Примеры экспериментального материала
Методика Экспериментальный материал и задача испытуемых. Испытуемым предлагается одна задача из класса «малых творческих задач», требующих для решения преобразования заданной в образном пространстве ситуации. Примеры экспериментального материала Задача № 1. «Необходимо убрать 6 спичек так, чтобы осталось три квадрата». Экспериментатор предъявляет испытуемому изображение той ситуации, которую необходимо преобразовать. Каждая спичка имеет в ней свой номер, чтобы испытуемый мог назвать ее местоположение (см. рис. 2, с. 70). Задача № 2. «Необходимо убрать 4 спички так, чтобы получить пять равносторонних треугольников» (см. рис. 3, с. 70). 202 Предварительная общая инструкция (для всех испытуемых) требует «решить задачу, рассуждая вслух». Спички перекладывать испытуемому не разрешается, делать записи и рисунки тоже не разрешается, однако графические изображения решений по словесным указаниям испытуемого может делать экспериментатор (на отдельном чистом листе). В таких условиях все мысленные преобразования ситуации задачи — независимо от того, осуществляются ли они в визуальном плане, или чисто дискурсивно, — должны найти отражения в вербализованных рассуждениях испытуемого. Как это всегда имеет место при использовании методики рассуждения вслух, введенной в психологию мышления работами К. Дункера и Э. Клапареда, экспериментатор ведет запись всех высказываний испытуемого, при необходимости задает вопросы, побуждающие к вербализации рассуждения и уточняющие смысл высказываний. При этом он не должен осуществлять какого-либо наведения на путь решения. Общая форма протокола может быть такой, как в табл. 1.
1. Протокол опыта Дата: ____________________ Испытуемый: ______________________ № группы (по условиям НП): ________________
По запирям рассуждений необходимо будет выделить следующие качественные этапы решений: общие цели и замыслы, не конкретизированные в графических преобразованиях ситуации; промежуточные цели, отражающие вербально или графически конкретизированные направления изменений ситуации, т. е. изменения положения спичек; оценки испытуемыми своих промежуточных целей. В представлении зависимых переменных на основании такого протокола следует ориентироваться на анализ решения сходных задач [Тихомиров, 1984]. План и процедура эксперимента. Испытуемые получают заранее подготовленную инструкцию в соответствии с номером группы, какую представляет экспериментатор (при плане 2x2 сравниваются 4 условия, представленные в табл. 2). 2. Схема условий эксперимента
В инструкциях отражены вариации уровней переменных для разных групп. Вариация первой переменной достигается следующим образом. Для групп № 1 и№Сдается «нейтральная инструкция»: «Решите, пожалуйста, задачу на сообразительность». Для групп № 2и№ 4вводится «мотивирующаяинструкция», включающая дополнение: «После опыта от Вас потребуется экспертная оценка трудности этой задачи и перспектив ее решения определенной группой испытуемых, поэтому Вы должны тщательно проанализировать все возможные пути ее решения». Вторая независимая переменная задана следующим продолжением инструкций.
Для групп № 1 и № 2. «Время решения не ограничивается». Для групп № 3 и № 4: «Время решения ограничено. Я Вам не скажу его заранее, но за одну минуту до его окончания предупрежу Вас». После сдачи допуска к заданию экспериментаторы составляют все 4 полные инструкции и разбиваются по списку своей учебной группы по 4 условиям. Каждый проводит опыт в соответствии с одной из инструкций с одним испытуемым-добровольцем после сдачи допуска к работе во внеучебное время. В зависимости от числа студентов в группе число опытов в одном условии может быть от 5 и более. Экспериментаторы должны обсудить предполагаемую надежность результатов. Не зная заранее их возможной вариабельности и не имея возможности вычисления доверительных интервалов, они могут выделить основные методические соображения о том, как на валидности эксперимента скажется увеличение, например в 2 раза, числа испытуемых (по 2 на каждого экспериментатора). В соответствии с содержательно обоснованным решением будет определено конечное число испытуемых для каждого экспериментатора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|