Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Контрольные вопросы. Тема задания. Введение




Обработка результатов

1. Автоматизированный протокол включает средние частоты ре­шений каждой категории отдельно по сериям «Выигрыш» и «Проиг­рыш». По этим средним для данных интервальной классификации [Готтсданкер, 1982, с. 138-141] строятся графики связи ЗП и НП. Для этого на оси X откладываются значения уровней ДВ, а две линии графиков отражают высоту ЗП для двух условий НП «целевой кон­текст».

2. Для проверки нуль-гипотезы о том, что обе выборки средних взяты из одной совокупности, используется ранговый критерий Вил-коксона [Рунион, 1982, с. 100-101].


Обсуждение результатов

...

1. На основании проверки статистической нуль-гипотезы (реше­ний о ее отвержении или не отвержении) и по виду построенного графика необходимо проанализировать, оказал ли целевой контекст «выигрыша» и «проигрыша» влияние на характер принятия решений испытуемыми. Можно ли на основании этих данных и данных самоот­чета принять гипотезу о том, что испытуемый принимает разную сте­пень риска в решениях о продолжении игры в двух эксперименталь­ных условиях и что ценность для него промежуточного решения о конкретной ДВ изменяется в зависимости от прогноза более общего смысла успеха—неуспеха достижения конечной цели участия в экспе­рименте, а также прогнозируемых в этой связи переживаний удоволь­ствия—неудовольствия?

2. Необходимо оценить вид полученной зависимости по отноше­
нию к виду функции полезности, приводимой Козелецким [1979].
Можно ли по виду графика предположить, что испытуемый при при­
нятии решений ориентировался на относительный прирост полезнос­
ти исходов? Как можно интерпретировать полученные результаты с
точки зрения высказанной гипотезы о двух основных критериях, на
которые опирается субъект при принятии решений? Для ответа на
этот основной вопрос необходимо выявить эффекты действия основ­
ной НП и взаимодействия ее с таким фактором «технических компо­
нентов» задачи, как уровни ДВ.

3. Можно ли для объяснения полученных результатов использовать
конкурентные гипотезы, источником которых является анализ мето­
дических средств операционализации зависимости, предполагаемой в
экспериментальной гипотезе?

В выводах обсудить возможности обобщения полученных данных для других ситуаций принятия решений.

Контрольные вопросы

1. Что называется функцией полезности «денежных» исходов? Какой вид она имеет?

2. Как связаны ситуационные условия «выигрыша» и «проигрыша» с целевым контекстом принятия решений в мысленной игре с лотереями?

3. Какие известны методы выявления функции полезности вероятных исходов и как она связана с принятием решений?

4. Как формулируются общие предположения о влиянии на принятие решений субъектом целевого контекста и величины исхода (ДВ)? Можно ли два основных критерия принятия решения рассматривать как два этапа ориентировки субъекта в условиях?

5. Каким образом индивидуальные отличия в оценивании вероятнос­тей разноуровневых исходов (ДВ) определяют «зону риска» при приня­тии решений?


 

6. Почему для проверки выдвинутой экспериментальной гипотезы с одним основным отношением используется факторная схема (с двумя НП)?

7. Почему при изучении принятия решений важно учитывать факторы «технических компонентов» реализации экспериментальных условий? В ка­ком смысле эти факторы являются источником конкурирующих гипотез?

8. Как представить типологию артефактов, влияющих на логику выво­да и уровень обобщения экспериментальных результатов?

9. Как выглядит контроль правдоподобных гипотез, проводимый по­средством дополнительного варьирования" }

Литература: 20, с. 299-310, 328-338, 343-346; 29, с. 100-104, 107— 108, 111-115; 33, с. 229-239, 310; 38, с. 197-214, 233-235; 55, с. 100-101.

 

§30

Задание 11. Влияние ограничений условий на образование искусственных понятий

Тема задания

Студенты отрабатывают приемы анализа реальных стратегий поведе­ния испытуемых при образовании понятия, которые состоят в сопо­ставлении фактически наблюдаемой работы испытуемых с множест­вом возможных в данной ситуации идеальных (или рациональных) стратегий. Реконструкция реальной стратегии выполняется, исходя из различного рода данных, получаемых в ходе эксперимента (прежде всего гипотез, выдвигаемых испытуемым на отдельных шагах процес­са образования понятия, характера изменения этих гипотез и др. ).

Введение

Типы реальных стратегий представляют собой качественные зна­чения зависимой переменной в экспериментах по образованию ис­кусственных понятий. Умение правильно идентифицировать эти стра­тегии является критерием освоения методики Дж. Брунера.

Одним из факторов (независимых переменных), влияющих на тип используемых\ стратегий (зависимую переменную), является изменение условий работы испытуемого путем введения специальных (например, временных) ограничений в процедуру опыта. Гипотеза исследования может быть сформулирована так: затрудняющие процесс образования понятий и требующие, в частности,. дополнительных усилий по запоми­нанию предъявляемого материала ограничения могут спровоцировать преимущественный выбор стратегий определенного типа.

Цель работы — проверка экспериментальной гипотезы, согласно которой в условиях, затрудняющих запоминание материала, испыту­емый предпочитает стратегию фокусировки. Именно эта стратегия,


наиболее оптимальная, по данным Дж. Брунера, позволяет автомати­чески удерживать все необходимое содержание предъявляемых карто­чек. Контргипотеза: необходимость специальных усилий по запомина­нию материала затрудняет одновременное удержание и обработку всех признаков (значений) предъявляемых карточек и приводит к отказу

от стратегии фокусировки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...