Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры экспериментального материала




Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемых. Испытуемым предлагается одна задача из класса «малых творческих задач», требу­ющих для решения преобразования заданной в образном простран­стве ситуации.

Примеры экспериментального материала

Задача № 1. «Необходимо убрать 6 спичек так, чтобы осталось три квадрата». Экспериментатор предъявляет испытуемому изображение той ситуации, которую необходимо преобразовать. Каждая спичка имеет в ней свой номер, чтобы испытуемый мог назвать ее местоположение (см. рис. 2, с. 70).

Задача № 2. «Необходимо убрать 4 спички так, чтобы получить пять равносторонних треугольников» (см. рис. 3, с. 70). 202


Предварительная общая инструкция (для всех испытуемых) требу­ет «решить задачу, рассуждая вслух». Спички перекладывать испытуе­мому не разрешается, делать записи и рисунки тоже не разрешается, однако графические изображения решений по словесным указаниям испытуемого может делать экспериментатор (на отдельном чистом листе). В таких условиях все мысленные преобразования ситуации за­дачи — независимо от того, осуществляются ли они в визуальном плане, или чисто дискурсивно, — должны найти отражения в верба­лизованных рассуждениях испытуемого. Как это всегда имеет место при использовании методики рассуждения вслух, введенной в психо­логию мышления работами К. Дункера и Э. Клапареда, эксперимента­тор ведет запись всех высказываний испытуемого, при необходимос­ти задает вопросы, побуждающие к вербализации рассуждения и уточ­няющие смысл высказываний. При этом он не должен осуществлять какого-либо наведения на путь решения. Общая форма протокола мо­жет быть такой, как в табл. 1.

1. Протокол опыта

Дата: ____________________ Испытуемый: ______________________

№ группы (по условиям НП): ________________

 

Время решения Рассуждения испытуемого Графическое представление всех решений, которые выделил сам испытуемый Примечания по ходу решения
       

По запирям рассуждений необходимо будет выделить следующие качественные этапы решений: общие цели и замыслы, не конкрети­зированные в графических преобразованиях ситуации; промежуточ­ные цели, отражающие вербально или графически конкретизиро­ванные направления изменений ситуации, т. е. изменения положения спичек; оценки испытуемыми своих промежуточных целей. В пред­ставлении зависимых переменных на основании такого протокола сле­дует ориентироваться на анализ решения сходных задач [Тихомиров, 1984].

План и процедура эксперимента. Испытуемые получают заранее подготовленную инструкцию в соответствии с номером группы, ка­кую представляет экспериментатор (при плане 2x2 сравниваются 4 условия, представленные в табл. 2).


2. Схема условий эксперимента

 

 

Вторая

Первая НП: познавательная мотивация

НП

менее активный уровень более активный уровень

Угроза

дефицита

времени

нет № 1 № 2
есть №3 ----------------------- »_ №4

В инструкциях отражены вариации уровней переменных для раз­ных групп. Вариация первой переменной достигается следующим об­разом. Для групп № 1 и№Сдается «нейтральная инструкция»: «Реши­те, пожалуйста, задачу на сообразительность».

Для групп № 2и№ 4вводится «мотивирующаяинструкция», вклю­чающая дополнение: «После опыта от Вас потребуется экспертная оценка трудности этой задачи и перспектив ее решения определен­ной группой испытуемых, поэтому Вы должны тщательно проанали­зировать все возможные пути ее решения».

Вторая независимая переменная задана следующим продолжени­ем инструкций.

Для групп № 1 и № 2. «Время решения не ограничивается». Для групп № 3 и № 4: «Время решения ограничено. Я Вам не скажу его заранее, но за одну минуту до его окончания предупрежу Вас».

После сдачи допуска к заданию экспериментаторы составляют все 4 полные инструкции и разбиваются по списку своей учебной группы по 4 условиям. Каждый проводит опыт в соответствии с одной из инструк­ций с одним испытуемым-добровольцем после сдачи допуска к работе во внеучебное время. В зависимости от числа студентов в группе число опытов в одном условии может быть от 5 и более. Экспериментаторы должны обсудить предполагаемую надежность результатов. Не зная заранее их возможной вариабельности и не имея возможности вычисления до­верительных интервалов, они могут выделить основные методические соображения о том, как на валидности эксперимента скажется увеличе­ние, например в 2 раза, числа испытуемых (по 2 на каждого эксперимента­тора). В соответствии с содержательно обоснованным решением будет определено конечное число испытуемых для каждого экспериментатора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...