Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Планирование эксперимента. Методика. Экспериментальный материали задачи испытуемому были под­робно описаны в § 13 «Предметного практикума» (Часть I).




г

Планирование эксперимента

В качестве приемов введения дополнительных ограничений в ра­боту испытуемого предлагается изменение ее временного режима и сокращение числа карточек, которые он может наблюдать одновре­менно. Каждая из этих независимых переменных может иметь по два условия. Временной режим: карточки предъявляются с интервалом 5 с либо в темпе, удобном для испытуемого. Число карточек: каждая кар­точка предъявляется испытуемому на время, необходимое для ее опоз­нания, либо остается перед ним постоянно. Экспериментатор может использовать как оба приема введения ограничений, так и один из них. Тем самым основная экспериментальная и контргипотеза уточ­няются следующим образом. Основная гипотеза: предъявление карто чек с интервалом 5 с и, следовательно, невозможность наблюдат весь предъявленный материал повышают относительное количеств стратегий фокусировки. Контргипотеза: названные факторы умень­шают относительное количество стратегий фокусировки.

Обратим внимание на то, что зависимая переменная принимав количественный характер — это отношение числа стратегий фокуси­ровки к остальным стратегиям (если бы гипотеза касалась других стра­тегий, то они также были бы представлены количественно).

Для повышения надежности данных в эксперименте участвует груп­па испытуемых. Однако проверка основной гипотезы организуется по интраиндивидуальной схеме эксперимента со случайным предъявле­нием условий.

Обеспечение проверки основной гипотезы включает введение не­скольких уровней дополнительной переменной для контроля обобще­ния полученных результатов. Требование статистических решений для оценки возможности принятия основной гипотезы предполагает предъявление испытуемому ряда из нескольких задач. С целью контро­ля фактора задачи они должны быть однотипными, т. е. задуманные понятия должны содержать, например, равное количество признаков. Однако в данном случае это требование не может быть выполнено прямо по двум причинам.

1. Эффективность идеальных стратегий — фокусировки и сканиро­вания — различна для образования понятий с различным количе­ством признаков. Так, с помощью фокусировки объективно быстрее (в один «шаг» после выдвижения гипотезы) построить понятие с тре­мя признаками, а с помощью сканирования легче угадать понятие с 218


одним признаком. Использование лишь одного из уровней этой вто­ричной, не входящей в основную гипотезу переменной (число при­знаков в понятии) может привести к систематическому смешению, затрудняющему обобщение полученных результатов. Для его контроля необходимо привлечь несколько уровней данной переменной, т. е. ис­пользовать факторную схему эксперимента, в которой эта вторая пе­ременная начинает учитываться в гипотезе.

2. Использование понятий с двумя признаками, одинаковых по трудности построения для идеальных стратегий фокусировки и ска­нирования (два «шага» после выдвижения гипотезы), также невоз­можно в данном случае. Оно может стать иным источником система­тического смешения— научения испытуемого за счет возможной ори­ентации на знание количества признаков в задуманном понятии. Отсюда вновь следует необходимость использования факторной схемы, т. е. проведения опытов на всех трех уровнях переменной («число призна­ков») с предъявлением их в случайной последовательности.

Однако контроль этой переменной не должен осуществляться пу­тем усреднения данных. Поскольку предполагается различная частота стратегий фокусировки при использовании в структуре понятия од­ного, двух или трех признаков, то сформулированное в гипотезе от­ношение между независимой и зависимой переменными должно быть прослежено для каждого из этих его уровней (и тем самым переменная становится не побочной, а дополнительной). Этого можно достичь при так называемом блочном планировании, когда второй фактор, кото­рый может «затуплять» отношение между основной независимой пе­ременной и зависимой переменной, выделяется как самостоятель­ный — путем представления его уровней в разных блоках (табл. 1). Статистическая обработка при таком двухфакторном плане направле­на на проверку гипотез только об условиях основной независимой переменной. Тем самым для двухфакторного плана применяется од-нофакторный дисперсионный анализ, в котором повторно (в зависи­мости от числа блоков) оцениваются зависшие переменные в услови­ях одной и той же однородной подгруппы случаев, которая здесь пред­ставлена примером гипотезы с определенным количеством признаков.

Методика

Экспериментальный материали задачи испытуемому были под­робно описаны в § 13 «Предметного практикума» (Часть I).

Процедура опытов. Используется план 3x3 для индивидуальной схе­мы эксперимента при проверке гипотезы с одним отношением.

Переходим к изложению действий экспериментатора по органи­зации опыта с одним испытуемым и учета его результатов. Подготовка к опыту включает: 1) составление ряда искусственных понятий (с одним, двумя, тремя признаками); 2) построение последовательнос­тей положительных и отрицательных примеров, которые будут предъяв-


ляться испытуемому для угадывания каждого из них. Основанием правильного построения таких последовательностей служит анализ общего числа возможных гипотез испытуемого и оценка информатив­ности примеров, с которыми он может встретиться.

В целях достаточной развернутости процесса образования понятия последовательность примеров должна содержать как более, так и ме­нее информативные на каждом «шаге» карточки, включая несколько «пустых» примеров. Отобранные для каждого из задуманных понятий (с разным числом признаков) информативные и не информативные примеры располагаются в случайном порядке. Целесообразно загото­вить последовательности, включающие 10—20 примеров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...