Отработка задания. Обработка результатов. 3. Результаты обработки протоколов. 4. Сводная таблица результатов по 4 экспериментальным группам
Отработка задания Если проводится распределение испытуемых по группам из имеющейся конкретной выборки испытуемых, то необходимо изменить способ составления групп. Существуют различные способы контроля идентичности групп, позволяющие в определенной степени освободиться от нежелательного влияния индивидуальных различий и обеспечить внешнюю валидность эксперимента. Одним из таких способов является случайный подбор в группы с выделением слоев, который под- ходит для нашего исследования. Применение схемы случайного распределения слоев начинают с классификации испытуемых по некоторому значимому признаку — в данном случае времени, затраченному испытуемым на поиск решения задачи. Для этого подбираются две задачи приблизительно равной трудности с тем, чтобы их можно было использовать как для предварительного тестирования, так и для эксперимента. Группы испытуемых можно разделить поровну, и каждой половине дать свою задачу (возможен групповой эксперимент). Затем на основании результатов решения выделяются, например, четыре слоя: те испытуемые, которые решали задачу менее 5 мин; те, которые затратили на решение от 5 до 10 мин; от 10 до 15 мин; те испытуемые, которые решали задачу более 15 мин. Внутри каждого слоя проводится случайное распределение по экспериментальным группам. Таким способом должно быть получено четыре группы по результатам предварительного решения задач и соответствующего распределения испытуемых. На следующем занятии, после того как все эксперименты проведены и индивидуальные данные обработаны, составляются сводные таблицы и подсчитываются общегрупповые результаты.
Независимо от того, будет ли последующая обработка общегрупповых данных производиться сообща или индивидуально, знание каждым студентом всех ее этапов и представленность ее в отчете обязательны. Обработка результатов 1. На основании протокола рассуждений выделяются следующие показатели решения задачи испытуемым, представленные в табл. 3. 3. Результаты обработки протоколов (отдельно для каждой из 4 групп)
1 Количество общих целей, выдвинутых во время решения 2 Количество промежуточных целей, завершившихся ошибочным преобразованием, плюс количество промежуточных целей, в которых переставляется меньшее (чем требуется) количество спичек 3 Количество конкретных промежуточных целей, приводящих к решению (количество предложенных вариантов решений) 4 Частота называния элементов: число всех перемещенных спичек число спичек 5 Среднее время промежуточного решения: общее время число всех промежуточных целей_______ I ________
4. Сводная таблица результатов по 4 экспериментальным группам
3. Отдельно для каждой из выделенных зависимых переменных проверяются статистические гипотезы о значимости влияния независимых переменных и их взаимодействия на количественные параметры решения. Студентам рекомендуется разделиться на группы по 3-4 человека для анализа одного из 5 параметров. Эта подгруппа отвечает за правильную формулировку статистических гипотез и логику содержательного вывода о том, как по выбранной зависимой переменной характеризуются отличия экспериментальных групп.
Для проверки статистических гипотез предлагается использовать схему двухфакторного дисперсионного анализа или его аналоги для непараметрической статистики [Рунион, 1982]. На основе статистических решений строится целостное описание того, изменялось ли и каким образом — по каким параметрам — решение задачи в зависимости от ситуационных условий. Обсуждение результатов ■ 1. Проанализируйте, как соотносится полученный Вами на основании обработанных результатов вид взаимодействия с выдвинутой экспериментальной гипотезой. Получился ли в проведенном Вами эксперименте такой сдвиг количественных и качественных показателей продуктивности решения задачи, который позволяет отвергнуть нуль-гипотезы об отсутствии влияния варьируемых факторов и их взаимодействия на процесс решения? Если все или некоторые нуль-гипотезы не отвергнуты, то сформулируйте комбинированную гипотезу, которая соответствовала бы полученным результатам. 2. Привлеките количественные показатели процессов целеобразо-вания и фиксированные Вами рассуждения испытуемых вслух при решении задачи для вынесения суждения о том, в какой степени оказалось возможным ситуационное задание познавательной мотивации при помощи инструкции. Дают ли эти данные материал для выводов о том, что при более активном уровне первой независимой перемен- ной — мотивации — осуществляется более углубленный и содержательный анализ условий задачи? 3. Как следует оценить операциональную валидность данного эксперимента с точки зрения его реализации? 4. Насколько организация и планирование эксперимента соответствуют проверке выдвинутой гипотезы? Какие другие гипотезы можно обсуждать при таком же плане? В выводах представить краткие заключения о возможности или невозможности принятия экспериментальной гипотезы (в последнем случае сформулировать контргипотезу или третью конкурирующую гипотезу) и об адекватности организации эксперимента для проверки выдвинутой комбинированной гипотезы. Предложить изменения или дополнения к экспериментальному плану для повышения валидности эксперимента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|