Планирование эксперимента. Методика. Экспериментальный материали задачи испытуемому были подробно описаны в § 13 «Предметного практикума» (Часть I).
г Планирование эксперимента В качестве приемов введения дополнительных ограничений в работу испытуемого предлагается изменение ее временного режима и сокращение числа карточек, которые он может наблюдать одновременно. Каждая из этих независимых переменных может иметь по два условия. Временной режим: карточки предъявляются с интервалом 5 с либо в темпе, удобном для испытуемого. Число карточек: каждая карточка предъявляется испытуемому на время, необходимое для ее опознания, либо остается перед ним постоянно. Экспериментатор может использовать как оба приема введения ограничений, так и один из них. Тем самым основная экспериментальная и контргипотеза уточняются следующим образом. Основная гипотеза: предъявление карто чек с интервалом 5 с и, следовательно, невозможность наблюдат весь предъявленный материал повышают относительное количеств стратегий фокусировки. Контргипотеза: названные факторы уменьшают относительное количество стратегий фокусировки. Обратим внимание на то, что зависимая переменная принимав количественный характер — это отношение числа стратегий фокусировки к остальным стратегиям (если бы гипотеза касалась других стратегий, то они также были бы представлены количественно). Для повышения надежности данных в эксперименте участвует группа испытуемых. Однако проверка основной гипотезы организуется по интраиндивидуальной схеме эксперимента со случайным предъявлением условий. Обеспечение проверки основной гипотезы включает введение нескольких уровней дополнительной переменной для контроля обобщения полученных результатов. Требование статистических решений для оценки возможности принятия основной гипотезы предполагает предъявление испытуемому ряда из нескольких задач. С целью контроля фактора задачи они должны быть однотипными, т. е. задуманные понятия должны содержать, например, равное количество признаков. Однако в данном случае это требование не может быть выполнено прямо по двум причинам.
1. Эффективность идеальных стратегий — фокусировки и сканирования — различна для образования понятий с различным количеством признаков. Так, с помощью фокусировки объективно быстрее (в один «шаг» после выдвижения гипотезы) построить понятие с тремя признаками, а с помощью сканирования легче угадать понятие с 218 одним признаком. Использование лишь одного из уровней этой вторичной, не входящей в основную гипотезу переменной (число признаков в понятии) может привести к систематическому смешению, затрудняющему обобщение полученных результатов. Для его контроля необходимо привлечь несколько уровней данной переменной, т. е. использовать факторную схему эксперимента, в которой эта вторая переменная начинает учитываться в гипотезе. 2. Использование понятий с двумя признаками, одинаковых по трудности построения для идеальных стратегий фокусировки и сканирования (два «шага» после выдвижения гипотезы), также невозможно в данном случае. Оно может стать иным источником систематического смешения— научения испытуемого за счет возможной ориентации на знание количества признаков в задуманном понятии. Отсюда вновь следует необходимость использования факторной схемы, т. е. проведения опытов на всех трех уровнях переменной («число признаков») с предъявлением их в случайной последовательности. Однако контроль этой переменной не должен осуществляться путем усреднения данных. Поскольку предполагается различная частота стратегий фокусировки при использовании в структуре понятия одного, двух или трех признаков, то сформулированное в гипотезе отношение между независимой и зависимой переменными должно быть прослежено для каждого из этих его уровней (и тем самым переменная становится не побочной, а дополнительной). Этого можно достичь при так называемом блочном планировании, когда второй фактор, который может «затуплять» отношение между основной независимой переменной и зависимой переменной, выделяется как самостоятельный — путем представления его уровней в разных блоках (табл. 1). Статистическая обработка при таком двухфакторном плане направлена на проверку гипотез только об условиях основной независимой переменной. Тем самым для двухфакторного плана применяется од-нофакторный дисперсионный анализ, в котором повторно (в зависимости от числа блоков) оцениваются зависшие переменные в условиях одной и той же однородной подгруппы случаев, которая здесь представлена примером гипотезы с определенным количеством признаков.
Методика Экспериментальный материали задачи испытуемому были подробно описаны в § 13 «Предметного практикума» (Часть I). Процедура опытов. Используется план 3x3 для индивидуальной схемы эксперимента при проверке гипотезы с одним отношением. Переходим к изложению действий экспериментатора по организации опыта с одним испытуемым и учета его результатов. Подготовка к опыту включает: 1) составление ряда искусственных понятий (с одним, двумя, тремя признаками); 2) построение последовательностей положительных и отрицательных примеров, которые будут предъяв- ляться испытуемому для угадывания каждого из них. Основанием правильного построения таких последовательностей служит анализ общего числа возможных гипотез испытуемого и оценка информативности примеров, с которыми он может встретиться. В целях достаточной развернутости процесса образования понятия последовательность примеров должна содержать как более, так и менее информативные на каждом «шаге» карточки, включая несколько «пустых» примеров. Отобранные для каждого из задуманных понятий (с разным числом признаков) информативные и не информативные примеры располагаются в случайном порядке. Целесообразно заготовить последовательности, включающие 10—20 примеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|