гараж, но как это получает-

ся— «тайна сия велика и непонятна есть».

Нет, кроме шуток, времени свободного совершен-

но нет. Во всяком случае, для писания всяких там

дневников, стихов и прочих несерьезностей никак не

остается. И если все-таки кое-что уже написано, так

это только за счет использования внутренних ресур-

сов. Каких?.. Ну хотя бы таких, как сегодня. Сейчас

идет ралли на первенство СССР, мы уже оставили

позади себя два этапа по 800 километров (или, как

их еще называют, «лепестки»), мой напарник, со-

гласно правилам ралли, поехал теперь на третий

этап в одиночестве, а я остался здесь, на старте-фи-

нише, чтобы отдохнуть. Короче, целая ночь у меня

впереди. Правда, тренер приказал спать и сказал,

что проверит, но разве уснешь тут, когда всеми мыс-

лями там, на трассе, где твой партнер испытывает

сейчас все, что несколько часов назад пришлось ис-

пытать самому...

Интересное это соревнование—ралли. В шоссей-

но-кольцевой гонке, как ни говорите, гораздо все

проще. Все от тебя самого зависит—как подготовил

машину, как проходишь виражи, насколько умело

используешь занос. Овладел техническим и тактиче-

ским мастерством и... гоняй по кольцу, благо оно ас-

фальтированное. Кто быстрее прошел, тот и хорош...

А в ралли все — сплошная неизвестность. Дистан-

ция около 3 тысяч километров, и каждый из них тебе

внове, каждый таит в себе неожиданность. Ведь по-

чти все соревнование проходит на обычных дорогах.

То они выбиты, то колонну грузовиков приходится

обгонять, то шлагбаум закрыт, а-перед ним образо-

валась пробка. Да еще надо не сбиться с пути, рас-

считать весь маршрут по минутам, чтобы точно

прийти на расставленные по дороге КВ—судейские

пункты контроля времени. А иначе—штрафные

очки. За каждую минуту неточности. За каждое на-

 

======================== 30 =========================

рушение правил. И даже за то, что двигатель заве-

дешь на старте не вовремя. Ралли—соревнование

пунктуальных...

А между тем скорости на ралли стали сейчас за-

давать очень высокие. В сегодняшнем первенстве

СССР, например, средняя скорость на всю дистанцию

(2923 километра)—76,4 километра в час. Это значит, -

что ехать надо всюду, где можно, не меньше чем сто,

сто десять километров в час... Вот и жмешь, как на

гонке, с той только разницей, что необходимо еще и

ориентироваться на местности. Проскочишь поворот

или заблудишься в трех соснах — пиши пропало: на-

верстать упущенное при таком скоростном режиме

под силу только гонщикам экстра-класса.

Вот почему большинство из нас, гонщиков-коль-

цевиков, переметнулось сейчас на ралли. Интереснее

оно. Да и мастерство требуется высокое. Я уже упо-

минал выше, что ралли — это, по существу, много-

борье. В комплекс его входят и две-три кольцевые

гонки, и фигурное вождение днем и ночью, и слалом,

и скоростной горный подъем,

Вот сегодня, например, ралли началось сразу с

кольцевой гонки. С заданным нормативом. Уложил-

ся в него — хорошо, значит, остался пока «на нулях».

А если не уложился, то каждая секунда сверх нор-

матива превращается в штрафное очко.

Мы с Колей Сучковым хорошо прошли дистан-

цию. 23.06—лучшее время в нашем классе автомо-

билей. Я сидел за рулем, и Сучков—уж получше

меня гонщик — остался мною доволен. Речей, прав-

да, не произносил. Просто ткнул меня в бок после

финиша и демонстративно уткнулся в карту трассы,

что обозначало примерно следующее: «Ну что ж, ма-

лый, раз ты так классно ходишь, я могу и в штурма-

ны к тебе записаться».

Но штурманом в нашем экипаже был я. У меня

больше склонности к этому, да и вообще я сильнее в

расчетах. Зато Николай — бог за рулем, в этом я се-

годня еще раз мои убедиться. И Закарпатье предо-

 

======================== 31 =========================

ставляет ему достаточно возможностей проявить

свое мастерство.

Сразу же после гонки мы прошли выходной пункт

контроля времени (КВ) и, взяв старт (на ралли он

каждому экипажу дается раздельно, с интервалами

в одну или в две минуты), устремились по трассе.

Сначала все шло хорошо: вовремя прошли первый

КВ, второй, третий. А потом затревожились — в го-

рах быстро темнеет, и теперь по «немой» карте (на

ней же ведь нет никаких надписей и обозначений —

только лишь ниточки дорог да флажки с номерами

пунктов контроля времени) нелегко стало ориенти-

роваться. Хоть дорога пустынная, ненаезженная,

что-то очень уж много тут оказалось развилок и пе-

рекрестков. Мы посчитали за лучшее поменяться

местами — теперь Сучков сел за руль, а я погрузил-

ся в штурманские расчеты.

И правильно сделали. Вскоре дорога стала пет-

лять, круто взвиваясь то вверх, то вниз, перевал

следовал за перевалом, покрытие все ухудшалось.

Затем вдруг поднялся ураганный ветер, валивший

деревья, как из ведра полил дождь. В общем, обста-

новочка как раз для Сучкова — каким его знают в

спортивных кругах,— и я был втайне рад, что пере-

дал ему руль. А сам с удвоенным вниманием стал

выполнять свои штурманские обязанности: было бы

просто подло подвести такого замечательного напар-

ника. Не говоря уже о себе, конечно...

Есть такое известное изречение: «Дорогу осилит

идущий». В ралли к нему требуется поправка: «...иду-

щий по графику». Без точной штурманской работы,

без постоянного контроля над скоростью, временем

и пространством нельзя рассчитывать на успех в

этих соревнованиях.

В общем, и на КВ-4 мы прибыли вовремя и на все

последующие тоже. К трем часам ночи, после девя-

того пункта контроля времени, позади уже остава-

лось 800 километров, а в нашей карточке еще не бы-

ло ни одного штрафного очка! Весь первый этап мы

 

======================== 32 =========================

прошли «на нулях» и благополучно вернулись к ме-

сту старта — трасса этого ралли состоит из четырех

«лепестков» от 700 до 900 километров, берущих на-

чало и кончающихся в Ужгороде.

После заправки бензином и маслом мой напарник

прощально помахал мне рукой—по Положению о

первенстве СССР, второй и третий этапы ралли над-

лежало пройти каждому из членов -экипажа в оди-

ночку—и отправился спать. А я продолжал пы-

лить...

Терпеть не могу, когда приходится вот так ночью

оставаться в одиночестве за рулем. Сам себе и води-

тель, и штурман, не с кем ни посоветоваться ни пе-

рекинуться словом. Много же ведь мы все равно не

говорим—достаточно дела у каждого,—но как цен-

ны эти короткие реплики друга, это чувство локтя,

когда мчишься по незнакомой дороге, пяля глаза то

на карту, то на приборы, то на дорожные указатели,

а то и просто в темноту ночи, ежеминутно готовящую

для тебя новые сюрпризы—рытвину, крутой по-

ворот, сваленное поперек дорожного полотна де-

рево...

Конечно, я понимаю, зачем была введена в пра-

вила ралли эта раздельная езда—организаторы и

судьи хотят проверить спортивное мастерство участ-

ников всесторонне: силен ли как гонщик тот, кто в

в основном исполняет обязанности штурмана и хо-

рошо ли ориентируется на местности его партнер,

считающийся в экипаже первым гонщиком. Все это

безусловно полезно, но сколько же нервов это стоит

участникам, остающимся в ожидании своего парт-

нера на старте-финише! Николай сейчас, я уверен,

тревожится о том, как я пройду скоростные дистан-

ции, а мне жутковато подумать, как он при своей

скоростной манере езды будет поспевать следить за

легендой, не проскочит ли поворот, не запутается ли

в расчетах.

Ведь современное ралли—это не просто езда на

регулярность движения, или, как еще говорят, на

 

======================== 33 =========================

«выдерживание расписания». Задаваемые сейчас

скорости движения и общий регламент ралли неред-

ко таковы, что выдержать расписание—по целому

ряду причин, могущих возникнуть в пути,—не уда-

ется никому из участников. И возникает необходи-

мость — как ни парадоксально это звучит — уметь

опаздывать, то есть, понимая, что и все другие уча-

стники в данных условиях не укладываются в гра-

фик, использовать все возможности, чтобы твое опо-

здание было минимальным. А это требует большого

мастерства, точных штурманских расчетов, тонкого

тактического чутья...

Впрочем, что это я заранее тревожусь за партне-

ра, не лучше ли будет «оборотиться на себя». Ну,

«подъем горный» славно прошел, а дальше что бу-

дет?.. Шестьсот километров еще впереди, тысячи

возможностей заблудиться, ошибиться в расчетах,

«залететь» в кювет, остановиться из-за неисправно-

сти в автомобиле, потерять время на ее устранение

плохо пройти скоростные участки, наконец-то

устать и... заснуть за рулем.

А тут еще, вскоре за десятым пунктом контроля

времени, дополнительное состязание- скоростное

в темноте. Только высвечиваешь себе расставленные «по-

фигурно» на площадке флажки, которые ни задевать

ни тем более сбивать никак уж не полагается.

А чуть в сторону взглянешь-темно, как в черниль-

нице. К удивлению своему я выполнил упражнения

«чистенько» и с хорошим временем (93 секунды)

так что даже жалко стало, что никто, кроме су-

дей этого не видел. «Эх, Серёжу Тенишева бы

сюда: он же ведь считается лучшим «фигуристом» в

стране и уж он по достоинству оценил бы мое дости-

жение!..» Но восторгаться собой было некогда—сра-

зу же после «фигурки» судьи посылают на выходной

КВ. И я снова остаюсь один на один с трассой.

Мчусь и думаю свою «противосонную» думку.

Ну, чего ты, деиствительно, так пристрастился к это-

му делу? Что за радость пылить трое суток на бе-

 

======================== 34 =========================

шеной скорости, с риском для жизни?.. Неужели же

только из-за медальки на грудь?

Ну, насчёт «медальки» - это я сразу отверг: что

ещё, мол, за чепуха! Даже обидно, что мысли такие

приходят в голову. Большинство из наших ребят не

тщеславны - это уж я точно знаю. Да и сам, хоть

и мечтаю втайне - у меня же ведь нет пока ни од-

ной - не такой уж золотоискатель. Нет, по - честно-

му, не из-за медалей. Искренне. А вернее - не это

главное.

А что ж тогда главное? Из-за чего мы действи-

тельно столько сил, и времени, и нервней энергии,

всю душу, можно сказать, в это дело вкладываем?

Что нас — неволит кто или понуждает?

Ну, ну, только без преувеличений. Какой подне-

вольный выискался! Ходил бы как в воду опущен-

ный, если бы тебя не допустили к соревнованиям.

Как, например, Витю Петрова из кузницы, когда он

простудился. Чуть ведь не плакал от горя, доказы-

вал, что здоров. Конечно, когда едешь вот так, один,

темной ночью, с «немой» картой вместо привычного

собеседника, да с тревогой, что подведешь его и

команду, приходится платить дань настроению. Но

даже и сейчас, в эту трудную ночь, скажи-ка по со-

вести— разве не счастлив ты, держа в руках руль,

чувствуя, что тебе подчиняются шестьдесят «лоша-

дей» радуясь, как они чутко реагируют на твои

«команды»? Ну-ка, прибавь чуть газку... Ишь как

взметнулись, родимые! Стрелка спидометра - скок

на сто сорок!.. Нет, нет, надо потише—ночь все-

таки.

Что и говорить, приятно, черт возьми. Чувство

власти над двигателем тут даже не самое главное.

Важно сознание, что вся эта мощность, и вся дина-

мит, и хорошая управляемость, и устойчивость

машины на поворотах, и надежность работы ее меха-

низмов—все это плод твоего труда, твоих многоме-

сячных поисков, твоей кропотливой регулировки.

Своими руками делал! И головой... Славно мотор ра-

 

======================== 35 =========================

ботает. Любо ведь слушать такую отсечку. Поет!

Да брось ты, в конце концов, себя уговаривать.

Демагогия это, и больше ничего. Любо, приятно, слав-

но будто не любо было бы сейчас что-нибудь для

ушей поприятней послушать, чем это монотонное _

жужжание. И не штурвал сжимать в руках герои-

чески а, скажем, ножку от курицы в застольной бе-

седе. А насчет «власти» — куда уж как славно бы над

подушкой ее почувствовать. Мягкой такой, податли-

вой и поспать бы элементарно, без эмоции и снови-

дений. Сбросить эдак часиков десять, а потом уж сно-

ва за руль…

Ага, за руль все-таки... Не за ножку от курицы.

Нет какая уж тут демагогия... Припеклись мы те-

перь к рулю, без него как без рук. Или, во всяком

случае, как без крыльев. Без ветерка... Ага, это уже

точнее. Без «ветерка» скучно ездить. За это и любим

мы автоспорт.

Господи, да что ты пристал сам к себе с уговора-

ми. За что мы его любим, видите ли... А жену ты

свою за что любишь?.. Не разбирался?.. Да, да, ее

именно, понимаешь ли, а не Варю там, Валю или

Женю какую-нибудь. Не футбол, то есть, не регби

и не легкую атлетику. Дурацкий вопрос. Деистви-

тельно… Есть о чем размышлять. Потому и люблю

что люблю. Любовь зла, полюбишь и…

Но тут я, конечно, хоть и один был в машине а

рассмеялся. Дело в том, что «козла»-то как раз я с

детства ещё не взлюбил. Автомобильного, конечно.

Нас в автошколе на нем ездить обу-

чали. И столько я с этим «козликом» горя нахлебал-

ся - инструктор был очень требовательный - что и

сейчас еще эту машину искренне недолюбливаю.

Может быть, кто-нибудь и подумает теперь что

авария, которая со мной приключилась после КВ-13

произошла по причине моих «философствований».

Слишком уж отвлекался, мол, мыслями от трассы

Но, честное слово, это не так. Я давно уже оборвал

свои «противосонный» монолог, миновало три пункта

 

======================== 36 =========================

КВ, получил еще три заветных нуля и находился в

прекрасном расположении духа, когда вдруг услы-

шал резкий металлический стук под капотом.

Хорошо, что достало ума тотчас остановиться.

Я выскочил из машины и - благо уже светало - сра-

зу увидел, в чем дело. Каким-то шальным камнем

мне угодило в поддон (как назло алюминиевый-

сам его ставил для лучшего теплоотвода) и, конеч-

но, пробило. Масло тоненькой струйкой писало мне

на дороге, аванс на штрафные очки. Потому что

опоздание было теперь неминуемым.

Девять минут я затратил на то, чтобы, лежа под

машиной, заделать пробоину, и одну минуту - не

больше – на доливку масла и на то чтобы затереть

после себя опасную для других масляную лужу. Но

камешек свое дело сделал: когда я примчался на сле-

дующий пункт контроля времени (это был КВ-14)-

а уж ехал я, будьте уверены, быстренько, судья

неумолимо вписал мне очки. За полных четыре ми-

нуты опоздания.

С горечью сообщаю об этом напарнику, когда, за-

кончив вторую часть дистанции, передаю ему руль

в Ужгороде. Он подбадривает меня, говорит что и

другие «нахватали» на этом участке «кто сколько

смог», но мне-то от этого не легче. Я ведь знаю что

он огорчен и озабочен – ему теперь идти весь этап

с этим «грузом» очков, а дорога как назло очень

сложная в штурманском отношении.

Впрочем, выглядит Николай бодрым и энергич-

ным - он-то уж свое поспал, можно не сомневаться.

Лихо эдак взял старт и укатил в неизвестность.

Неправильно это, конечно, что я не заставил себя

лечь спать. Предстоит ведь еще четвертый, самый

ответственный этап ралли. Пойти, что ли, попытатъ-

ся снова?.. Ведь, по правде сказать, я и этот дневник.

начал писать, чтобы отвлечься. В надежде заесть

над его страницами. Нестор, я видел в кино, тоже

клевал носом над своими летописями.

 

 

======================== 37 =========================

Запись

Пятая

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ

Ужгород. На следующий день.

 

Да хоть и снова совершенно нет времени—надо ма-

шину подготовить в обратный путь, поутру мы воз-

вращаемся в Москву,- я не могу не продолжить эту

запись. Слишком уж важное событие для меня, что-

бы оставить его, так сказать, без должного освещения.

Мало ли что там репортеры напишут, лучше уж я

сам о себе позабочусь.

Какое событие? Да уж радостное, что и говорить,

Не скрою, что счастлив. Прямо даже неудобно—хожу

между боксами, разговариваю с ребятами, а сам так

и чувствую, что всё у меня на лице написано. Даже

в зеркало посмотрелся. Так и есть. Чемпион. Теперь

ещё, видимо, звание мастера спорта присвоят. И во-

обще… Ну что с этим поделаешь? Всё на физионо-

мии хотя и на груди тоже — поблескивает…

В общем, мы с Николаем стали чемпионами стра-

ны. Как это произошло, сейчас расскажу. Только сна-

чала несколько слов о медалях. Поскольку вчера

кое-что написал. Низвел их, как говорится, до нуля.

При чем тут медали, мол, и вовсе они ни к чему.

Нет должен признаться, оказалось не так.

Сейчас пишу, а то и дело поглядываю, на месте ли

не заржавела ли... Даже не думал, что есть у меня

такое в характере. Но факт остается фактом — до

неприличия радуюсь. И даже, если хотите знать, и

сюда-то, в учебный класс автоклуба, сбежал с днев-

ником, чтобы меньше на глаза попадаться. Очень уж

меня ощущение мучает, что физиономия стала глупо

самодовольной. Губы все время ухмылка разводит,

надо не надо—хожу, осклабившись. И в глазах ве-

селинка. Солидности нет... Может, потом все и при-

трется, на оборотах. Но сейчас пока... непорядок.

Что-то в груди детонирует. Шум сердечной мышцы

прослушивается. Клапаны стучат. Не отрегулирова-

 

======================== 38 =========================

ны. Ох, тяжела же ты, шапка Мономаха!..

Ладно, хватит тут задаваться. Совсем уж сдурел,

видно, на радостях.

Теперь о ралли. Ну, я, конечно, тогда заснул. Дне-

вник под голову, на скамейке перед судейской ком-

натой. Даже до койки не дотянул—далеко показа-

лось идти по коридору.

И проспал три часа, как агнец. Будто и не схва-

тывал четырех сот штрафных. Вскочил и — опро-

метью на бывший аэродром, где расположен входной

КВ для заканчивающих третий этап.

Хотя до возвращения Николая еще целый час, я

прохаживаюсь у КВ, ловя на себе неодобрительные

взгляды спортивных судей. Да ведь не я один тут

такой — и другие уже ждут с нетерпением своих на-

парников, с волнением вглядываются вдаль, откуда

должны появиться первые машины.

В это промозглое раннее утро старый и заброшен-

ный фронтовой аэродром снова, наверное, выглядел,

(как действующий, а мы все — как бортмеханики, ожи-

дающие возвращения боевых машин из полета. Поч-

ти никто друг с другом не разговаривает; шагаем

молча туда-сюда, пытаясь этим умерить волнение.

С завистью вижу, как приходит одна машина,

другая... Моему напарнику еще рано—по графику

надо через шестнадцать минут. Но ведь кто знает,

где он сейчас?.. Может, давно сошел... Или перевер-

нулся... Или лежит где-нибудь под машиной и чи-

нит... ступицу колеса. (Ох уж мне эта ленинградская

ступица—вовек, видно, не забуду.) Заставляю себя

не смотреть на часы, не слишком часто погляды-

вать на дорогу. Даже тогда, когда слышу шум подъ-

езжающей машины,—все равно ведь не моя, Нико-

лаю еще рано. Да и не так часто они подходят. Из

семи машин, которым следовало бы закончить ди-

станцию в эти 15 минут, пока пришли только две.

Большой, видимо, «сход» на этом «лепестке». Луч-

ше и не смотреть пока—сердце подскажет, если

появится «мой».

 

======================== 39 =========================

И действительно, интуиция не подвела. Как раз в

тот момент, когда он вырулил на прямую, ведущую

к КВ, я поднял глаза на дорогу. С деланным спокой-

ствием покосился на часы. Точно по графику! «Тик

в тик», как у нас говорят. И тут уж не выдержал:

бросился к машине, дернул дверцу, уставился на

Сучкова. Не терпелось спросить, как все было, как

вел себя двигатель, есть ли штрафные очки.

Но он что-то не очень многословен. Еле выдавил

из себя какой-то непонятный звук. Взглянул я на

него повнимательнее и... ахнул. Ну, на пределе па-

рень. Как бегун после длинной дистанции. Выло-

жился на финише...

Я отодвинул его на штурманское место, вскочил

в машину и быстренько вырулил к месту заправки.

Пока заправлялся, позволил себе еще раз взглянуть

на «посадочную дорожку» возле КВ. Там по-преж-

нему маячили ожидающие. И я поймал себя на стран-

ном чувстве — мне вдруг захотелось снова быть вме-

сте с ними, как-то самортизировать свое счастье,

чтобы не так уж разительно выделяться на фоне их

нервно-тревожного ожидания.

Тем более, что у некоторых опоздание уже пре-

высило норму (60 минут), и, когда я выехал на старт,

здесь скопилось уже немало ребят, вынужденно пре-

вратившихся в зрителей. Смотрю, и наши, заводские,

есть—Саша Терехин, Коля Аполлонов, Смирнов...

Они провожают нас печальными взглядами. Искрен-

не жаль товарищей, так и не дождавшихся своих на-

парников с трассы. Для них соревнования кончи-

лись.

А мы — снова вместе. Впереди еще десять часов

движения, около 800 километров пути.

Мой друг, кажется, постепенно отходит. Поспал

минут сорок (а я, между прочим, открутил за это

время «фигурку» с очень хорошим результатом—он

даже не шелохнулся), затем хлебнул чаю из термо-

са, пожевал яблоко (хороший признак!) и потянулся

к карте и графику...

 

======================== 40 =========================

— Спи,—сказал я.—Пока сам управлюсь.

— Поспишь тут у вас,—буркнул он ворчливо.—

На такой скорости.

Я между тем ехал не быстро — около девяноста.

Да и спешить было незачем: мы шли с небольшим опе-

режением графика, дорога хорошая, машина в по-

рядке. А вот он почему так сник? Я же ведь знаю

Сучкова, он жилистый—сколько раз про него рас-

сказывали, что пройдет свою часть дистанции, а руль

так и не отдает, «крутит» вторые сутки. «Что ты, я

только во вкус вошел»,—говорит обычно. А сегод-

ня... Я его осторожно спросил об этом:

— Трудная трасса, видно, попалась?

— Трудная, да,—вскинулся он.—Для дураков.

Вроде меня.

И, помолчав, рассказал, что случилось. Оказыва-

ется, он километров за двести до финиша проскочил

поворот. Вернее, свернул на развилке, но не влево,

а вправо. И пришлось возвращаться.

Я удивленно покосился на него. Ведь пришел-то

он вовремя. Значит, оплошность была не существен-

ной, если на таком коротком отрезке пути сумел на-

верстать упущенное.

— Сколько ж ты так просвистел вхолостую? —

скорее из вежливости осведомился я.

— Могу точно сказать! — он отбубнил, как школь-

ник на переэкзаменовке.—Двадцать и три десятых

километра. Я на обратном пути замерил. Он по-

молчал и добавил уже просто: А то еду себе, по-

нимаешь, и смотрю: на карте одно, а на местности

ну все, понимаешь, совершенно другое... Речка от-

куда ни возьмись. Тут-то я и сообразил. Развернулся

на месте и... восвояси. Пришлось поддавать, конечно...

«Восвояси»... Я ужаснулся при мысли, с какой

же он скоростью должен был ехать, чтобы прибыть

на последний пункт контроля времени без опозданий.

Просто жуть... Получается средняя больше ста де-

сяти. Значит, весь путь—двести километров—на

полном дросселе, с педалью, отжатой до полика. Нет,

 

======================== 41 =========================

это только Сучкову под силу. И еще разве Уно Аава

или Александру Ипатенко. С ума прямо сойти, как

они это могут...

А Николай, будто подслушав мои мысли, просто

сказал:

— Не я тут был первый номер. Твоя заслуга.

Двигатель здорово подготовил.

Если бы даже и не наградили меня потом ме-

далью, то, поверьте, этих слов было тоже достаточно.

Настоящая награда, меня аж в краску бросило от

удовольствия. Я с благодарностью посмотрел на пар-

тнера. И хотя понимал, что не только конечно же в

двигателе дело — нужны были еще руки Николая

на руле, талант его, мастерство и бесстрашие,—но

все-таки удивительно приятно было это услышать,

приобщиться, так сказать, к экстра-классу, почувст-

вовать себя, пусть и заочным, соучастником этой

потрясающей гонки.

Некоторые думают, что форсировать двигатель

значит просто выполнить всем известные операции:

поднять степень сжатия, улучшить наполнение ци-

линдров да коллектор и выпускной трубопровод вну-

три пополировать. Ну еще, может быть, с фазами

газораспределения поколдовать или тарелки впу-

скных клапанов увеличить.

Нет, не такие уж это простые дела. И во-первых,

приступая к форсировке двигателя, никогда не сле-

дует думать, что конструкторы его были глупова-

ты—упустили, мол, возможность еще 10—15 лоша-

диных сил выжать, а ты вот сейчас произведешь

какие-то магические действия, и потерянная мощ-

ность объявится: «Тут я»... Нет, форсировка—это

организованная, продуманная, технически обосно-

ванная и квалифицированная работа целого коллек-

тива, дело очень кропотливое и трудоемкое. Бук-

вально из каждого узла двигателя можно извлечь

хоть маленькую толику повышения мощности даже

после того, как проделаешь все, что рекомендовано

для всех форсируемых машин. Иногда возишься не-

 

======================== 42 =========================

сколько суток, а эффект мизерный, какие-нибудь

0,5 лошадиной силы. «От силы полсилы», как у нас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...